Техники для работы со структурой семьи

В данном разделе сгруппированы техники, созданные для того, чтобы производить изменения в структуре семейной системы. Положение, сила, роли, лояльность и границы между семейными подсистемами – вот «мишени» для этих изменений.

Если рассматривать семью с точки зрения целостного подхода, то изменение любой из упомянутых «мишеней» может привести к изменениям системы в целом. Это предположение, лежащее в основе любого метода семейной терапии, является универсальным объяснением структурных техник (Шерман, Фредман, 1997).

Второе важное предположение состоит в том, что поведение по своей сущности целенаправленно и инструментально, и поэтому место, занимаемое каждым индивидом, и роль, которую он играет, выполняют полезную функцию для системы в целом. Природу этой полезной функции психотерапевт должен понять для того, чтобы выбрать адекватные техники вмешательства в семейную систему.

Структурные техники особенно важны на начальных стадиях психотерапевтического процесса. Цель структурных техник – реорганизовать систему так, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и сохранять адекватные границы в системе, благодаря чему система сможет реорганизовать саму себя.

Структурные техники используются для многих целей. С их помощью можно добиться следующих целей:

1. Начать движение. Клиенты обычно чувствуют, что «застряли» на актуальной ситуации, и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение. Это поощряет клиентов к дальнейшему движению.

2. Изменять перспективы. Играя новые роли, клиенты занимают другую позицию в семейной системе, начинают следовать иным правилам. Это помогает смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.

3. Перераспределять власть. Присоединяясь к различным подсистемам, терапевт может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или тупики, в которые завела конфронтация.

4. Разрушать коалиции. Иногда двое или больше людей объединяются для того, чтобы противостоять третьему. В этом случае делается все возможное для того, чтобы разрушить данный альянс, скажем, прекратить вмешательство ребенка в дела родителей.

5. Формировать новые альянсы. Людям можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность.

6. Прояснить границу между подсистемами. Кто, каким образом и в какой функции включен в данную подсистему; кто за что отвечает; как уменьшить жесткость границ ради взаимной поддержки – вот примеры тех вопросов, которые служат здесь предметом обсуждения.

7. Открывать новые стороны своей личности.

Изменяя свое место в системе внутрисемейного взаимодействия, люди получают возможность опробовать новые поведенческие образцы и открыть новые стороны личности.

8. Нормализировать опыт нахождения в определенной позиции. Иногда люди рассматривают самих себя как плохих, не имеющих ценности и бессильных только потому, что занимают определенное место в системе.

9. Изменить смысл нахождения в определенной позиции.

10. Изменять семейную систему, работая с одним из ее членов. Если верно предположение о том, что изменение положения одного человека в системе приводит к изменению всей системы, которая должна к этому приспособиться, в таком случае, поддержав изменения одного из ее членов, можно изменить всю семью.

Прослеживание

Цель техники – детальное изучение специфических паттернов поведения, мышления и чувств в системном контексте. Можно изучать такие аспекты, как симптом, действие, коммуникация, интерес, история семьи, невербальная метафора.

Терапевт прослеживает содержание внутрисемейных коммуникаций, поведенческих образцов и поощряет членов семьи продолжать «в том же духе». В самой простой форме прослеживание состоит из проясняющих вопросов, одобрительных комментариев или выяснения подробностей рассказов клиентов. Терапевт ни в коей мере не оспаривает того, что говорится, он ведет себя как заинтересованный участник беседы. Техника прослеживания является типичной для психотерапевтов, работающих в недирективном ключе. Скупое «угу»; реплики, подталкивающие к продолжению беседы; повторение того, что сказал собеседник; проявление интереса для косвенного поощрения реплики; вопрос для выяснения содержания сообщения – все это является способом, которым психодинамические и недирективные психотерапевты контролируют направление общения.

