Роста и развития детского организма. Возрастная периодизация
План:
1. Предмет, задачи и содержание курса.
2. Уровни организации живой системы.
3. Основные механизмы, обеспечивающие целостное единство организма.
4. Взаимосвязь между строением и функциями органов, между организмом и окружающей средой.
5. Роль наследственных факторов в росте и развитии ребенка.
6. Созревание детского организма.
7. Закономерности роста и развития.
8. Акселерация.
Основные механизмы, обеспечивающие целостное единство организма. Организм представляет собой единое целое. При помощи нервной системы устанавливается связь между всеми органами организма. Изменение деятельности одного органа влияет на жизнедеятельность всего организма. Так, укол кожи вызывает изменение сердцебиения, дыхания, потоотделения, сокращения мышц и т. д. Функционирование всех систем организма находится под контролем центральной нервной системы, которая обеспечивает согласованность их работы в соответствии с постоянно меняющимися условиями внешней среды.
Целостное единство организма поддерживается также при помощи гуморальной регуляции, через кровь. Различные органы нашего тела выделяют вещества, которые поступают в кровь и разносятся ею ко всем клеткам, тканям и органам. Эти вещества могут вызывать и поддерживать деятельность других органов на определенном уровне, обеспечивая их нормальное функционирование. Например, выделение поджелудочной железой инсулина оказывает влияние на углеводный обмен; поступающие в кровь гормоны гипофиза воздействуют на рост организма. Гуморальная связь между органами находится под контролем нервной системы.
В понятие об организме как едином целом входит взаимная связь физического и психического. Например, недостаточное развитие щитовидной железы приводит к умственной отсталости. У детей, появившихся на свет с недоразвитым головным мозгом, наблюдается слабоумие.
Взаимосвязь между строением и функциями органов, между организмом и окружающей средой. Между формой и функциями органов существует неразрывная связь. Так, длина кишечника у животных связана с характером их питания. У растительноядных животных он гораздо длиннее, чем у плотоядных. Наблюдается такая связь и в индивидуальном развитии организма. Физическая инертность, малоподвижный образ жизни приводят к слабости мышечной системы, и, наоборот, занятия физическими упражнениями и спортом способствуют укреплению организма и повышению работоспособности. Эти примеры свидетельствуют о связи между строением организма и выполняемыми им функциями.
Через нервную систему осуществляется связь между системами органов в организме и между организмом и окружающей его средой.
В отличие от животных человек сознательно и планомерно воздействует на природу в процессе трудовой деятельности. Он не ограничен строго определенной средой обитания и способен создавать себе условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности даже в необычной среде. Примером этого может служить освоение человеком космического пространства и морских глубин, разработка недр Земли.
Однако, поскольку человек произошел от животных, з его организме сохранилось много анатомо-физиологических черт, присущих животному миру. Качественные отличия человека от животных возникли в связи с общественной трудовой деятельностью. Вот почему ведущим для людей является взаимодействие не только с природой, но и с социальной средой.
Изучая анатомо-физиологические особенности ребенка, необходимо принимать во внимание ту социальную среду, в которой он формируется: в каких условиях живет и какое воспитание получает дома.
Роль наследственных факторов в росте и развитии ребенка. Наследственность детей в одних случаях может проявляться достаточно ярко, в других — оставаться второстепенным фактором. Например, группа крови и тип высшей нервной деятельности всегда определяются наследственными факторами, в то время как обмен веществ может оказаться измененным под влиянием условий внешней среды. Одни, фенотипические свойства организма формируются под влиянием факторов внешней среды, другие, генотипические служат проявлением наследственных факторов. Так, цвет волос, глаз, окраска кожи наследуются в большей степени, чем форма тела, ширина кисти, ступн.
Созревание детского организма. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Созревание детского организма сопровождается ростом, развитием и формообразованием.
