Тема: «Прием пациента в стационар».
Тема: «Прием пациента в стационар».
После изучения материала студент должен владеть компетенциями по данной теме. Для этого он должен:
Уметь:
- осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента
- произвести осмотр и осуществить соответствующие мероприятия при выявлении педикулеза
- оформить титульный лист «Медицинской карты стационарного больного»
- оформить «Статистическую карту выбывшего из стационара»
- регистрировать пациента в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации
- заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»
- транспортировать пациента в лечебное отделение (на каталке, кресле-каталке, на руках, пешком).
Знать:
- устройство и функции приемного отделения стационара
- содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении
- пути госпитализации пациентов
- документацию, необходимую для приема пациентов в стационар
Вопросы для изучения:
1. Устройство, функции приемного отделения стационара, пути госпитализации пациентов в стационар.
2. Документация приемного отделения.
3. Обработка пациента при выявлении педикулеза. Методы и средства борьбы с педикулезом.
4. Санитарная обработка пациента.
5. Транспортировка пациента (на каталке, на кресле-каталке, на носилках, на руках, пешком).
6. Проведение антропометрии (измерение веса, роста, окружности грудной клетки).
Вопросы для повторения:
1. Дезинфекция и стерилизация предметов ухода, используемых для манипуляций.
2. Санитарно-противоэпидемический режим приемного отделения
Литература:
Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова Основы сестринского дела// Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
С.А. Агкацева Сестринские манипуляции// Москва «Медицина» 2006 стр.100-118.
Л.Г. Калигина, В.П. Смирнов Основы сестринского дела// Москва 2006.
Алгоритмы манипуляций переписать в манипуляционный справочник.
ПРИЕМ ПАЦИЕНТА В СТАЦИОНАР
Устройство и функции приемного отделения стационара. Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациентов в стационар.
Приемное отделение состоит из зала ожидания, кабинета дежурной медицинской сестры (регистратура), одного или нескольких смотровых кабинетов, процедурного кабинета, перевязочной, а иногда и малой операционной, изоляторов, санпропускника, санитарного узла.
Основными функциями центрального приемного отделения больницы являются:
· Прием и регистрация больных;
· Осмотр, первичное обследование больных и диагностика;
· Санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;
· Оказание квалифицированной медицинской помощи;
· Транспортировка больных в лечебные отделения больницы.
Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны:
· Машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения острого или обострения хронического заболевания, несчастного случая или травмы, требующих квалифицированного экстренного лечения в условиях стационара;
· По направлению участкового врача поликлиники или амбулатории в случае неэффективности лечения в домашних условиях (плановая госпитализация);
· Переводом из других ЛПУ по договоренности с администрацией больницы;
· Без какого - либо направления ЛПУ на госпитализацию в том случае, если больному стало плохо на улице недалеко от больницы и он самостоятельно обратился в приемное отделение.
Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза. Дезинсекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами, педикулицидные препараты.
Прежде чем начинать санитарно-гигиеническую обработку, медицинская сестра приемного отделения должна тщательно осмотреть волосистые части тела больного для выявления педикулеза (вшивости).
Внимание! Головные и платяные вши переносчики тяжелых инфекционных заболеваний: сыпного и возвратного эпидемического тифа, волынской лихорадки.
Действия персонала при выявлении педикулеза регламентируются приказом №342 от 26.11.98г. «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом». В приемном отделении стационара осуществляется обязательный осмотр на педикулез всех поступающих. Результат осмотра фиксируется в истории болезни и журнале осмотра на педикулез или «Журнале учета инфекционных заболеваний» (форма 060/у).
Выполнение процедуры
· Надеть фартук.
· Вымыть пациента (если он не может самостоятельно этого сделать) в следующей последовательности: голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности, паховая область, промежность, используя мочалку индивидуальную и душ.
· Помочь пациенту выйти из ванны.
Окончание процедуры
· Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказывайте помощь вдвоем).
· Вытереть пациента в той же последовательности.
· Убедиться, что кожа в естественных складках и между пальцами сухая.
· Подстричь ногти пациенту на руках и ногах.
· Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
· Одеть пациента в чистое белье.
· Продезинфицировать использованные предметы ухода, ванну.
Гигиенический душ
Цель:предупреждение ИСМП
Оснащение:водяной термометр, ножницы, полотенце, мыло и мочалка индивидуальные, чистое нательное и постельное белье, клеенчатый фартук, пеленка
Обязательные условия:исключить сквозняки, обязательное наблюдение медсестры, температура воздуха в ванной комнате не менее 250 С, на полу резиновый коврик, температура воды – 35-370 С.
Подготовка к процедуре
· Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие
· Поставить в ванну скамеечку и усадить на нее пациента.
· Помочь пациенту стать в ванну, поддерживая его сзади под локти, и затем сесть на сиденье.
· Побуждать пациента к самостоятельному мытью. Предлагать помощь в том случае, если она необходима.
