Вопрос 6. Организация медицинского обеспечения населения после нападения противника.

После начала военных действий и возникновения очагов поражения содержание и объем медицинских мероприятий ГО будут зависеть от вида примененного оружия, характера сложившейся оперативной и медицинской обстановки и задач, выполняемых гражданской обороной.

Органами управления МС ГО предусматривается два основных варианта медицинского обеспечения в военное время: при планомерном выполнении мероприятий ГО и внезапном нападении противника.

Первый вариант является оптимальным, так как позволяет провести комплекс подготовительных мероприятий по переводу МС ГО на военное положение, что обеспечивает защиту и сохранность значительной части кадровых и материальных ресурсов службы в условиях воздействия средств поражения противника.

При внезапном нападении противника, когда мероприятия ГО не проводились или проведены не полностью, возможно не только возникновение массовых потерь среди населения, но также нанесение значительного ущерба силам и средствам МС ГО, что заметно снизит потенциал службы по медицинскому обеспечению пораженных.

После нападения противника штаб МС ГО принимает меры по восстановлению управления медицинскими силами, запрашивает от органов управления ГО и ЧС данные об инженерной, радиационной, химической и биологической обстановке, ориентировочном количестве санитарных потерь и оценивает полученные данные в интересах медицинской службы. После оценки медико-тактической обстановки определяются: объем работ, направления главных усилий медицинской службы, необходимое количество сил и средств для оказания всех видов медицинской помощи пораженному населению, районы развертывания первого этапа медицинской эвакуации, вероятные маршруты эвакуации пораженных в лечебные учреждения МС ГО, развернутые в загородной зоне, наиболее рациональное использование сил и средств медицинской службы ГО.

Затем, на основе предварительных распоряжений соответствующего органа управления по делам ГО и ЧС и начальником медицинской службы ГО отдаются указания подчиненным штабам, формированиям и учреждениям службы о подготовке к предстоящим действиям. Одновременно отдаются распоряжения по организации медицинской и биологической разведки, готовятся данные начальнику МС ГО для оценки обстановки, принятия решения и для доклада начальнику гражданской обороны.

Медицинская разведка ведется медицинскими подразделениями соединений и частей ГО со всеми формированиями и учреждениями МС ГО, а также специально создаваемыми в ОПМ группами медицинской разведки.

Медицинская разведка выявляет места нахождения пораженных, устанавливает их количество и состояние, намечает пути выноса пострадавших и их эвакуации, районы развертывания ОПМ и медицинских подразделений частей и соединений ГО; определяет ориентировочные объемы работ по оказанию медицинской помощи и требуемое количество медицинских сил и средств, безопасные места сбора и погрузки пострадавших на транспорт для эвакуации из очагов поражения; уточняет санитарно-эпидемиологическую обстановку на маршрутах движения и в очагах поражения, районах эвакуации населения и расположения сил ГО.

Биологическая (бактериологическая) разведка проводится в целях своевременного обнаружения применения противником биологического оружия, установления мест застоя и уровней концентрации бактериального аэрозоля, оценки эпидемиологической обстановки в очаге, отбора проб и доставки их в лабораторию, установления по возможности границ очага биологического поражения.

Непосредственными организаторами медицинской и биологической разведки являются начальники МС ГО городов, районов и объектов экономики.

Данные, полученные медицинской и биологической разведкой, используются для принятия решения по медицинскому обеспечению населения в очагах поражения. На основании решения начальника медицинской службы ГО штаб МС ГО разрабатывает приказ (распоряжение) на организацию медицинского обеспечения и доводит его до подчиненных.

При внезапном нападении противника организация медицинского обеспечения будет осуществляться в сложных условиях медико-тактической обстановки, которая будет характеризоваться возникновением большого числа пораженных, нарушением связи и управления силами и средствами МС ГО. Отсутствие в этих условиях времени для приведения в готовность формирований и учреждений службы, невозможность эвакуации медицинских учреждений из категорированных городов могут повлечь за собой выход из строя и потерю значительной части кадровых и материальных ресурсов МС ГО.

Основу группировки медицинских сил, предназначенных для оказания медицинской помощи пораженным в очагах массовых санитарных потерь, в этом случае составят силы и средства МС ГО близлежащих районов сельской местности и некатегорированных городов, которые не подверглись нападению противника.

Дополнительные больничные койки здравоохранения при внезапном нападении будут развертываться только за счет лечебных учреждений загородной зоны, что значительно ослабит возможности МС ГО по оказанию пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также стационарного лечения. В этой ситуации, на основе получения и изучения информации об оперативной медицинской обстановке, штаб МС ГО осуществляет маневр медицинскими силами и средствами, направленный на выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в условиях резкого дефицита кадровых и материальных ресурсов службы.

В случае выхода из строя основного штаба МС ГО, функцию управления службой принимает штаб дублер, которым, как правило, назначается штаб МС ГО одного из сельских районов. План по подготовке сил и средств МС ГО к действиям при внезапном нападении противника должен быть отработан с учетом всех возможных вариантов. При внезапном нападении противника планы медицинского обеспечения мероприятий ГО вводятся в действие немедленно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следует из вышеизложенного, медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны (рассредоточение и эвакуация) представляет собой слаженный комплекс организационных и медицинских мероприятий, рассредоточенных во времени и пространстве и имеющих огромное значение для нормального функционирования народного хозяйства в военное время и, самое главное, снижения потерь среди населения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 4

1. Перечислить мероприятия медицинской службы ГО, проводимые в режиме повседневной готовности.

2. Назвать степени готовности гражданской обороны.

3. Перечислить первоочередные мероприятия гражданской обороны первой группы.

4. Перечислить первоочередные мероприятия гражданской обороны второй группы.

5. В какой период осуществляется подготовка к эвакуации медицинских учреждений и к вывозу запасов медицинского имущества из категорированных городов?

6. Какие задачи стоят перед медицинской службой гражданской обороны при проведении эвакомероприятий?

7. Какими исходными данными должен располагать штаб МС ГО для обеспечения эвакуационных мероприятий?

8. Какова цель перевода МС ГО с условий мирного времени на военное положение?

9. Назвать разделы плана медицинского обеспечения населения в военное время и его мероприятия.

10. Привести исходные данные при осуществлении планирования мероприятий МС ГО.

11. Определить организацию медицинского обеспечения населения при эвакуации:

· в городе;

· в пути следования;

· в загородной зоне.

12. Какие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия проводятся в районах размещения населения?

13. Как влияют климатогеографические условия на эвакуацию населения?

14. Какие мероприятия ГО осуществляются для рабочих и служащих объектов, продолжающих производственную деятельность?

15. Привести варианты медицинского обеспечения населения в военное время.

16. Назвать задачи медицинской разведки ГО.

17. Перечислить цели бактериологической разведки.

18. Каковы особенности работы МС ГО в очагах поражения?

19. Какова роль взаимодействия медицинских служб различных ведомств при ликвидации последствий применения противником ОМП?

Наши рекомендации