Рост ребенка — это количественные изменения, происходящие в развивающемся организме: увеличение количества клеток, массы тела и его размеров.
Развитие ребенка выражается в качественных изменениях, происходящих в организме. Многие органы детского организма проходят сложный путь развития и формирования. Таковы окостенение скелета, формирование мышц, нервной системы, изменение функций желез внутренней секреции, половое развитие. Формирование организма не завершается в детском возрасте: оно продолжается и в юношеском, и в зрелом, и в старческом возрасте.
Формообразованием называют процесс изменения пропорций растущего организма. Форма тела людей в разном возрасте неодинакова. Новорожденный ребенок имеет большую голову, короткие ноги, а взрослый человек — относительно небольшую голову и длинные ноги. Высота головы у новорожденного составляет 1/4, а у ребенка младшего школьного возраста – 1/6, а у взрослого человека - 1/8 длины тела. Ноги у взрослого человека составляют ½, а а у новорожденного – 1/3 длины тела.
Закономерности роста и развития. Постоянное количественное и качественное изменение организма происходит непрерывно в течение всей жизни.
В процессе роста и развития организм ребенка изменяется, обновляется, в нем появляются новые клетки, отмирают старые, развиваются некоторые функции.
Большая роль в перестройке организма принадлежит нервной системе и железам внутренней секреции.
Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором — рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3—5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но начиная с 11 —12 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.
Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, -в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7—8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.
Как правило, усиленный рост ребенка сопровождается замедлением процессов дифференцировки и, наоборот, усиленная дифференцировка вызывает замедление роста организма.
Например, сердце ребенка усиленно растет в течение первых двух лет, а дифференцировка тканей сердца в этот период очень незначительна. У детей младшего школьного возраста размер и объем сердца увеличиваются постепенно, зато происходит интенсивное совершенствование его нервного аппарата. В младшем подростковом возрасте рост, увеличение объема сердца и дифференцировка его тканей происходят равномерно.
Неравномерность роста и развития организма ребенка сказывается не только на физическом, но и на психическом развитии. Дети одного возраста могут иметь разный уровень психического развития. Это зависит не только от темпов индивидуального развития интеллекта, но и от тех условий, в которых ребенок воспитывается.
В развитии организма человека различают ряд периодов:
Новорожденный................ 1—10 дней
Грудной возраст ……….. 10 дней — 1 год
Раннее детство ................ 1—3 года
Первое детство............... 4—7 лет
Второе детство................ 8—12 лет (мальчики)
8—11 лет (девочки)
Подростковый возраст.....13—16 лет (мальчики)
12—15 лет (девочки)
Юношеский возраст ......17—21 год (юноши)
16—20 лет (девушки)
Зрелый возраст I период …….. 22—35 лет (мужчины)
21—35 лет (женщины)
Зрелый возраст II период ……. 36—60 лет (мужчины)
36—55 лет (женщины)
Пожилой возраст....................... .61—74 года (мужчины)
56—74 года (женщины)
Старческий возраст………….. 75—90 лет (мужчины и женщины)
Долгожители …………….. от 91 года (мужчины и женщины)
Эта периодизация была принята в 1965 г. на симпозиуме, посвященном проблеме возрастной периодизации, организованном Институтом возрастной физиологии и физического воспитания.
К моменту рождения у ребенка созревают те функциональные системы, которые обеспечивают ему выживание. Другие функциональные системы к моменту рождения созревают не полностью или вообще недоразвиты еще в течение долгого времени. Так, у младенцев проявляются безусловные, т. е. биологически значимые, рефлексы. Примером таких рефлексов могут служить сосательный, глотательный, мигательный, хватательный рефлексы, а также рефлексы кашля, чихания.
Ребенок не выживает, если у него отсутствует сосательный или глотательный рефлекс. В то же время у младенца недоразвиты, например, костно-мышечная, нервная, эндокринная системы, не функционирует половая система.