Терапевт, использующий системный подход, может, например, спросить: «Кто первый проявит инициативу и начнет действовать в данной ситуации? Как будут действовать другие? Что сделает в ответ первый? Как на это прореагирует оппонент? Что в это время будут делать остальные члены семьи?» Терапевт продолжает задавать вопросы до тех пор, пока не выявит полную последовательность событий, относящихся к симптоматическому поведению, и последовательность порочного круга обратной связи. Терапевт может наблюдать, как каждый член семьи ведет себя, поддерживая повторяющийся образец поведения, который семья предъявляет в качестве симптома. Вопросы психотерапевта не содержат никакой оценки, в них просто выражен его непосредственный интерес к жизни семьи. Психотерапевт использует метафоры самой семьи, так как именно семейный язык здесь подвергается всестороннему изучению.

Кроме того, терапевт может предложить клиентам разыграть определенное событие, например, обращаясь к родителям, он может предложить: «Не могли бы вы поиграть в куклы с вашими детьми?»

Эти данные необходимы психотерапевту для создания гипотез, а также для того, чтобы дать клиентам обратную связь: «Таким образом, ваша задача состоит в том, чтобы помирить ваших родителей? Как вы считаете, долго ли еще они будут нуждаться в ваших миротворческих функциях?»

Обратная связь обычно дается в позитивном ключе, для того чтобы поддержать каждого члена семьи и каждую семейную подсистему, – тем самым в семье создается атмосфера дружбы и сотрудничества. Кроме того, обратная связь способствует тому, что члены семьи начинают сознательно относиться к своей деятельности. Это стимулирует движение семьи к более функциональному, здоровому состоянию.

Поддержка границ между поколениями

Основная теоретическая посылка, на которой основывается данная техника, состоит в том, что семья представляет собой социальную структуру, организованную по иерархическому принципу. Для семейного терапевта важно поддержать внутрисемейную иерархию, укрепляя границы между поколениями, отделяющие родителей от детей, – многие варианты структурных подходов преследуют именно эту цель.

Когда психотерапевт замечает, что иерархические границы в данной семье смазаны или нарушены, он создает следующие структурные ходы: перераспределяет членов семьи таким образом, чтобы поддержать соответствующие подсистемы и чтобы родительская и детская подсистемы были в достаточной мере разъединены.

Техника включает в себя следующие задачи:

1) изменить пространственное расположение членов семьи – следует усадить вместе родителей и вместе детей;

2) видоизменить задания, чтобы подчеркнуть, что родители и дети несут ответственность в разной степени;

3) устраивать встречи с родителями (без детей) для обсуждения вопросов, находящихся исключительно в родительской компетенции;

4) терапевт может попросить родителей разрешить ему проделать с детьми какие-то задания;

5) стимулировать развитие потребности в индивидуальном пространстве, например, посоветовать ввести в домашний обиход такие правила, как возможность закрывать двери как в комнате у родителей, так и в комнате у детей;

6) посоветовать родителям и детям проводить больше времени отдельно друг от друга;

7) подчеркивать руководящую роль родителей в семье, в воспитании детей;

8) побуждать родителей обсуждать свои проблемы с друзьями или профессионалами и не впутывать в это детей;

9) побуждать родителей к тому, чтобы они вели себя с детьми как взрослые, а не регрессировали к детскому уровню;

10) побуждать родителей к тому, чтобы они позволяли детям вести себя в соответствии с их возрастом;

11) помогать родителям передавать часть своей ответственности детям при достижении ими соответствующего возраста, когда они смогут отвечать за свои действия.

Присоединение к подсистеме

Данная техника используется в рамках структурной семейной терапии для установления адекватных границ внутри семьи.

Прежде всего, терапевт должен определить, какую из подсистем надо усилить. Например, субъектами терапевтического альянса могут оказаться родители, не сумевшие приучить к порядку своих детей. Присоединяясь к родителям, психотерапевт в качестве тренера укрепляет их лидирующее положение в семье. Сходным образом, когда один из супругов доминирует над другим и это приводит к дисфункциональным взаимоотношениям, терапевт пытается восстановить равные права партнеров, присоединяясь к тому, кого подавляют. Присоединение терапевта к подсистеме нарушает равновесие взаимоотношений в семье и подталкивает эту подсистему к более эффективному выполнению своих функций. Когда психотерапевт присоединяется к подсистеме, укрепляются как связи между ее членами, так и границы между подсистемами внутри системы.

