Транзактный анализ в супружеской терапии

Транзактный анализ (от лат. Transactio – сделка и греч. analysis – разложение, расчленение) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном (Берн, 1998). Этот метод психотерапии основан на анализе структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются три состояния «Я»: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Каждое из этих состояний сравнительно легко выделяется по характерному поведению, высказываниям и экспрессии. Так, состояние Ребенка характеризуют высказывания, выражающие эмоции, потребности, страхи, фразы «я хочу», «я боюсь» и т. п. К экспрессивным признакам данного состояния относят покраснение, движения рук и т. п. В состоянии Взрослого человек руководствуется приобретенными навыками, способностями, он объективно оценивает реальность и себя. В состоянии Родителя человек выражает некритически перенятые оценки, правила, установки с помощью фраз «обязан», «запрещаю» и т. п. Состояние Родителя отражает внешние влияния детства, а состояние Ребенка – это остаток внутренних детских переживаний, таких, как бессилие, страх, протест, радость открытия. Ни одно из состояний нельзя назвать плохим или хорошим, в каждом из них у человека проявляются и положительные качества, и недостатки. Э. Берн трактует процесс общения как контакт между двумя «Я», находящимися либо в различных, либо в тождественных состояниях (Навайтис, 1999).

Существует несколько ключевых концепций, которые лежат в основе теории транзактного анализа: модель Эго-состояний, транзакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий и игры.

Общение (транзакции) можно разбить на элементарные составляющие: обращение, сигнал, знак и ответ. Каждое обращение исходит только из одного состояния и направлено только на одно состояние другого, поэтому во время одной транзакции состояние «Я» не изменяется. Транзакции могут быть дополняющими, когда ответ на обращение поступает из того состояния «Я», к которому обращались, или противостоящими, когда ответ поступает не из того состояния, к которому обращались.

Более сложные ряды транзакций – игры. Они характеризуются несколькими свойствами. В играх, помимо параллельных и пересекающихся транзакций, в которых обращения, ответы и состояния – ясные, присущи и скрытые обращения, ответы и состояния. Например, вопрос: «Где мои ботинки?» и ответ: «Под кроватью» – могут быть транзакцией типа «Взрослый – Взрослый», в которой партнеры по-деловому обмениваются информацией, но может быть и транзакцией типа «Родитель – Ребенок», в которой Ребенка бранят за беспорядок. Скрытые транзакции придают играм драматический характер. К тому же благодаря им возникают своего рода ловушки с заранее предусмотренным исходом, обеспечивающим психологическую победу.

Сложные сочетания игр или одна постоянно повторяющаяся игра могут быть для человека своеобразной целью жизни. Чаще всего игра наследуется от родителей как определенное наставление (например, стать известным человеком). Его сопровождает и инструкция, как осуществить желаемую цель. Здесь возможны противоречия между целями и способами их достижения, которые выбирают различные состояния «Я». Такой способ структурирования времени называется сценарием.

Согласно Э. Берну, зрелый человек осознает состояния собственного и может их контролировать. Он чувствует различие между жизнью, которую ему демонстрировали (состояние Родителя), и жизнью, которую сам пережил (состояние Ребенка) и сам нашел (состояние Взрослого). Осознавая это различие, он становится более автономным и может выбирать созвучный личности образ жизни, более искренне общаться. Путь к этому лежит через более глубокое понимание своих состояний, своих игр, отношений с другими людьми, жизненных целей. Задача психолога – помочь клиенту на этом пути посредством анализа игр. В процессе работы клиент знакомится с принципами транзактного анализа, его терминологией и описаниями игр. Это дается сравнительно легко, поскольку в системе транзактного анализа мало специальных терминов, понятия наглядны, названия игр и их суть раскрывается с помощью характерных для обиходного общения фраз. Поэтому клиент легко овладевает методами транзактного анализа и становится компетентным партнером терапевта. В ходе анализа исследуется иррациональность и комичность стереотипных жизненных ситуаций, что создает условия для изменения поведения.