Количественные и качественные показатели роста и развития детей младшего школьного возраста.Количественные и качественные показатели роста и развития детей называют антропометрическими показателями. К ним относятся данные, получаемые при измерении роста, массы тела и окружности грудной клетки. Они дают достаточно полные сведения о физическом развитии ребенка.
Измерения роста стоящего ребенка позволяют судить о развитии его костного аппарата, измерения роста сидящего ребенка дают сведения о возрастных изменениях пропорций его тела. Измерения массы тела ребенка свидетельствуют о развитии его мышечной системы, об его упитанности. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе говорят о степени развития дыхательных мышц ребенка.
Полученные данные сопоставляют со стандартами физического развития детей и устанавливают соответствие или несоответствие их средним показателям стандартов. Пользуясь стандартами, следует учитывать, что для каждой местности есть свои средние стандарты, которые не вполне соответствуют стандартам показателей физического развития детей в других местностях. На физическое развитие детей оказывают влияние, например, различия условий жизни в разных климатических поясах, в городе и сельской местности и пр.
Акселерация.Комплекс явлений, характеризующий ускоренноё развитие детей, называют акселерацией. Это явление было замечено в XX в. Во многих странах мира дети в возрасте 6—14 лет перегоняют по ряду показателей своих сверстников, живших 100 лет назад. Так, рост детей 7—13 лет увеличился на 10—15 см, а масса тела возросла на 8—10 кг. Процесс акселерации сказывается не только на увеличении роста и массы тела, но и на сроках полового созревания, психического и интеллектуального развития. Так, физическая зрелость наступает ныне на несколько лет раньше, чем 100 лет назад. Для юношей эти сроки определялись в 25— 26 лет, а в настоящее время — в 18—19 лет, у девушек менструации появлялись в возрасте 16—17 лет, а на современном этапе — в12—14 лет и даже раньше.
Единого мнения о причинах, вызвавших акселерацию, нет. Очевидно, данный процесс обусловлен комплексом причин, в числе которых следует отметить и социальные, и биологические: улучшение питания, снижение инфекционных заболеваний, занятия спортом, развитие средств массовой коммуникации, постоянно увеличивающийся поток информации, образ жизни, новые формы и методы обучения и пр. Механизм процесса акселерации еще далеко не выяснен.
Процесс акселерации требует от школы, общественности и семьи большого внимания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Какие основные механизмы обеспечивают целостное единство организма?
2. В чем проявляется связь между строением и функциями органов?
3. В чем заключается связь организма с окружающей средой?
4. Какую роль играют наследственные факторы в росте и развитии ребенка?
5. Что такое рост, развитие, формообразование?
6. В чем проявляется непрерывность роста и развития организма?
7. Чем доказывается неравномерность роста и развития детского организма?
8. На какие возрастные периоды подразделяют развитие организма?
9. Что такое антропометрические показатели и о чем они свидетельствуют?
10. Что такое акселерация?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Получение основных антропометрических показателей физического развития школьников I—III классов. (В базовой школе.)
Урок № - 3 - 4
Тема лекции: Нервная система и нервная ткань.
План:
- Общий обзор строения и функций нервной системы.
- Строение нервной ткани.
3. Свойства нервной ткани.
Общий обзор строения и функций нервной системы. Нврвная система выполняет в организме ряд функций. Благодаря ее деятельности осуществляется связь организма с окружающей средой. В самом деле, на любое раздражение извне организм отвечает той или иной рефлекторной реакцией. Так, при ожоге руки она отдергивается, при действии пищи на слизистые оболочки полости рта отделяются слюна и желудочный сок, при приближении непосредственно к глазу постороннего предмета происходит мигание.
Следующая функция нервной системы — это регуляция деятельности органов и систем органов. Так, при возбуждений одних нервов деятельность сердца ускоряется и усиливается, а при возбуждении других — замедляется и ослабляется. Расширение и сужение зрачка, которое каждый наблюдал у себя, также регулируется нервами двух родов.
