Кальмова с. е., орлова л. ф., яворовская т. в.

Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В.

Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — с.

ISBN

Пособие предназначено для специалистов ДОУ (воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и др.) и родителей.

ББК

© С. Е. Кальмова, Л. Ф. Орлова, Т. В. Яворовская, 2006 © НОУ «СОЮЗ», 2006
ISBN

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Представьте себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мышцы напряжены и от того ваша жизнь вам кажется беспросветной, все ситуации — тупиковыми. Все. Еще мгновение — и… И вы протягиваете руку и открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг, и разноцветный ливень обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к ногам. Вы идете вперед по сенсорной тропе к высокой колонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти шныряют разноцветные рыбки — вверх, вниз, вверх, вниз…

Вам дышится легко и свободно, ибо воздух в этой волшебной наполненной мягким светом комнате комфортно-влажный и пронизан необыкновенными умиротворяющими ароматами.

Вы опускаетесь в пуфик-кресло с гранулами и чувствуете как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги и страхи, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.

Мы начали наше пособие с этого небольшого описательного фрагмента, чтобы вы получили представление о том, что же такое сенсорная комната.

Итак, сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. А также для улучшения качества жизни здоровых людей.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом)

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

· релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;

· использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

·

непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.

Уже первые занятия в сенсорной комнате показывают, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование, которое производит предприятие «Альма» (192012, Санкт-Петербург, ул. Ново-Александровская, д. 5А; телефон-факс (812) 262-7645,. 262-7646,. 262-7647)..

кальмова с. е., орлова л. ф., яворовская т. в. - student2.ru

ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ[1]

Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока:

Релаксационный блок:

Пуфик-кресло с гранулами —удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

Детская подушечка с гранулами — небольшая подушка, с помощью которой ребенок может принять удобную позу, подложив ее под голову или под ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие подушечку, способствуют мягкой тактильной стимуляции. Подушечку приятно мять в руках и занятие с ней может надолго привлечь внимание ребенка.

Трапеция с гранулами

Подушка в форме небольшой горки, является прекрасным дополнением к классическим подушечкам и пуфикам, наполненным полистирольными гранулами. С помощью трапеции вы сможете принять удобную позу, подложив её под голову или ноги. Её можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.

Маты напольные

Маты напольные служат для создания мягкого пола, на котором ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, двигаться без риска ушибов. Маты можно использовать как для отдыха, релаксации, так и для физических упражнений. В соответствии с размерами помещения или "мягкой зоны" маты могут быть изготовлены индивидуально. Для того, чтобы маты не "разъезжались" в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи липучек со стороны пола.

Маты настенные

Маты настенные крепятся к стенкам для того, чтобы максимально обезопасить ребенка от ударов, соприкосновения с твёрдыми и холодными стенами. За счет этого у детей уменьшается чувство страха от возможного падения. Кроме того, использование матов способствует созданию уюта и комфорта в сенсорной комнате. Комплектуются с настенными крепежами.

Музыкальное кресло-подушка — удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, благодаря которым в нем удобно сидеть и лежать. Встроенные в кресло колонки от музыкального центра создают вибрацию, как бы проникающую в тело. Музыка в сочетании с приятной вибрацией, исходящей из глубин кресла, обладает огромным терапевтическим эффектом, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает, снижает тревожность и нормализует циркуляцию крови. Кресло предоставляет идеальную возможность почувствовать массаж всем телом. Уровень вибрации можно регулировать по усмотрению специалиста через регулятор громкости. В комплекте с музыкальным креслом-подушкой поставляется музыкальный центр.

Детское складное кресло-трасформер — компактный кубик при раскрытии превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела.

«Лежебока»

Удобное средство для лежания наполнено лёгкими полистироловыми гранулами, которые служат идеальной опорой для лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

Сухой бассейн — бассейн может быть прямоугольным, квадратным, круглым или угловым, с мягкими стенками; бассейн наполнен пластмассовыми полупрозрачными или цветными шариками; используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело ребенка, находящегося в бассейне все время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение. Это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Двигательные действия в окружении подвижных шариков создает прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребенок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.

Детское зеркальное панно

Безопасное небьющееся зеркало из пластика гораздо безопаснее, чем стеклянное. Зеркало устанавливается по периметру сухого бассейна для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок. За счет многократного отражения ребенок как бы находится сразу в четырех сухих бассейнах. Длина зеркального панно должна соответствовать размерам сухого бассейна и, для создания максимальной иллюзии объемного пространства, желательно установить 2-а зеркальных панно.

