Общие особенности суицидального поведения детей

В связи со сказанным вряд ли оправданно, как это делается при ана­лизе суицидального поведения взрослых, выделять в детском суицидаль­ном поведении истинные покушения и демонстративные поступки. У детей невозможно убедительно отдифференцировать истинные стрем­ления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на по­лучение преимуществ, льгот или желаемых вещей. В то же время суици­дальное поведение детей имеет несколько особенностей.

Во-первых, дети, стремящиеся уйти из жизни, отличаются от дру­гих детей, как и от взрослых суицидентов, тем, что воспитывались в условиях, которые помешали им сформировать глубокие привязанно­сти к своим родителям. Это, в свою очередь, воспрепятствовало появ­лению каких-либо серьезных интересов, которые могли бы удерживать их от суицида. Совершая покушения, они без серьезных сожалений оставляют родителей, братьев, сестер, прародителей. Они были лише­ны опыта переживания глубоких чувств и не могут представить их у других людей.

Во-вторых, детские суициды в отличие от таковых у взрослых и даже подростков провоцируются незначительными событиями в жизни.

В-третьих, применяемые средства для ухода из жизни не соответ­ствуют выраженности их желания и случайно приводят либо к очень серьезным нарушениям здоровья, либо практически не приносят ни­какого вреда.

В-четвертых, характер суицидального поведения зависит от степе­ни понимания детьми необратимости смерти.

В-пятых, суицидальное поведение детей определяется констелля­цией многих неблагоприятных факторов, из которых самыми важны­ми представляются следующие:

1) депривация, отвержение, жестокое обращение в раннем возрасте, приводящие к нарушению формирования привязанности детей к своим родителям;

2) семейное воспитание, препятствующее гармоническому формиро­ванию детской личности;

3) наследственная отягощенность самоубийствами, алкоголизмом и психическими заболеваниями, передающими предрасположен­ность к нервно-психическим расстройствам и чувствительности к неблагоприятным факторам среды;

4) последствия органических поражений головного мозга (черепно-мозговой травмы, менингоэнцефалита);

5) хронические соматические заболевания (ревматизм) или неодно­кратные истощающие болезни;

6) переживания физической, умственной или другой имеющейся или воображаемой неполноценности;

7) переживание своей незащищенности, бесперспективности, ненуж­ности, опустошенности, являющихся, как правило, эквивалента­ми депрессивного состояния.

Суицидальное поведение психически больных детей

Для лучшего понимания механизмов суицидального поведения пси­хически здоровых детей нами произведено сравнение их поведения с таким же поведением 50 сверстников, страдающих психическими за­болеваниями: шизофренией, умственной отсталостью, эпилепсией, аффективным психозом и др.

Формирование мотива суицидального поведения у больных с пси­хическими расстройствами зависит от еще сохранной психической де­ятельности, психогенных воздействий или психопатологической сим-томатики (ПепеляеваТ. И., 1989).

У пятой части наблюдавшихся психически больных детей мысли, намерения покончить с собой и покушения появлялись в связи с реальны­ми, трудными для детей обстоятельствами. Они возникали в связи с потерями (смерть матери), неприятием тех обстоятельств, в которых они жили в семье (драки в семье, жестокое обращение с ними) или в связи с фрустрациями, вызванными различными причинами (не спра­вился с программой школы). Это случалось также в связи с уличени­ем в воровстве, из-за того, что мать выкинула хомяка и не купила рыбку, из-за того, что «дразнят нищенкой, безотцовщиной», исключили из школы, хотят отправить в больницу, переводят «в школу для дураков».

У такого же числа больных детей стремление уничтожить себя было обусловлено возникновением болезненных (бредовых или сверхценных) идей: «Бог от меня отвернулся»; «Думала, что ко мне плохо относятся окружающие люди»; «Решила, что родители умерли и мне не надо жить»; «Хотела умереть раньше мамы, чтобы не остаться одной»; «Нет свободы, кругом чудища»; «Хотят убить»; «Не нахожу общего языка».

У некоторых ребят суицидальное поведение можно было объяснить галлюцинаторными переживаниями. Больные утверждали, что голоса им «велели не жить», что приказывали «покончить собой», «съесть таб­летку», «прыгнуть с 15 этажа».