К функциям нервной системы относится также обеспечение координированной деятельности между органами и системами органов в процессе деятельности организма и в соответствии с ее характером. Например, при физическом труде расширяются кровеносные сосуды работающих мышц, учащается дыхание, ускоряется деятельность сердца, повышается обмен веществ.
Способность человека к абстрактному мышлению связана с деятельностью высшего отдела нервной системы — коры больших полушарий головного мозга.
Нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, а периферическая — соматическими (черепными и спинномозговыми) и вегетативными (симпатическими и парасимпатическими) нервами.
Строение нервной ткани. Материальной основой функционирования нервной системы является нервная ткань. Она образована нервными клетками — нейронами. Форма нейронов очень разнообразна. Нейрон состоит из тела и отходящих от него отростков. Как и все клетки, нейроны имеют мембрану, покрывающую вязкую полужидкую цитоплазму с различными органоидами, и ядро. В крупных ядрах нейронов ясно различимы одно, два или несколько ядрышек. Следует особенно отметить наличие в нейронах тонких нитей — нейрофибрилл.
От тела нервной клетки отходят отростки — дендриты и аксон. По дендритам нервные импульсы проводятся к телу нейрона, а по аксону — от него. Очень часто аксон, отойдя от тела нейрона, начинает ветвиться, посылая веточки к одной или нескольким нервным клеткам. Благодаря этому каждая клетка коры больших полушарий оказывается связанной с многими другими. Аксоны, достигающие во многих случаях значительной длины, входят в виде пучков в нервы. Аксоны и дендриты, входящие в состав нервов, называют нервными волокнами. В нерве могут содержаться тысячи нервных волокон. Отростки большинства нейронов одеты жироподобными оболочками, изолирующими их от окружающей среды.
На таких оболочках можно обнаружить перехваты. Нервные волокна, покрытые жироподобными оболочками, называют мякотными, а лишенные оболочек — безмякотными.
Нейроны проводящие возбуждение от периферии к спинному или головному, мозгу называют афферентными или центростремительными. Возбуждение от центральной нервной системы к органам находящимся на периферии, передается по нейронам, называемым афферентными или центробежными. В некоторых случаях передача возбуждения происходит непосредственно с афферентных нейронов на эфферентные. Таков коленный рефлекс. Но гораздо чаще передача возбуждения с афферентных нейронов на эфферентные осуществляется через посредство так называемых вставочных нейронов .
Афферентные нейроны обычно имеют два отростка: длинный дендрит, входящий в состав нерва, и короткий аксон, по которому импульс поступает в центральную нервную систему. Эфферентные нейроны имеют несколько коротких дендритов и один длинный аксон, входящий в состав нерва.
Концевые разветвления дендритов чувствительных нейронов называют рецепторами.Они воспринимают раздражения. Подобные рецепторы встречаются, например, в коже, в стенках кровеносных сосудов, в мышцах. В других случаях раздражение воспринимается специализированными эпителиальными образованиями, которые связаны с окончанием афферентных нервных волокон. В таком случае рецепторами являются эти образования. Подобные рецепторы находятся, например, в органах вкуса. Рецепторы, воспринимающие раздражения из внешней среды, называют экстерорецепторами. Они располагаются в органах чувств. Рецепторы, которые находятся во внутренних органах, например в тканях легких, в стенках кровеносных сосудов, и передают от них возбуждения, называют интерорецепторами Те рецепторы,которые расположенывмышцах, сухожилиях, суставах, называют проприорецепторами. Их функция заключается в сигнализации о положении тела в пространстве.
Места контактов между двумя нейронами или нейроном и рабочим органом называют синапсами. В синапсах осуществляется передача возбуждения от клеток к клеткам химическим путем посредством веществ, называемых медиаторами.