Общие принципы транзактного анализа легко применить при консультировании семьи или на групповой семейной консультации. По Э. Берну, «оптимальная группа состоит из четырех пар; двух слишком мало, так как требуются заинтересованные зрители, пяти слишком много, так как на всех не хватает времени» (Берн, 2000). В этой системе преимущество явно отдают группам или хотя бы парам, а индивидуальных консультаций по вопросам семьи избегают. Это соответствует теоретическому представлению о том, что патология в семье распределена между супругами. Если один из них начинает «лечиться», т. е. получает психологическую помощь, его доля патологии уменьшается, однако проблемы другого супруга могут обостриться. Следовательно, психологическая консультация даст обратный результат.

Первоначально терапевт выясняет структуру брака. Ее можно описать в трех аспектах: через формальный контракт, который составили два Взрослых; через контракт об общении, подготовленный во время добрачного знакомства, когда один из будущих супругов занимал позицию Взрослого или Родителя, а другой – позицию Ребенка; через тайный контракт, заключенный между «детьми». Каждый из этих контрактов может быть нарушен: формальный – когда еще во время его составления планируется не соответствующее контракту поведение; контракт об общении – когда уже в первые месяцы после заключения брака кто-либо из супругов пытается отказаться от своей роли; тайный контракт – когда дети сами не понимают своих потребностей, когда их жизненные сценарии явно расходятся.

Задача консультирования семьи, как указывает Э. Берн, зависит от структуры начального брачного контракта. Он полагает, что следовало бы пытаться сохранить формальный контракт и гарантировать каждому супругу максимум преимуществ, которые возможны при компромиссе в рамках контрактов об общении и сценариев. Предполагается, что игры и отношения в рамках семьи подлежат свободному выбору, а все элементы, разрушающие семью или ее членов, необходимо устранить. При подобной перестройке взаимодействия важно предусмотреть переходный период, во время которого формируются новые конструктивные отношения, так как, когда каждый из супругов достигнет нового уровня осознания и контроля над своими «Я»-состояниями и потребностями, им надо заключить и новый контракт об общении.

В этой системе консультирования семьи не ставится цель полностью разрешить конфликты. Предполагается, что новое понимание их причин и динамики позволит как бы возвыситься над ними.

Э. Берн указывает, что транзактная помощь семье ведет к трем вариантам результатов: брак, в котором много трудностей, но они хорошо контролируются; компромиссный брак, когда супруги отказываются от своих потребностей; наконец, наиболее приемлемый вариант – брак, где супруги испытывают радость открытия лучших свойств друг друга, которые ранее не замечали.

Еще один автор модели транзактной помощи семье, Т. Харрис (Harris, 1969), отмечает, что анализ отношений было бы полезнее производить до брака. Однако влюбленность мешает рационально планировать будущее семьи. Поэтому в проблемном браке единственным выходом становится создание новой структуры отношений, а для этого нужно проанализировать существующий брачный контракт.

Т. Харрис отмечает, что обычно такой контракт подготовлен неудачно, т. е. в нем делается попытка достичь равновесия прибыли и убытков. По мнению Т. Харриса, создавая семью на этой основе, человек себя и близких приравнивает к вещи, а вместо того, чтобы заботиться об общем благе, стремится, чтобы близкие не чувствовали себя лучше, чем он. Это поведение обусловлено состоянием Ребенка. Брак может успешно развиваться, если бремя заботы о нем возьмет на себя Взрослый. Существенным элементом такой заботы является осмысление супружеских потребностей, интересов, установок, проявляющихся через различные состояния «Я», и реалистичная оценка возможности их согласовать. С помощью психолога супруги осуществляют анализ контрактов. Выясняется, насколько сильно тут родительское «Я», т. е. каких правил придерживается каждый партнер и как эти правила можно согласовать. Затем то же самое проделывается в отношении контракта в состояниях Взрослый – Взрослый. В этом случае выявляются основные интересы, увлечения каждого из супругов. Наконец, анализируются контракты в состояниях Ребенок – Ребенок (например, в состоянии Ребенка человек, убежденный в том, что он плохой, с трудом отказывается от вредных для него отношений с другим человеком. Тот, кто в детстве имел привычку удовлетворять свои капризы, будет так же поступать и в состоянии Ребенка). Т. Харрис отмечает, что такой анализ отношений уже сам по себе положительно влияет на семью, так как исключаются поспешные оценки: хороший – плохой.