Поведение почти трети больных определялось дисфорическимирас­стройствами («зла на мать, жить не хочется», «довели до нежелания жить») или депрессиями («так плохо, что жить не хочется», «скучно», «хуже всех»).

Суицидальные высказывания и покушения иногда возникали на высоте аффекта. Были также и импульсивные покушения на свою жизнь.

У половины описываемых детей наблюдались различные формы агрессивного и разрушительного поведения. Они были злобными, жесто­кими, участвовали в драках. Некоторые из них истязали и убивали животных, угрожали расправиться со сверстниками, убить своих ро­дителей, набрасывались на них с ножом.

У многих больных детей возникали страхи смерти, чужих людей, темноты, школы. Часть из них уходили из дома или интерната, бро­дяжничали, пытаясь сменить свою постылую семейную жизнь на уча­стие в асоциальных компаниях.

Ниже приводится один из примеров представляемых случаев.

ПРИМЕР 35___________________________________Лена, 12 лет

Мать — почтовая служащая, холодная примитивная женщина. Отец — грузчик, дебошир, вор, ушел из семьи полгода тому назад.

От 1-й беременности, протекавшей с токсикозом. Психомоторное разви­тие без особенностей. При посещении детского сада были трудности в поведении.

В 4 года была сексуально использована отцом, инцестуозные отношения с ним некоторое время продолжались.

В школе с 7 лет, успеваемость посредственная. Были конфликты с соуче­никами. Уроки просиживала под партой. Никого не любит в школе. Ее также не уважают и не любят. Считают тупой. Девочка лживая, ворует у соседей деньги, вещи, еду. Собирает на помойке вещи. Эмоционально

холодна. Злая, грубая, ненавидит мать, брата, сестру. Жестоко избивает 5-летних двойняшек. Выворачивала руки детям. Молотком убила кошку. Рисунки постоянно на одну и ту же тему — космос.

Впервые мысли о том, чтобы зарезаться, появились в 6 лет. Неоднократ­но суицидные мысли приходили вновь: «Жить не интересно, умрешь тихо, темно, никто не тревожит».

После поминок умершего деда слышала, как он стучал в окно. Ночью за девочкой гнались мертвецы. Убегала из дома.

За день до 12-летия «в мозгах услышала голос». Он говорил как робот: «Съешь таблетки, чтобы умереть». С голосом пререкалась. Встретив зна­комую, сказала ей: «Наверное, умру». В школе на перемене, на глазах у всех приняла таблетки анальгина, эритромицина.

В 12 лет появились menarche.

Заключение. Девочка многократно переносила эмоциональные потря­сения в связи постоянными драками и скандалами между родителями. Из-за рождения младших детей не получала должного внимания и забо­ты. Особенно тяжелым для нее был стресс изнасилования отцом. Де­прессивные переживания проявились нарушениями поведения, возник­ли суицидальные мысли. На потерю деда отреагировала реактивными психотическими симптомами. Появление первых менструаций совпало с возникновением стойкого псевдогаллюцинаторного синдрома. Именно галлюцинации послужили последним толчком к реализации давних мыс­лей о необходимости уйти из жизни. Психопатологическая оценка де­вочки — шизофрения.

Психически больные дети, желая покончить с собой, очень часто использовали особенно опасные способы самоубийства. Многие из них, например, стремились отравиться, для чего принимали множе­ство таблеток разных лекарств, выпивали стеклоочиститель или дру­гие технические жидкости. Они нередко пытались выброситься из окна, с балкона, в пролет лестницы. Нередко также происходило удушение колготками, шнурами, подушкой. Некоторые дети совершали порезы острыми предметами, кололи себя иголками, раздирали кожу. Были и такие дети, которые бросались под транспорт, пытались утопиться.

Можно было бы предположить, что для этих детей единственной причиной попыток уйти из жизни является искаженная болезненны­ми переживаниями оценка реальности. Однако подавляющее большин­ство этих детей воспитывалось в очень неблагополучной психологи­ческой обстановке, а часть из них подвергалась к тому же издеватель­ствам и истязаниям. Следовательно, стремление детей уйти из жизни было определено не только психопатологией, но и невыносимыми ус­ловиями воспитания. Возможно, что у части детей был другой меха­низм развития суицидального поведения: семейная среда провоцировала развитие психического заболевания, а оно, в свою очередь, вызы­вало болезненную реакцию на существование в неблагополучной семье. Следующий пример иллюстрирует суицидальное поведение ум­ственно отсталого ребенка.

