Общее недоразвитие речи (ОНР)
Если алалию или задержку речевого развития не удалось преодолеть вовремя, т. е. до возраста, когда детей начинают обучать грамоте, то они, как правило, получают название общего недоразвития речи (ОНР). Такое обозначение носит психолого-педагогический характер и более понятно специалистам педагогических профессий.
Овладеть языком, всеми его кодами (условными правилами употребления средств языка) — задача не из легких. Недаром детей, которые проделывают это в удивительно короткий срок, называют гениальными лингвистами-'
Однако есть и такие дети, которые не могут быть так обозначены. Это дети с общим недоразвитием речи. Их мозг не справляется с необходимостью воспринять многомерную матрицу языка. Речь идет не о «говорении», т. е. способности правильно артикулировать, которая обсуждалась при раскрытии термина «дислалия», а именно о системах языка, о средствах, с помощью которых передается мысль.
Как вы думаете, сколько у нас «слухов» и «зрений»? Один слух, одно зрение? Вы ошибаетесь. Слухов у нас, по крайней мере, три. Один — просто физический. Благодаря ему мы слышим и различаем вообще все звуки окружающего мира. Глухие люди их не слышат. Второй слух — музыкальный. Он открывает нам возможность наслаждаться прекрасной музыкой. Третий — речевой. Это особенный слух. Не все знают, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. Можно быть музыкантом и плохо слышать, различать все тонкости звуков речи. Они могут сливаться друг с другом, путаться в словах, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один — фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой (кодом) языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или иному звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными (они подобны тайнописи, «шифровкам»). Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, — например, различать звучание так называемых парных фонем (б-п; д-т; ш-ж; ц-ч и пр.). Речевой слух позволяет запомнить те особенности (признаки) звуков, благодаря которым смысл одного отличается от смысла другого. Сравните, например, слова «ДЕНЬ» и «ТЕНЬ»; «РАД» и «РЯД»; «ПОЧКА» и «БОЧКА»; «УГОЛ» и «УГОЛЬ» и т. п. Один, казалось бы, незначительный нюанс — глухой или звонкий, твердый или мягкий звук речи — и смысл совершенно меняется. Помимо фонематической системы, в языке есть лексическая (словарный состав) и грамматиче-ская: правила словообразования, словоизменения — морфология и правила связи слов в предложениях — синтаксис. I
В термине «ОНР» констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком, т. е. охватывает все системы языка. Это вполне понятно. Известно, что речь как функция носит системный характер. Это означает, что одни виды речевой деятельности зависят от других. Если ребёнок не овладел способностью дифференцировать звуки речи, он не сможет различать и понимать слова, а иногда и не сможет правильно их говорить вслух (артикулировать); не накопил нужного количества слов — не сможет говорить фразами. Отсюда и общее, т. е. системное, недоразвитие речи.
Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности. Одни из них могут отставать более в звукоразличении и звукопроизноше-нии, т. е. иметь фонематическое и (или) фонетическое недоразвитие, другие дети могут, относительно преуспев в этом, быть несостоятельными преимущественно в словах и (или) грамматике. Таким образом, в задержках речевого развития могут преобладать трудности:
— фонематические
— фонетические
— фонетико-фонематические
— лексические
— лексико-грамматические
Естественно, что методы работы при ОНР будут разными. В настоящем пособии необходимые упражнения содержатся в разных разделах.
Дисграфия, дислексия
Неподготовленность к овладению чтением и письмом —' письменной речью — частый вариант нарушения речевого развития. Выше мы уже останавливались на понятии фонематического слуха, который необходим, чтобы овладеть чтением и письмом. Однако не только в нем дело. В чем же еще? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим, что же такое письменная речь, что она из себя представляет.