Это может быть достигнуто следующими способами. Терапевт может:

1. Сесть рядом с членами конкретной подсистемы и делать что-то вместе с ними.

2. Внимательно слушать членов данной подсистемы и способствовать тому, чтобы члены других подсистем тоже их внимательно слушали, признавая их право на самостоятельные высказывания.

3. Показать членам одной из подсистем, как конкретно они используют свою власть и тем самым достигают результата, противоположного желаемому.

4. Тренировать супругов в адекватном родительском поведении и заставить их сразу же применить результаты этого тренинга во взаимодействии с ребенком. Психотерапевт не должен здесь ни в коем случае играть родительскую роль, так как это подорвет власть родителей.

5. Помочь членам подсистемы ясно определить свои собственные потребности и позицию и продемонстрировать это в откровенно напористой манере. В то же время психотерапевт побуждает членов другой подсистемы к тому, чтобы они прореагировали на это прямо и конструктивно, и побуждает всю семью включиться в открытый процесс переговоров.

6. Соотнести внутрисемейные роли и задачи с ясно очерченными границами внутри семьи. Кто занимается воспитанием детей? Кто следит за дисциплиной? Каковы обязанности каждого ребенка? Каковы обязанности бабушек-дедушек, каждого супруга? Кто заботится о развлечениях, социальных контактах, решает проблемы семейной жизни?

7. Освободить ребенка от псевдородительской роли или сдвинуть его с приятельской позиции по отношению к родителям. Ребенок должен прекратить вести себя так, как будто он равен родителям или же имеет большие, чем они, авторитет и власть. Для этого психотерапевт просит родителей делать то, что обычно делают дети.

8. Напомнить членам каждой из подсистем об их адекватном месте в семейной системе и помочь им определить свои собственные права, привилегии и обязанности в рамках каждой из подсистем.

Терапевт может изменять внутрисемейные коалиции. Ему, возможно, придется нарушать равновесие семейной системы для того, чтобы привести семью к целебному стрессу. Это необходимо для позитивной трансформации семейной системы, что даст возможности поиска новых путей разрешения внутрисемейных конфликтов.

Стратегические альянсы

Техника представляет собой терапевтические встречи с одним из членов семьи с целью изменить его поведение, что привело бы к позитивным переменам во всей системе.

Психотерапевт встречается с одним из членов семьи без ведома других. Такие встречи нередки в традиционных подходах семейной терапии, где психотерапевт обычно встречается индивидуально с каждым членом семьи для того, чтобы собрать необходимую информацию, узнать о семейных «секретах» или поддержать того члена семьи, который испытывает больший стресс или же имеет более выраженный уровень патологии. Это существенным образом отличается от техники стратегического альянса, где терапевт использует союз с каким-нибудь членом семьи для того, чтобы осуществить специфическое вмешательство.

Стратегические альянсы могут оказаться наиболее успешными, когда они осуществляются с самым здоровым членом семьи, наделенным большей властью, или же с тем, кто больше всего страдает. Альянсы осуществляются последовательно с каждым из членов семьи, однако любой последующий альянс согласовывается со всеми предыдущими, все это, вместе взятое, должно помочь семье в ее движении к более здоровому состоянию. С помощью таких альянсов один из членов семьи ставится в особое привилегированное положение. Вмешательство здесь довольно эффективно еще и потому, что в этом случае, с точки зрения других членов семьи, вектор изменений исходит от одного из ее членов, а не от психотерапевта. Причем то, что им кажется спонтанным, в действительности тщательно спланировано. Осуществляя стратегический альянс с одним из членов семьи, терапевт учит его быть позитивным стратегом (не манипулятором!), что тоже способствует оздоровлению семейной системы.