Выполнение процедуры
· Надеть фартук, вымыть голову пациенту:
- сложить пеленку в несколько раз и попросить пациента прикрыть глаза;
- смочить волосы, поливая их водой из душа;
- нанести немного шампуня на волосы пациента;
- вымыть голову обеими руками, бережно массировать голову, пока все волосы не будут полностью намылены;
- смыть мыльную пену водой;
- вытереть волосы пациенту.
· Помочь пациенту, при необходимости, вымыть тело в той же последовательности, как при проведении гигиенической ванны.
· Помочь пациенту встать с сиденья (при необходимости оказывайте помощь вдвоем, используя правильную биомеханику тела).
Окончание процедуры
· Помочь пациенту выйти из ванны.
· Вытереть тело в той же последовательности.
· Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
· Подстричь ногти пациенту на руках и ногах.
· Помочь пациенту надеть чистое нательное белье и одежду.
· Снять фартук и сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и высушить руки.
· Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.
Обтирание больного
· Подложить под больного клеенку.
· Губкой, смоченной водой, оботрите шею, грудь, руки.
· Насухо вытрите эти части тела полотенцем и прикройте их одеялом.
· Таким же образом оботрите живот, потом спину и нижние конечности.
На титульном листе истории болезни м/с делает отметку о проведенной санитарной обработке больного.
АНТРОПОМЕТРИЯ
Антропометрия – это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных методов. Исследование развития человека определенного роста, массы тела, окружности груди, функции дыхания (спирометрия), силы мышц (динамометрия).
ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ПАЦИЕНТА (Алгоритм переписать)
Цель:
· диагностическая.
Показания:
· прием пациента в стационар (проводят в приемном покое после заполнения истории болезни) или при обращении в поликлинику;
· ожирение, нарушение функций гипофиза.
Противопоказания:
· тяжелое состояние пациента;
· постельный режим.
Оснащение рабочего места:
· ростомер вертикальный;
· продезинфицированная клеенка 30x30 см;
· чистая ветошь;
· перчатки;
· емкость с дезраствором.
Обязательные условия:
· измерение роста пациента производится без обуви и головного убора;
· у женщин с высокой прической при измерении роста волосы должны быть распущены.
1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.
2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).
5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.
6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.
7. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
8. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.
9. Опустить планку ростомера на голову пациента.
10. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь сойти). │
11. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.
12. Сообщить пациенту о результатах измерения.
13. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
14. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры медицинской документации.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:
Достоверность полученных данных возможна лишь при строгом соблюдении условий проведения измерения. В некоторых случаях рост измеряют в положении пациента сидя. Если у пациента имеются расстройства слуха, следует использовать методы невербального общения. Измерение роста у пациентов с психическими нарушениями проводят с использованием стационарно закрепленного вертикального ростомера во избежание попыток нападения пациентов, находящихся в состоянии психомоторного возбуждения, на других пациентов и медицинский персонал.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(выполняются в рабочих тетрадях)
Задание № 1
№ учетной формы | Название медицинской документации |
№ 001/у | |
№ 003/у | |
№ 066/у | |
№ 004/у | |
№ 060/у | |
№ 058/у | |
№ 074/у |
Задание № 2
Способами транспортировки пациента в лечебное отделение
могут быть:
1._________________
2. _________________
3._________________
4. _________________
Задание № 3
Способ транспортировки пациента зависит от ____________
и определяется ______________________.
Задание № 4
Познакомьтесь с алгоритмами санитарной обработки пациента и заполните схему:
Санитарно- гигиеническая |
полная |
Задание № 5
Тема: «Прием пациента в стационар».
После изучения материала студент должен владеть компетенциями по данной теме. Для этого он должен:
Уметь:
- осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента
- произвести осмотр и осуществить соответствующие мероприятия при выявлении педикулеза
- оформить титульный лист «Медицинской карты стационарного больного»
- оформить «Статистическую карту выбывшего из стационара»
- регистрировать пациента в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации
- заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»
- транспортировать пациента в лечебное отделение (на каталке, кресле-каталке, на руках, пешком).
Знать:
- устройство и функции приемного отделения стационара
- содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении
- пути госпитализации пациентов
- документацию, необходимую для приема пациентов в стационар
Вопросы для изучения:
1. Устройство, функции приемного отделения стационара, пути госпитализации пациентов в стационар.
2. Документация приемного отделения.
3. Обработка пациента при выявлении педикулеза. Методы и средства борьбы с педикулезом.
4. Санитарная обработка пациента.
5. Транспортировка пациента (на каталке, на кресле-каталке, на носилках, на руках, пешком).
6. Проведение антропометрии (измерение веса, роста, окружности грудной клетки).
Вопросы для повторения:
1. Дезинфекция и стерилизация предметов ухода, используемых для манипуляций.
2. Санитарно-противоэпидемический режим приемного отделения
Литература:
Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова Основы сестринского дела// Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
С.А. Агкацева Сестринские манипуляции// Москва «Медицина» 2006 стр.100-118.
Л.Г. Калигина, В.П. Смирнов Основы сестринского дела// Москва 2006.