Таким образом, основой транзактного анализа является модель Эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние – это совокупность поведенческих паттернов, мыслей и чувств как способ проявления личности в данный момент. Модель описывает три различные Эго-состояния:

Р – Эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, позаимствованные от родителей или от авторитетных фигур;

В – Эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, являющиеся непосредственной реакцией на «здесь и теперь»;

Д – Эго-состояние Ребенка (Дитя): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель Эго-состояний позволяет установить связь между поведением, мыслями и чувствами. Транзакция имеет место тогда, когда А предлагает какой-то вид коммуникации, а В ему отвечает. Начало коммуникации называется стимулом, ответ – реакцией. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму цепочки транзакций. Транзакции бывают параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые. Примеры схем транзакций приведены на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Схемы транзакций

Структурирование времени.

Согласно Эрику Берну, люди в группах или парах могут проводить время всего шестью различными способами. Это уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы удовлетворяют «структурный голод» участников.

Поглаживание – это единица транзакции. Можно разделить поглаживания на следующие группы: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Сценарий жизни.

В детстве каждый человек создает свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет закладывается в раннем детстве, до того, как человек научился говорить. Позднее к сценарию лишь добавляются новые детали. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте его можно пересмотреть. Будучи взрослым, человек обычно не осознает сценарий своей жизни, но, тем не менее, в точности ему следует. Без осознания этого факта человек движется по жизни к той финальной сцене, которую определил в детстве. Наряду с моделью Эго-состояний, концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна для психотерапии. Анализируя сценарий, терапевт стремится к пониманию того, как клиент неосознанно создает проблемы и как он их решает.

Берн выдвинул гипотезу о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок создает определенные представления о себе и окружающих людях. Эти представления сохраняются на всю жизнь и представляют собой следующие позиции: «я – ОК» или «я – не ОК»; «ты – ОК» или «ты – не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре экзистенциальные установки к себе и другим людям:

1. Я – ОК, ты – ОК;

2. Я – не ОК, ты – ОК;

3. Я – ОК, ты – не ОК;

4. Я – не ОК, ты – не ОК.

Выделяют шесть основных паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, свой конкретный способ проживания сценария.

Сценарий «Пока не».

Если человек проживает сценарий в соответствии с этим паттерном, лозунгом его жизни является: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу». Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом содержится мысль о том, что хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится.

Сценарий «После».

Этот паттерн представляет собой обратную сторону паттерна «Пока не». Тут человек следует девизу: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».

Сценарий «Никогда».

Тема этого сценария заключается в следующем: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу».

Сценарий «Всегда».

Человек с данным сценарием задается вопросом: «Почему это всегда случается со мной?»

Сценарий «Почти».

Сизиф прогневал греческих богов. Он был обречен вечно катить на гору огромный камень. Когда Сизиф почти достигал вершины горы, камень выскальзывал у него из рук и снова катился к подножию. Подобно Сизифу, человек со сценарием «Почти» говорит: «В этот раз я почти достиг своего».

Кейлер Таиби (Taibi, Hedges, 1974) выдвинул идею о существовании двух типов паттерна «Почти». Описанный выше паттерн он называет «Почти – тип 1». «Почти – тип 2» характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако вместо того, чтобы оставить камень и отдохнуть, они не замечают, что достигли вершины. Они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень. Это повторяется бесконечно.

Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий).

Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует некая точка, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента кажется пустотой, как будто бы часть театрального сценария утеряна.