ПРИМЕР 36______________________________________Валя, 10 лет

Мать страдает алкоголизмом, поведение антисоциальное. Ушла из дома, лишена родительских прав. Отец умер в 33 года от туберкулеза, когда девочке был 1 год, брак не был зарегистрирован. Живет с бабушкой. Имеет сестру 14 лет и брата 13 лет от другого отца.

От 3-й беременности, прошедшей на фоне алкоголизации. Роды нормаль­ные. С 6 месяцев больна туберкулезным лимфаденитом внутригрудных желез. Обнаружена туберкулема мозга. Начала ходить после года. Пер­вые слова к 3 годам. До 2,5 лет в туберкулезной больнице. Затем воспи­тывалась матерью, которая постоянно была в пьяной компании. С 5 лет в течение месяца была в детском саду. В 6 лет собутыльники матери напо­или девочку и бросили. С 9 лет в школе. Вскоре заболела, не посещает занятия. Переведена в коррекционную школу 8 вида. Девочка агрессив­ная, упрямая. Во время аффективной вспышки угрожает бабке и матери убить, хватает нож. Жалуется на боли в груди. Интеллектуальное разви­тие соответствует легкой степени умственной отсталости. Будучи в дис-фории, с целью самоубийства приняла клофелин. В бессознательном со­стоянии попала в дезинтоксикационное отделение, а оттуда в психиатри­ческую больницу.

Заключение. Девочка с раннего детства была лишена возможности сфор­мировать привязанность к матери, так как последняя, случайно забере­менев, не обращала на нее внимания и не заботилась о ней. Более того, в связи с болезнью в самый чувствительный период жизни она находи­лась в больнице, где ее воспитывал многочисленный персонал. В семье на девочку негативное влияние оказал образ жизни матери и ее окруже­ние, которые способствовали формированию у нее заниженной самооцен­ки, подавленной агрессивности и неустойчивого настроения. Разочарова­ния и обиды, перенесенные ребенком, сказались в ее аффективной взрыв­чатости, злобности и агрессивности. В силу примитивности у нее отсутствовали какие-либо интересы. Обстоятельства сложились так, что у нее не было человека, к которому она была бы серьезно привязана. В связи с эти не вызывает удивления, что в состоянии аффективного возбужде­ния она присущую ей агрессивность направила на себя. Клинический ди­агноз: легкая степень умственной отсталости, расстройство лич­ности по возбудимому типу.

В основе суицидального поведения умственно отсталых детей лежат нарушения поведения, связанные с эмоционально-волевой неустой­чивостью или аффективной взрывчатостью. Толчком к возникновению суицидального поведения нередко были затруднения в освоении школьной программы, неспособность установить взаимоотношения в интернате и т. д. Условиями для появления суицидального поведения чаще всего были дисфорические или депрессивные состояния. При­чиной же были нарушенные семейные отношения, вызвавшие депри-вацию, отвержение и, в конечном итоге, недоразвитие эмоциональных основ личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психология больных детей изучена недостаточно. Еще меньше из­вестно об отношении детей к своему здоровью и о понимании ими стро­ения и функций собственного тела. В то же время без знаний о том, как относится ребенок к своему здоровью, т. е. без понимания его внут­ренней картины здоровья, невозможно понять психологию больного ребенка, его внутреннюю картину болезни (ВКБ). Таким образом, не­обходимость изучения психологии здоровья диктуется тем, что без про­никновения в ее суть невозможно сформировать адекватное представ­ление о реакциях личности ребенка на болезнь, а потому и не удается создавать больному необходимую психотерапевтическую поддержку. Кроме того, знания об отношении детей к своему здоровью помогут построить всеобъемлющую концепцию укрепления их здоровья, про­водить эффективную профилактику.

Для понимания отношения индивида к здоровью необходимо учи­тывать, что переживание чувства здоровья связано не только с отсут­ствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гар­монически развитого физического, психического и нравственного со­стояния, которое позволяет оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность (Петровский Б. В., 1973). В понятие здоровья входит не только опти­мальное функционирование органов и систем организма, его физичес­кое благополучие, но и субъективное психологическое ощущение сво­его здоровья, возможность активной общественно-трудовой деятель­ности.

