Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена

Учебное пособие

для самостоятельной внеаудиторной работы студентов при подготовке к практическим занятиям,

экзамену по учебной дисциплине

«Анатомия и физиология человека»

Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

Курс 1, семестр 1, 2

г. Ангарск

Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология человека» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, рабочей программой по дисциплине «Анатомия и физиология человека».

Пособие включает 3 содержательных блока: информацию об экзамене по дисциплине, представление структуры пособия, материалы в помощь студентам при подготовке во внеаудиторное время к практическим занятиям, экзамену по дисциплине «Анатомия и физиология человека», структурированные по 12 разделам, 33 темам в соответствии с тематическим планом рабочей программы дисциплины «Анатомия и физиология человека».

Необходимость формирования устойчивой мотивации, профессионально-значимых качеств будущих специалистов требует представления учебного материала в форме практико-ориентированных заданий как средства, обеспечивающего эффективность формирования и прогнозируемый результат- усвоение знаний и освоение умений по дисциплине «Анатомия и физиология человека», способствующих формированию общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов первого курса при подготовке к практическим занятиям, экзамену по дисциплине «Анатомия и физиология человека».

Содержание учебного пособия

Название раздела Название темы практического занятия № стр
Информация об экзамене по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Структура методического пособия для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА  
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦИТОЛОГИИ И ГИСТОЛОГИИ Морфофункциональная характеристика клетки
Морфофункциональная характеристика тканей
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОРГАНИЗМОМ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИИ   Общие вопросы анатомии и физиологии процесса движения
Морфофункциональная характеристика скелета туловища
Морфофункциональная характеристика аппарата движения туловища
Морфофункциональная характеристика скелета головы
Морфофункциональная характеристика аппарата движения головы и шеи
Морфофункциональная характеристика скелета конечностей
Морфофункциональная характеристика аппарата движения конечностей
ПРОЦЕСС КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ.   Морфофункциональная характеристика сердца
Морфофункциональная характеристика разных видов сосудов. Морфологическая характеристика сосудов малого круга кровообращения.
Морфологическая характеристика сосудов большого круга кровообращения.
Морфофункциональная характеристика лимфатической системы
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ.   Морфофункциональная характеристика крови
Характеристика групповой и резус- принадлежности крови
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА Морфофункциональная характеристика спинного мозга
Морфофункциональная характеристика спинномозговых нервов
Морфофункциональная характеристика головного мозга
Морфофункциональная характеристика черепных нервов
Морфофункциональная характеристика вегетативной нервной системы
Морфофункциональная характеристика сенсорных систем
Морфофункциональная характеристика желез внутренней секреции
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Морфофункциональная характеристика высшей нервной деятельности человека
ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ ДЫШАТЬ. Морфофункциональная характеристика дыхательной системы
ПРОЦЕСС ПИТАНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ ЕСТЬ И ПИТЬ. Морфофункциональная характеристика органов пищеварительного канала
Морфофункциональная характеристика больших пищеварительных желез
Морфофункциональная характеристика процесса пищеварения
Функциональная характеристика процессов обмена веществ и энергии в организме человека
Функциональная характеристика процесса терморегуляции в организме человека
ПРОЦЕСС ВЫДЕЛЕНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ ВЫДЕЛЯТЬ Морфофункциональная характеристика мочевой системы
ПРОЦЕСС РЕПРОДУКЦИИ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕКСУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Морфофункциональная характеристика женской половой системы  
Морфофункциональная характеристика мужской половой системы
ПРОЦЕСС ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ Морфофункциональная характеристика механизмов защиты организма человека от воздействия внешней и внутренней среды

Информация





об экзамене по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

К экзамену допускаются студенты, имеющие положительные оценки по всем темам практических занятий, полностью выполнившие все виды учебной работы, предусмотренные программой.

Информация о сроках проведения экзамена представлена на информационном стенде в холле колледжа в начале 1 семестра.

В период подготовки к экзамену проводится консультация по экзаменационным материалам.