Помимо нейронов, в нервной системе присутствуют клетки нейроглии, выполняющие опорную и защитную роль, принимающие участие в питании нервных клеток и регенерации нервного волокна и нервов.
Свойства нервной ткани. Основными свойствами нейронов являются возбудимость и проводимость. Экспериментально доказано, что проведение возбуждения в нервных волокнах двустороннее, т. е. оно может распространяться от места раздражения в обе стороны. Однако в организме наблюдается иная картина: благодаря специфическим свойствам синапсов возбуждение в нервной системе проводится от дендритов к телу клетки и далее по аксону. Вследствие этого по афферентным нейронам импульсы передаются от периферии к центральной нервной системе, а по эфферентным от центральной нервной системы в рабочие органы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Какие функции выполняет нервная система?
2. Каково общее строение нервной системы?
3. Каково строение нервной клетки?
4. Какие рецепторы вам известны?
5. Что такое синапсы?
6. Какие типы нейронов вы знаете?
7. Какими свойствами обладает нервная ткань?
Урок № - 5 -6
Тема лекции: Спинной мозг. Торможение.
План:
1. Строение спинного мозга.
2. Функции спинного мозга.
3. Центры спинного мозга.
4. Торможение
Строение спинного мозга. Филогенетически наиболее древним отделом центральной нервной системы является спинной мозг (рис. 5). Длина спинного мозга и его масса зависят от возраста и пола человека (табл. 1).
Таблица 1
Зависимость размеров и массы спинного мозга от возраста человека
Возрастные периоды | Длина (в см) | Масса (в г) |
Новорожденный | 14—16 30—32 43—45 | |
Младший школьник | ||
Взрослый человек | ||
На передней и задней поверхности спинного мозга проходят две продольные борозды, делящие его на правую и левую половину. Верхний отдел спинного мозга переходит непосредственно в головной мозг. На уровне каждого позвонка от спинного мозга отходит по паре спинномозговых корешков. Участок спинного мозга с парой отходящих корешков называют сегментом. Соответственно отделам позвоночника спинноймозг делится на шейный, грудной, поясничный, крестцовый отделы и заканчивается концевойнитью. 9
Спинной мозг покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой. Мягкая оболочка непосредственно прилегает к спинному мозгу. Она обильно снабжена кровеносными сосудами, приносящими питательные вещества и кислород. Паутинная оболочка очень тонкая и нежная, она покрывает мягкую оболочку. Твердая оболочка одевает спинной мозг снаружи. Пространства между оболочками заполнены жидкостью — ликвором.
На поперечном разрезе спинного мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества Серое вещество, расположенное в центре, образовано скоплениями тел нейронов и их отростков, а также нейроглией. Белое вещество состоит из множества прилегающих друг к другу белых нервных волокон и нейроглии. Короткие и широкие выступы серого вещества спинного мозга называют «передними рогами», а задние — «задними рогами». В передних рогах располагаются двигательные (эфферентные) нейроны, а в задних — вставочные. Белое вещество в спинном мозге образует 4 столбы, в которых проходят пути, связывающие различные уровни спинного мозга как с головным мозгом, так и с органами тела. В центре спинного мозга проходит канал, заполненный ликвором.
Корешки спинного мозга перед выходом из позвоночного канала, попарно соединяясь, образуют 31 пару смешанных спинномозговых нервов. Каждый нерв образован пучками эфферентных и афферентных нервных волокон. Таким образом, каждый нерв начинается двумя корешками — передним и задним. Задние корешки образованы только аксонами афферентных нейронов. Их тела располагаются в спинномозговых узлах — скоплениях серого вещества, находящихся вне спинного мозга, в самих задних корешках. От периферии к телам афферентных нейронов идут входящие в состав нерва длинные дендриты. От тел афферентных нейронов отходят аксоны, ветвящиеся в сером веществе спинного мозга. Здесь импульсы передаются на дендриты вставочных, а иногда и непосредственно афферентных нейронов.
