Школьные психосоциальные факторы
Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся значительную часть времени, нередко создает для них психологические трудности. По данным конференции ВОЗ (1978), для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем.
Первая из них связана с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от ничем не стесненной активности к дисциплине. При этом степень трудности приспособления ребенка к школе зависит от того, насколько домашняя обстановка отличалась от школьной и в какой мере ребенка готовили к учебе.
Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости образования.
В-третьих, «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, ее компьютеризации резко увеличивает трудности освоения
школьных знаний. Положение ученика еще больше усложняется, если он страдает задержкой развития, дислексией, нарушением перцептор-мо-двигательных функций или воспитывался в условиях социальной депривации. Трудная судьба может сложиться у плохо адаптированного, не достигшего функциональной готовности к учебе, медленно схватывающего материал или соматически ослабленного ученика.
В-четвертых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих учеников неизбежно осуждают, к ним относятся враждебно. У таких детей легко развивается негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических или невротических расстройств.
К школьным стрессовым ситуациям можно добавить неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к той или иной неприглядной деятельности. Следствием неспособности ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становится почти не прекращающееся у него напряжение.
Серьезной психотравматизацией может стать смена школьного коллектива. Причина этого кроется, с одной стороны, в потере старых друзей, а с другой — в необходимости подлаживаться к новому коллективу и новым педагогам.
Большой проблемой для ученика становится негативное (враждебное, скептическое) отношение учителя или его несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение.
Пребывание в закрытых детских учреждениях — круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больницах или санаториях — представляет для психики и сомы ребенка, особенно младшего возраста, большое испытание. В этих учреждениях его воспитывает постоянно сменяющаяся большая группа людей, а не один-два родственника. Естественно, что к такому калейдоскопу лиц маленький ребенок не может привыкнуть, привязаться, почувствовать себя защищенным, а это приводит к постоянной тревоге, страху, беспокойству.
Родительское воспитание
Даже родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятно. Это случается, когда ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, род-
ственниками, чужими людьми, а также родителями при непостоянном с ними проживании.
Благополучие семьи определяется не только особенностями родителей, но и социальной поддержкой людей, ее окружающих, с которыми она имеет доверительные отношения. Сами дети получают много от общения за пределами семьи. Социальная изоляция семьи, противодействующая контактам с окружением, возникает как следствие психических заболеваний, личностных отклонений родителей или их ригидных предпочтений, резко отличающихся от принятых в окружении.
Большой риск таит в себе неправильное воспитание ребенка даже в рамках семьи. Так, родительская гиперопека, которая мешает ребенку поддерживать отношения с другими и учиться самостоятельно принимать решения, становится преградой развитию независимого поведения, способствует формированию инфантилизации. Чрезмерно опекающий родитель принимает решения за ребенка, защищает его даже от незначительных трудностей вместо того, чтобы помочь ему преодолеть их. Это приводит к зависимости и мешает формированию ответственности, приобретению социального опыта за пределами семьи.
Неадекватная родительская забота или неправильное руководство поведением ребенка не соответствуют его возрастным потребностям и окружающей среде, не обеспечивают необходимой защитой от неблагоприятных ситуаций. Как правило, в такой семье родители не знают, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, опасностей, подстерегающих его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.
Семья обеспечивает ребенка жизненным опытом. Беседы с ним развивают его речь и мышление, расширяют кругозор. Недостаточное же общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивает возможности его развития, но и ставит его на грань психологического риска.
Чрезмерное постоянное родительское давление, не соответствующее нуждам и потребностям ребенка, обычно направлено на то, чтобы он стал не тем, кто он есть на самом деле или кем он может быть. Требования могут не соответствовать полу, возрасту или особенностям личности. Такое подавляющее ребенка воспитание вызвано либо жизненным стилем родителей, либо их завышенными амбициями, не осуществленными ими самими. Подобное насилие над ребенком, попыт-
ка переделать его натуру или заставить сделать невозможное крайне опасны для его психики.
Искаженные взаимоотношения в семье из-за бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытие семейных тайн от ребенка — все это крайне затрудняет ему возможность приспособления к жизни.
Психические расстройства, личностные отклонения или инвалидность одного из членов семьи представляют для ребенка потенциальный риск невротического или психосоматического расстройства. Во-первых, это может быть связано с генетической передачей детям повышенной ранимости; во-вторых, с влиянием психических нарушений родителей на жизнь в семье (нервно-психические расстройства могут лишить родителей способности заботиться о детях); в-третьих, с идентификацией с родителями, поскольку ребенок, как и они, переживает тревогу или страхи; в-четвертых, с нарушением гармонии семейных отношений (RutterM., 1984).
