Психические заболевания, способствующие возникновению зависимости от психоактивных веществ

Психические расстройства могут служить фактором риска для на­рушений, связанных с наркоманией; они могут влиять на развитие на­рушений, связанных с наркоманией, в частности, изменять быстроту возникновения реакции на лечение, выраженность симптомов и про­явлений отдаленных последствий; употребление наркотических ве­ществ и психические нарушения могут встречаться у одного и того же человека, но не быть связанными друг с другом (Cohen G., Weiss R., 1998). В 78% случаев алкоголизм сочетается с другими психическими заболеваниями (Ross H. E. et al., 1988).

Шизофрения

Она формируется до начала алкоголизма в 60% случаев. Распрост­раненность шизофрении среди алкоголиков и алкоголизма среди боль­ных шизофренией оцениваются очень различно, чаще всего эти циф­ры составляют 10- 14,4% (Freed E., 1975; Фелинская Н. И., 1982). Сре­ди больных алкоголизмом шизофрения встречается в 4 раза чаще, чем в населении в целом, а среди лечащихся наркоманов в наркологичес­ких учреждениях в 7 раз чаще. Алкоголизм может предшествовать дебюту шизофрении, возникнуть после перенесенного приступа или спустя 3—9 лет после становления ремиссии. Злоупотребление спирт­ными напитками при шизофрении часто не связано ни с какими вне­шними причинами. Оно возникает немотивированно и внезапно. Представления о взаимном влиянии этих психических заболеваний противоречивы. При шизофрении пьянство нередко оказывается за­пойным. Продолжительные, в течение месяца и более запои с «исступ­ленным» пьянством могут оказаться признаком шизофренического приступа. Нередко сформировавшийся алкоголизм спонтанно прекра­щается или больной начинает использовать другое психоактивное ве­щество (Шуйский Н. Г., 1983). Продуктивная симптоматика алкого­лизма при шизофрении оказывается стертой. В проявлениях влечения нет предприимчивости, изобретательности, эмоциональной заряжен­ное™, сопротивления терапии, активных поисков спиртного, больные пассивно подчиняются режиму, сохраняют ровное настроение. Так же протекает и абстиненция, ограничивающаяся астеническими, апати­ческими, субдепрессивными и ипохондрическими расстройствами, реже сочетающаяся с беспокойством, но без назойливости, жалоб и настойчивых просьб. Алкогольная деградация развивается очень быс­тро и проявляется у больных тупым безразличием к своему настояще­му и будущему, к окружающим, опустошенностью и пассивностью. Неблагоприятное течение алкоголизма, сочетающегося с шизофрени­ей, проявляется неподатливостью лечению и неустойчивостью тера­певтических ремиссий. В картине алкогольного опьянения отмечаются бредовая настроенность, импульсивность, стереотипии, дураш­ливость.

Симптоматическая наркотизация, возникающая на фоне шизоф­рении, проявляется неадекватным поведением или нарушениями со­циальной адаптации: изменением отношения к близким, грубостью, конфликтностью, особыми интересами, совершением антисоциальных поступков, беспорядочными сексуальными связями, явлениями жиз­ненного «дрейфа» и т. д. Лишь в некоторых случаях возникают острые психотические эпизоды, состоящие из экзогенных и эндогенных сим­птомов. У больных отмечается сочетание гебоидных психопатических черт с шизофреническими изменениями мышления: диссоциирован-ностью, резонерством, «философической интоксикацией». Эти боль­ные начинают употреблять психоактивные вещества на фоне лично­стных сдвигов в пубертатном возрасте (Видманова Л. Н., Сухов-ский А. А., Еникеев И. Д., 1981).

Больные шизофренией, осложненной алкоголизмом, заболевают раньше, среди них преобладают личности с определенными аномали­ями: возбудимостью, расторможенностью влечений, низким интеллек­туальным развитием, нередко с повышенной чувствительностью и ра­нимостью, с большой частотой и выраженностью экстравертирован-ных черт. В противоположность этому у лиц, не злоупотреблявших алкоголем, в структуре личности выражен шизоидный компонент.

В то же время возможно появление спонтанных длительных ремиссий, совпадающих с обострением галлюцинаторно-бредовых расстройств или с развитием шизофренического дефекта (Шумаков В. М., 1971).

Начало алкоголизма часто связано с психопатологическими прояв­лениями, свойственными приступообразным и вялотекущим формам шизофрении. Динамика алкоголизма может соотноситься с течением шизофрении, становясь либо прогрессирующей, либо регредиентной. У больных, прекративших прием алкоголя, как правило, обнаружива­ется приступообразная форма шизофрении. У значительной части больных алкоголизм, являющийся одним из симптомов шизофрении, приводит к ее атипичности (Шумаков В. М., Шестернева С. Б., 1972).

В судебно-психиатрической практике обнаружено 22% больных шизофренией, страдающих алкоголизмом. Его влияние на симптома­тику шизофрении проявляется, например, большой частотой возник­новения бреда ревности. При этом в начале заболевания алкоголизм как бы нивелирует симптомы, характерные для шизофрении. Однако осложнение алкоголизмом способствует ускорению развития конеч­ных ее состояний. В единичных случаях, когда алкоголизм, возник­ший задолго до начала шизофрении, был продолжителен, даже перенесение 5—6 приступов заболевания не приводит к значительному де­фекту (Ильинский Ю. А., Казаков В. С., 1972).

Полагают, что хронический алкогольный галлюциноз может завер­шиться шизофреническим слабоумием (Bendetti G., Bowman G., & Jellineck E., 1962). О наличии шизофренического предрасположения или шизофрении в происхождении алкогольных галлюцинозов писа­ли неоднократно (Гофман А. Г., 1970).

Алкоголизм вызывает усиление и обострение галлюцинаторно-бре-довой симптоматики, ускоряет появление рецидивов шизофрении. Он утяжеляет течение болезни, провоцируя необходимость более частой госпитализации. Психопатологическая симптоматика приобретает ати-пичный характер: конкретность, предметность, появляется истинный вербальный галлюциноз, зрительные галлюцинации, делирий. Шизоф­ренический дефект смягчается, больные более общительные, живые, активные.

Хронический алкоголизм, сочетающийся с шизофренией, приво­дит к раннему появлению синдрома психического автоматизма (Кан-динского-Клерамбо), сравнительно кратковременному его течению, однообразным проявлениям, наличию моторных и аффективных ав­томатизмов, бредовых идей физического воздействия, отражающих их содержание (Вишнякова Ю. С., 1970).

У больных шизофренией, страдающих алкоголизмом, могут возни­кать делириозные эпизоды (Подольный Ф. С., 1970). Когда в структу­ре острых алкогольных психозов обнаруживаются онейроидные расстройства сознания, возникают большие трудности дифференци­ального диагноза с шизофренией (Шнейдер В. Г., 1970). После много­летнего злоупотребления алкоголем предполагается возможность воз­никновения несомненной шизофрении. Существует мнение, что некоторые алкогольные галлюцинозы невозможно отличить от шизоф­рении. Считается, что патогенез шизофрении, осложненный алкого­лизмом, качественно меняется (Жислин С. Г., 1965).

Наши рекомендации