Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения
Важнейшими элементами деятельности начальника МС ГО являются правильный учет и оценка складывающейся обстановки, на основании чего возможно грамотное и обоснованное принятие решений. Оценка медицинской обстановки должна производиться с учетом тактической, инженерной, пожарной, радиационной (химической) обстановки и других факторов, влияющих на деятельность МС ГО. Кроме того, начальник МС ГО должен хорошо знать медико-тактическую характеристику очагов поражения.
Для грамотной оценки медицинской обстановки, возникшей после применения противником оружия массового поражения, начальник МС ГО должен соответственно организовать свою работу и иметь следующие исходные данные:
Ø количество населения (рабочих и служащих), места его размещения и степень обеспечения защитными сооружениями и средствами индивидуальной защиты;
Ø наличие и дислокация сил и средств МС ГО.
Эти данные должны быть нанесены на карту области и план города (городского района).
После применения противником ядерного оружия начальник МС ГО для оценки медицинской обстановки должен получить сведения от штаба ГО о месте, виде и мощности ядерного взрыва, метеорологических данных (направление и скорость ветра, состояние погоды), состояние дорог, мостов, переправ. Кроме того, от службы противорадиационной и противохимической защиты необходимо получить сведения радиационной обстановки и нанести их на карту, а от инженерной службы – данные о зонах разрушения городской застройки в очаге ядерного поражения (ОЯП) и нанести их на план города (городского района).
Учитывая, что радиоактивное облако распространяется со скоростью ветра, начальник МС ГО прежде всего должен правильно оценить радиационную обстановку на территории предполагаемого следа радиоактивного облака, на которой могут оказаться силы медицинской службы, принять решение по их защите и лишь после этого приступить к оценке медицинской обстановки в ОЯП.
При оценке медицинской обстановки в очаге поражения производится:
1) расчет санитарных потерь на объектах народного хозяйства и по району (городу) в целом.
Наличие на плане города заранее нанесенных объектов народного хозяйства позволит начальнику МС ГО быстро определить, в какой зоне разрушения городской застройки они оказались. Имея данные о количестве рабочих и служащих на каждом объекте, степени их защиты (количество, классность и вместимость убежищ) и пользуясь таблицами расчета потерь среди защищенного и незащищенного населения, начальник МС ГО имеет возможность рассчитать предполагаемые потери на каждом объекте и, суммируя результаты, получить общее количество потерь (в том числе и санитарных);
2) определение наличия и потребности в силах и средствах МС ГО для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи.
Для определения количества сил МС ГО, необходимых для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи, начальник МС ГО должен знать возможности СД и ОМП, сроки проведения работ по оказанию первой медицинской помощи и количество смен, необходимых для проведения спасательных работ. Необходимое количество СД и ОМП определяется главным образом количеством санитарных потерь и возможностями этих формирований;
3) оценка потерь сил и средств МС ГО;
4) оценка маршрутов ввода сил и эвакуации пораженных.
Для этого начальник МС ГО должен иметь сведения о радиационной, инженерной и пожарной обстановках;
5) определение потребности в транспортных средствах для эвакуации пораженных, при этом проводится оценка возможностей и определение порядка их использования. После оценки обстановки начальник МС ГО подготавливает предложения начальнику ГО по организации медицинского обеспечения населения в очаге поражения.
Для оценки медицинской обстановки при возникновении ОХП начальнику МС ГО также необходимо заранее иметь сведения о количестве населения (рабочих и служащих), его обеспеченности защитными сооружениями (убежищами), средствами индивидуальной защиты, количестве и размещении сил и средств МС ГО, наличии и состоянии дорог, рельефе местности, наличии и состоянии водоисточников, количестве и дислокации бань, душей, санитарных пропускников, а после применения противником химического оружия – о месте и виде примененного ОВ, площади заражения ОВ, направлении и скорости ветра и др.
На основании имеющихся исходных данных начальник МС ГО может рассчитать вероятные потери среди населения, оказавшегося в очаге химического поражения (ОХП). Следует учитывать, что на величину санитарных потерь будут влиять такие факторы, как своевременность оповещения населения о применении противником ОВ, своевременность и правильность использования населением убежищ, средств индивидуальной защиты.
Рассчитав ориентировочные санитарные потери в ОХП, начальник МС ГО определяет необходимое количество сил и средств МС ГО для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным, порядок ввода СД в очаг поражения и места развертывания ОПМ, количество транспортных средств, необходимых для эвакуации пораженных, и пути их эвакуации в ОПМ, а затем и в загородную зону. После проведения этой работы начальник МС ГО готовит предложения начальнику ГО по организации медицинского обеспечения пораженного населения в ОХП.