Экзамен проводится с целью установления соответствия уровня и качества подготовки студентов Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части требований к результатам освоения учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» и определяет:

· усвоение знаний анатомии и физиологии человека;

  • умение применять полученные знания для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

. Экзамен проводится в два этапа:

  • теоретический этап - тестирование, ориентированное на проверку усвоения знаний по дисциплине;
  • практический этап - оценка усвоения знаний, освоения умений по результатам выполнения заданий экзаменационного билета.

Вы должны продемонстрировать на экзамене:

  • точность применения медико-анатомического и медико-физиологического понятийного аппарата;
  • правильность описания топографии органов;
  • правильность описания анатомо-физиологических особенностей тканей, органов и систем органов;

· правильность описания клинико-физиологических исследований:

- денситометрии;

- миографии;

- динамометрии;

- фонокардиографии;

- электрокардиографии;

- исследования артериального пульса;

- сфигмографии;

- измерения артериального давления;

- плетизмографии;

- оценки адаптационных возможностей сердечно- сосудистой системы при функциональных пробах;

- определения СОЭ;

- определения количества гемоглобина;

- определения количества форменных элементов крови;

- .определения групповой принадлежности крови;

- определения вкусовой чувствительности;

- исследования остроты зрения;

- исследования остроты слуха;

- исследования сухожильных рефлексов;

- тестирования психофизиологических свойств человека;

- определения частоты дыхательных движений;

- спирометрии (спирографии);

- исследования пищеварительных функций;

- оценки состояния питания человека.

- определения величины основного обмена;

· правильность демонстрации особенностей строения и топографии органов;

· правильность определения по визуальным признакам конституционального типа человека;

· точность нахождения и пальпации костных ориентиров тела человека;

· правильность демонстрации и называния движений, осуществляемых в основных суставах тела человека;

· точность нахождения мышечных ориентиров тела человека;

· верность обозначения, с использованием нужных ориентиров, проекционных линий на туловище человека;

· правильность определения на рентгенограммах скелета костей черепа, туловища, конечностей и их элементов;

· правильность определения на рентгенограммах с использованием контрастных веществ органов, их частей и присущих органам особенностей строения (если они выявляются);

· точность нахождения точек определения пульсации и возможного пережатия артерий;

· правильность интерпретации лабораторных и инструментальных данных медицинских исследований;

· правильность анатомо-физиологического обоснования техники выполнения некоторых медицинских манипуляций;

· правильность анатомо-физиологического обоснования клинических проявлений некоторых заболеваний.

Оценка 5 «отлично»

Выставляется студенту, обнаружившему всестороннее знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, приближенные к будущей профессиональной деятельности, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой учебной дисциплины, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала:

- студент описывает подробно макро- и микроморфологию всех органов и структур, функции, топографические особенности, взаимодействие с другими органами и системами;

- дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, при этом студент излагает материал самостоятельно и логично, выделяет самое существенное;

- демонстрирует прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений;

- в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений;

- знания по дисциплине демонстрируются на фоне понимания их в системе данной науки и междисциплинарных связей;

- образования на анатомических наглядных пособиях показаны быстро и уверенно;

- свободное применяет медико-анатомического и медико-физиологического понятийного аппарата: обучающийся всесторонне понимает и свободно оперирует основными понятиями и категориями анатомии и физиологии;

- ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие;

- могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

Оценка 4 «хорошо»

Выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему практические задания, приближенные к будущей профессиональной деятельности, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему достаточный уровень знаний по дисциплине, способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

- студент описывает в основных чертах макро- и микроморфологию всех органов и структур, функции, топографические особенности, взаимодействие с другими органами и системами;

- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи, при этом студент излагает материал преимущественно самостоятельно;

- ответ недостаточно логичен с единичными ошибками в частностях, исправленных студентом с помощью преподавателя: в ответе отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки;

- иногда нарушалась последовательность изложения,
недостаточная уверенность и быстрота в демонстрации анатомических образований;

- студент понимает и оперирует основными понятиями и категориями анатомии и физиологии, могут быть допущены единичные ошибки в анатомической терминологии.