Здоровье одновременно и субъективно, и объективно, поскольку при плохом самочувствии могут отсутствовать объективные данные, с другой стороны, при их наличии самочувствие может оставаться до определенного времени хорошим (Брусиловский Л. С., 1959).

Внутренняя картина здоровья, по существу, — это составная часть самосознания, которое под влиянием интеро- и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии, сопровождающем­ся эмоциональным своеобразным фоном. Представление о своем соматическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах отношения человека к своему здоровью. В одних случаях — это пренебрежение, в других — повышенное внимание, в-третьих, — адекватное отношение (Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г., 1980).

Оценивая детей, С. М. Тромбах (1981) к их характеристикам здоро­вья относит отсутствие заболеваний, нормальное развитие организма и благоприятное функциональное состояние. Оценка психологии здо­ровья складывается из наблюдений за настроением, поведением, ре­акциями ребенка на те или иные изменения окружающей среды и из его рассказов о своем самочувствии. При этом очень существенно раз­личать состояние и самочувствие. Состояние отражает истинное по­ложение дел в организме и его функциях. Оно может быть выражено в показателях, установленных в результате измерений, анализов, проб и др. Самочувствие — субъективно и не всегда точно. Оно выражает ис­пытываемые ребенком чувства, настроение и иногда очень не соответ­ствует истинному положению дел (Долецкий С. Я., 1983).

Работы, специально посвященные изучению психологии больного ребенка, показывают, что большое значение для понимания его пере­живаний имеют исследования самосознания, схемы тела, внутренней картины здоровья и других проблем, связанных с формированием пси­хических состояний здорового и больного ребенка. В процессе станов­ления личности происходит осознание ею особенностей своего тела, внешности, формирование его схемы и половой принадлежности. Этот процесс опосредуется потребностями развивающейся личности и ее отношениями с окружением. Таким образом, самосознание является единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного (Соколова Е. Т., 1989). Образ физического «Я» формируется в зависи­мости от развития аффективных и когнитивных процессов, от инди­видуальных особенностей созревающей личности. Повышенная чув­ствительность к любой относящейся к «Я» информации, обусловленной зависимостью и недостаточной когнитивной дифференцированнос-тью, приводит к большей значимости для «Я» аффективных процес­сов. Понимание этого личностью влечет за собой устранение нарушен­ного равновесия. В процессе сохранения целостности «Я» развивают­ся защитные механизмы, искажающие истинное его значение, но позволяющие сохранить позитивное отношение к себе. Психологичес­кая защита — это не только действия на понятийном уровне, но и ре­зультат преобразования таких аффективных процессов, как тревога (Соколова Е. Т., 1989).

По мнению некоторых авторов, в основе психосоматических невро­тических симптомов, а также структуры реагирования на заболевание может лежать нарушение отношения к своему телесному и духовному «Я», изменение самосознания.

Реакция же на заболевание ребенка формируется иначе, чем у взрос­лого человека. Это зависит, в частности, от того, что дети долго не раз­деляют телесное и психическое. Они также думают, что повреждение тела, физическая боль не влияют на мыслительную деятельность — состояние «Я» (Субботский Е. В., 1985). Это, в свою очередь, создает искаженную картину болезни.

На возможность возникновения реакций личности ребенка и под­ростка на болезнь обратили внимание лишь в последнее время, хотя уже давно А. А. Киселю (1940), например, было известно, что при со­матических заболеваниях в детской психике наступают изменения. При этом оказывается, что формирующееся у маленьких пациентов отно­шение к заболеванию зависит от многих обстоятельств. В первую оче­редь — от возникающих у них ощущений боли, тяжести болезни, глу­бины поражений, необратимости, инкурабельности или успехов лече­ния заболевания (Еренков В. А., 1976; Яковлева А. А., 1977; Игнатьева Н. Д. и др., 1978). В значительной степени на личности сказывается помещение детей в больницу, соседство с больными, ограничение их активности, отрыв от сверстников и членов семьи, изменения режима питания и состава диеты (Еренков В. А., 1976; Forman M. A. et al., 1983).