Семейный ритуал

Эта техника изменяет правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней.

Устанавливая доверительные отношения с семьей, терапевт внимательно наблюдает за специфическими взаимодействиями, которые нуждаются в коррекции, а также за динамикой семьи, ее правилами, мифами и тем, как симптом служит системе. После этого можно разработать ритуал, учитывающий потребности данной семьи. При его создании необходимо принимать во внимание конкретную культурно-историческую ситуацию семьи, а также следующие параметры: как долго он будет применяться (однократно или повторяться через определенные интервалы); когда именно и кто из членов семьи будет участвовать в процессе; какие факторы используются (например, должны ли быть заперты двери, а телефон отключен); какие темы будут обсуждаться; что делать, если кто-то из участников предпочтет молчать. Терапевтические цели, для которых может быть использован семейный ритуал, могут включать в себя определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировку паттернов общения, укрепление альянса в одном поколении.

Терапевт подчеркивает важность для семьи быть верным своему первоначальному мифу и получает от них твердое заверение в том, что они будут добросовестно следовать тому предписанию, которое он собирается им дать. Затем это предписание подробно объясняется, его можно также представить каждому члену семьи в письменном виде. Один из членов семьи может зачитывать предписание всем остальным в определенном месте и в определенное время. Требование следовать семейному мифу приводит к парадоксальному эффекту. По своему содержанию ритуал может быть очень простым: «Сергей будет размышлять каждый вечер с семи до восьми часов в своей комнате, и никто не имеет права ему мешать. Он должен думать в это время о благополучии семьи и о своем собственном благополучии. Затем постараться тщательно описать все, о чем он думает, но никому свои записи не показывать». Цель этого предписания – сделать роль защитника семьи, которую выполняет Сергей, открытой и освободить других членов семьи от этого вида деятельности.

Отпуск

Психотерапевт выражает беспокойство по поводу доминирующего запутавшегося во взаимоотношениях с ближними члена семьи, сосредоточивая внимание на требованиях, предъявляемых к нему, на огромных усилиях, которые он прилагает, чтобы выполнить их, и на том, что он жертвует собой ради блага других. Затем терапевт предлагает этому человеку отдохнуть, ведь отдых ему просто необходим. Среди типичных форм симптоматического поведения такого человека выделяются придирки к другим членам семьи по самым разным поводам, протекционизм по отношению к ближним, удовлетворение их потребностей и в то же время нежелание получить что-либо для себя лично. Данному члену семьи дают предписание либо полностью освободиться от своих домашних обязанностей, либо провести отпуск отдельно от семьи. Данная методика может применяться и в том случае, когда внешние факторы оказывают слишком сильное влияние на человека (в частности, служебные обязанности, которые отдаляют его от семьи). Тогда терапевт должен помочь клиенту на какое-то время отстраниться от работы и провести отпуск с семьей.

Затем психотерапевт может спросить членов семьи, что они могут сделать для того, чтобы как-то изменить ситуацию. Могут ли они взять на себя обязанности этого человека на время его отсутствия? Потом обсуждается, как все организовать, составляется список, какой вклад в данное мероприятие вносит каждый член семьи. Психотерапевт предупреждает о потенциальных сложностях: может случиться так, что человек, взявший отпуск, попытается вмешиваться в семейные дела и остальные члены семьи испытают соблазн прервать его отпуск для того, чтобы он вернулся к своим привычным обязанностям. Вместе с тем психотерапевт настаивает на важности отпуска и на необходимости для семьи мобилизовать все свои силы ради успешного выполнения задания.

Во втором варианте данной техники, в случае симптоматического ребенка, психотерапевт встречается только с родителями, которым дается предписание уехать за город на уик-энд, не предупредив детей об этом. Родители лишь оставляют им записку о том, что уехали, но не сообщают, куда конкретно. Конечно, маленькие дети должны в это время находиться под соответствующим надзором. Поэтому техника чаще применяется при работе с достаточно взрослыми детьми и подростками, которых можно оставить дома без присмотра.