Сухой душ

Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.

Сухой бассейн с подсветкой — это обычный сухой бассейн, но в его дно вмонтировано колесо со цветосветовым эффектом, которое, вращаясь, изменяет цвет полупрозрачных шариков и оказывает чарующее, расслабляющее действие на ребенка, заставляя забыть его обо всем на свете. Лежа в светящемся бассейне, ребенок находится как бы среди моря огней.

Светильник «Пламя»

Светильник, имитирующий факел. Пламя костра с древних времен притягивало человека какой-то тайной. «Холодный огонь» светильника не только полностью имитирует пламя, но его ещё можно и потрогать.

Светильник «Вулкан»

Внутри светильника находится расплавленный воск, образуя причудливые формы, которые напоминают бурлящую вулканическую лаву.

Светильник «Фонтан света»

В темноте СК вращающийся диск с цветными окошками напоминает летящий в космосе космический корабль, загадочный и недостижимый. Его хорошо использовать для стимуляции зрения и движений.

Водный фонтан

Журчание воды оказывает благоприятное воздействие на общее самочувствие, звук журчащей воды успокаивает, а прохладные струи оказывают стимулирующее воздействие на кожу.

Аппарат «Горный воздух»

Эффективное немедикаментозное метод лечения и профилактики, тренировки организма, включение внутренних резервов ( при ОРВИ, бронхиальных астмах, хронических бронхитах, аллергии и т.д.

Ионизатор воздуха

Аппарат предназначен для обогащения воздуха жилых и нежилых помещений легкими аэроионами отрицательного знака. Аппарат применяется с целью получения общего оздоровительного эффекта, а также для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов.

Кроме того, для релаксационных занятий с детьми, подростками и взрослыми предприятие «Альма» предлагает музыкальные центры, наборы аудиокассет и CD-дисков, установки для ароматотерапии, наборы масел, аппарат «горный воздух», услажнители и другое оборудование

Активизирующий блок ¾оборудование со светооптическими эффектами:

Мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковая колонна — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то опускаются вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижать ладони к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. А безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Сенсорная тропа — дорожка из ковролина, на которую с помощью липучек крепятся мешочки из прочной ткани с разными наполнителями. Ходьба по «кочкам»-мешочкам полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках. Все съемные элементы легко моются.

Панно «Ежик»

На панно из ковролина с помощью липучек размещены различные по форме, цвету, материалу и фактуре детали. Ощупывая и переставляя их, ребенок учится различать свойства предмета, их цвет, форму. Вы можете легко придумать игровой сюжет, что очень важно для занятий с детьми дошкольного возраста. Активно используя для изучения глаза и руки, дети развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность пальцев, осваивают различные виды захвата кистью.

Ковер «Млечный путь» — светооптические волокна, вплетенные в черную легкую ткань, завораживают эффектом мерцания. В темной комнате на стене то загораются, то гаснут разноцветные звездочки. Мягкую, теплую на ощупь поверхность ковра приятно трогать. Ковер используется для развития творческого воображения, побуждения к фантазированию, созданию новых тактильных ощущений. Поставляется в комплекте с источником света, который желательно закрепить на стене.

Панно «Бесконечность»

В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность.

Светящуюся сеть, тактильно-световую пузырьковую колонну, мелкие сенсорные материалы, мягкие конструкторы, креативные наборы и др. При необходимости в блок можно включить набор массажных и липких мячей. Это оборудование направлено на полимодальную стимуляцию восприятия, подвижности и исследовательского интереса ребенка.

Световой проектор «Жар-птица» — состоит из прожектора и центральной призмы круглой формы с бесконечным количеством граней. Свет из прожектора, проходя через круглую многогранную призму, заполняет все пространство комнаты цветом без формы и рисунка. Комната заливается светом, словно от пера «Жар-птицы».

Зеркальный шар — является идеальным оборудованием для любой сенсорной комнаты. Если узкий луч света от прожектора, направить на зеркальный шар, подвешенный к потолку, то по стенам и полу плавно заскользит бесконечное множество бликов, «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героями которой стали дети.

Звездный дождь — пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна. Изменяющиеся цвета обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.

Панно «Светящиеся нити»

Оказывает сильный терапевтический эффект, нацелен на развитие стимуляции и поддержки внимания.

Общеоздоровительный блоксостоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэроионопрофилактики и другое оборудование.

Оборудование сенсорной комнаты активизирует работу базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения.