На отношение к болезни оказывают влияние возраст, предболез-ненное состояние, темперамент, акцентуация личности, наличие или отсутствие психопатизации, незрелость самосознания и личностной самооценки, половая принадлежность, психосексуальное развитие (Игнатьева Н. Д. и др., 1978; Сидельников В. Я., 1982). Также имеют значение своеобразие интерперсональных отношений в семье, семей­ная обстановка, тип воспитания, родительская реакция на болезнь ре­бенка (Захаров А. И., 1971; Игнатьева Н. Д. и др., 1978). Наконец, от­ношение к болезни детей определяется степенью осознания дефекта, кататимной психологической защитой, представлениями о болезни (Сидельников В. Я., 1982; Яковлева А. А., 1977).

Опыт отечественных и зарубежных исследователей показывает, что всеобъемлющую оценку состояния больного в детской клинике труд­но сделать, если используются только такие понятия, как отношение или реакция на заболевание. Разобраться в переживаниях заболевше­го ребенка или подростка, как нам кажется, возможно, лишь изучая ВКБ. Такой подход расширяет представление о психологии больного. Он позволяет уяснить, что испытывает и переживает заболевший, ка­ковы его ощущения, самочувствие, какой представляет свою болезнь, ее причины. Более того, мы можем узнать, чего ждет пациент от терапевтических вмешательств, понимает ли их необходимость, полезность и верит ли в их эффективность.

Многолетнее изучение психологии больных детей привело нас (Иса­ев Д. Н., 1984,2000) к выводу, что к основным факторам, влияющим на формирование внутренней картины болезни (ВКБ) у детей, относят­ся: 1) объективные проявления болезни; 2) особенности эмоциональ­ного реагирования; 3) половая принадлежность; 4) уровень интеллек­туального функционирования; 5) опыт жизни и перенесенных болез­ней; 6) информация о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении; 7) понимание универсальности и необратимости-смерти; 8) отноше­ние родителей к заболеванию; 9) влияние медперсонала; 10) другие стрессоры.

У детей ВКБ формируется в основном на эмоционально-чувствен­ном (неосознаваемом), а не на логическом (сознательном) уровне. «Рас­шифровав» ВКБ, врач или психолог смогут реконструировать те ее эле­менты, которые частично не осознаются, и использовать их в процес­се медикаментозного лечения и психотерапии, что поможет больному создать адекватную ВКБ.

Дети и подростки, находящиеся на лечении в стационаре или обра­щающиеся за помощью в поликлинику, очень часто наряду с сомати­ческими жалобами имеют отдельные, а иногда и многие симптомы нервно-психических расстройств. С другой стороны, детский невро­лог или психиатр нередко замечают у своих пациентов не только от­клонения со стороны нервно-психической сферы, но и соматические нарушения. Из этого факта можно сделать заключение, что многие, если не большинство, больные страдают как физически, так и пси­хически.

Приняв это положение, необходимо осмыслить, в каких именно взаимоотношениях могут находиться психические расстройства, с од­ной стороны, и соматические — с другой. Ответ на этот вопрос не только улучшит диагностику, позволит сделать лечение более эффективным, используя, в частности, психотерапевтические средства, но и создаст перспективы для предупреждения душевных и телесных нарушений.

Постоянное накопление у детей негативных переживаний или крат­ковременные и тяжелые стрессы, ослабив психологическую защиту и разрушив механизм гомеостаза в организме, могут сделать детей безза­щитными перед лицом внешних вредностей. Это, в конечном итоге, может привести к психосоматическим расстройствам (болезням адап­тации). Педиатр, знающий возрастные особенности психики детей и умеющий управлять их психологией, использует этот важный терапев­тический инструмент в борьбе с болевым синдромом, в процессе лечения соматических заболеваний, нарушений поведения и нервных рас­стройств. Клинический психолог, работающий с «трудными больны­ми» детьми, также может много сделать для их лечения.

Педиатр и клинический психолог чаще всего оказываются первы­ми, кто должен заподозрить и распознать наиболее часто встречающи­еся психические отклонения (астению, нарушения восприятия мыш­ления и эмоциональные расстройства и др.) при различных заболева­ниях детского возраста. Именно им предстоит решать, приглашать ли для консультации детского психиатра и где (в больнице, в санатории или дома) при необходимости продолжать лечение ребенка (подростка).

Психические расстройства, возникающие на неполноценной почве (у умственно отсталых детей, у детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата, у детей с хроническими заболеваниями и т. д.), как правило, приобретают атипичные черты. Это затрудняет их диагно­стику и требует от врачей и психологов специального терапевтическо­го подхода.

