Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов
Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.
Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоянный цейтнот как источник стресса. Освоение приемам тайм-менеджмента.
Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения1
1. Проблема стресса в биологии и медицине.
2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.
3. Гормональные и физиологические проявления стресса.
4. Эволюционная структура психики человека и стресс.
1 Для студентов-заочников преподаватель выбирает перечень вопросов, исходя из объема и перечня прочитанных тем.
238 Приложения
5. Особенности психологического стресса.
6. Поведенческие признаки стресса.
7. Интеллектуальные признаки стресса.
8. Физиологические признаки стресса.
9. Эмоциональные признаки стресса.
10. Объективные методы оценки уровня стресса.
11. Субъективные методы оценки уровня стресса.
12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчиво-
сти человека.
13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик
стрессора на уровень стресса.
14. Факторы, влияющие на развитие стресса.
15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттрав
матический синдром.
16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.
17. Объективные причины возникновения психологического стресса.
18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрес
соров различного типа.
19. Общие закономерности профессиональных стрессов.
20. Примеры профессиональных стрессов.
21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая ак
тивность — важный фактор нормализации стресса.
22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.
23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступ
ления.
24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состоя
ния во время стресса.
25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.
26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.
27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.
28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.
29. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психо
терапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.
30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенче
ских навыков.
Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену 239
31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуни
кативных навыков.
32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование
уверенного поведения.
33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.
34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.
35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса
у клиента.
36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса
в организации.
Приложение 4. Программа семинарских занятии и темы рефератов... 241
Приложение 4
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМАМ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ»
Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии
Вопросы к семинару
1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие
от традиционных взглядов на защитные реакции организма.
2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно
теории Ганса Селье.
3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма чело
века к факторам среды обитания.
4. Основные отличия биологического и психологического стресса.
5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического
стресса.
При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.
Темы рефератов
1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.
2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.
3. Вегетативная нервная система человека и стресс.
4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.
5. Особенность психологического стресса у человека.