- ответы на дополнительные вопросы правильные, недостаточно четкие.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допустившему неточности в определении понятий, в применении знаний для решения профессиональных задач, в неумении обосновывать свои рассуждения:

- студент знает общий план строения всех органов и систем, основные функции, топографические особенности;

- ответ не достаточно полный, с ошибками в деталях;

- студент имеет представление об основных понятиях и категориях анатомии, ориентируется в основных понятиях, в основном правильно отвечает на поставленные вопросы;

- нуждается в наводящих вопросах;

- не может привести примеры;

- умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано;

- речевое оформление требует поправок, коррекции;

- самостоятельно излагает материал непоследовательно;

- не показана способность самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи;

- неуверенность в демонстрации анатомических образований;

- допускает ошибки в раскрытии понятий, анатомических терминах;

- ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в частностях.

Структура пособия

для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Обучаясь в медицинском колледже, Вы должны овладеть определен­ным объемом знаний и умений, по дисциплине «Анатомия и физиология человека», необходимых для дальнейшего успешного обучения и в будущей профессиональной деятельности.

В данном пособии вопросы для подготовки к практическим занятиям, соответственно и к экзамену, латинские и греческие термины, описание клинико-физиологических исследований, практические задания, клинико-морфологические задачи приведены по разделам, темам практических занятий дисциплины.

Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

Решение клинико-морфологических задач, выполнение практических, тестовых заданий, поможет Вам, студенты первого курса, усвоить программный материал по дисциплине «Анатомия и физиология человека», будет способствовать развитию клинического мышления фельдшера, поможет применять знания по анатомии и физиологии человека для обследования пациентов, постановки предварительного диагноза.

Вам необходимо в процессе внеаудиторной самостоятельной работы выучить латинские и греческие терминоэлементы, представленные в разделах «Анатомический латинский минимум». Особое внимание обратите на термины, обозначающие воспаление органа. Они выделены в третьей графе таблиц «жирным» шрифтом.

Вам предстоит выполнить практические задания, в части заданий продумать их выполнение, найти решение к 650 клинико-морфологическим задачам, выполнить 650 тестовых заданий по всем разделам дисциплины «Анатомия и физиология человека».

Перед выполнением заданий необходимо изучить материал темы. Используйте учебники, атлас, лекционный материал, вопросы для подготовки, описание клинико-физиологических исследований, представленные в данном пособии.

В пособии даны ответы на задачи, что позволит Вам проверить правильность своих рассуждений при анализе предложенной ситуации. Ответы на задачи выполняют и важную информационную функцию. Будьте внимательны! Даны ответы и на тестовые задания.

Не торопитесь сразу же в них заглядывать, иначе эффективность Вашего обучения резко снизится. Старайтесь решить задачу, выполнить тестовое задание самостоятельно.

И только после этого проверьте себя!

Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

РАЗДЕЛ 1 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

Раздел 1.

Эталон ответов

Тема 2.1.

Тема 2.2.

Эталон ответов

по разделу «Отдельные вопросы цитологии и гистологии»

1. б

2. б

3. а

4. г

5. б

6. а

7. г

8. б

9. а

10. а

11. в

12. в

13. г

14. а

15. в

16. а

17. г

18. б

19. г

20. б

21. а

22. б

23. а

24. а

25. в

26. б

27. а

28. г

29. г

30. г

31. в

32. г

33. г

34. б

35. в

36. в

37. б

38. а

39. в

40. г

41. а

42. а

43. г

44. г

45. а

46. а

47. а

48. г

49. а

50. в

51. г

52. в

53. г

54. б

55. б

56. а

57. г

58. б

59. г

60. г

61. в

62. б

63. г

64. г

65. б

66. б

67. а

68. в

Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

Тема 3.1.

Общие вопросы анатомии и физиологии процесса движения

Вопросы для подготовки к занятию, экзамену

1. Структуры организма, удовлетворяющие потребность в движении.