Особенно серьезные психологические трудности возникают в се­мьях, где дети болеют тяжелыми хроническими или неизлечимыми за­болеваниями (лейкозом, муковисцидозом, новообразованиями и т. д.). В этих случаях в психологической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители.

Специального внимания заслуживает суицидальное поведение де­тей и подростков. В некоторых случаях педиатрам и клиническим пси­хологам придется выявлять детей и подростков с повышенным риском и психологически их поддерживать. Не менее важной заботой детских врачей может стать сохранение жизни детям или подросткам, не за­вершившим самоубийство, и предупреждение последующих попыток.

Работа педиатра, клинического психолога, занимающихся предуп­реждением возникновения заболеваний, практикующих и передающих свой опыт другим, является в самом лучшем смысле слова обществен­ным делом. Воспитание будущих специалистов и повышение квали­фикации уже имеющих некоторый опыт требует постоянного и стро­гого этического ориентира. Общие и частные проблемы деонтологии и медицинской психологии, касающиеся уважения к личности ребен­ка, к его правам в семье и обществе, предупреждения злоупотреблений в отношении ребенка, улучшения качества жизни, взаимоотношений между медицинским персоналом и родителями и т. д. должны быть все­гда в поле зрения как педиатров, так и клинических психологов.

Еще не существует отдельной дисциплины, которая бы обобщала опыт работы с психологическими проблемами больных детей. Доста­точно давно (в 1930 г.) Дж. Андерсен указал на необходимость созда-

ния такой специальности, отражающей потребности врачей к пони­манию психологии маленьких пациентов. Однако только в 1967 г. Л. Райт очертил предмет этой новой ветви науки — «психологической педиатрии». Он полагал, что психологическая педиатрия будет меж­дисциплинарным образованием, адресующимся к полному спектру проблем физического и психического развития, проблем здоровья и болезни, затрагивающих детей, подростков и их семьи. Таким обра­зом, психологическая педиатрия должна возникнуть на стыке психо­логии развития, психологии здоровья и детской психопатологии. Ее содержание, по мнению Л. Райта, могло бы охватить психологическую оценку детей и подростков, помощь в следовании предложениям вра­ча, управление болью, лечение психогенных заболеваний, этику и за­щиту интересов ребенка.

Автор надеется, что эту книгу можно рассматривать как первую в нашей стране попытку создать отечественную психологическую педи­атрию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С., Юдиц Ю. А. Психология в медицине. М : Кафедра-М, 1998. 272 с.

2. Авдеева Е. Г. Психоневрологические и психологические особенности детей с пато­логией органов пищеварения // Педиатрия. 1993. № 1. С. 99-102.

3. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб.: СПбПМИ, 1994.

4. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологичес­кие привычные действия у детей и подростков. М.: ИИП, 1999.

5. Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2001.

6. Боль Л. В. От 8 до 17 или что думают о здоровье наши дети. М.: ТЦ СФЕРА, 1999. 224с.

7. Баркан А. И. Динамика функциональных параметров при адаптации детей к школь­ному учреждению, школе и больнице: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 1988. 45с.

8. Батанова Н. А., Исаев Д. Н., Юрьев В. В. Психопатологические особенности детей с вегетососудистой дистонией по гипотоническому и гипертоническому типу // Психопатология, психология эмоций и патология сердца. М., 1988. С. 38-39.

9. Белоконь Н. А. Состояние церебральных структур и мозговой гемодинамики у здо­ровых детей и детей с вегетососудистой дистонией // Журн. невропатол. и психи­атр. 1987. Вып. 10. С. 1479-1483.

10. Белоусов Ю. В., Скумин В. А. Психотерапевтические аспекты реабилитации детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы // Педиатрия. 1986. № 8. С. 46-49.

11. Бехтерев В. М. Об отношении между психическими и нервными болезнями // Обо­зрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1908. № 1. С. 12-13.

12. Брязгунов И. П. Между здоровьем и болезнью. М., 1995. 224 с.

13. БурлачукЛ. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. 262 с.

14. Буторина Н. Е. и др. Особенности нервно-психических расстройств при ожоговой болезни у детей и подростков //Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психо-соматики. М., 1990 С. 38-40.

15. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.

16. Буянов М. И. Недержание мочи и кала. М.: Медицина, 1985.

17. Вассерман Л. И. и др. О психологической диагностике типов отношения к болез­ни // Психологическая диагностика отношения к болезни. Л., 1990. С. 8-16.