Все эти типы сценариев имеют свои сексуальные аспекты (Берн, 1990). Сценарий «Никогда» может запрещать любовь или секс – или то и другое вместе. Если он запрещает любовь, но не секс, то появляется промискуитет, из которого матросы, солдаты и бродяги извлекают все преимущества, а проститутки – средства к существованию. Если сценарий запрещает секс, но не любовь, он порождает священников, монахов и монахинь и людей, занимающихся добрыми делами, такими, как воспитание детей-сирот. Люди промискуитета испытывают танталовы муки при виде преданных возлюбленных и счастливых семей, в то время как филантропы претерпевают пытки при виде сексуальных страстей.

Сценарий «Всегда» отражают молодые люди, изгнанные из дома за грехи, к которым подтолкнули их родители. Фразы «Если ты беременна, иди зарабатывай себе на жизнь на улице» или «Если ты хочешь стать наркоманом – твое личное дело» являются примерами этого. Отец, который бросил дочь на произвол судьбы, мог иметь развратные мысли о ней с тех пор, как ей исполнилось десять, а тот, что выгнал сына из дома за курение марихуаны, мог в ту же ночь напиться, чтобы облегчить боль.

Родительское программирование в сценарии «Пока не» крайне назойливо, поскольку обычно состоит из открытых команд: «Ты не можешь заниматься сексом, пока не выйдешь замуж, и ты не можешь выйти замуж, пока должна заботиться о матери (или пока не кончишь колледж)». Родительские требования в сценарии «После» почти столь же откровенны: «После того как ты выйдешь замуж и заведешь детей, начнутся твои беды». Если перевести эти слова в действия, это значит: «Срывай бутоны роз, пока можешь. Время улетает, и тот цветок, что улыбается тебе сегодня, завтра вызовет твой смех». После замужества сценарий трансформируется: «Как только у тебя появятся дети, начнутся твои трудности». Сценарий «Почти» порождает вечную подружку невесты, которая сама невестой не станет, или людей, которые стараются изо всех сил, но никогда не добиваются полной победы.

«Открытый сценарий» оканчивается вместе со старением человека, который теряет свою жизненную энергию без большого сожаления и довольствуется воспоминаниями о прошлых победах. Женщины с такими сценариями с готовностью ждут менопаузы, с ошибочной мыслью, что после этого их «сексуальные проблемы» окончатся, в то время как мужчины ждут момента, когда смогут посвятить все свое время работе, освободившись от сексуальных обязательств.

Каждый из сценариев по-своему влияет на оргазм. Сценарий «Никогда» порождает не только старых дев и холостяков, проституток и сводников, но и женщин, которые никогда не испытывают оргазма, ни разу в жизни, а кроме того, мужчин-импотентов, которые добиваются оргазма только при отсутствии любви – классический случай, описанный Фрейдом, касающийся мужчины, который был импотентом с женой, но не с проститутками.

Сценарий «Всегда» порождает нимфоманок и донжуанов, которые проводят жизнь в беспрерывной погоне за победами.

Сценарий «Пока не» разыгрывают загнанные домохозяйки и усталые бизнесмены, неспособные почувствовать сексуальное возбуждение до тех пор, пока каждая мелочь в домашнем хозяйстве или в офисе не будет приведена в порядок. И само возбуждение может исчезнуть в самый критический момент из-за мелочей: в любую минуту они готовы пойти проверить, к примеру, плотно ли закрыта дверь холодильника, или внести в записную книжку дела, за которые надо в первую очередь взяться утром. При сценарии «После» секс блокируют опасения. Так, страх беременности заставляет женщину сдерживать оргазм или может вызвать его у мужчины слишком быстро.

Сценарий «Почти» управляет поведением женщин-неудачниц, которые во время полового акта восходят все выше и выше, почти достигая кульминации – но тут мужчина переживает оргазм, а у женщины возбуждение снижается. И это может повторяться из ночи в ночь годами. «Открытый сценарий» заставляет людей воспринимать секс как работу или обязанность.

Сексуальная потенция и либидо человека в какой-то мере обусловлены его наследственностью и биохимией, но – как ни странно – еще сильнее на эту сторону жизни влияет сценарий раннего детства. Таким образом, не только сексуальная активность, но и способность любить в значительной степени определились уже к шести годам. Так, некоторые женщины очень рано понимают, что хотят стать матерями, а другие в том же возрасте решают остаться девственницами или вечными невестами.