Обмен ролями

Обмен ролями может оказаться эффективным инструментом, если клиенты не понимают друг друга, очутились в тупике при попытке разрешить разногласия или если один человек негативно воздействует на других.

Психотерапевт должен сказать отобранным участникам следующее: «Давайте посмотрим, не удастся ли нам найти способ решить эту проблему. Будьте добры, посмотрите внимательно друг на друга и подумайте, каково бы вам было на их месте в обсуждаемой нами ситуации. (Пауза.)

Почувствуйте, что вы в самом деле вошли в тело другого. Станьте им. (Пауза.)

А теперь, пожалуйста, поменяйтесь местами. (Участники меняются местами.)

Будьте этим другим и общайтесь как этот другой».

Терапевт выступает здесь как тренер, поощряя клиентов говорить по очереди и удерживая их в новых ролях. Он отмечает вербальное и невербальное поведение, доводит его до сведения клиентов, задает вопросы, исследует, просит пояснений и интерпретирует. Он может также предложить членам семьи помочь исполнителям ролей или выступить в качестве «вспомогательных „Я“. Психотерапевт задает вопросы типа: „Как по-вашему, когда он так ведет себя в действительности?“; „Что вы по-настоящему хотите сейчас сделать?“; „Вы считаете, что вас услышали и поняли?“; „Что бы вы хотели, чтобы он сейчас сделал иначе?“; „Как по-вашему, что вы можете сделать иначе?“.

После исполнения ролей психотерапевт спрашивает, чему каждый научился, что каждый чувствует относительно другого и что хотел бы изменить. Затем, в качестве домашней работы, клиенты должны добиться согласия в отношении изменений.

Возможен и другой вариант. Терапевт предлагает участникам обменяться делами и отдохнуть от того, что составляет их обычный круг обязанностей. Далее он дает им предписание принять на себя позитивно измененную критическую роль другого, связанную с симптомом. Участников просят либо разыграть сценку тут же на месте, либо исполнять принятые на себя роли дома, до следующего сеанса. Каждый из участников может вкратце записывать, что он делает, что думает и чувствует по этому поводу и как бы он хотел, чтобы все происходило в действительности.

Вызов семейной структуре

Техника направлена на изменение иерархических отношений членов семьи через изменение существующего распределения власти внутри семейной системы.

Предлагается следующая процедура применения данной методики (Minuchin, Fichman, 1981).

1. Проблема, с которой приходит семья, подвергается сомнению

Психотерапевт подвергает сомнению точку зрения семьи о том, что существует лишь один определенный идентифицированный пациент. Он наблюдает, как действуют члены семьи и как устроена семейная система. Заняв иерархическую позицию эксперта, терапевт может сказать: «Я вижу нечто иное, происходящее в семье, что опровергает ваше мнение о том, где кроется болезнь». Часто он оспаривает мнение о том, что семейная проблема заключена только в одном человеке: «Проблемы вашей семьи заключаются в том, как вы общаетесь друг с другом». Идентифицированный пациент описывается как «семейный исцелитель», поскольку забирает на себя внимание семьи, отвлекая ее от иных проблем, например конфликтов между другими членами семьи.

2. Сомнение в контроле

Терапевт сомневается в том, что один из членов семьи в состоянии контролировать всю семейную систему. Например, терапевт описывает поведение одного члена семьи и возлагает ответственность за него на других. Обращаясь к подростку, он говорит: «Ты ведешь себя так, будто тебе четыре года. – И, повернувшись к родителям, спрашивает: – Как вам удалось сохранить его столь юным?» Таким образом, в действительности психотерапевт присоединяется к субъекту, которого он как будто атакует. При этом член семьи, чье поведение охарактеризовано как дисфункциональное, не сопротивляется такому описанию, так как ответственность за него возложена на других.