18. Велыпищев Ю. Е., Белоконь Н. А., Шварков С. Б. и др. Роль психологических и сре-довых факторов в генезе психосоматических сердечно-сосудистых заболеваний у подростков // Психопатология, психология эмоций и патология сердца. М., 1988. С. 18-19.

19. Веселое Н. Г. Социальная педиатрия. СПб., 1996. 396 с.

20. Волков В. Т. и др. Личность пациента и болезнь. Томск, 1995. 328 с.

21. Воронков Б. В. Инициальные нервно-психические расстройства при гепатитах у детей и влияние микросоциально-психологических факторов на их возникнове­ние //Журн. невропатол. и психиатр. 1984. Вып. 10. С. 1523-1526.

22. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической ди­агностики. СПб., 1997.

23. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации//Школьная дезадаптация. М., 1995. С. 8-11.

24. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1994.

25. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.: Сфера, 1994.

26. Горемыкин В. И. Бронхиальная астма, патология билиарного тракта у детей. Автор, дисс. докт. СПб., 1999. 44 с.

27. Гурьева В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Крона пресс, 1996. 206с.

28. Детская психоневрология / Под. Ред. Л. А. Булаховой. Кшв: Здоров'я, 2001.

29. Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: Школа-Пресс, 1999.

30. Егоров А. Ю. Основы наркологии. СПб.: ИСПиП, 2000.

31. Дмитриева И. В., Дмитриева Т. Н., Родионов И. А. Нервно-психические измене­ния при предъязвенном состоянии и язвенной болезни двенадцатиперстной киш­ки и желудка в детском и подростковом возрасте // Научно-практическая конфе­ренция по неврологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Калуга, 1988. С. 87-88.

32. Ефимов Ю. А. Диагностика предболезненных явлений психосоматических рас­стройств у детей: Дисс. 1994.

33. Ефремов К. Д. ВКБ и некоторые механизмы психосоматической дестабилизации у детей с ангиодистонией // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Л., 1990. С. 44-49.

34. Ефремов К. Д., Резник В. И. О нервно-психических расстройствах у детей с вегето-сосудистой дистонией гипертонического типа с нарушением сердечного ритма. 5-й Всеросс. съезд невропатол. и психиат. М., 1985. Т. 3. С. 46-48.

35. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988.

36. Здоровье. Развитие. Личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской. М.: Медицина, 1990.

37. Зелинский С. М. Психические расстройства и ВКБ у детей, страдающих сахарным диабетом: Дисс. 1995.

38. Иванова Н. А. Психоневрологические нарушения у детей, больных бронхиальной астмой: Обзор, лит. // Вопр. охр. мат. и дет. 1989. N° 5. С. 57-60.

39. Игумнов С А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: Беларуская навука, 1999.

40. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. М.: Школа-пресс, 1999.

41. Исаев Д. Д. Подростковая сексология //Подростковая медицина. Л.: Спецлит, 1989. С. 567-585.

42. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л.: Медицина, 1984.

43. Исаев Д. Н. Медико-психологические аспекты психосоматических заболеваний и внутренняя картина болезни в детском возрасте // Психиатрические аспекты пе­диатрии. Л., 1985. С. 7-92.

44. Исаев Д. Н. Психосоматический подход к изучению заболеваний у детей и подрос­тков. 8-й Всес. съезд невропатол. и психиат. М., 1988. С. 197-198.

45. Исаев Д. Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтере­ва. 1992. Вып. 2. С. 17-27.

46. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная литература, 1996. 454 с.

47. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000.

48. Исаев Д. Н., Микиртумов Б. Е., Богданова Е. И. Сексуальные проявления у детей — симптомы нервно-психических расстройств // Актуальные проблемы психонев­рологии детского возраста. СПб., 1976. 83 с.

49. Исаев Д. Н., Александрова Н. В. Возрастные особенности инфекционных психозов у детей и подростков // Журн. невропатол. и психиатр. 1983. Вып. 2. С. 267-271.

50. Исаев Д. Н., Ефремов К. Д. Роль психогенных факторов микросоциальной среды в формировании вегето-сосудистой дистонии гипертонического типа у детей // Структурно-функциональные основы нервных и психических заболеваний. М., 1983. С. 90-93.