Мировосприятие. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. Мировосприятие – это структура ассоциативных ответов, интегрирующая различные Эго-состояния при реакции на определенные стимулы. Мировосприятие дает человеку целостный перцептуальный, концептуальный, эмоциональный и двигательный набор для определения себя, других людей и окружающего мира. Можно назвать мировосприятие «фильтром для реальности».

Симбиоз – это такие отношения, когда двое людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. В таких взаимоотношениях используют не все возможные Эго-состояния. Обычно один партнер исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь Ребенком и блокируя два других состояния. В симбиотических отношениях они чувствуют себя комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается ценой потери: партнеры в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

«Рэкет» в транзактном анализе – это фиксированная эмоция, поощрявшаяся в детстве; человек переживает ее в различных стрессовых ситуациях, что не способствует взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор поведенческих паттернов, бессознательно используемых для манипуляции окружением.

Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Они проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то, что люди играют в одни и те же игры, они этого не осознают. Лишь на заключительной стадии игры человек может себя спросить: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент он обычно не понимает, что сам начал игру.

3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают чувства «рэкета».

4. Во время игры люди обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совсем другое, чем на уровне социальном. Люди играют в свои игры снова и снова, ища партнеров с подходящими играми.

5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

Сексуальные игры.

Некоторые игры основаны на эксплуатации сексуальных импульсов или на борьбе с ними. В каком-то смысле они представляют собой извращение нормального сексуального влечения, так как человек получает удовольствие не от интимных отношений, а от игры. Эти игры не приходится наблюдать непосредственно, так как они приватные, информация о них доходит до нас из вторых рук. Сюда входят такие виды игр, как «А ну-ка, подеритесь», «Извращение», «Соблазн», «Чулок» и «Скандал». В большинстве таких игр агентом является женщина, так как мужские игры сексуального характера граничат с преступлением и иногда приводят к нему. Сексуальные игры теснейшим образом связаны с супружескими играми, они в равной степени доступны как супругам, так и парам, вступившим в интимные отношения.

«А ну-ка, подеритесь»

Женщина умело сталкивает двоих мужчин, дав им предварительно понять, что будет принадлежать победителю. После того, как сражение закончено, она выполняет свое обещание. Это честная транзакция, и предполагается, что она и ее партнер будут безмерно счастливы друг с другом. Игра прикрывается ореолом романтики.

«Извращение»

Люди, страдающие легкой склонностью к садизму или мазохизму, часто основывают свою позицию на «психическом здоровье». Они ощущают в себе мощный сексуальный потенциал, поэтому длительное воздержание отрицательно сказывается на их состоянии. Все это нередко ложится в основу игр из серии «Калека», с ключевой фразой: «Ну чего же вы хотите от такого сексуального человека, как я?»

«Соблазн»

Первая степень – «Соблазн», или «Легкий поцелуй». Игра популярна на различных вечеринках и используется в основном при легком флирте. Женщина демонстрирует свою доступность, и, как только кто-нибудь проявляет к ней интерес, игра заканчивается.

Вторая степень – «Соблазн», или «Негодование». Женщина получает удовольствие от ухаживаний мужчины, но это не главное. Истинное наслаждение ей доставляет возможность его отвергнуть, поэтому в просторечии эта игра известна также под именем «Отстань».

Третья степень игры «Соблазн» – это жестокая игра, которая может закончиться в зале суда, убийством или самоубийством. Женщина склоняет мужчину к компрометирующей сексуальной связи, а затем заявляет, что тот ее изнасиловал или причинил ей вред.

«Чулок»

Эта игра того же класса, что и «Соблазн». Одной из наиболее ярких ее характеристик является эксгибиционизм истеричной природы. Например, женщина, попав в новую компанию и еще не успев освоиться, вдруг, привлекая всеобщее внимание, приподнимает ногу и восклицает: «Боже, у меня чулок пополз!» Это делается с очевидным расчетом привлечь сексуально окрашенное внимание мужчин и вызвать недовольство женщин. Любые замечания относительно ее поведения женщина отражает протестом, говоря, что не виновата, и организует ответную атаку, которая делает игру похожей на классический вариант «Соблазна».