Эта техника может использоваться и для того, чтобы сообщить семье о произошедшем улучшении. «Сейчас ты поступаешь в соответствии со своим возрастом, – говорит терапевт ребенку, а затем обращается к родителям: – Вы сделали что-то, что позволило Джону повзрослеть. Вы можете рассказать, как вам это удалось?» Подталкивая клиентов к тому, чтобы они приписали себе заслугу позитивных изменений, происшедших с одним из них, терапевт поддерживает семью как целое в приниятии каждой из составляющих ее подсистем.

3. Сомнение во временной последовательности событий, которую предъявляет семья

Терапевт подвергает сомнению семейную эпистемологию, вводя более широкую временную перспективу и таким образом рассматривая поведение одного человека как часть чего-то большего. Он обучает семью видеть скорее целостные паттерны межличностных взаимоотношений, чем действия отдельного ее члена.

Данная техника, включающая в себя расширение перспективы, является по своей сути когнитивной. Психотерапевт может обращать внимание членов семьи на то, что их межличностные взаимодействия подчиняются правилам, которые относятся не к отдельным людям, а к системе в целом.

Поведенческие техники

В определенном смысле все терапевтические техники являются поведенческими. В данном разделе поведенческими техниками названы техники, касающиеся следующих вопросов: а) определение проблемы, прояснение цели, прояснение ценностей, прояснение границ; б) решение проблем, планирование, идентификация различий и переговоры по их поводу; в) терапевтические контракты, составление и выполнение соглашений и т. д. (Шерман, Фредман, 1997).

Терапевт и клиент имеют дело непосредственно с проблемой клиента, а не стремятся произвести изменения через тот или иной вид метакоммуникации, как это происходит, когда они работают с техниками на основе воображения и парадоксальными техниками. Поведенческие техники изначально ориентированы на действие – в процессе психотерапевтической работы клиент обязательно должен что-то делать.

В основе поведенческих техник лежат следующие гипотезы:

1) любому образцу поведения, в том числе и новому для данного субъекта, можно обучиться;

2) клиенты, опираясь на интеллект и эмоции, могут определить свои потребности и ожидания, размышлять о своих проблемах, находить новые решения, их осуществлять, а также рационально оценивать результаты;

3) наблюдая за своими собственными мыслями и действиями, клиенты в состоянии идентифицировать нелогичные, иррациональные мыслительные и поведенческие образцы;

4) нежелательные формы поведения можно преодолеть: уменьшить их интенсивность, сформировать или усилить новые позитивные формы;

5) клиенты – это нормальные люди с проблемами, которые принципиально могут быть разрешены;

6) терапевт представляет собой активного лидера, консультанта, тренера или человека, обладающего многими средствами для решения проблем.

Применение поведенческих техник помогает участникам психотерапевтического процесса осуществлять «мозговые атаки» и обмениваться идеями, практиковать в безопасных условиях новые позитивные поведенческие образцы.

Существует очень много доводов за применение поведенческих техник в семейной и супружеской терапии:

1. Эти техники хорошо организованы и последовательно структурированы, что позволяет сократить число неудач в решении терапевтической задачи. Быстрый успех, в свою очередь, уже на начальных стадиях терапии создает позитивный настрой клиентов, вселяет в них уверенность в себе. Структурированность уменьшает беспорядок и обеспечивает условия для создания реально работающей модели.

2. Они подчеркивают позитивные стороны человеческого бытия: здоровье, компетентность, способности – и поддерживают клиентов в их движении к функциональному состоянию.

3. Они понятны, в них нет ничего мистического, иррационального. Психотерапевт использует понятную лексику, и поэтому техники без труда воспринимаются обучающимися.

4. Они разрывают порочный круг, когда человек расстраивается, жалуется на жизнь и страдает от этого еще больше. Вместо этого устанавливается позитивный цикл взаимодействия – клиент начинает осуществлять серию предписанных конструктивных действий.

5. В процессе применения техник клиенты легко замечают свой прогресс и быстрое продвижение в решении проблем. Успех их ободряет.

6. Они обучают клиента методологии решения проблем, в рамках которой трудности преодолеваются через коммуникацию с другими. Такой подход дает модель для решения подобных проблем и конфликтов в будущем, когда семья будет продвигаться через нормальные стадии жизненного цикла.

