Детское панно «Кривое зеркало»
Панно «Кривое зеркало» - это изогнутое зеркало вставленное в рамку. Зеркало сделано из небьющегося зеркального пластика. Двигаясь, меняя положение, ребенок видит, как меняются комната и размеры отдельных частей его тела: головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д. И если обычное зеркало отражает все как есть, то кривое зеркало искажает порой все вокруг до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент необычности, неожиданности, сказочности.
Детское панно «Звездное небо»
В лист черного пластика, обрамленного в рамку, вмонтированы тончайшие фиброволокна. Звёзды и метеориты то загораясь, то затухая, завораживают, привлекают внимание.
Проектор «Солнечный» — проектор с ротатором для вращения колес чрезвычайно широко применяется в сенсорной комнате. В зависимости от выбранного колеса, на противоположной стене начинают проплывать виды космоса, летать бабочки, тяжелой походкой двигаться динозавры. Простые изменяющиеся цвета и незамысловатые рисунки не требуют значительного интеллектуального напряжения. Это позволяет ребенку максимально расслабиться и в то же время активно воспринимать изображения.
Звездная сеть с контроллером
Сеть, в которую вплетены лампочки. Она подвешивается к потолку или вертикально, может использоваться и как разделительная штора. При помощи контроллера можно задавать режимы: от плавно мерцающего «неба» до бегущих огней.
Волшебная нить с контроллером
Волшебная нить абсолютно безопасна, ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Скорость движения огоньков можно задать самостоятельно. Стимулирует зрение.
Безопасный оптиковолоконный пучок
Водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых то загораются то гаснут звездочки. Волокна можно держать в руках и перебирать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Россыпь фиброоптических волокон бокового свечения, которая постоянно изменяет цвет по всей своей длине. Она безопасна при ударе, при взятии ее в руки, обматывании вокруг тела и при лежании на ней. Изменяющиеся цвета стимулируют сосредоточение внимания и обладают успокаивающим эффектом. Особенно эффективна для людей с ограниченным зрением.
Панно «Бесконечность»
В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность.
Светящуюся сеть, тактильно-световую пузырьковую колонну, мелкие сенсорные материалы, мягкие конструкторы, креативные наборы и др. При необходимости в блок можно включить набор массажных и липких мячей. Это оборудование направлено на полимодальную стимуляцию восприятия, подвижности и исследовательского интереса ребенка.
Световой проектор «Жар-птица» — состоит из прожектора и центральной призмы круглой формы с бесконечным количеством граней. Свет из прожектора, проходя через круглую многогранную призму, заполняет все пространство комнаты цветом без формы и рисунка. Комната заливается светом, словно от пера «Жар-птицы».
Зеркальный шар — является идеальным оборудованием для любой сенсорной комнаты. Если узкий луч света от прожектора, направить на зеркальный шар, подвешенный к потолку, то по стенам и полу плавно заскользит бесконечное множество бликов, «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героями которой стали дети.
Звездный дождь — пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна. Изменяющиеся цвета обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.
Панно «Светящиеся нити»
Оказывает сильный терапевтический эффект, нацелен на развитие стимуляции и поддержки внимания.
Общеоздоровительный блоксостоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэроионопрофилактики и другое оборудование.
Оборудование сенсорной комнаты активизирует работу базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения.
При разработке методик занятий в сенсорной комнате мы отказались от традиционных помогающих, поддерживающих или обеспечивающих педагогических практик. Мы придерживаемся концепции сопровождения, которая сегодня является одной из эффективных педагогических технологий.
Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве сенсорной комнаты ставит его в ситуации свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное использование сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребенка условиях. При этом ребенок постоянно испытывает ощущение успеха.
Оборудование сенсорной комнаты помогает решать следующие задачи:
¨ гармонизировать психоэмоциональное состояние;
¨ корригировать агрессивное и отклоняющееся поведение;
¨ уменьшить невротические реакции (тики, гиперкинезы, непроизвольные движения и др.);
¨ развивать познавательную деятельность детей с психоневрологическими проблемами;
¨ проводить реабилитацию людей, оказавшихся в стрессовой ситуации.
Следует отметить, что при организации занятий в сенсорной комнате педагог может дополнительно использовать любое другое оборудование и материалы в соответствии с целями и задачами занятия.
УЧИМСЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ
Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается или во всем организме, или в какой-либо его системе.
С помощью релаксации человек может воздействовать на последствия стрессовых ситуаций, возникающих на его жизненном пути, тем самым, предотвращая психосоматические нарушения в своем организме.
Из каких компонентов состоит реакция тревоги?
ИМПУЛЬС → | СТРЕСС → | АДАПТАЦИЯ |
Если наступает адаптация, то стрессовое состояние идет на убыль. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко ¾ для этого не требуется специального образования и даже природного дара.
Для достижения состояния релаксации чаще всего используются такие методы расслабления, как нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания, то есть при помощи релаксационного тренинга.
Релаксационный тренинг — это система упражнений, направленных на расслабление и успокоение. Тренинг включает в себя упражнения на мышечное расслабление, успокоение, отвлечение мыслей человека от тревожащих его событий.
Релаксационный тренинг проводится как с помощью психолога (в группе), так и самостоятельно (аутогенно).
Для групповых сеансов релаксации необходимо изолированное, теплое, затемненное помещение, с удобной мебелью и специальным аудио-визуальным оборудованием.
Осваивать методику релаксации следует с занятий в стиле аутогенной тренировки по Шульцу, то есть упражнений на достижение ощущения покоя в руках и ногах.
Оборудование сенсорной комнаты:
¨ Мягкие модули.
¨ Пуфики-кресла с гранулами.
¨ Кресла-трансформеры.
¨ Проектор «Жар-птица» (демонстрация на стене).
¨ Музыкальный центр.
¨ Фонограммы классической и релаксационной музыки.
Релаксационные упражнения
И. п. — лежа на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах и лежат ладонями вниз, ноги разведены на ширину плеч. Глаза закрыты (можно смотреть на визуальные эффекты проектора), мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Дыхание равномерное, спокойное.
Формулы самовнушения, мысленно произносимые в следующем порядке:
· Мое внимание на моем лице (надо мысленно увидеть свое лицо).
· Мое лицо спокойно.
· Губы и зубы разжаты.
· Расслабляются мышцы шеи и затылка.
· Лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.
· Мое внимание переходит на мои руки. Пальцы и кисти расслабляются
· Предплечья и локти расслабляются.
· Мои руки полностью расслаблены, неподвижны.
· Мое внимание переходит на мое лицо.
· Мое лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.
· Мое внимание переходит на мои ноги.
· Мои ноги начинают расслабляться и тяжелеть.
· Мои подошвы и голеностопы расслабляются и тяжелеют.
· Мои бедра и таз расслабляются и тяжелеют.
· Мои ноги полностью расслабленные, неподвижные и тяжелые.
· Мое внимание на моих расслабленных стопах и пальцах.
· Они расслабленные, вялые, приятно утомленные.
· Мое внимание переходит на мое туловище.
· Мое туловище полностью расслабленное.
· Мое внимание на моей груди.
· Мое дыхание спокойное, ритмичное, легкое и свободное.
· Сердце бьется спокойно, ровно, оно отдыхает.
· Весь мой организм отдыхает.
· Я отдыхаю и успокаиваюсь.
· Мне удобно и спокойно.
· Я совершенно спокоен.
Слова произносятся медленно, каждая формула повторяется два и более раз.
Данный сеанс релаксации длится 15–20 мин и предназначен для подростков и взрослых людей.
Для детей в возрасте семилет можно предложить следующие формулы:
· Я смотрю на свое лицо (надо мысленно представить свое лицо).
· Мое лицо спокойное
· Мои глаза закрыты, они отдыхают.
· Мои щеки теплые, они отдыхают.
· Мое лицо отдыхает.
· Я смотрю на свои руки.
· Мои руки неподвижны, они отдыхают.
· Мои пальцы рук теплые, они отдыхают.
· Мои руки отдыхают.
· Я смотрю на свои ноги.
· Мои ноги неподвижны, они отдыхают.
· Я смотрю на свое тело.
· Мой живот теплый, он отдыхает.
· Моя спина теплая, она отдыхает.
· Мое тело отдыхает.
· Мое дыхание спокойное, ровное.
· Я отдыхаю.
· Мне удобно и спокойно.