«Скандал»

В типичном варианте игры участвуют авторитарный отец и дочь-подросток, мать в такой семье как бы сексуально заморожена. Отец приходит домой с работы и начинает придираться к дочери, которая грубит ему в ответ. Первый ход может делать и дочь, нагло заговорив с отцом, что вызывает гнев с его стороны. Они постепенно повышают голос, и ситуация накаляется. Исход зависит от того, в чьих руках инициатива. В любом случае результатом игры становится хлопающая дверь. Это болезненный, но весьма эффективный способ решения сексуальных проблем, которые возникают в некоторых семьях между дочерью-подростком и отцом. «Скандал» могут разыгрывать любые два игрока, которые пытаются избежать сексуальной близости.

Супружеские игры.

В супружеских отношениях наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Но некоторые игры, например «Если бы не ты», в жизни многих супругов применяются особенно часто. А такие игры, как «Фригидная женщина», могут долго существовать только в условиях законного брака. Конечно, супружеские игры можно отделить от сексуальных (рассмотренных выше) чисто условно. В число наиболее распространенных игр входят: «Тупик», «Судебное разбирательство», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не ты», «Видишь, как я старался», «Дорогая».

«Тупик»

Эта игра в большей степени, чем другие, демонстрирует манипулятивный характер игр вообще и то, как они препятствуют близости. Как это ни парадоксально, «Тупик» представляет собой изворотливый отказ играть в игру, предложенную другим супругом.

Жена предлагает мужу сходить в кино. Муж соглашается.

1. Первый вариант. Жена, собираясь в кино, «ненамеренно» допускает промах. В разговоре она совершенно естественно упоминает, что дом давно пора заново покрасить.

2. Билет дорогой, а муж совсем недавно говорил, что с деньгами у них сейчас туго. Он просил ее отказаться от непредвиденных расходов по крайней мере до начала следующего месяца. Момент для обсуждения вопроса о покраске дома был выбран явно неудачно, и муж грубо отвечает жене.

Второй вариант.

Муж, собираясь в кино, заводит разговор в таком тоне, что жене трудно удержаться от соблазна поговорить о необходимости покрасить дом. Как и в предыдущем случае, муж грубо отвечает жене.

3. Жена обижена; она говорит мужу, что у него очередной приступ дурного настроения, поэтому она с ним в кино не пойдет; пусть лучше идет один. Он заявляет, что так и сделает.

4. Муж идет в кино (или гулять с детьми), оставив жену дома лелеять свои оскорбленные чувства.

С точки зрения неискушенного наблюдателя, позиция победителя в каждом случае безупречна: он просто понял партнера буквально. Во втором случае, когда муж принимает отказ жены идти с ним в кино за чистую монету, это особенно очевидно. Оба знают, что это неправда, но, как только жена произнесла слова отказа, она сразу оказалась в тупике.

«Судебное разбирательство»

В игру может включиться любое количество людей, но в основном предусматривается участие трех игроков: Истца, Ответчика и Судьи. Роли распределяются, соответственно, между супругами и терапевтом. Если игра происходит в психотерапевтической группе, то аудитория играет роль Присяжных. Муж начинает излагать жалобу: «Хотите послушать, что она вчера сделала? Она…» и т. д. Жена защищается: «На самом деле случилось вот что… И потом, как раз перед этим он… И во всяком случае, мы оба тогда…» и т. д. Муж благородно добавляет: «Я рад, что вы смогли выслушать обе стороны, я ведь хочу, чтобы все было честно». В этот момент терапевт глубокомысленно замечает: «Мне кажется, если мы примем во внимание…» и т. д. Если при этом присутствуют зрители, терапевт может «перебросить мяч» им со словами: «Давайте послушаем, что скажут другие». Если же участники группы уже достаточно обучены, они могут взять на себя роль Присяжных и без подсказки со стороны психотерапевта.

«Фригидная женщина»

Эта игра происходит между супругами и почти никогда – между возлюбленными, так как трудно представить себе, чтобы мужчина долго терпел подобное поведение любовницы.