Супружеская конференция и семейный совет

Техника представляет собой проводимые регулярно встречи психотерапевта с супружеской парой или семьей, встреча обеспечивает равные возможности для участия всех членов семьи. Выделяют четыре задачи такого семейного совета:

1) дать возможность членам семьи свободно общаться между собой;

2) избежать сильных эмоциональных всплесков;

3) обучить членов семьи, как детей, так и взрослых, демократическим приемам разрешения конфликтов;

4) поддержать гармонию и мир в семье (Manaster, Corsini, 1982).

Семейный совет основывается на убеждении, что демократические методы, введенные в семейную систему, повысят взаимное уважение между всеми членами семьи и приведут к сотрудничеству между ними. Так как каждый будет иметь голос в процессе принятия решения, увеличится интерес членов семьи друг к другу и понимание друг друга – все реально включатся в процесс внутрисемейного взаимодействия. Кроме того, это помогает сформировать чувство внутригрупповой идентичности и в то же время ясно осознать индивидуальность каждого члена семьи, его самодостаточность и самоценность.

Терапевт предписывает провести конференцию или совет в качестве домашнего задания, впоследствии они могут стать ритуалом данной семьи. Он тщательно инструктирует членов семьи относительно всех деталей мероприятия и правил его проведения. Консультанты адлерианского направления применяют эту технику для развития членов семьи и обогащения их жизненного опыта, а также как терапевтическое средство.

Супружеская конференция

Когда терапевт приходит к убеждению, что необходимо улучшить общение между супругами, он предлагает им подумать о регулярных конференциях (время, место и их частота оговариваются особо). Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние помехи. Если эта идея принимается, супруги выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хорошей физической и психической форме, а также соглашаются следовать правилам, список которых терапевт им тут же вручает. Терапевт может модифицировать эти правила, чтобы приспособить их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи. Обычно список правил примерно таков:

1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте в период между настоящей и следующей терапевтической сессиями. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне. Необходимо проводить как минимум одну подобную встречу в неделю.

2. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (обычно получаса) или, по своему усмотрению, молчит. Можно рассказывать что угодно – о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях. Другой партнер должен очень внимательно слушать и ни в коем случае не перебивать, не курить, не ходить взад-вперед по комнате и не делать что-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в определенное время первый партнер останавливается.

3. Второй партнер кратко (в течение трех минут) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого и что, как он полагает, первый имел в виду. Он признает за позицией первого право на существование и на данном этапе встречи никак не атакует и не критикует партнера.

4. После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый – внимательно слушает.

5. После того как второй партнер закончит свой монолог, первый в течение трех минут должен резюмировать услышанное и подтвердить, что позиция другого, равно как и его собственная, имеет право на существование, а также то, что он воспринял ее адекватно.

6. Обсуждение следует закончить в строго определенное время.

7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься вплоть до следующей встречи.

8. В начале следующей терапевтической сессии супружеская пара рассказывает о том, что произошло в промежуток между сессиями. Терапевт, используя материалы сессии, изменяет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повторяет свое задание.

Следует подчеркнуть, что супружеская конференция отнюдь не представляет собой технику, направленную на принятие решения. Ее цель – сделать общение между партнерами более открытым, конструктивно увеличить близость между ними и, по крайней мере, ослабить борьбу за власть.

Семейный совет

Когда терапевт приходит к заключению, что эта методика улучшит взаимоотношения в семье и ее способность принимать решения, он знакомит с ней родителей или же всю семью. Причем терапевт, предвидя трудности в осуществлении совета, так как он не похож на обычно принятый в семье способ обсуждения трудных вопросов и решения проблем, убеждает семью в его необходимости – подчеркивает, что семейный совет приоткрывает ряд новых возможностей для улучшения стиля семейной жизни. Терапевт может подкрепить желание работать следующим образом: он говорит, что семья до сих пор демонстрировала удивительные способности к взаимодействию, соглашаясь вести борьбу друг с другом, хотя эти же самые способности можно использовать для того, чтобы находить взаимное согласие.

