Опыт альтернативных переживаний

Первым опытом пробуждения в йога нидре является испытание тяжести. Ощущение физической тяжести всего тела сопровождается глубоким мышечно-костным расслаблением. Если напряженность и ущемление глубоко укоренились в тканях мышц, то формула "Ваше тело настолько тяжелое, что вдавлено в пол" воздействует на вас, как ваш волевой импульс, исходящий из мозга и призывающий к действию и освобождению от напряжения. Общий вес вашего тела как бы возрастает и вдавливается в пол, продуцируя отчетливое ощущение того, что тело действительно сплющивается с поверхностью, на которой лежит. После отработки ощущения тяжести оно вытесняется ощущением легкости: "Ваше тело легкое и невесомое, такое легкое, что отрывается от пола". Привлечение альтернативных ощущений — не произвольный выбор, а строгое соответствие электрофизиологическим вибрациям мозга. Возбужденный нейрон посылает стремительный импульс к мозгу, где он и фиксируется, но если одна и та же нервная клетка подвергается длительному возбуждению, сила импульса истощается и его продвижение к мозгу приостанавливается. Этот феномен можно проиллюстрировать воздействием на чувство обоняния: вы входите в комнату и с первой же минуты ощущаете сильный запах благовонной палочки или духов, но спустя некоторое время вы перестаете воспринимать прежний запах, потому что активность чувств притупляется и привыкает даже к сильному раздражителю. Недаром ученые назвали этот феномен привыканием. Мозг отказывается регистрировать постоянный раздражитель.

Аналогичный эффект наблюдается во время занятий йога нидрой. Когда развивается ощущение тяжести во всем теле, пучок специфических импульсов первоначально бомбардирует мозг, но вскоре мозг начинает игнорировать их и тогда на смену им приходят альтернативные импульсы, вследствие чего появляется спонтанное ощущение легкости, как признак освобождения от тяжести. Чем скорее физические ощущения профильтруют и заглушат наше сознание, тем скорее сознание обусловит и направит те переживания, которые происходят с телом человека.

Развивайте искусство управления чувствами

Электрическая стимуляция специфических частей гипоталамуса, конечных систем и миндалевидных зон мозга вызывают такие эмоциональные реакции, как гнев, агрессия и страх. Большинство людей болезненно реагируют на проявление этих негативных эмоций, в то время как позитивные эмоции (любовь, радость, уверенность, удовольствие и т. п.) не вызывают у них душевного дискомфорта. На более продвинутой стадии йога нидры, когда практиканты пребывают в состоянии глубокой релаксации и в то же время могут отслеживать весь процесс, им предлагают господствовать над этими деструктивными эмоциями. Подобная практика одновременно активизирует нервные циклы в обоих полушариях мозга, которые в обычных обстоятельствах никогда не работают синхронно. Так формируется совместный нервный цикл, совмещающий такие "несовместимые" состояния, как любовь-ненависть, удовольствие-боль, радость-сожаление, что возможно при условии сочетания режима релаксации с режимом осознания конфликтных эмоций. По мере того, как эта практика повторяется вновь и вновь, совместный нервный цикл укореняется, становится более устойчивым, сознание человека отрывается от фатальной привязанности или отвращения к двойственной природе жизненных переживаний, и человек покидает мрачное царство страданий, превозмогая барьер взаимоисключающих противоречий. Приближение к возвышенной цели освобождения сопровождается возрастанием ощущения блаженства и неземного экстаза (анандам), которые находятся за пределами ограниченных удовольствий и страданий, двойственных идей и представлений. В психологическом смысле это указывает на то, что личность наконец-то достигла зрелости. Так йога нидра развивает искусство управления чувствами, искусство преобразования всего нашего восприятия повседневной жизни, возвышения сознания и сознательного созидания лучшей судьбы.

СИМВОЛЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Йога нидра широко использует тантрическую технику наглядных представлений для разблокирования всех накоплений в сфере бессознательного в состоянии сна. В Йога сутре (1.38) риши Патанджали говорит: "Свапна нидра гьяна ламбанам ва", что означает: "Равновесия ума можно достичь, медитируя на образы сновидений (свапна) или в состоянии глубокого сна без сновидений (нидра)". Таким образом, чтобы использовать наглядные представления в йога нидре, необходимо понять природу сна. Йога нидру называют "сном без сна", т. к. она проникает в промежуточное состояние между сном и бодрствованием осознанным путем. Однако, это лишь начало йога нидры, значение и цель которой выходят далеко за рамки такого проникновения. Непросветленный человек по существу всегда спит. Он спит даже в состоянии т. н. бодрствования и не подозревает об этом, потому что его чувства экстравертны (обращены вовне). Вы можете стать свидетелем своих снов, как бы отстраниться от них, только тогда, когда между вашими чувствами и сознанием образуется пространство в состоянии глубокого расслабления. Психика человека постоянно пребывает в мире грез и тогда, когда он спит, и тогда, когда он бодрствует. Сны, которые мы видим ночью — лишь ничтожная часть этих сновидений. Обычно во сне удовольствие от сновидений и их выразительность зависят от спонтанного конструирования и следующего за ним освобождения от психического напряжения в подсознательной области, после чего пробуждаются и проявляются более глубокие бессознательные инстинкты и мотивы. Однако, в практике наглядной визуализации йога нидры процессы различения и освобождения проявляются добровольно стимулирующим образом, т. е. формирование сна происходит вполне сознательно под руководством руководителя. Если сон может быть осознан и использован для достижения знаний и Дальнейшего развития нашей жизни, необходимо расширять и Укреплять взаимосвязь между сном и бодрствованием, а именно к этому и ведет техника последовательных визуализаций. Следует выявить сущность подсознательного и бессознательного и возродить целостное сознание. Это — утренняя заря созидательной визуализации, которая в корне отличается от обычного сна наяву и во сне.