2. Функции скелета

3. Кость как орган, ее химический состав.

4. Виды костей, их строение

5. Виды соединения костей.

6. Строение сустава, вспомогательный аппарат суставов

7. Классификация суставов.

8. Виды движений в суставах.

9. Принцип рычага в работе суставов

10. Оценка функционирования костной тканей. Значение рентгенодиагностики, результатов денситометрии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

11. Расположение, значение скелетных мышц

12. Мышца как орган, структурно-функциональная единица мышцы.

13. Виды мышц.

14. Вспомогательный аппарат мышц.

15. Основные физиологические свойства мышц.

16. Механизм мышечного сокращения

17. Работа мышц, значение физической тренировки мышц.

18. Утомление и отдых мышц.

19. Оценка функционального состояния мышечной системы, значение для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. Клинико-физиологические исследования сократительной деятельности мышц.

.

Денситометрия

Денситометрия – сканирование минеральной плотности костей, во время которого оценивают уровень потери костной массы. Обследование основано на рентгеновском методе диагностики и не требует хирургического вмешательства. При помощи денситометрии, как правило, обследуют нижнюю часть позвоночника и бедренные кости – плотность в этих отделах опорно-двигательного аппарата изначально меньше. На сегодняшний день это наиболее точный метод диагностики остеопороза и оценки степени риска переломов.

Миография

Миография (от мио... и ...графия), регистрация сократительной деятельности мышцы. Простейший способ графической регистрации мышечного сокращения — механическая запись с помощью рычага, свободный конец которого пишет на ленте кимографа соответствующую кривую - миограмму. Помимо таких механических миографов, используются и оптические, регистрирующие работу мышцы на светочувствительной плёнке или бумаге. Миографы разных конструкций обеспечивают регистрацию изотонических или изометрических сокращений мышц. Наиболее совершенным является метод измерения колебаний напряжения мышцы с помощью датчиков, преобразующих механические изменения в электрические, регистрируемые на осциллографе. Таким способом удаётся регистрировать сокращения отдельных мышечных клеток. Метод миографии в сочетании с другими физиологическими методами позволил изучить основные закономерности сократительной функции мышц

Динамометрия

Силой мышц обозначают максимальное проявление произвольного усилия, которое может развивать группа мышц в определенных условиях. Эти условия в большой степени определяются заинтересованностью обследуемого лица или возможностью выполнить

максимальное усилие. Обычно одновременно сокращается определенная группа мышц, поэтому трудно точно определить работу каждой мышцы в суммарном проявлении силы. Кроме того, в действии мышц участвуют костные рычаги. Измерение изометрической силы не требует много времени и не утомляет обследуемого. Здесь сила проявляется в одном циклическом максимальном сокращении. Однако на результат измерения могут повлиять несколько факторов. Так, изометрическое напряжение, развиваемое каждым мышечным волокном, зависит от его относительной длины и продолжительности стимуляции. При измерении положения суставов, кроме того меняются параметры костных рычагов, передающих мышечную силу. Наконец, после изменения взаимного расположения частей тела, в акт сокращения дополнительно включаются волокна других мышц.

Учитывая эти обстоятельства, при измерении изометрической силы необходимо строго соблюдать определенные позиции тела и угол соответствующих суставов. Несоблюдение этого правила может привести к значительным ошибкам. Сила идентичных групп мышц у разных людей неодинакова. Во- первых, изометрическая сила пропорциональна площади поперечного сечения мышцы. Если исходить из того, что геометрическая форма мышц у людей разного оста одинакова, то сила измеряется пропорционально квадрату линейной дименсии (роста). Следовательно, увеличение роста на 20% дает увеличение силы на 44 %. Это дает определенные преимущества высокорослым людям при перемещении тяжестей руками, метании спортивных снарядов и т.п.

Однако при преодолении веса собственного тела (например, при подтягивании на перекладине и т.п.) у них преимущества нет, так как масса тела увеличивается пропорционально кубу роста.