При разработке методик занятий в сенсорной комнате мы отказались от традиционных помогающих, поддерживающих или обеспечивающих педагогических практик. Мы придерживаемся концепции сопровождения, которая сегодня является одной из эффективных педагогических технологий.

Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве сенсорной комнаты ставит его в ситуации свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное использование сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребенка условиях. При этом ребенок постоянно испытывает ощущение успеха.

Оборудование сенсорной комнаты помогает решать следующие задачи:

¨ гармонизировать психоэмоциональное состояние;

¨ корригировать агрессивное и отклоняющееся поведение;

¨ уменьшить невротические реакции (тики, гиперкинезы, непроизвольные движения и др.);

¨ развивать познавательную деятельность детей с психоневрологическими проблемами;

¨ проводить реабилитацию людей, оказавшихся в стрессовой ситуации.

Следует отметить, что при организации занятий в сенсорной комнате педагог может дополнительно использовать любое другое оборудование и материалы в соответствии с целями и задачами занятия.

кальмова с. е., орлова л. ф., яворовская т. в. - student2.ru

УЧИМСЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ

Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается или во всем организме, или в какой-либо его системе.

С помощью релаксации человек может воздействовать на последствия стрессовых ситуаций, возникающих на его жизненном пути, тем самым, предотвращая психосоматические нарушения в своем организме.

Из каких компонентов состоит реакция тревоги?

ИМПУЛЬС → СТРЕСС → АДАПТАЦИЯ

Если наступает адаптация, то стрессовое состояние идет на убыль. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко ¾ для этого не требуется специального образования и даже природного дара.

Для достижения состояния релаксации чаще всего используются такие методы расслабления, как нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания, то есть при помощи релаксационного тренинга.

Релаксационный тренинг — это система упражнений, направленных на расслабление и успокоение. Тренинг включает в себя упражнения на мышечное расслабление, успокоение, отвлечение мыслей человека от тревожащих его событий.

Релаксационный тренинг проводится как с помощью психолога (в группе), так и самостоятельно (аутогенно).

Для групповых сеансов релаксации необходимо изолированное, теплое, затемненное помещение, с удобной мебелью и специальным аудио-визуальным оборудованием.

Осваивать методику релаксации следует с занятий в стиле аутогенной тренировки по Шульцу, то есть упражнений на достижение ощущения покоя в руках и ногах.

Оборудование сенсорной комнаты:

¨ Мягкие модули.

¨ Пуфики-кресла с гранулами.

¨ Кресла-трансформеры.

¨ Проектор «Жар-птица» (демонстрация на стене).

¨ Музыкальный центр.

¨ Фонограммы классической и релаксационной музыки.

Релаксационные упражнения

И. п. — лежа на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах и лежат ладонями вниз, ноги разведены на ширину плеч. Глаза закрыты (можно смотреть на визуальные эффекты проектора), мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Дыхание равномерное, спокойное.

Формулы самовнушения, мысленно произносимые в следующем порядке:

· Мое внимание на моем лице (надо мысленно увидеть свое лицо).

· Мое лицо спокойно.

· Губы и зубы разжаты.

· Расслабляются мышцы шеи и затылка.

· Лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.

· Мое внимание переходит на мои руки. Пальцы и кисти расслабляются

· Предплечья и локти расслабляются.

· Мои руки полностью расслаблены, неподвижны.

· Мое внимание переходит на мое лицо.

· Мое лицо полностью расслабленное, спокойное, неподвижное.

· Мое внимание переходит на мои ноги.

· Мои ноги начинают расслабляться и тяжелеть.

· Мои подошвы и голеностопы расслабляются и тяжелеют.

· Мои бедра и таз расслабляются и тяжелеют.

· Мои ноги полностью расслабленные, неподвижные и тяжелые.

· Мое внимание на моих расслабленных стопах и пальцах.

· Они расслабленные, вялые, приятно утомленные.

· Мое внимание переходит на мое туловище.

· Мое туловище полностью расслабленное.

· Мое внимание на моей груди.

· Мое дыхание спокойное, ритмичное, легкое и свободное.

· Сердце бьется спокойно, ровно, оно отдыхает.

· Весь мой организм отдыхает.

· Я отдыхаю и успокаиваюсь.

· Мне удобно и спокойно.

· Я совершенно спокоен.

Слова произносятся медленно, каждая формула повторяется два и более раз.

Данный сеанс релаксации длится 15–20 мин и предназначен для подростков и взрослых людей.

