Клиника психических нарушений у больных нейродермитом
Нейродермит у обследованных нами пациентов в 91 % случаев диагностировался в возрасте до 2 лет. Во всех случаях его манифестации предшествовал экссудативный диатез. У 118 больных отмечалась распространенная, у 59 — локализованная форма дерматоза.
Те или иные нервно-психические нарушения выявлены у 138 из 157 обследованных больных, т. е. в 89% случаев. На основе преобладающей психопатологической симптоматики больные были разделены на 5 групп. 1-ю группу составили больные с преобладанием астенической симптоматики, 2-ю — с доминированием обсессивно-фобических проявлений, 3-ю — с преобладанием в клинической картине субдепрессивной симптоматики, 4-ю — с преобладанием истерической симптоматики, в 5-ю группу вошли больные с синдромом нарушенного поведения, сходным с психопатоподобным.
Астеническая симптоматика (1-я группа, 37 больных) чаще всего обнаруживалась в дошкольном и младшем школьном возрасте и проявлялась как в физической, так и в психической сфере. Преобладали жалобы на головные боли, трудности засыпания, утомляемость, слабость. Отмечались эмоциональная лабильность, неусидчивость, отвлекаемое внимание, быстрая истощаемость. Во всех случаях наблюдались отдельные вегетативные дисфункции.
Клиническая картина нервно-психических нарушений у больных 2-й группы (28 человек) определялась наличием тревоги, навязчивос-тей и страхов разнообразного содержания, связанных по тематике с основным заболеванием, но имевших тенденцию к генерализации. Отмечались отдельные ипохондрические жалобы, переживание тяжести заболевания. Соблюдение режима и диеты нередко принимало навязчивый характер. Дети были пугливыми, настороженными, с трудом адаптировались в больничном коллективе. У них часто отмечались расстройства сна.
У детей 3-й группы (26 человек) преобладали проявления субдепрессии. Больные жаловались на скуку, плохое настроение. У них отмечались подавленность, заторможенность, отсутствие интереса к играм, общению. Типичной была отрицательная прогностическая оценка исхода кожного заболевания. Дети считали себя «недостойными общения», избегали контактов со сверстниками. Снижение настроения сами больные связывали с наличием у них дерматоза. У всех больных этой группы отмечалась также астеническая симптоматика.
Для 4-й группы больных, в структуре психопатологических нарушений которых доминировала истерическая симптоматика (25 человек), были характерны демонстративное поведение, выраженный эгоцентризм, фиксация внимания других больных и персонала на факте своего кожного заболевания, аггравация степени выраженности зуда, сознательное расчесывание непораженных участков тела. У 10 больных этой группы отмечалась умеренно выраженная конверсионная симптоматика. Типичными для всех пациентов были бурные аффективные разряды по незначительным поводам.
Больные 5-й группы (22 человека) характеризовались нарушением поведения. У них отмечалась аффективная неустойчивость, дети имели опыт ранней алкоголизации, курения, прогуливали занятия в школе, тяготели к компаниям асоциальных подростков. В клинике они характеризовались как трудные, непослушные, постоянно нарушали режим. Помимо эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности, психический статус этих больных включал истероидные проявления, наблюдались также реакции протеста, имитации, отказа.
Динамическое наблюдение за больными нейродермитом показало, что их психопатологическая симптоматика отличается стойкостью и имеет лишь незначительную тенденцию к смягчению в период ремиссии дерматоза.
Пограничные психические нарушения у наших больных можно охарактеризовать как невротические состояния, невротические развития, патохарактерологические реакции и формирования на фоне акцентуации характера.
Тенденция к фиксации невротических расстройств, увеличение удельного веса субдепрессивной симптоматики с возрастом больных, постепенное нарастание характерологических изменений (своеобразного псевдо-аутистического рисунка поведения, характеризующегося избеганием контактов при сохранном стремлении к ним), длительность существования психических нарушений послужили основанием для диагностирования невротического развития личности по астеническому (9 больных), обсессивно-фобическому (7), истерическому (8) и астено-депрессивному (7) типу. У остальных 85 больных первых четырех групп диагностировались невротические состояния (в тех же синдромальных рамках). У 10 больных 5-й группы нервно-психические нарушения были квалифицированы как патохарактерологические формирования по возбудимому (3 больных), неустойчивому (5) и истероидному (2) типу на фоне акцентуации характера. У остальных 12 больных этой группы нарушения поведения квалифицировались как патохарактерологические реакции.