Залежи ума

Созидательная визуализация, используемая йога нидрой, является методом, символом, катализатором, провоцирующим реакции в области бессознательного. Все наши восприятия отпечатываются в уме, а впечатления предшествующих жизней, раннего детства, зрелости зарегистрированы в бессознательном. Недаром, когда люди начинают практиковать йога нидру и медитацию, они вдруг вспоминают более ранние, совершенно забытые и незначительные впечатления. Это свидетельствует о том, что начинает проявляться сущность бессознательного. Порой случается, что выявленные накопленные впечатления весьма отличаются от нашего обычного опыта и даже никак не связаны с ним. Чтобы это понять, необходимо знать, каким образом ум продуцирует и накапливает впечатления и самскары. В этом может помочь пример с распространением радиоволн. Известно, что для передачи и приема радиоволн необходимы передатчик и приемник. Передаваемый сигнал можно представить в виде волны. Хотя обычно передается вся волна, существует и другой метод передачи и приема, используемый вместо первого метода. Суть его состоит в том, что из передаваемой волны через регулярные промежутки времени снимаются ее отдельные характеристики (своего рода пробы), которые принимаются на другом конце. Если приемник синхронизирован с частотой отбора характеристик передаваемой волны, эта волна может быть восстановлена в точке приема. Это означает, что для передачи сигнала требуется меньше энергии. Кроме того, этот метод создает возможность передачи большего объема информации в тот же промежуток времени, располагая характеристики одного сигнала между характеристиками (пробами) другого сигнала. Передаваемая информация не соответствует по внешнему виду первоначальной волне, но когда она восстановлена в точке приема, информация обретает первоначальный вид.

Ум продуцирует информацию подобным же образом. Большая часть информации откладывается в бессознательном в форме символов, в которых спрессован большой объем информации. В соответствии с нашими самскарами, социальными и религиозными особенностями, действиями и реакциями на действия, различные символы нашего жизненного опыта формируют содержание бессознательного ума.

Обычно мы не имеем доступа к сфере бессознательного, потому что наше сознание не развернуто в сторону символов бессознательного (семян информации). Однако, пробуждая образы и символы во время глубокой релаксации, мы можем перекинуть мостик между бодрствованием и бессознательностью. Именно этот мостик и выстраивается учителем, который пробуждает символы и обнажает их в нашем сознании.

Выбор символов и образов

Этим процессом йога нидры занимается учитель, который должен тонко чувствовать используемые символы и учитывать уровень сознания, с которым он работает. Символы делятся на две категории — обусловленные и универсальные. Поначалу работают с обусловленными символами, связанными с повседневным опытом и с социальными, культурными, религиозными и моральными особенностями. Эти символы могут быть различными в зависимости от места обитания, страны и расы. Вот почему если мы их используем в определенной конкретной среде, они могут не сработать, т. к. практикующие обусловлены совершенно иными символами. Но есть универсальные символы, описанные Юн-гом (мантра, янтра и мандала), которые не обусловлены социальными, религиозными и культурными традициями и воздействуют на сознание любого человека. Такие символы формируют коллективное бессознательное и вызывают глубокие отклики.

Таким образом, учитель должен хорошо разбираться в символах и понимать, что и как он формирует.

Самскары обнажают свои лица

Когда ум отвлекается от внешнего мира и становится однонаправленным, сознание фиксируется на сериях символов или образов. Каждый из них имеет определенную форму: образы Христа, Будды, вашего Учителя или символы лотоса, золотого яйца, чакры, мандалы, янтры, цвета и даже звука.

