Выявление детей, подверженных риску психосоматических расстройств

Постоянно растущая у детей распространенность психосоматичес­ких расстройств (астмы, ожирения, эпизодически повторяющихся болевых синдромов, гипертонии, язвенной болезни, нарушений сер­дечного ритма и других, являющихся начальными этапами тяжелых за­болеваний у взрослых) требует поиска эффективных методов их пре­дупреждения. Профилактика этих расстройств станет возможной лишь при максимально ранней их диагностике и выявлении контингентов повышенного риска.

В этой связи нами была поставлена задача разработки методов вы­явления детей с повышенным риском заболевания психосоматиче­скими расстройствами и их ранней профилактики. С этой целью нашим коллективом на 300 детях от 7 до 14 лет были проведены социологи­ческие, психологические, клинические, катамнестические и лабора­торные исследования.

Оказалось, что для ребенка или подростка многие жизненные об­стоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих разви­тию психосоматических заболеваний в том случае, если биологичес­кая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными. Такими угрожающими ситуа­циями могут стать неадекватное воспитание (жестокое, чрезмерно из­неживающее, деспотическое, не соответствующее полу или личност­ным особенностям ребенка), развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность выполнять конвенциональные или половые роли, кон­фликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллективом свер­стников и т. д. Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональ­ных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлежности, без­опасности и цели в жизни. В таком положении могут оказаться дети, оставшиеся без родителей, отданные в плохие детские учреждения, госпитализированные на большой срок, часто меняющие коллектив сверстников или место жительства, проживающие с психически не­благополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем.

По данным нашего сотрудника Ю. А. Ефимова (1994), полученным при изучении 200 детей 7-14 лет, задолго до появления явных психо­соматических расстройств у детей обнаруживаются отдельные признаки эмоционального напряжения или состояния хронической тревож­ности. Оно субъективно воспринималось старшими детьми как беспо­койство, душевный дискомфорт. У младших детей можно было кон­статировать различной выраженности и стойкости дистимические яв­ления, суетливость, неусидчивость и двигательное беспокойство.

Наряду с психическими признаками тревожности достоверно чаще, чем у детей с низким эмоциональным напряжением, наблюдаются и такие проявления, которые условно можно разделить и обозначить как: I) преневротические, 2) вегетодистонические и 3) соматические.

Первую группу этих проявлений составляют: нарушения сна (труд­ности засыпания, сноговорение, кошмарные сновидения), тики (рес­пираторные, мигательные), патологические привычки (онихофагия, со­сание пальцев), навязчивости, беспричинный плач. Ко второй относят­ся: головокружения, головные боли, сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемия кожи при волнении, отрыжки воз­духом. К третьей группе относятся: повышенная жажда, булимия, рво­ты после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, суб­фебрилитет неясного происхождения, гиперпирексия, эпизодический кожный зуд, неоднократно появляющиеся кожные высыпания.

Совокупность отдельных преневротических, вегетодистонических и соматических проявлений, генетически связанная с постоянным эмоциональным напряжением, по нашему мнению, представляет со­бой ценный диагностический признак, позволяющий выявить подвер­женных повышенному риску развития психосоматических расстройств детей.

Наши исследования показали, что у ряда детей в ответ на стрессо­вые ситуации в семье, коллективе сверстников, в школьной или дру­гой обстановке возникают те или иные соматические нарушения.

Задолго до формирования выраженной клинической картины пси­хосоматических расстройств под влиянием чрезвычайно неблагопри­ятных обстоятельств у детей могут внезапно появиться сердцебиения, боли в сердце, затруднения дыхания или одышка, головные боли, го­ловокружения, боли в животе, рвоты, поносы и другие расстройства. Эти остро развивающиеся эпизоды обычно кратковременны. Они пре­кращаются с выходом ребенка из трудной для него ситуации, однако могут возвращаться в случае повторной встречи со стрессовым факто­ром. Такие острые психосоматические расстройства — признак хро­нической тревожности ребенка и показатель его склонности к разви­тию стойкого психосоматического заболевания.