· Я спокоен.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить следующие формулы (их произносит педагог, ведущий тренинг):
· Мы лежим на лесной поляне на солнышке (проектор направлен на пол, дети лежат в световом поле).
·Солнышко греет мое лицо.
·Мне тепло и уютно.
·Мои глаза закрыты, они отдыхают.
·Солнышко ласкает лучиками мое лицо.
·Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб).
·Потом глаза (ребенок трогает область глаз).
·Теперь нос (ребенок трогает нос).
·Затем щеки (ребенок трогает щеки).
·Мне тепло и уютно.
·Мои руки отдыхают.
·Мои ноги отдыхают.
·Мне тепло и уютно.
·Лесное солнышко поет мне песенку (звучит фонограмма «Утро» Грига).
·Мои глаза открываются.
·Мои руки тянуться вверх к солнышку.
·Мы растем, как цветы.
·Нам легко и свободно.
·Мы спокойны.
Очень эффективно совмещать процесс расслабления с различными вариантами звукового фона (спокойная музыка, плеск воды, шум дождя, звуки природы и пр.). Можно использовать и специально подобранный музыкальный материал.
ДЫХАНИЕ ПРОТИВ СТРЕССА
Оборудование сенсорной комнаты:
¨ Мягкие модули.
¨ Проектор «Жар-птица».
Несмотря на огромное количество работ по физиологии дыхания, специалисты пока не пришли к единому мнению, каков его оптимальный режим.
Например, люди со слабой нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой. Поэтому при частом и поверхностном дыхании возбудимость некоторых нервных центров повышается. При глубоком, наоборот, понижается.
Вдох, по мнению физиологов, связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох — с ее торможением. Поэтому если удлинить вдох и укоротить выдох, произойдет мобилизация функций симпатической и всей нервной системы.
Когда человеку нужно быстро поднять тонус, необходимо применить мобилизующее дыхание по системе И. Иде. Схема мобилизующего дыхания:
|
8 (2) +5; 9 (4) +5; 10 (5) +5.
Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы. Со знаком «+» ¾ продолжительность выдоха.
Если человеку нужно быстро успокоить нервную систему, расслабить мышцы, применяется успокаивающее дыхание по системе И. Иде. Схема успокаивающего дыхания:
2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2); 4 +7 (2); 4 +8 (2); 4 +9 (2);
5 +9 (2); 5 +10 (2); 6 +10 (2); 6 +10 (3); 7 +10 (3);
8 +10 (3); 9 +10 (4); 10 +10 (5).
Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. Со знаком «+» — продолжительность выдоха. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы после выдоха.
Если требуется быстро регулировать эмоциональное состояние при стрессе, применяют полное ритмическое дыхание. Лучше всего его сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой. 4–6 шагов и одновременно полный вдох, затем задержка дыхания на 2–3 шага. На последующие 4–6 шагов — полный выдох. При неприятных ощущениях паузу можно максимально сократить. Необходимо помнить о последовательности освобождения легких от воздуха (втягивание живота, опускание грудной клетки и ключиц). Продолжительность полного ритмического дыхания определяется самочувствием и возрастными особенностями. Взрослым достаточно повторить упражнение полного цикла дыхания 10–15 раз, детям младшего дошкольного возраста 5–7 раз и детям среднего и старшего дошкольного возраста7–10 раз.
Такое дыхание не только оказывает успокаивающее, антистрессовое и отвлекающее действие, но и переключает внимание, помогает регулировать эмоции, воспитывать силу воли, выдержку, внутреннюю дисциплину.
Любую схему дыхания хорошо сочетать с формулами самовнушения.
Очень хорошо воспринимаются детьми младшего и среднего дошкольного возраста игры на дыхание с использованием игрушек.
Игра «Лев спит» (успокаивающее дыхание).Дети садятся на ковер на воображаемой поляне, на которой лежит лев. Педагог говорит: «Посмотрите, какой он сильный и спокойный! Он лежит и ровно дышит! Давайте и мы с вами будем дышать как он!». Дети вместе со взрослым начинают дышать по следующей формуле:
2 +2 (2); 2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2);
4 +6 (2); 4 +6 (2).
Педагог: «А вот лев просыпается! Он потягивается! Давайте и мы с вами сделаем так же». Дети потягиваются.