Муж приближается к жене с определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких попыток жена говорит ему: «Все мужчины – скоты». А потом начинает упрекать мужа в том, что он ее нисколько не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает, после чего делает новую попытку, но с тем же результатом. Наконец он покоряется судьбе и больше не проявляет сексуального интереса к жене. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более и более рассеянной и менее церемонной. То она полуодетая проходит через спальню, то, принимая ванну, забывает чистое полотенце, которое муж должен ей принести. Если она играет всерьез, то может даже начать флиртовать с другими мужчинами. Наконец, муж поддается на ее провокации и делает новую попытку. Но его снова отвергают, и вслед за этим начинается игра «Скандал», во время которой идут в ход различные упреки, упоминается прошлое, примеры из жизни других супружеских пар, финансовые проблемы и неудачи. Все кончается хлопком двери. На этот раз муж твердо решает: с него хватит, он обойдется без секса. Провокации со стороны жены учащаются – она становится все более рассеянной и все менее строгой, но муж держится. Однажды вечером она просто подходит и целует его. Сначала муж не реагирует, помня о своем твердом решении, но скоро природа берет свое, и ему уже кажется, что на этот раз он добился цели. Его первые робкие ласки не отвергаются. Он становится смелей. И вдруг в самый критический момент жена, отступая на шаг, кричит ему: «Ну что я тебе говорила?! Все мужчины – скоты! Мне нужна твоя нежность, а ты думаешь только о сексе!»

«Загнанная домохозяйка»

В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние хозяйки. Женщина взваливает на себя всевозможные обязанности и даже сама как бы напрашивается на новые задания. Она соглашается со всеми замечаниями мужа и выполняет все требования детей. Если ей нужно устроить званый обед, она чувствует необходимость сыграть роль не только Безупречной собеседницы, но и столь же Образцовой экономки и Распорядительницы, а также Художника по интерьеру, Шеф-повара, Обольстительной элегантной женщины и Дипломата. Более того, утром она захочет испечь пирог и сводить детей к зубному врачу. В результате она не знает, за что хвататься, но все равно берется за гору дел, поэтому к середине дня у нее достаточно оснований, чтобы выйти из строя и бросить все на произвол судьбы. В результате хозяйка ставит в неловкое положение гостей, подводит мужа и детей, и ко всем прочим ее несчастьям добавляются еще и угрызения совести. После двух-трех таких происшествий в семье появляются признаки неблагополучия: дети неухоженны, она худеет, перестает причесываться, лицо у нее изможденное, а туфли всегда не чищены. Тогда-то она и появляется в кабинете психотерапевта, готовая к тому, чтобы лечь в больницу.

«Если бы не ты» (ЕНТ)

Игра сводится к следующему: женщина выходит замуж за авторитарного человека, который будет ограничивать ее активность и тем самым оберегать ее от ситуаций, которых она боится. Если бы это была простая ситуация, жена могла бы быть благодарной мужу за помощь. Но в игре ЕНТ реакция женщины чаще всего противоположная: она пользуется ситуацией, чтобы пожаловаться на ограничения со стороны мужа, в связи с чем последний чувствует себя неловко и вынужден различными способами ее «вознаграждать».

«Видишь, как я старался»

Обычно это игра для троих: супругов и психотерапевта. Как правило, муж стремится к разводу, хотя вслух заявляет обратное, а жена искренне не хочет разрушать брак. Он идет к терапевту против своей воли и консультируется только для того, чтобы показать жене свою готовность идти ей навстречу. Мало-помалу он либо начинает враждебно спорить с терапевтом, либо идти на уступки, не скрывая при этом своего возмущения. Дома он вначале демонстрирует большее «понимание» и выдержку, но в конце концов начинает вести себя все хуже и хуже. После одного, пяти или десяти визитов (что зависит от искусства терапевта) он отказывается от очередного сеанса и вместо этого отправляется на охоту или рыбалку. Это вынуждает жену подать на развод. Теперь мужа не в чем упрекнуть: ведь инициатива исходила от жены, а он продемонстрировал лояльность, согласившись на терапию. Он может смело сказать любому адвокату, судье, другу или родственнику: «Видите, как я старался».