Во- вторых, изометрическая сила зависит от пола и возраста. Половые различия мало выражены до полового созревания. Однако показатели силы у взрослых женщин ниже на 30- 35 % по сравнению с мужчинами. Частично это объясняется различием роста. Но после соответствующей коррекции силовые показатели у женщин в среднем составляют только 80 % от показателей мышечной силы у мужчин. Взрослые мужчины достигают максимума изометрической силы в возрасте около 30 лет, потом сила уменьшается.

Этот процесс быстрее идет в крупных мышцах нижних конечностей и туловища. Сила рук сохраняется дольше.

Средние значения изометрической силы (в кг) некоторых мышечных групп в зависимости от возраста

Показатель Сила кисти (+ или – 16%) 20 лет 25 лет 35 лет 45 лет 55 лет
У мужчин   55,9 59,9 58,5 55,6 51,6
У женщин 37,5 38,5 38,0 35,6 32,7

Цель исследования: изучить метод определения силы сокращения мышц, в частности, мышц кисти

Оборудование: кистевой динамометр

Ход работы:

- Обследуемому предлагают встать, вытянуть руку с динамометром. Вытянутую руку отвести в сторону под прямым углом к туловищу. Свободная рука опущена и расслаблена.

- Обследуемого просят по команде экспериментатора максимально сжать кистевой динамометр.

- Определяют силу мышц кисти по шкале динамометра.

- Измерение силы мышц кисти повторяют

- Оценивают силу мышц по лучшему результату.

Практические задания

по теме «Общие вопросы анатомии и физиологии процесса движения»

1. Показать анатомические элементы:

Эпифиз

Диафиз

Метафиз

Апофиз

Периост

Хрящевую губу

Диск

Мениск

Сесамовидную кость

Короткую трубчатую кость

Длинную трубчатую кость

Короткую губчатую кость

Длинную губчатую кость

Плоскую кость

Синхондроз

Синостоз

Синдесмоз

Диартроз

Гемиартроз

Мышечное брюшко

Сухожилие

Апоневроз

Фасцию

Комплексный сустав

Комбинированный сустав


  1. Показать особенности строения трубчатых костей, привести примеры коротких, длинных трубчатых костей
  2. Показать особенности строения губчатых костей, привести примеры коротких, длинных губчатых костей.
  3. Показать особенности строения плоских костей, привести примеры плоских костей.
  4. Показать разные виды непрерывного соединения костей.
  5. Изобразить схематично обязательные элементы строения сустава.
  6. Показать суставы, содержащие в своем строении дополнительные элементы суставов.

8. Продемонстрировать методику динамометрии (на практическом занятии, экзамене).

Тема3.3.

Показать швы черепа.

12. Смоделировать из отдельных костей атлантозатылочный сустав, височно-нижнечелюстной сустав (на практическом занятии, экзамене).

13.Показать на рентгенограммах воздухоносные пазухи костей черепа, турецкое седло, черепные ямки, орбиты, твердое небо, грушевидную апертуру (на практическом занятии, экзамене).

Тема3.5.

Головы и шеи

Вопросы для подготовки к занятию, экзамену

1. Жевательные мышцы головы - начало, прикрепление, функции.

2. Мимические мышцы головы - начало, прикрепление, функции.

3. Фасции головы.

4. Мышцы шеи - начало, прикрепление, функции.

5. Топографические образования головы.

6. Треугольники шеи.

Практические задания

Тема 3.6.

Тема 3.7.

Морфофункциональная характеристика аппарата движения конечностей

Вопросы для подготовки к занятию, экзамену

1. Мышцы верхней конечности - начало, прикрепление, функции.

2. Топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка, области.

3. Мышцы нижней конечности- начало, прикрепление, функции.

4. Мышцы таза: передняя группа, задняя группа- начало, прикрепление, функции.

5. Мышцы бедра: передняя задняя группа -начало, прикрепление, функции.

6. Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группы, - начало, прикрепление, функции.