От тел эфферентных нейронов, которые находятся в передних рогах спинного мозга, импульсы проводятся по аксонам к рабочим органам.
Функции спинного мозга. Основой деятельности нервной системы является рефлекс Рассмотрим некоторые рефлексы спинного мозга. Прикоснувшись к горячему предмету, человек отдергивает руку. Это рефлекторная реакция. Как же она осуществляется?
Температурное раздражение действует на соответствующие рецепторы, находящиеся в коже, и в них возникает возбуждение . Оно проводится по чувствительным нервным волокнам афферентных нейронов к их телам, находящимся в спинномозговых узлах. Отсюда возбуждение передается на вставочный нейрон, а затем на короткие сильно ветвящиеся дендриты эфферентного нейрона и его тело. Пройдя через тело эфферентного нейрона, возбуждение проводится по его аксону, который входит в состав передних корешков спинномозгового нерва. Дойдя до соответствующей мышцы руки, возбуждение вызывает ее сокращение.
Теперь нетрудно дать определение рефлекса. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляющаяся через центральную нервную систему.
Путь, по которому проходит возбуждение при осуществлении рёфлекса получил название рефлекторной дуги.
Дуга спинномозговогорефлекса состоит из пяти участков: рецептора, афферентного нейрона, определенного участка спинного мозга, эфферентного нейрона и рабочего органа.
Через спинной мозг проходят дуги множества рефлексов. Рефлекс возможен только при условии целостности всех пяти участков рефлекторной дуги. Нарушение одного из них влечет за собой невозможность осуществления данной ответной реакции.
Но путь возбуждения при рефлексе не заканчивается в рабочем органе. Когда орган реагирует на раздражение, в его рецепторах возникает возбуждение, которое проводится в центральную нервную систему и сигнализирует о том, что рефлекторное действие совершилось. П. К. Анохин назвал это явление обратной афферентацией.
Наряду с рефлекторной деятельностью спинной мозг выполняет очень важную проводящую функцию. По волокнам нейронов, образующим столбы в белом веществе спинного мозга, возбуждение проводится вдоль него, а также в головной мозг. По проводящим путям спинного мозга проходят возбуждения, направляющиеся из головного мозга к органам тела.
Центры спинного мозга. При раздражении того или иного участка тела возбуждение направляется по афферентным нейронам в определенную область спинного мозга, через которую проходит дуга данного рефлекса. Расположенные в сером веществе спинного мoзга скопления тел нейронов, через которые проходит дуга определенного рефлекса, называют нервными центрами спинного мозга. Так, центры рефлексов, связанных с движением рук, располагаются в 1шейно-грудном отделе спинного мозга. В поясничном и крестцовом отделах спинного мозга расположен центр, через который проходят рефлексы, связанные с движениями ног.
Однако не следует считать, что нервные центры представляют собой замкнутые системы. Изучение данного вопроса показывает, что в тех случаях, когда нейроны некоторых центров оказываются выведенными из строя, их функции начинают выполнять расположенные рядом нервные клетки. Но такая взаимозаменяемость не является полной: нарушение целостности жизненно важных центров ведет к гибели организма.
Торможение_ в центральной нервной системе было открыто в 1863 г. выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым (1829—1Й05). Он установил, что при раздражении зрительных бугров головного мозга лягушки кристалликом поваренной соли спинномозговой рефлекс сгибания задней конечности не проявляется. Позднее явление торможения изучали многие исследователи.
Оказалось, что при одновременном раздражении нескольких рецепторов ответная реакция наступает на то из них, которое обладает наибольшей силой, рефлекторные реакции на остальные раздражения не наступают.