Для детей в возрасте семилет можно предложить следующие формулы:

· Я смотрю на свое лицо (надо мысленно представить свое лицо).

· Мое лицо спокойное

· Мои глаза закрыты, они отдыхают.

· Мои щеки теплые, они отдыхают.

· Мое лицо отдыхает.

· Я смотрю на свои руки.

· Мои руки неподвижны, они отдыхают.

· Мои пальцы рук теплые, они отдыхают.

· Мои руки отдыхают.

· Я смотрю на свои ноги.

· Мои ноги неподвижны, они отдыхают.

· Я смотрю на свое тело.

· Мой живот теплый, он отдыхает.

· Моя спина теплая, она отдыхает.

· Мое тело отдыхает.

· Мое дыхание спокойное, ровное.

· Я отдыхаю.

· Мне удобно и спокойно.

· Я спокоен.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить следующие формулы (их произносит педагог, ведущий тренинг):

· Мы лежим на лесной поляне на солнышке (проектор направлен на пол, дети лежат в световом поле).

·Солнышко греет мое лицо.

·Мне тепло и уютно.

·Мои глаза закрыты, они отдыхают.

·Солнышко ласкает лучиками мое лицо.

·Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб).

·Потом глаза (ребенок трогает область глаз).

·Теперь нос (ребенок трогает нос).

·Затем щеки (ребенок трогает щеки).

·Мне тепло и уютно.

·Мои руки отдыхают.

·Мои ноги отдыхают.

·Мне тепло и уютно.

·Лесное солнышко поет мне песенку (звучит фонограмма «Утро» Грига).

·Мои глаза открываются.

·Мои руки тянуться вверх к солнышку.

·Мы растем, как цветы.

·Нам легко и свободно.

·Мы спокойны.

Очень эффективно совмещать процесс расслабления с различными вариантами звукового фона (спокойная музыка, плеск воды, шум дождя, звуки природы и пр.). Можно использовать и специально подобранный музыкальный материал.

кальмова с. е., орлова л. ф., яворовская т. в. - student2.ru

ДЫХАНИЕ ПРОТИВ СТРЕССА

Оборудование сенсорной комнаты:

¨ Мягкие модули.

¨ Проектор «Жар-птица».

Несмотря на огромное количество работ по физиологии дыхания, специалисты пока не пришли к единому мнению, каков его оптимальный режим.

Например, люди со слабой нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой. Поэтому при частом и поверхностном дыхании возбудимость некоторых нервных центров повышается. При глубоком, наоборот, понижается.

Вдох, по мнению физиологов, связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох — с ее торможением. Поэтому если удлинить вдох и укоротить выдох, произойдет мобилизация функций симпатической и всей нервной системы.

Когда человеку нужно быстро поднять тонус, необходимо применить мобилизующее дыхание по системе И. Иде. Схема мобилизующего дыхания:

2 (2) +2; 4 (2) +4; 4 (2) +5; 4 (2) +6; 4 (2) +7; 4 (2) +8;

8 (2) +5; 9 (4) +5; 10 (5) +5.

Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы. Со знаком «+» ¾ продолжительность выдоха.

Если человеку нужно быстро успокоить нервную систему, расслабить мышцы, применяется успокаивающее дыхание по системе И. Иде. Схема успокаивающего дыхания:

2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2); 4 +7 (2); 4 +8 (2); 4 +9 (2);

5 +9 (2); 5 +10 (2); 6 +10 (2); 6 +10 (3); 7 +10 (3);

8 +10 (3); 9 +10 (4); 10 +10 (5).

Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. Со знаком «+» — продолжительность выдоха. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы после выдоха.

Если требуется быстро регулировать эмоциональное состояние при стрессе, применяют полное ритмическое дыхание. Лучше всего его сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой. 4–6 шагов и одновременно полный вдох, затем задержка дыхания на 2–3 шага. На последующие 4–6 шагов — полный выдох. При неприятных ощущениях паузу можно максимально сократить. Необходимо помнить о последовательности освобождения легких от воздуха (втягивание живота, опускание грудной клетки и ключиц). Продолжительность полного ритмического дыхания определяется самочувствием и возрастными особенностями. Взрослым достаточно повторить упражнение полного цикла дыхания 10–15 раз, детям младшего дошкольного возраста 5–7 раз и детям среднего и старшего дошкольного возраста7–10 раз.