«Дорогая»

Эту игру можно наблюдать в компаниях, на вечеринках. Муж рассказывает какую-нибудь историю, попутно выставляя свою жену в не очень-то выгодном свете. Рассказ завершается фразой: «Не правда ли, дорогая?» Жена обычно соглашается по одной из двух причин: а) сама по себе история в общем вполне соответствует действительности; если же она не согласится с какой-то деталью (на самом деле именно эта деталь и есть основной момент транзакции), то может показаться занудой; б) просто невежливо не согласиться с мужчиной, который только что во всеуслышание назвал тебя «дорогая». Это может показаться поведением Взрослого-жены, однако истинной причиной готовности согласиться является ее депрессивная позиция. Когда она выходила замуж, то хорошо понимала, что муж способен выставлять перед людьми ее недостатки; в детстве эту услугу ей оказывали ее родители.

Описание приведенных ниже техник предполагает достаточно глубокое знакомство с положениями транзактного анализа. Для этого можно порекомендовать следующие работы: Берн, 1998; Гулдинг, Гулдинг, 1997; Стюарт, Джойнс, 1996; Steiner, 1990; 1996; Schiff, Schiff, 1971; Karpman, 1968.

Техники

Данный раздел написан по материалам книги «Современный транзактный анализ» (Стюарт, Джойнс, 1996) и «Рожденные выигрывать» (Джеймс, Джонгвард, 2000).

Техника 1. «Определение Эго-состояний»

Упражнение «Эго-состояние-1»

Приведите по одному примеру для каждого из трех Эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок) в вашем поведении за последние сутки, опишите связанные с ними мысли и чувства.

Упражнение «Эго-состояние-2»

Вернитесь к вашим примерам, когда вы находились в Эго-состояниях Ребенка, Родителя и Взрослого.

Эго-состояние Ребенка.

Подумайте о каждом случае, когда вы находились в состоянии Ребенка. Запишите, какие чувства вы испытывали и о чем думали. Часто мысли Ребенка легко обнаружить, задав себе вопрос: «Что я думал о себе?» Отметьте, что вы думали о себе, о других людях и о мире. Впомните, как вы себя вели, когда были ребенком. Для этого поиграйте в ребенка перед зеркалом. Возможно, вам удастся вспомнить, какие события прошлого вы проигрывали. Сколько вам было лет в каждом из этих случаев?

Эго-состояние Родителя.

Аналогичным образом запишите чувства, мысли и поведение для каждого случая, когда вы находились в состоянии Родителя. И снова проиграйте это событие, если хотите. Часто к мыслям Родителя легче всего подойти, спросив себя: «Что „говорят“ во мне мать и отец (или другие родственники: тетя, дядя, дедушка)?» Убедитесь, что в тех случаях, когда вы были Родителем, вы копировали поведение, мысли и чувства ваших родителей и других значимых взрослых. Вам, вероятно, будет легко определить человека, которого вы копировали в каждом случае.

Эго-состояние Взрослого.

Запишите набор связанных друг с другом шаблонов поведения, мыслей и чувств для случая, когда вы были Взрослым. Для того чтобы отличить Взрослого от Ребенка или Родителя, спросите себя: «Соответствует ли это поведение, мысли и чувства взрослому подходу к реальной ситуации?» Если ответ утвердительный, это реакция Взрослого.

Упражнение «Эго-состояние родителей»

Напишите важные сообщения, которые вы получили от каждого из трех Эго-состояний самых значительных родительских фигур: отца и матери. Какие из этих сообщений вошли в ваши собственные Эго-состояния? Включите сюда чувства, мысли и поведение.

Упражнение «Ребенок в настоящее время»

Попытайтесь обнаружить, как активизируется состояние Ребенка. Начните с осознания того, как вы себя ведете: когда вы напряжены, больны, устали, расстроены и т. д.; когда кто– то выступа<

Наши рекомендации