Вслед за этим терапевт описывает правила проведения семейного совета:

1. Определите время и место встречи для того, чтобы ничто не могло ей помешать.

2. Совет формально включает в себя всех членов семьи, однако никого нельзя заставлять присутствовать на нем, насильно к этому понуждать. Вместе с тем тот, кто не участвовал в совете, должен согласиться следовать тем решениям, которые будут приняты.

3. Решения, принятые на совете, нельзя нарушить в одностороннем порядке или же проигнорировать. Если же такой инцидент происходит, его надо обсудить на следующей встрече.

4. Каждый может предложить вопросы для обсуждения. В некоторых семьях существует обычай класть лист бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, в самое удобное для всех место, например на холодильник, для того чтобы, как только кому-то в голову придет соответствующая идея, ее сразу можно было бы зафиксировать.

5. В список вопросов может войти все, что связано, скажем, с благополучием детей, семейными прогулками, то есть – имеет отношение к семье как целому. При этом родителям, конечно же, не стоит приглашать шестилетнего сына для обсуждения того, следует ли вложить деньги в недвижимость или поместить их в банк, нужно ли ему ходить в школу и т. д. Родители обсуждают с детьми такие вопросы, как уборка квартиры, время возвращения домой, визиты друзей. Дети могут включить в список такие вопросы, как возможность уединения, предоставление им большей независимости, время просмотра телевизионных передач, а также попросить о помощи в улаживании различного рода конфликтов друг с другом. Некоторые пункты не касаются принятия решений, просто члены семьи делятся своими мыслями, чувствами, надеждами, достижениями, опытом решения проблем, с которыми им пришлось столкнуться. Место председателя совета переходит от одного члена семьи к другому – из числа тех, кто в состоянии выполнять эти обязанности. Член семьи, выполняющий обязанности председателя, должен делать все возможное для того, чтобы соответствовать роли демократического лидера семейной группы. При этом родители не имеют права занимать позицию «верховной власти». Проведение семейного совета осуществляется на основе правил проведения любого демократического собрания. Однако нужно иметь в виду, что достижение консенсуса предпочтительнее, чем решение на основе большинства голосов.

6. Все должны участвовать в выполнении принятых решений – на словах и на деле, мелочная придирчивость здесь неприемлема.

7. Как родители, так и дети должны быть уверены в том, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и рассмотрено со всей серьезностью. Существенную помощь в проведении совета может оказать чувство юмора, способность смеяться над недостатками людей, а не над ними самими.

8. Семейный совет проводится для того, чтобы решать проблемы, а не для того, чтобы нападать на людей.

Семью необходимо предупредить о том, что встреча не будет успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научится использовать совет как эффективное средство решения своих собственных проблем.

На следующей сессии семья делится с терапевтом опытом проведения совета и затем обсуждает его. Полученный в ходе этого обсуждения материал используется для дальнейшей терапевтической работы на сессии. Затем психотерапевт еще раз пересматривает правила проведения семейного совета, помогает семье решить некоторые формальные проблемы, связанные с его проведением, и стимулирует их продолжать проведение подобных собраний.

Игра в супружеский контракт

Игра начинается с того, что психотерапевт показывает супругам набор правил. Он также объясняет им суть игры, отвечает на вопросы, а когда игра заканчивается, анализирует соглашения, достигнутые супружеской парой, для того чтобы они могли успешно воплотить их в жизнь. Психотерапевт на основе полученных эмпирических данных о ходе игры решает, сколько она должна длиться. Он может также провести пробную игру и после этого выйти из комнаты, определив время для ее проведения – двадцать минут.

«Игровой комплект» включает памятку с правилами, набор карт «Проблемы», игровую доску с клетками, где написаны инструкции (игроки зачитывают их вслух, когда ходят фишками по доске), хронометр, а также семь колод специ

Наши рекомендации