7. Мышцы стопы - начало, прикрепление, функции..

8. Топографические образования нижней конечности.

Практические задания

Эталон ответов

на тестовые задания по разделу «Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом человека потребности в движении»

1. г

2. в

3. а

4. в

5. б

6. а

7. б

8. в

9. г

10. а

11. в

12. а

13. б

14. а

15. б

16. а

17. г

18. а

19. в

20. г

21. г

22. а

23. в

24. г

25. в

26. б

27. г

28. а

29. в

30. а

31. в

32. г

33. в

34. г

35. б

36. а

37. в

38. г

39. г

40. а

41. в

42. г

43. б

44. б

45. б

46. а

47. в

48. г

49. в

50. б

51. г

52. а

53. а

54. б

55. г

56. б

57. а

58. а

59. в

Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

Тема 4.1

Фонокардиография

Фонокардиография (греч. Phōnē звук + kardia сердце + graph ōписать, изображать) — метод исследования и диагностики нарушений деятельности сердца и его клапанного аппарата, основанный на регистрации и анализе звуков, возникающих при сокращении и расслаблении сердца. Фонокардиография объективизирует данные аускультации сердца, уточняет их результатами амплитудного и частотного анализа звуков, измерения их длительности и интервалов между ними. Синхронная с фонокарардиограммой регистрация электрокардио- и сфигмограммы используется для анализа фазовой структуры сердечного цикла. Фонокардиография осуществляется современными диагностическими приборами, объективизирует данные аускультации сердца в виде фонокардиограммы (ФКГ), отображающей возникновение и окончание тонов сердца и его шумов по времени в виде

периодических, разделенных определенными интервалами колебаний, которые могут быть количественно организованны по частотному составу и амплитуде.

Электрокардиография

Электрокардиография — метод электрофизиологического исследования деятельности сердца в норме и патологии, основанный на регистрации и анализе электрической активности миокарда, распространяющейся по сердцу в течение сердечного цикла. Регистрация производится с помощью специальных приборов — электрокардиографов.

Записываемая кривая — электрокардиограмма (ЭКГ) — отражает динамику в течение сердечного цикла разности потенциалов в двух точках электрического поля сердца, соответствующих местам наложения на теле обследуемого двух электродов, один из которых является положительным полюсом, другой — отрицательным.

Критерии выставления оценки на теоретическом этапе экзамена - student2.ru

Тема 4.2.

Измерение артериального давления (АД) у человека

(аускультативный метод Н.С. Короткова)

Цель: определить величину систолического и диастолического артериального давления.

Оборудование: сфигмоманометр(тонометр), фонендоскоп.

Ход работы:Обычно давление измеряется в плечевой артерии. Для этого на обнаженное плечо обследуемого накладывают и закрепляют манжету. В локтевом сгибе находят по пульсации плечевую артерию и прикладывают к ней фонендоскоп. Воздух в манжете нагнетается до тех пор, пока давление в ней не превысит примерно на 30 мм. рт. ст. уровень, при котором перестает определяться пульсация плечевой или лучевой артерии. После этого начинают медленно выпускать воздух из манжеты. Одновременно фонендоскопом выслушивают плечевую артерию и следят за показанием шкалы манометра. Когда давление в манжете станет чуть ниже систолического, над плечевой артерией начинают выслушиваться тоны, синхронные с деятельностью сердца. Показания манометра в момент появления тонов отмечается как величина систолического давления. При дальнейшем понижении давления тоны становятся громче, затем ослабляются и исчезают. Момент исчезновения тонов соответствует диастолическому давлению.

Методические требования для правильного измерения АД

- В течение 30 минут перед измерением АД пациент не должен курить и есть продукты, содержащие кофеин.

- Перед измерением пациенту необходимо посидеть не менее 5 минут, успокоиться и расслабиться.

- Манометр желательно располагать на уровне глаз.

- Манжета должна охватывать не менее 80 % периметра конечности и ее ширина не может быть менее 40 % периметра. Узкая манжета дает завышенные значения АД, а широкая – заниженные.

