Клиника психических нарушений у больных псориазом
Средний возраст начала псориаза у обследованных нами детей составлял 5 лет 6 мес. У 29 из 56 обследованных больных диагностировалась прогрессирующая фаза заболевания. Психические нарушения были выявлены у 29 человек (52% случаев). Характерный для больных нейродермитом полиморфизм симптоматики у них отсутствовал. Были выделены две группы больных с учетом преобладания в клинической картине астенической (1-я группа, 18 больных) либо астено-субдепрессивной (2-я группа, 11 больных) симптоматики.
Астеническая симптоматика у этих детей отличалась от аналогичной у больных нейродермитом меньшей выраженностью явлений физической астении и расстройств сна. У больных с преобладанием асте-но-субдепрессивной симптоматики на фоне повышенной утомляемости, раздражительности, головных болей отмечались незначительное снижение настроения, апатия, жалобы на скуку, трудность усвоения школьного материала, плаксивость, замедленный темп мышления. Не были характерны для этих больных ипохондрические включения, выявленные у лиц, страдающих нейродермитом. Дети болезненнее реагировали на факт госпитализации, чем на наличие заболевания.
Динамическое наблюдение за больными псориазом показало, что в период ремиссии у подавляющего большинства из них психопатологическая симптоматика практически полностью редуцировалась, что позволяет отнести нервно-психические нарушения у 23 из 29 обследованных больных к невротическим реакциям. Наличие стойкой невротической симптоматики у остальных больных (с преобладанием астенической симптоматики) послужило основанием для установления невротического состояния у четырех и невротического развития личности у двух детей, больных псориазом.
Результаты обследования больных нейродермитом и псориазом обобщены в табл. 1. Анализ приведенных в ней данных показывает, что психические нарушения выявляются чаще, характеризуются большей тяжестью и стойкостью у детей, больных нейродермитом.
Раннее начало нейродермита, обусловливающее формирование личности под знаком болезни с первых месяцев жизни, во многом влияет на психологию больных и их родственников. Развитие психопатологических нарушений идет по нескольким путям. Малая курабельность нейродермита, частота рецидивов заставляют родителей переходить от домашнего лечения к помощи специалистов, госпитализировать де-
тей. Возникает определенное отношение родителей к болезни детей; на основании опроса выделено три типа этого отношения. 1-й тип характеризуется адекватным отношением к заболеванию ребенка (выявлен в 50 из 157 семей детей, больных нейродермитом). 2-й тип отношения проявляется как культ болезни, обусловливающий чрезмерную заботу о ребенке, что приводит к воспитанию его по типу кумира семьи. Гиперопека в таких семьях проявляется и в тревожно-мнительном подходе к здоровью детей. Такой тип отношения к болезни ребенка наблюдается в полных семьях, характеризующихся, однако, высокой частотой внутрисемейных конфликтов, контрастным подходом родителей к воспитанию детей (выявлен в 71 из 157 семей детей, больных нейродермитом). 3-й тип отношения наблюдался в 36 семьях из 157 и может быть охарактеризован как безразличный. Дети в таких семьях предоставлены сами себе, семейные взаимоотношения, как правило, стабильно нарушены. Такой тип отношения родителей к болезни ребенка чаще наблюдался в неполных семьях.
В результате попытки установить связь между типами отношения семьи к заболеванию ребенка, его воспитанием и психопатологической симптоматикой выяснилось, что больные нейродермитом дети, в клинической картине у которых отсутствовали психические нарушения (19 больных), и дети, у которых выявлены наиболее легкие психопатологические расстройства (астеническая симптоматика, 37 больных), в подавляющем большинстве случаев воспитывались в семьях с адекватным отношением родителей к заболеванию. Больные с преобладанием в клинической картине истерической, обсессивно-фабической или субдепрессивной симптоматики в 63 из 79 наблюдений воспитывались в условиях 2-го типа отношения к болезни; нарушения поведения чаще (в 17 случаях из 22) диагностировались у детей, к заболеванию которых родители относились равнодушно. Таким образом, при 1-м типе отношения психопатологическая симптоматика либо отсутствовала вообще, либо была представлена астеническим синдромом, 2-й тип чаще соотносился с истерической, обсессивно-фобической или субдепрессивной симптоматикой, 3-й — с синдромом нарушенного поведения.
У 56 больных псориазом не удалось установить взаимосвязи между наблюдавшейся психопатологической симптоматикой и типом отношения родителей к заболеванию, который в 32 наблюдениях был адекватным, в 16 — неустановившимся, что связано, возможно, с более поздним началом заболевания и большей эффективностью лечения псориаза в детском возрасте, меньшей частотой рецидивов. 7 детей воспитывались в условиях гиперопеки, связанной с заболеванием.
Психопатологическая симптоматика отмечалась только у больных с тяжелым течением псориаза, реакция на который представляется основным фактором в происхождении этих проявлений заболевания (из 29 детей, больных псориазом и находящихся на прогрессирующей стадии заболевания, тяжелая его форма наблюдалась у 24 пациентов).
В становлении и дальнейшем развитии психических нарушений при нейродермите и псориазе важную роль играют психотравмирующие факторы. К их числу следует отнести обезображивающие кожные высыпания, необходимость соблюдения режима, диеты, представления о кожных заболеваниях как о «заразных», частые госпитализации, осознание дефекта внешности. Все это приводит к растущему осознанию больными своего отличия от сверстников, к социальной изоляции. Осознание своей «ущербности», а также насмешки со стороны окружающих являются дополнительными негативными факторами в формировании психопатологической симптоматики. Психическое состояние больных может ухудшиться в связи с семейными конфликтами, из-за столкновений с коллективом, а также вследствие разнообразных соматогений.
На динамику психопатологической симптоматики наряду с перечисленными выше факторами оказывают влияние форма и тяжесть дерматоза. Нами установлена связь между формой и тяжестью дерматоза, с одной стороны, и возникновением невротического или патоха-рактерологического развития — с другой. У 31 больного нейродермитом ребенка с невротическим развитием отмечалась тяжелая, практически безремиссионная (без заметных улучшений) форма дерматоза с преимущественной локализацией процесса на лице. Еще одним фактором, способствующим возникновению патохарактерологических формирований, может быть акцентуация характера.
Таким образом, психопатологическая симптоматика у детей, страдающих нейродермитом и псориазом, может быть отнесена к кругу пограничных психических нарушений. При нейродермите она характеризуется большим полиморфизмом и большим удельным весом невротических и патохарактерологических развитии, чем в группе больных псориазом. Психопатологические нарушения при псориазе являются, главным образом, реакцией личности на болезнь.