Игра «Крокодил» (успокаивающее дыхание).Дети лежат на спине. Руки вверх. «Представьте, что вы большой и добрый крокодил. Вы лежите на солнышке и греетесь. Вам тепло, хорошо. А когда крокодилу хорошо, он ровно дышит, вот так: вдох — руки в стороны, выдох — руки вверх перед собой». Дыхание происходит по следующей формуле:
2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2); 4 +7 (2); 4 +8 (2); 4 +9 (2).
Игра «Воздушный шар» (повышение тонуса). Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог: «Представьте, что мы с вами огромный воздушный шар. Иногда шар будет подниматься высоко в небо (вдох), а иногда будет опускаться вниз (выдох). Высоко в небе мы увидим звезды, и чтобы их достать, мы будем поднимать руки вверх. А внизу на земле мы увидим цветы, и чтобы их потрогать, мы будем опускать руки вниз. Вдох –– руки медленно поднимаем вверх, выдох –– медленно опускаем вниз». Дыхание происходит по следующей формуле:
2 (2) +2; 2 (2) +2; 4 (2) +4;
4 (2) +4; 4 (2) +6; 4 (2) +7; 4 (2) +8.
«Шар опустился на полянку, где очень много цветов. Какие они? Какие цветы вам понравились?».
Игра «Медведь дышит!» (повышение тонуса). Дети стоят по кругу. В центре круга игрушечный мишка. Педагог: «Как дышит большой медведь? Тяжело, с расстановкой. Давайте подойдем к нему и потрогаем его ушки (лапки, хвостик, спинку, животик, носик, глазки)! Только осторожно, не разбудите мишку! Медведь вдохнул–– мы медленно идем вперед к центру круга, делая вдох. Медведь выдохнул–– мы делам выдох и идем назад». Дыхание происходит по следующей формуле:
2 (2) +2; 4 (2) +4; 4 (2) +5; 4 (2) +6;
4 (2) +7; 4 (2) +8; 8 (2) +5.
Педагог: «Вдруг медведь проснулся и побежал за нами, а мы с вами спрячемся!».
СКАЗКОТЕРАПИЯ
В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном… Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, может быть, именно она дает многим людям силы жить и творить.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие
|
Что как ни сказка помогает ребенку понять то, чего хотят до него донести взрослые?! И что как ни «волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами?!
Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает воспитательный потенциал, развивает творческое мышление и умение удивляться.
Оборудование комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. И в большей степени зависит от творчества самого педагога.
Оборудование сенсорной комнаты:
¨ Мягкие модули.
¨ Проектор «Жар-птица» (демонстрация на полу).
¨ Зеркальный шар.
¨ Музыкальный центр.
«Кай и Герда»
Педагог предлагает детям роли и просит рассказать о каждом герое.
Затем участники строят из модулей декорации к спектаклю: ледяной замок Снежной Королевы — из синих модулей, дом Кая и Герды — из желтых, хижину Маленькой Разбойницы — из красных. Подбирают музыкальное сопровождение.
Роли для детей: Герда, Кай, Роза, Ворон, Маленькая Разбойница, Олень, Вьюга, Снежная Королева, Доброта, Льдинки.
Далее педагог рассказывает о событиях, происходящих в сказке, а участники представления показывают действия, произвольно озвучивая роли.
Например:
1. Кай и Герда посадили Розу.
2. Дети радуются.
3. Льдинки попали в сердце Кая. Он становится злым и «холодным». (Здесь используется зеркальный шар).
4. Роза замерзает.
5. Кая забирает Снежная Королева.
6. Герда отправилась на поиски друга.
7. Встреча с Вороном.
8. Встреча с Маленькой Разбойницей.
9. Грусть Оленя. Маленькая Разбойница отпускает Оленя с Гердой.
10. Вьюга. Ледяной дворец Снежной Королевы. (Снова включается зеркальный шар).
11. Доброта побеждает зло. Льдинки растаяли. (Через проектор «Жар-птица» пол расцвечивается разными цветами).
12. Кай и Герда рады видеть друг друга.
13. Роза ожила.
В заключение занятия дети могут поделиться своими впечатлениями.
«Теремок»
Сказка-демонстрация с участием детей 4–5 лет. Педагог предлагает детям построить Теремок из разноцветных мягких модулей так, чтобы получился кукольный театр. Затем между участниками распределяются роли. Количество действующих лиц не ограничено; каждому раздаются куклы театра «Би-ба-бо».