- Рука пациента должна быть обнажена и расположена так, чтобы манжета находилась на уровне сердца. Не допускается проведение измерений с закатанным рукавом. Если манжету невозможно расположить на уровне сердца, то на каждый сантиметр выше или ниже этого уровня необходимо добавлять или вычитать поправку 0,8 мм. рт. ст.

- Фонендоскоп должен быть слегка прижат к артерии. Излишнее усилие занижает значение АД.

- В начале измерения манжету необходимо быстро накачать до значения превышающего на 30 мм. рт. ст. давление, при котором не пальпируется лучевая артерия. Скорость декомпрессии манжеты не должна превышать 2-3 мм. рт. ст. в секунду.

- У взрослых величина систолического давления должна соответствовать показанию манометра, при котором слышны первые два последовательные звука, а диастолического – исчезновению (а не приглушению) звуков. Для контроля полного исчезновения звуков необходимо уменьшить давление в манжете на 10-20 мм.рт. ст. относительно последнего звука.

- За величину АД принимается среднее двух последовательных измерений

( при отличие показаний не более 5 мм.рт.ст. ), выполненных на одной руке с интервалом 1-2 минуты.

- АД должно быть измерено первоначально на обеих руках. В дальнейшем, рекомендуется измерять давление на руке с более высокими значениями давления.

Согласно данным ВОЗ у здорового взрослого человека систолическое артериальное давление составляет 100 – 139 мм. рт. ст., диастолическое – 65- 89 мм. рт. ст.

Плетизмография

Плетизмография (греч. plethysmos наполнение, увеличение + graphō писать, изображать) — метод исследования сосудистого тонуса и кровотока в сосудах мелкого калибра, основанный на графической регистрации пульсовых и более медленных колебаний объема какой-либо части тела, связанных с динамикой кровенаполнения сосудов. Как особый метод выделяют так называемую общую плетизмографию, или плетизмографию всего тела, применяемую для исследования функций внешнего дыхания и минутного объема кровообращения. Как диагностический метод плетизмография используется главным образом при сосудистых заболеваниях для объективной оценки состояния и степени нарушений регионарного кровотока, тонуса артерий и вен, для дифференциальной диагностики органических и функциональных заболеваний сосудов, а также для контроля эффективности лечения, применяемого с целью восстановления функции сосудов. Особенно ценную информацию дают симметричные исследования пораженных и непораженных сосудов у одного и того же больного, а также динамика плетизмограмм под влиянием функциональных нагрузок и при проведении фармакологических проб. Осуществляют плетизмографию, используя специальные приборы — плетизмографы.

Ортостатическая проба

Обследуемый 2-3 мин. Лежит в горизонтальном положении. У обследуемого в положении лежа измеряют АД, подсчитывают ЧСС, не снимая манжетки, обследуемый поднимается и в течение 10 мин. Стоит в свободной позе. Сразу же после перехода в вертикальное положение, а затем на 2,6,10 мин. Определяют ЧСС и измеряют АД.

В норме при переходе из горизонтального положения в вертикальное наблюдается учащение сердечного ритма на 10-40 уд. в мин. Систолическое давление в первые 10-12 сек снижается на 5-15 мм рт ст с последующим выравниванием до исходного. Диастолическое давление обычно повышается на 5 – 10 мм рт ст. Наблюдается уменьшение амплитуды пульсового давления, что сохраняется на весь период ортостаза.

Клиностатическая проба

Обследуемый стоит в свободной позе 10 мин около кушетки. На 1 и 5 минуте у него определяют АД, ЧСС. После 10 – минутного ортоположения обследуемый ложится и у него на 1 и 5 мин. повторно регистрируют указанные показатели.

Пределы колебания сердечного ритма при клиностатической пробе в норме составляют 10- 40 уд в мин. Наблюдается уменьшение ЧСС. Систолическое давление либо не изменяется, либо повышается в начале пробы

Наши рекомендации