Такое дыхание не только оказывает успокаивающее, антистрессовое и отвлекающее действие, но и переключает внимание, помогает регулировать эмоции, воспитывать силу воли, выдержку, внутреннюю дисциплину.

Любую схему дыхания хорошо сочетать с формулами самовнушения.

Очень хорошо воспринимаются детьми младшего и среднего дошкольного возраста игры на дыхание с использованием игрушек.

Игра «Лев спит» (успокаивающее дыхание).Дети садятся на ковер на воображаемой поляне, на которой лежит лев. Педагог говорит: «Посмотрите, какой он сильный и спокойный! Он лежит и ровно дышит! Давайте и мы с вами будем дышать как он!». Дети вместе со взрослым начинают дышать по следующей формуле:

2 +2 (2); 2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2);

4 +6 (2); 4 +6 (2).

Педагог: «А вот лев просыпается! Он потягивается! Давайте и мы с вами сделаем так же». Дети потягиваются.

Игра «Крокодил» (успокаивающее дыхание).Дети лежат на спине. Руки вверх. «Представьте, что вы большой и добрый крокодил. Вы лежите на солнышке и греетесь. Вам тепло, хорошо. А когда крокодилу хорошо, он ровно дышит, вот так: вдох — руки в стороны, выдох — руки вверх перед собой». Дыхание происходит по следующей формуле:

2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2); 4 +7 (2); 4 +8 (2); 4 +9 (2).

Игра «Воздушный шар» (повышение тонуса). Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог: «Представьте, что мы с вами огромный воздушный шар. Иногда шар будет подниматься высоко в небо (вдох), а иногда будет опускаться вниз (выдох). Высоко в небе мы увидим звезды, и чтобы их достать, мы будем поднимать руки вверх. А внизу на земле мы увидим цветы, и чтобы их потрогать, мы будем опускать руки вниз. Вдох –– руки медленно поднимаем вверх, выдох –– медленно опускаем вниз». Дыхание происходит по следующей формуле:

2 (2) +2; 2 (2) +2; 4 (2) +4;

4 (2) +4; 4 (2) +6; 4 (2) +7; 4 (2) +8.

«Шар опустился на полянку, где очень много цветов. Какие они? Какие цветы вам понравились?».

Игра «Медведь дышит!» (повышение тонуса). Дети стоят по кругу. В центре круга игрушечный мишка. Педагог: «Как дышит большой медведь? Тяжело, с расстановкой. Давайте подойдем к нему и потрогаем его ушки (лапки, хвостик, спинку, животик, носик, глазки)! Только осторожно, не разбудите мишку! Медведь вдохнул–– мы медленно идем вперед к центру круга, делая вдох. Медведь выдохнул–– мы делам выдох и идем назад». Дыхание происходит по следующей формуле:

2 (2) +2; 4 (2) +4; 4 (2) +5; 4 (2) +6;

4 (2) +7; 4 (2) +8; 8 (2) +5.

Педагог: «Вдруг медведь проснулся и побежал за нами, а мы с вами спрячемся!».

кальмова с. е., орлова л. ф., яворовская т. в. - student2.ru

СКАЗКОТЕРАПИЯ

В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном… Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, может быть, именно она дает многим людям силы жить и творить.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие

В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Будучи в роли родителя, он может оценить свой поступок, взглянуть на себя как бы со стороны, а также иными глазами посмотреть на окружающий мир и близких людей.

Что как ни сказка помогает ребенку понять то, чего хотят до него донести взрослые?! И что как ни «волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами?!

Магическое воздействие сенсорной комнаты создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает воспитательный потенциал, развивает творческое мышление и умение удивляться.

Оборудование комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. И в большей степени зависит от творчества самого педагога.

Оборудование сенсорной комнаты:

¨ Мягкие модули.

¨ Проектор «Жар-птица» (демонстрация на полу).

¨ Зеркальный шар.

¨ Музыкальный центр.

«Кай и Герда»

Педагог предлагает детям роли и просит рассказать о каждом герое.

Затем участники строят из модулей декорации к спектаклю: ледяной замок Снежной Королевы — из синих модулей, дом Кая и Герды — из желтых, хижину Маленькой Разбойницы — из красных. Подбирают музыкальное сопровождение.

Роли для детей: Герда, Кай, Роза, Ворон, Маленькая Разбойница, Олень, Вьюга, Снежная Королева, Доброта, Льдинки.

Далее педагог рассказывает о событиях, происходящих в сказке, а участники представления показывают действия, произвольно озвучивая роли.

Например:

1. Кай и Герда посадили Розу.