При определенных обстоятельствах анамнестические данные и кли­ническое изучение больного не дают достаточного материала для убедительных доводов в пользу определения степени риска возникнове­ния психосоматического расстройства. В этих случаях, как и для боль­шей достоверности при диспансеризации детей, полезно использовать психологические методики, способные выявить тревожную напряжен­ность обследуемого.

Для этой цели мы используем перечисленные ниже методики.

1. Личностный опросник Айзенка (адаптированный вариант А. Ю. Панасюка) позволяет нам по показателям нейротизма вы­явить эмоциональную неустойчивость, отражающую в значитель­ной степени выраженность тревожности.

2. Личностный опросник Кеттелла, дающий возможность по фак­тору (Осудить о напряженности, фрустрированности, по факто­ру N — о мрачных опасениях, неуверенности, тревожности.

3. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина, оценивающая предиспозиционное эмоциональное состояние и актуальную тревожность.

4. Тест выбора цвета Люшера, модифицированный А. М. Эткиндом (ЦТО), для получения эмоциональных характеристик ребенка о себе и значимых для него людях.

5. Метод незаконченных предложений помогал выявить имеющее­ся душевное беспокойство и его соматические проявления.

6. Опросник детской тревожности Рейнольдса (Reynolds С. R.) со­здан таким образом, чтобы ребенок мог оценить свое самочув­ствие, в том числе различные формы проявления тревоги: не­устойчивость вегетативных функций и личностно-оценочный аспект.

7. Опросник детской тревожности Клинединста (Klinedinst J. К), адресованный матери обследуемого и позволяющий судить о про­явлениях тревоги ребенка по особенностям его поведения.

8. Тест Коппитц (Koppitz Е. М.), психологически интерпретирую­щий рисунок человеческой фигуры, выполненной ребенком. Посредством этой методики удается выявить наличие внутрен­него эмоционального конфликта.

9. Рисунок семьи позволяет на невербальном уровне оценивать вза­имоотношения в семье и тем самым косвенно судить об эмоцио­нальном состоянии обследуемого.

Результаты наших исследований позволяют предложить при дис­пансеризации детей комплексный подход для выявления подвержен­ных высокому уровню риска возникновения психосоматических рас­стройств.

1. Обнаружение стрессовых факторов: неадекватное воспитание, дисгармоничная семья, неприятие коллективом сверстников, несостоятельность в учебе и др.

2. Выявление психических проявлений состояния хронической тре­вожности: внутреннего беспокойства, душевного дискомфорта, дистимии.

3. Выявление вегетативных и соматических расстройств: возбуди­мости, утомляемости, раздражительности, вегетативной лабиль­ности, колебаний артериального давления, частоты пульса, по­тливости, зябкости, слабости, неприятных ощущений в области желудка, сердца, диссомнии, нарушений терморегуляции, тремо-ра рук, век, гиперрефлексии и др.

4. Учет отмечаемых у детей острых психосоматических реакций, возникающих под влиянием трудных ситуаций.

5. Изучение эмоционального состояния детей с помощью психоло­гических методик.

Выявленные в процессе диспансеризации дети высокого риска дол­жны направляться на превентивное лечение с помощью медикамен­тозных и психотерапевтических средств.

ОТРЫВ ДЕТЕЙ ОТ СЕМЬИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В БОЛЬНИЦУ ИЛИ ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

В настоящей главе представлены материалы, показывающие те труд­ности, которые возникают в момент отрыва ребенка от семьи при по­ступлении в больницу или круглосуточные детские учреждения. Здесь обсуждаются психосоциальные механизмы, лежащие в основе неблагоп­риятных влияний, действующих на детей во время госпитализации, и показаны возможные способы смягчения этих вредоносных ситуаций.

Наши рекомендации