Психическая инвалидность, глухота, слепота, тяжелая эпилепсия, хроническое соматическое заболевание (например бронхиальная астма с частыми приступами) родителя делают его неспособным обслуживать и воспитывать ребенка, вести хозяйство, что, безусловно, нарушает благополучие ребенка и создает риск для его психосоматического здоровья.
При нарушенных внутрисемейных отношениях имеют место антагонистические взаимоотношения, являющиеся неблагоприятными для социального и эмоционального развития ребенка. Эти отношения связаны с нарушением формирования семьи. Все двусторонние взаимоотношения людей зависят от поведения каждого из них. Соответственно, нарушенные внутрисемейные отношения могут возникать отчасти как результат реакций или действий самого ребенка. К частым случаям принадлежат недостаток теплоты между родителями и ребенком, дисгармония между отцом и матерью, враждебность к ребенку, жестокое обращение с ним, сексуальные злоупотребления. Дисгармоничные отношения между взрослыми (родителями или другими членами семьи) обычно проявляются ссорами или постоянной атмосферой тяжелого эмоционального напряжения. В результате этого поведение отдельных членов семьи становится неуправляемым и враждебным, упорно сохраняется атмосфера жестокости друг к другу.
Жестокое обращение с ребенком или физическое его истязание родителями опасны не только для соматического, но и для психического здоровья. Систематические и жестокие наказания приводят к ушибам, ожогам и переломам, что не проходит бесследно. Сочетание боли, соматических страданий с переживаниями обиды, страха, негодования, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести к психосоматическим расстройствам.
Не проходят для ребенка бесследно сексуальные злоупотребления в семье. Принуждение к половой жизни, развратные действия, совращающее поведение родителей, отчима или мачехи, других родственников, как правило, встречаются на фоне серьезного неблагополучия в семейных отношениях. В этой ситуации ребенок оказывается беззащитным перед сексуальными злоупотреблениями, его переживания усугубляются неотвратимостью происходящего и безнаказанностью обидчика.
На участие описанных здесь психогенных и социальных факторов в возникновении нервно-психических и психосоматических расстройств указывает ряд авторов.
В связи с тем что данные о степени вредоносности этих факторов и доле их участия в этиологии психосоматических расстройств недостаточны, наш коллектив в последние годы изучал эту проблему. Клиническими, микросоциологическими и психологическими методами исследованы свыше 2 тысяч детей 7—14 лет с вегетососудистыми дистониями гипо- и гипертонического типа или с нарушениями сердечного ритма, бронхиальной астмой, нейродермитами, функциональными и органическими расстройствами желудочно-кишечного тракта, диабетом и др.
Результаты этой работы могут быть показаны на примере 226 детей, страдающих язвой желудка или двенадцатиперстной кишки, а также другими хроническими заболеваниями верхних отделов пищеварительного тракта. Из них 60% жили в неблагополучной семейной обстановке: в неполной семье, с безразличным отчимом или враждебной мачехой, в атмосфере скандалов и драк, переживая угрожающий развод родителей и т. д. У 2/3 детей выявлены неправильные типы воспитания в виде противоречивого стиля, гипопротекции, потворствующей или доминирующей гиперпротекции или повышенной моральной ответственности. Часть детей отвергали некоторых членов семьи или были недовольны ее составом. В четвертой части семей, где было несколько детей, отношения между ними были конфликтными или безразличными. Каждая пятая семья жила в неблагоприятных условиях, порождавших скандалы и ссоры с соседями.
Психотравмирующая ситуация в школе отмечена у каждого третьего ребенка. Почти треть детей к школе относились с безразличием или отвращением. Значительное число детей подвергалось насмешкам и оскорблениям. Во многих случаях положение детей усугублялось обостренным отношением родителей или самих детей к успеваемости, сменой классного коллектива, нарушением контактов с соучениками или учителями.
Наряду с обычной школьной нагрузкой дети дополнительно обучались в специализированных (музыкальных) школах, кружках (танцевальных, языковых), спортивных секциях, что приводило к дополнительной затрате нервных сил, а при неправильном воспитании требовало чрезмерного напряжения.
Личностные особенности большинства этих детей могут быть оценены как необычная замкнутость, недоверчивость, чувствительность, тревожность, конформность или склонность к разочарованиям. Во многих случаях несколько этих качеств наблюдались у одного и того же ребенка. Естественно, что эти особенности характера, обнаруживавшиеся в раннем возрасте, оказывались препятствием для успешного приспособления к дошкольным, а затем и школьным учреждениям, затрудняли общение с коллективом сверстников, воспитателями и педагогами.
Сходные результаты получены при исследовании детей с вегетосо-судистой дистонией по гипо- и гипертоническому типу, с нейродермитом, бронхиальной астмой.
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