Торможение имеет большое биологическое значение, поскольку оно дает возможность организму реагировать в каждый отдельный момент лишь на те раздражения, которые в это время имеют для него наибольшее значение. Кроме того, торможение, не давая проявляться рефлексам, в определенный момент второстепенным, предохраняет нервную систему от переутомления. Наконец, торможение, взаимодействуя с возбуждением, позволяет организму совершать строго координированные действия. Так, во время ходьбы возбуждение нейронов, посылающих импульсы к мышцам-сгибателям, сопровождается торможением нервных клеток, проводящих импульсы к другим мышцам - разгибателям того же сустава. В следующий момент возбуждение нейронов первой группы сменяется тормозной реакцией, а торможение второй - возбуждением.
Вопросы для повторения
1. Каково строение спинного мозга?
2. Как осуществляются спинномозговые рефлексы?
3. Что такое рефлекторная дуга и из каких элементов она состоит?
4. В чем заключается явление обратной афферентации?
5. Что такое нервные центры спинного мозга и каковы их свойства?
6. Что такое торможение и каково его значение?
Урок № - 7 -8
Тема лекции: Вегетативная нервная система.
План:
1. Значение и строение вегетативной нервной системы.
2. Симпатические и парасимпатические нервы.
3. Регуляция деятельности внутренних органов.
Значение и строение вегетативной нервной системы. До сих пор мы рассматривали рефлексы, заключительным моментом которых было то или иное движение. Такие рефлексы осуществляются через посредство отдела нервной системы, называемого соматическим.
Но существуют и другого рода рефлексы, связанные в основном с деятельностью внутренних органов. Это например, выделение пищеварительных соков, изменение частоты и силы сердечных сокращений, сужение и расширение просвета кровеносных сосудов, волнообразные движения пищевода, кишечника и т. д. Такие рефлексы связаны с деятельностью отдела нервной системы, называемого вегетативным.
Анатомически оба отдела нервной системы - соматический и вегетативный — тесно связаны. Как соматические, так и вегетативные нервы берут начало в спинном и головном отделах мозга.
Нервы вегетативного отдела обладают рядом особенностей. В то время как в соматических нервах нервные волокна от тел нейронов вплоть до концевых разветвлений принадлежат одной нёрвной клетке, в вегетативных нервах наблюдается иная картина. В образовании каждого из них принимают участие два вида нейронов: сначала возбуждение проводится по одному нейрону от центральной нервной системы к вегетативному узлу — ганглию, в котором импульсы передаются на второй вегетативной нейрон, заканчивающийся в рабочем органе. Таким образом, для вегетативной нервной системы характерны двухнейронные эфферентные нервы.
Второй особенностью вегетативных нервов является то, что они образованы безмякотными, т. е. лишенными жироподобной оболочки, волокнами.Далее, скорость проведения возбуждения по вегетативным нервам составляет 1—30 м/с, а по соматическим — 60-— 120 м/с. Разница в скорости проведения возбуждений объясняется тем, что импульс проходит через синапс в ганглии.
Наконец, деятельность вегетативного отдела нервной системы не зависит от воли человека.
Вегетативный отдел нервной системы состоит из двух частей— симпатической и парасимпатической.
Симпатические и парасимпатические нервы заканчиваются в одних и тех же органах, например в сердечной мышце, в мышечном слое стенки кровеносных сосудов, в пищеварительных железах и т. д. Анатомически симпатическая и парасимпатическая части вегетативного отдела различаются расположением ганглиев. В симпатической части ганглии расположены двумя цепочками — пограничными столбами, лежащими по бокам позвоночника ; в парасимпатической они находятся либо в стенке иннервируемого органа, либо рядом с ним.
Парасимпатические нервы отходят от головного мозга и крестцового отдела спинного мозга. Среди черепных парасимпатических нервов отметим блуждающий.Он ветвится на множество нервов, которые входят почти во все внутренние органы грудной и брюшной полости. От крестцового отдела спинного мозга отходят парасимпатические нервные волокна, которые сливаются с тазовым нервом и иннервируют самую нижнюю часть кишечника, мочевой пузырь и половые органы. Симпатические стволы тянутся от второго и третьего шейных позвонков до крестца.