2. Дети радуются.

3. Льдинки попали в сердце Кая. Он становится злым и «холодным». (Здесь используется зеркальный шар).

4. Роза замерзает.

5. Кая забирает Снежная Королева.

6. Герда отправилась на поиски друга.

7. Встреча с Вороном.

8. Встреча с Маленькой Разбойницей.

9. Грусть Оленя. Маленькая Разбойница отпускает Оленя с Гердой.

10. Вьюга. Ледяной дворец Снежной Королевы. (Снова включается зеркальный шар).

11. Доброта побеждает зло. Льдинки растаяли. (Через проектор «Жар-птица» пол расцвечивается разными цветами).

12. Кай и Герда рады видеть друг друга.

13. Роза ожила.

В заключение занятия дети могут поделиться своими впечатлениями.

«Теремок»

Сказка-демонстрация с участием детей 4–5 лет. Педагог предлагает детям построить Теремок из разноцветных мягких модулей так, чтобы получился кукольный театр. Затем между участниками распределяются роли. Количество действующих лиц не ограничено; каждому раздаются куклы театра «Би-ба-бо».

Из данной сказки можно сделать совместное занятие с музыкальным руководителем для любого детского праздника. Например:

Ведущий:

Стоит в поле теремок-теремок!

Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по полю-полю Мышка спешит…

(Дижения под музыку)

Подбежала к теремку и говорит.

Мышка:

Что за терем-теремок?

Он не низок, не высок!

Ну да ладно, так и быть,

В теремочке буду жить!

Ведущий:Забежала Мышка в теремок и стала там жить-поживать! В теремочке тепло, а на улице свежо — зима весну не пускает. А тут по полю скачет Лягушка! (Движения по музыку).

Лягушка:

Ква-ква-ква, зеленеет вся трава!

Только холодно пока:

Мерзнут лапки и живот…

В теремочке кто живет?

Мышка:

Я — Мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка:

Я — Лягушка-квакушка!

Пусти меня к себе жить!

Мышка:А что ты умеешь делать?

Лягушка:Умею тесто замесить,

да пироги печь!

(Песня: «Я пеку, пеку, пеку!»).

Понравилась пироги?

Мышка:Понравились! Заходи, будем вместе жить!

Ведущий:И стали они жить вдвоем. А в лесу уже почки набухают. Весна зиму прогоняет. А тут к теремочку подбежал Зайчик-побегайчик. (Движения под музыку)

Зайчик:

Я зайчишка-шалунишка,

Я по ельнику бежал,

Я дорогу с перепугу

В свой домишко потерял…

(стучит)

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я — Мышка-норушка.

Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.

Вместе: А ты кто?

Зайчик:Я – Зайчик-побегайчик! Пустите меня к себе жить!

Лягушка:А что ты умеешь делать?

Зайчик:Могу на музыкальных инструментах играть! (Игра «Зайцы-музыканты»). Понравилось вам?

Мышка и Лягушка: Понравилось! Заходи, будем вместе жить!

Ведущий:Забежал Зайчик в теремок, и стали лесные зверюшки жить в нем все вместе. Но что это? Кто-то спрятался за кустами? А, это Лиса-краса… (Движения под музыку).

Лиса:

По лесам, по кустам

Ходит рыжая лиса!

Ищет норку — где-нибудь

Приютиться и уснуть!

(стучится)

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Вместе: Мы — звери лесные. А ты кто?

Лиса:А я — Лиса-краса. Пустите меня к себе жить!

Зайчик:А что ты умеешь делать?

Лиса:Могу дом украсить: платочки да скатерть вышивать!

Все звери: Заходи, будем вместе жить!

Ведущий:До чего же всем весело! Кто пироги печет, кто пол подметает, кто песни поет… Всем дел хватает! А весна уже совсем вступила в свои права. Днем солнышко греет, снег растаял, текут ручьи, птички поют. А к теремочку бежит Волчок-серый бочок! (Движения под музыку).

Волк:

Волку, братцу серому,

Скучно одному.

Спрятался куда-то

Весь лесной народ.

Чья же это хата?

Кто же в ней живет:

(стучится)

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Вместе: Мы — звери лесные.

Лиса: А ты кто?

Волк: Я Волк — зубами щелк! Пустите меня к себе жить!

Лиса: А что ты умеешь делать?

Волк: Я могу дрова рубить, печку топить!

Все звери: Заходи, будем вместе жить!

Ведущий: Живут лесные звери дру

Наши рекомендации