51. Исаев Д. Н., Шац И, К. Внутренняя картина болезни у детей с острым лейкозом // Педиатрия. 1985. № 7. С. 42-44.

52. Исаев Д. Н., Каган В. Е, Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1986.

53. Исаев Д. Н., Воронков Б. В., Бельская Л. А., Тульчина Л. И, О факторах риска при психосоматических заболеваниях ЖКТ у детей // Психогенные и психосоматичес­кие расстройства. Тарту, 1988. Т. 2. С. 324-326.

54. Исаев Д. Н., Воронков Б. В., Тульчина Л. И. Участие неблагоприятных психосоци­альных факторов в генезе хронических заболеваний органов пищеварения, б-й Все­российский съезд психиатров. 1990.129 с.

55. Исаев Д. И., Зелинский С. М. Внутренняя картина болезни у детей с сахарным диа­бетом // Педиатрия. 1991. № 2. С. 33-37.

56. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа, 1987.

57. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. С. 74-75.

58. Калитиевская Е. Р. Психологические факторы в развитии гипертонической и яз­венной болезни в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая диаг­ностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л., 1985. С. 137-141.

59. Калашников Б. С. Клиника и течение пограничных психических нарушений у де­тей, страдающих нейродермитом: Автореф. дисс.... канд. мед. наук. Л., 1986. 216 с.

60. Кашникова А. А. и др. Система «мать-дитя» как коррекционный фактор в условиях стационара для детей дошкольного возраста. 12 Съезд психиатров России. М., 1995. С 369-371.

61. Киреева И. П., Осокина Г. Г. Клинико-психопатологическая картина при вегето-сосудистой дистонии у подростков. Научно-практ. Конф. по неврол. и психиат. дет­ского возраста. Калуга, 1988. С. 114-115.

62. Кириченко Е. И. Типология реактивных депрессий у детей младшего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. 1988. Вып. 8. С. 64-66.

63. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.

64. Козидубова В, М. Депрессии подростков. Дисс. докт. М., 1992.

65. Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль факторов среды и индивидуальной реактив­ности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста // Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковс­кой. М., 1985. С. 66-91.

66. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 1981.

67. Кон И. С. Психология старшеклассника. М , 1980.

68. Коркина М. В., Цивилько М. А., Мартов В. В. Нервная анорексия. М., 1986. 176 с.

69. КощавцевА. Г. Психосоматические нарушения пищевого поведения у детей 1-го года жизни. Дисс. канд. СПб., 1996.

70. Крук И. В. Церебрастенические состояния у детей дошкольного возраста. Киев: Здоровья, 1990.

71. Крыжановский и др. Нейроиммунопатология. М., 1997. 283 с.

72. Крылов В. И. Пограничные психические заболевания с нарушениями пищевого поведения. СПб.: Шанс, 1995. 95 с.

73. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984.

74. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.

75. Левые Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб.: Питер, 1997.

76. Листопад Т. Н. Медико-психологические аспекты контакта «Мать — Ребенок» в не-онатологическом стационаре: Дисс. 1992.

77. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. Л.: Медицина, 1985.

78. Личко А. Е., Иванов Н. Я., Калитиевская Е. Р. Влияние хронических психосомати­ческих расстройств на формирование акцентуаций характера у подростков. 5-й Всерос. съезд невропатол. и психиат. М., 1985. Т. 3. С. 98-100.

79. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. Изд. 2-е. М., 1977. 160с.

80. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.

81. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах слуха и зрения. М.: 1987.

82. Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика. М.: Медицина, 1997.

83. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. 304 с.

84. МикиртумовБ. Е. Нервно-психические нарушения при функциональных расстрой­ствах менструального цикла в пубертатном возрасте: Дисс. докт. мед. наук. Л., 1988.

85. Мнухин С. С. О некоторых общих особенностях картин и течения токсико-инфек-ционных психозов у детей и подростков. 1-й Всерос. съезд невропатологов и пси­хиатров. 1963. Т. 1. 289с.

86. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987. 168 с.

87. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.

88. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995.

89. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996.

90. ОсоринаМ. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1998.

91. Попаян А. В. и др. Психотерапия и ее эффективность при бронхиальной астме у детей // Вопр. охр. мат. и дет. 1983. № 5. С. 16-20.

92. Лоренс Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 1997.

93. ПисевичМ. В. Кл<

Наши рекомендации