Симпатические нервы подходят ко всем органам тела, в том числе и к мышцам. Советский физиолог Л. А. Орбели установил, что симпатические веточки, иннервирующие мышцы, влияют на обмен веществ, совершающийся в них, - это трофическая функция симпатической части вегетативной нервной системы. Кроме того, под влиянием симпатических нервов органы и ткани подготавливаются к работе в новых условиях, т. е. при изменениях окружающей среды или характера деятельности организма,— это адаптационная функция симпатической части вегетативной нервной системы.
Регуляция деятельности внутренних органов.
В ряде случаев парасимпатические и симпатические влияния на деятельность некоторых внутренних органов противоположны друг другу.
Таблица 2
Действие вегетативной нервной системы (по К. Вилли)
Иннервируемый орган | Действие симпатических нервов | Действие парасимпатических нервов |
Сердце Артерии Пищеварительный тракт Мочевой пузырь Мышечные волокна радужной оболочки глаза Мышцы, поднимающие волосы Потовые железы | Усиление и учащение сердечных сокраще-ний Сужение сосудов и повышение кровяного давления Замедление перистальтики, уменьшение активности Расслабление пузыря Расширение зрачка Поднимание волос Усиление секреции | Ослабление и замедле-ние сердечных сокраще ний Расширение сосудов и понижение кровяного давления Ускорение перистальтики, повышение активности Сокращение пузыря Сужение зрачка Опускание волоо Ослабление секреции |
Благодаря взаимодействию парасимпатических и симпатических влияний деятельность ряда органов может быстро и чрезвычайно точно перестраиваться в соответствии с условиями окружающей среды и постоянно изменяющимися потребностями организма.
Взаимодействие обеих частей вегетативного отдела осуществляется по принципу обратной связи.
Необходимо помнить, что бытовавшее в прежние годы и сохранившее своих сторонников даже в наши дни мнение отом, будто вегетативная нервная система автономна, несостоятельно. Вегетативная нервная система действует под контролем головного мозга.
Вопросы для повторения
1. Какие отделы нервной системы вы знаете?
2. Каковы особенности строения вегетативного отдела нервной системы?
3. Из каких частей состоит вегетативный отдел нервной системы и каковы анатомические различия между ними?
4. Как осуществляется регуляция деятельности внутренних органов?
Урок № - 9 - 10
Тема лекции: Строение и функции головного мозга.
План:
1. Индивидуальное развитие и общее строение головного мозга.
2. Ствол головного мозга.
3. Средний мозг.
4. Передний мозг.
5. Методы изучения функций коры головного мозга.
6. Зоны коры больших полушарий.
Индивидуальное развитие и общее строение головного мозга. Головной мозг к моменту рождения не заканчивает своего развития. Правда, количество нейронов, образующих его, у новорожденных таково же, как и у взрослых, нов течение всего периода детства продолжается рост нервных волокон и изменения формы отростков. Масса мозга новорожденного составляет 380—400 г. Масса мозга годовалого ребенка достигает уже 800 г, что говорит об интенсивном росте детей в данном периоде. У младших школьников масса головного мозга составляет 1250—1300 г, что близко к норме взрослого человека — 1400—1450 г. Индивидуальные колебания в
Массе мозга взрослых людей очень велика: от 960 до 2000г.
Головой мозг, как и спидной покрыт тремя оболочками: мягкой; паутинной и твердой. Твердая оболочка очень плотная, срастается с костями черепа. Между оболочками циркулирует жидкость - ликвор.
Головной мозг состоит и ствола головного мозга и переднего мозга. Ствол головного мозга включает продолговатый мозг, мост, мозжечок и средний мозг. Промежуточный мозг и большие полушария образуют передний мозг.
От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов. Первые две пары нервов - зрительные