Систематика психосоматических расстройств

Выраженные психосоматические расстройства разнообразны, они могут поражать практически любые органы и системы. Для понима­ния механизма возникновения, для более эффективной диагностики, лечения и профилактики, психосоматические расстройства система­тизируют по возрастному признаку или по предполагаемым патогене­тическим механизмам. Связь психосоматических расстройств с опре­деленным возрастом условна, так как многие из них встречаются и у дошкольников, и у подростков. Однако в раннем детском возрасте сим­птоматика лишена многообразия, стойкости, яркости и чаще всего является результатом не органических, а функциональных нарушений.

Выделение же психосоматических расстройств, основанное на их патогенезе, позволяет расширить наши представления о разнообразии их клинических проявлений и повысить эффективность терапии (Zim-prichH., 1984).

Психосоматические реакции (головные боли, расстройства сна, эну-рез, рвота и т. д.) обычно кратковременны. Они возникают непосред­ственно вслед за переживанием детьми неприятных или опасных об­стоятельств: нападения собаки, пребывания в одиночестве, экзамена­ционной обстановки и т. д.

Функциональные психосоматические нарушения связаны, по-видимо­му, с более значимыми для личности ребенка или подростка однократ­ными неблагоприятными обстоятельствами или с повторяющимися жизненными трудностями. Они продолжительны, но не сопровожда­ются повреждениями структур органов и систем. Их проявления раз­нообразны. Это могут быть расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта (анорексия, желудочные спазмы, поносы, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дизритмия, ар­териальная гипер- или гипотония), органов дыхания (диспноэ, апноэ, «невротический» кашель) и т. д.

Психосоматические заболевания с органической манифестацией про­являются, например, в форме эндокринных заболеваний психогенно­го происхождения.

Специфические психосоматозы (психосоматические болезни) — язвен­ная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, коронарная болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, нейродермит и др., характеризуются не только структурными нарушениями соответ­ствующих органов и систем, но течением, свойственным эти болезням.

Осуществление профилактики и успешного терапевтического вме­шательства при психосоматических расстройствах у детей требует созда­ния необходимых условий. Организация помощи должна быть основа­на на представлениях о том, что описанные расстройства являются, по существу, болезнями адаптации. В связи с этим на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей высокого риска, на вто­рое — организация помощи этим пациентам в рамках педиатрической служ­бы. Кроме того, ведение психосоматических больных должно осуществлять­ся педиатром совместно с психотерапевтом, психологом и психиатром. И наконец, лечение необходимо направлять не только на соматические и нервно-психические системы; надо корригировать действие социаль­но-психологических факторов, а также психосоматическую ситуацию, воз­никшую у ребенка в ответ на заболевание.

Необходимы изменения в существующей практике поступления детей в больницы и другие закрытые детские учреждения, оптимиза­ция условий их пребывания в стационарах, особенно при длительном лечении, психологическая подготовка к смерти при инкурабельных за­болеваниях, к выписке или переводу в другие детские учреждения. Целью этих мер должно быть создание специального психологическо­го климата в больнице, санатории, интернате, выделение (по возмож­ности) из персонала лиц, которые могли бы при надобности заменить членов семьи. Следует также проводить предварительную психологиче­скую подготовку, а иногда — премедикацию детей перед поступлением в стационар, при переводе в другое учреждение, в случаях проведения оперативных вмешательств или других манипуляций.

С целью создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родители должны быть обеспечены психологической поддержкой. С помощью бесед, консультаций и лекций следует воспитывать у роди­телей умение создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения психо­соматических расстройств и нервно-психических заболеваний.

Необходимо среди всех детских врачей и среднего медперсонала, а также среди педагогов и психологов распространять необходимые зна­ния и умения, относящиеся к психосоматическим расстройствам, психо­соматическим ситуациям у детей с хроническими, в том числе и с ин-курабельными заболеваниями.

Наши рекомендации