Из данной сказки можно сделать совместное занятие с музыкальным руководителем для любого детского праздника. Например:
Ведущий:
Стоит в поле теремок-теремок!
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю-полю Мышка спешит…
(Дижения под музыку)
Подбежала к теремку и говорит.
Мышка:
Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок!
Ну да ладно, так и быть,
В теремочке буду жить!
Ведущий:Забежала Мышка в теремок и стала там жить-поживать! В теремочке тепло, а на улице свежо — зима весну не пускает. А тут по полю скачет Лягушка! (Движения по музыку).
Лягушка:
Ква-ква-ква, зеленеет вся трава!
Только холодно пока:
Мерзнут лапки и живот…
В теремочке кто живет?
Мышка:
Я — Мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка:
Я — Лягушка-квакушка!
Пусти меня к себе жить!
Мышка:А что ты умеешь делать?
Лягушка:Умею тесто замесить,
да пироги печь!
(Песня: «Я пеку, пеку, пеку!»).
Понравилась пироги?
Мышка:Понравились! Заходи, будем вместе жить!
Ведущий:И стали они жить вдвоем. А в лесу уже почки набухают. Весна зиму прогоняет. А тут к теремочку подбежал Зайчик-побегайчик. (Движения под музыку)
Зайчик:
Я зайчишка-шалунишка,
Я по ельнику бежал,
Я дорогу с перепугу
В свой домишко потерял…
(стучит)
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка.
Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.
Вместе: А ты кто?
Зайчик:Я – Зайчик-побегайчик! Пустите меня к себе жить!
Лягушка:А что ты умеешь делать?
Зайчик:Могу на музыкальных инструментах играть! (Игра «Зайцы-музыканты»). Понравилось вам?
Мышка и Лягушка: Понравилось! Заходи, будем вместе жить!
Ведущий:Забежал Зайчик в теремок, и стали лесные зверюшки жить в нем все вместе. Но что это? Кто-то спрятался за кустами? А, это Лиса-краса… (Движения под музыку).
Лиса:
По лесам, по кустам
Ходит рыжая лиса!
Ищет норку — где-нибудь
Приютиться и уснуть!
(стучится)
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Вместе: Мы — звери лесные. А ты кто?
Лиса:А я — Лиса-краса. Пустите меня к себе жить!
Зайчик:А что ты умеешь делать?
Лиса:Могу дом украсить: платочки да скатерть вышивать!
Все звери: Заходи, будем вместе жить!
Ведущий:До чего же всем весело! Кто пироги печет, кто пол подметает, кто песни поет… Всем дел хватает! А весна уже совсем вступила в свои права. Днем солнышко греет, снег растаял, текут ручьи, птички поют. А к теремочку бежит Волчок-серый бочок! (Движения под музыку).
Волк:
Волку, братцу серому,
Скучно одному.
Спрятался куда-то
Весь лесной народ.
Чья же это хата?
Кто же в ней живет:
(стучится)
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Вместе: Мы — звери лесные.
Лиса: А ты кто?
Волк: Я Волк — зубами щелк! Пустите меня к себе жить!
Лиса: А что ты умеешь делать?
Волк: Я могу дрова рубить, печку топить!
Все звери: Заходи, будем вместе жить!
Ведущий: Живут лесные звери дружно, друг другу помогая. Но что за шум? Что за треск? Кто к теремку пробирается? Ой, да это Мишка-топтыжка! (Движения под музыку).
Медведь:
Я всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь,
Потому что я медведь.
Что такое? Теремок?
В теремочке кто живет?
Волк: Мы — звери лесные. А ты кто?
Мишка: Я мишка-топтыжка! Пустите меня к себе жить!
Волк: А что ты умеешь делать?
Мишка:Умею плясать, вот смотрите! (Танец: «Мишка с куклой»). Понравилось вам моя пляска?
Все звери: Заходи, будем вместе жить!
Ведущий:Дружно живут звери в теремочке! Мышка по хозяйству хлопочет, Лягушка пироги печет, Заяц пол метет, Лиса дом украшает, Волк печку топит, а Медведь охраняет да всех веселит! Никто никого не обижает!
(Заключительный танец,
игра на народных инструментах)
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