Поначалу, когда кто-либо пытается визуализировать образы или символы, со дна бессознательного могут подняться и появиться пред вашим взором как неприятные и даже отвратительные формы демонов, драконов, духов и различных чудовищ, так и цветущие сады, прекрасные озера, лики святых и ангелов. Так ваши самскары выходят из пучины бессознательного. Они могут выражать болезненные воспоминания, несбывшиеся мечты, расстроенные планы, препятствия, страхи, комплексы и неврозы. Наши мысли и поступки обусловлены именно этими самскарами — главной причиной нашей напряженности, умственного беспокойства и болезней. Процесс визуализации в йога нидре дает нам возможность избавиться от этих самскар и очистить свой ум. Это и является подлинным показателем йогического продвижения.

Позиция свидетеля

Игру символов и образов необходимо рассматривать отстранение, созерцая, подобно тому, как мы смотрим телевизор, не имея возможности непосредственно включиться в созерцаемое действие. Не следует анализировать эту игру. Подобное беспристрастное отношение не подпитывает ваше субъективное "я" и потому оно не может отождествиться с вашими препятствиями и с тем, что оно любит или ненавидит, а это в конечном счете способствует укреплению вашей подлинной природы. Ваше маленькое "я" больше не подавляет ту сферу, которая находится в противоречии с вашими предубеждениями. Точно также оно не привлекает ту сферу, которая соответствует вашим убеждениям. В этот образовавшийся вакуум из цепких объятий бессознательного устремляются иррациональные силы, ужасающие образы, несбывшиеся желания и возникают пред взором наблюдающего сознания, которое созерцает все это, как посторонние объекты и тем самым вынуждает их или исчезнуть, как мыльные пузыри, или раствориться в сознании. Результат? — Прежде закрепощенная энергия, использовавшаяся для подавления бессознательных импульсов, теперь, освобожденная, направляется для конструктивных целей. Так йога нидра помогает нам постичь свою подлинную природу, устраняя конфликт между нашим сознанием и пропастью бессознательного.

Прямые и косвенные связи

Те символы, которые йога нидра помогает визуализировать, могут быть связаны с самскарами непосредственно или косвенно. Так, например, если студенту предлагается визуализировать "дерево" и он представляет себе дерево, растущее у него в саду, это — прямая связь, но если его визуализация связана с падением с дерева в детстве, это — косвенная связь. Воспоминание о дереве у него связано с болезненным впечатлением падения с него. Косвенные связи являются наиболее благодарным материалом для йога нидры, т. к. в этом случае воздействие ее символов весьма эффективно. Установлено, что наибольшее количество подавленных самскар можно устранить, если символы тщательно подобраны учителем.

Мантра, янтра и чакра

На различные уровни ума воздействуют различные символы. Для глубокого зондирования сознания наука янтры и мантры использует как символы, так и звуки. Цвет чакр, формы божеств и звуки мантр выявляют прямые и косвенные связи. Архетипы человеческого ума воплощены в чакрах и поэтому, раскрывая символику чакр, мы обнажаем и наши архетипы. Однако в физическом теле чакр нет — они существуют в психическом теле, но и там невозможно их обнаружить экспериментальным путем. Чтобы постичь это умом, следует изменить состояние ума, повысить его восприимчивость в процессе отвлечения чувств от внешнего при помощи ротации сознания вокруг тела и осознанного дыхания, пратьяхары и глубокой релаксации. По существу, измененное состояние восприимчивости и есть глубокая релаксация. Состояние, однажды вызванное учителем и сопровождаемое образным представлением, продолжается под руководством ответственного учителя, который знает, как использовать это мощное средство выявления подавленных конфликтов, желаний, воспоминаний и прочих самскар, как расчистить путь к новой конструктивной личности с безграничными возможностями познания, доступного всем.

Пробужденное творчество

Многие (если не все) творческие открытия в области науки, искусства, музыки и религии были совершены во время вспышек творческой интуиции и озарения, когда врожденное знание, внезапно извлеченное из глубин бессознательного, выплескивалось на поверхность сознания подобно извержению вулкана. Эти явления иллюстрируются многими примерами: Ньютон внезапно открыл закон тяготения, когда сидел, расслабившись, под яблоней; Ван Гог утверждал, что видит свои картины, как во сне; Моцарту также пришла внезапно в голову музыкальная композиция, пока он дремал в экипаже; Эйнштейну удалось еще глубже проникнуть в теорию относительности, когда он вдруг увидел себя гуляющим внутри солнечного луча. Все эти люди были настолько погружены в состояние глубокой релаксации, что смогли извлечь из недр бессознательного образы и формы, которые их беспокоили. Наука уже установила, что при помощи глубокого расслабления и визуализации человек может продиагностировать себя прежде, чем это сделает врач. Источник всех наших проблем — в подспудных особенностях нашего ума, но нам необходимо, чтобы они проявили себя без нашей вовлеченности и привязанности к ним. Способность к изобильному продуцированию образных визуализаций является важнейшей чертой гениального человека. Характерно, что подобная черта присуща даже детям, которые, к сожалению, со временем утрачивают ее, подавленную воспитанием и образованием.

Наши рекомендации