Письмо — результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени, так сказать, запечатлеть на как можно более долгий срок. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Это этап наскальной живописи, с помощью которой люди передавали друг другу информацию на расстоянии. Затем появились более условные способы:
картинка-схема; узелковое письмо, где количество узелков и высота их расположения на нити имели определенный смысл; клинопись — письмо треугольниками (клинышками) разного размера; иероглифы и, наконец, буквы. Человеческий мозг дозрел до осмысления абстрактного, сугубо условного знака — буквы. Ведь каждая из букв не похожа по рисунку ни на один из предметов, для обозначения которого она используется. Ребенок также должен дозреть до этого периода. Если он не прошел путь рисования, извлечения геометрической формы из разных предметов и т. д., то учить его читать и писать не только не нужно, но и вредно, т. к. незрелые нервные клетки, ответственные за чтение, подвергаются насилию. В результате — невроз и потеря тех навыков, которые ребенок должен приобрести в раннем детстве. Дети, которых неугомонные родители, желающие показать, что их ребенок «гениален», обучили читать в 3 года, впоследствии, как правило, не обгоняют тех, кто научился этому в 5-—6 лет. Вы спросите: а 5—6 лет — это не рано? Да, вопрос справедливый. Еще 30—40 лет тому назад приход «неграмотных» 7-летних детей в школу только приветствовался. Теперь же положение изменилось. Огромный поток информации, поступающий из разных каналов цивилизации, ускоряет созревание того уровня коры, который обеспечивает обучение грамоте. Многие дети готовы к школе не к 7-ми, а к 6-ти годам. В связи с этим, возможно, поменяется и положение о возрасте поступления в школу.
Однако с детьми, которые развиваются не в соответствии с возрастными нормами, дело обстоит иначе. Следует учитывать, что освоение письменной речи требует включения разных каналов деятельности: нужно овладеть зрительными образами букв (оптически), услышать, какому звуку какая буква соответствует, понять, что в некоторых буквах содержится два звука (дифтонги). Для чтения необходимо уметь передвигать взор вдоль строки и переводить со строчки на строчку, для письма освоить чрезвычайно сложные правила орфографии, запомнить то, что нельзя «вывести» мыслительным путем.
Письменная речь гораздо сложнее устной. Практически все недостатки речевого развития, связанные с использованием средств языка (звуков речи, слов, грамматических пРавил) препятствуют обучению письму и чтению. Письменная речь, как и устная, — это способ выхода наружу
внутренней речи, только более сложный. Внутренняя же речь при всех отклонениях речевого развития, кроме дизартрии, у детей, которым посвящена эта книга, нарушена. Как известно, обучение письму связано с проговариванием. Дети усиленно проговаривают то, что пишут. Связано это с тем, что артикуляция играет роль посредника между слышимым звуком и соответствующей буквой. Неполноценно произносимые звуки речи, слова трудно использовать в качестве посредника. Вследствие этого возникают специфические ошибки. Наиболее распространены ошибки, связанные с оптическим сходством букв замены одной буквы другой (оптическая дислексия и дисграфия), а также с недостаточно четким различением звуков на слух (фонематическая) дисграфия и дислексия. Недостаточный словарный запас не позволяет детям подбирать проверочные слова в случае безударных гласных, оглушения на конце и т. п, а значит, усваивать нормы орфографии.
«Почему бы нам не писать так, как слышим, — спросите вы, — зачем эти сложности с орфографией?» Иными словами, почему не перейти на так называемое «фонетическое письмо»? Ответ на этот вопрос непрост, но однозначен: нельзя! Орфография — строгий хранитель изначальных смыслов слов, «спрятанных» в корнях и других его частях. Не соотнеся слово «домашний» со словом «дом», нельзя понять его смысл. Дети с отклонениями речевого развития пытаются «обойтись» без этих ассоциаций. В этом случае они пишут слово «дамашний», объясняя это тем, что дома что-нибудь дают. Если бы фонетическое письмо стало узаконенным, нарушилась бы связь времен, а это, как сказал В. Шекспир, большая беда. Вот и приходится исправлять то, что недоработала природа, если ребенок в группе риска к нарушениям чтения - дислексия, нарушение письма — дисграфия.
В последнее время в литературе появляется все больше работ, содержащих вывод о том, что начало обучения чтению разных детей должно быть разным. Одних следует j учить традиционным (аналитическим) способом, т. е. через запоминание букв и складывание их в слова, а других — \ читать целые слова, даже не освоив как следует букв. Удивительным образом часть детей запоминает эти слова и достаточно бегло читает, подключая механизм догадки. Если же эту часть детей учить читать аналитически, они нередко
получают отвращение к этому виду деятельности вообще. Может быть, поэтому теперь среди детей много нечитающих.
С чем же связано различие в дебюте обучения чтению, о котором теперь так много говорят?
Для ответа на этот вопрос придется обратиться к проблеме леворукости или, иначе, левшества.