Мысленные игры, в которые играют люди: конструктивное и деструктивное использование фантазии

История с домкратом

Однажды у ехавшего по полузаброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо. К своему ужасу он обнаружил, что не захватил с собой домкрата, чтобы поднять машину и заменить колесо. Однако расстроенный водитель вспомнил, что пятью милями раньше он проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда. По дороге его стали одолевать сомнения: «Здесь других станций нет… Если владелец этой станции не захочет мне помочь, обратиться мне больше будет некуда. Я полностью в его власти… Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат. Он может потребовать десять, двадцать, а то и пятьдесят долларов, и я ничего не смогу с ним поделать!.. Бог мой, как же все-таки некоторые люди ловко умеют пользоваться несчастьем других!..» В ярости наш герой подошел к станции и в ответ на доброжелательный вопрос ни о чем не подозревающего владельца: «Здравствуйте. Чем я могу вам помочь?» — вскричал: «Да подавись ты своим проклятым домкратом!»

Эта забавная история показывает нам, что может произойти, если мы недостаточно осознаем свои мысли, и они постепенно могут становиться совершенно нереалистичными. В этом случае мы имеем дело с деструктивным использованием фантазии: сначала тратим на создание фантазии столько энергии, что она начинает создавать полный эффект реальности, а затем ведем себя так, будто это действительно и есть реальность.

Типичный вариант истории с домкратом разыгрывает в своем воображении ревнивец. Муж подозревает жену в измене. Он начинает представлять обстоятельства, при которых она могла завести любовника, думает о том, как она проводит свободное время, о привлекательных молодых людях, которых она наверняка встретит в течение дня и т.д. Если муж при этом не осознает, что фактически повторяет историю с домкратом, то он быстро убедит себя в том, что у жены действительно есть любовная связь, и будет действовать соответствующим образом. Дело может дойти до того, что он открыто обвинит жену в измене, или подаст на развод, или же в отместку ей сам заведет любовницу.

Самопрограммирование

Очень важно распознавать подобные негативные фантазии и стараться избавляться от них, ибо известно, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, мы тем или иным способом содействуем их осуществлению в реальности. Один из принципов тайных, эзотерических учений гласит: энергия следует за мыслью. Так, если я представляю себя в полном здравии, шанс, что я действительно буду здорова, достаточно высок. Если же я буду воображать, что скоро заболею, то тем самым увеличу вероятность болезни. Ребенок, которому слишком часто говорят: «Не промочи ноги, одень резиновые сапоги, а то простудишься», действительно болеет чаще других. Происходит это потому, что у него постоянно формируется «образ себя» как очень уязвимого и подверженного простуде, а вскоре и он сам начинает беспокоиться, не промочил ли ноги, не схватил ли насморк, то есть занимается «самопрограммированием». Если вы считаете, что что-то должно произойти, вы сознательно или бессознательно способствуете осуществлению ожидаемого события.

Оливия часто высказывала предположения, что Нед бросит ее после рождения второго ребенка потому, что то же самое произошло с ее матерью. Во время второй беременности (которая была желательна для нее и нежелательна для мужа) она стала чрезвычайно раздражительной, воздерживалась от сексуальных контактов с мужем и в то же время невольно толкала его на связь со своей одинокой приятельницей. К счастью для нее и их брака, Нед был достаточно терпелив, обладал хорошей интуицией и, помня о предсказаниях своей жены, сумел противодействовать им. Ключ к разрешению подобных проблем лежит в использовании метода самонаблюдения. Как можно чаще нужно задавать себе два магических вопроса:

1. Что происходит со мной в данный момент?

— Что я сейчас делаю?

— О чем я думаю?

— Что я чувствую?

— Как я дышу?

Отвечать на эти вопросы надо так, как будто вы наблюдаете за собой со стороны как за другим человеком и можете объективно оценивать все, что происходит с ним. Кроме того, не забывайте следить за дыханием.

Если бы Оливия занималась самонаблюдением, то осознала бы следующее: «Я преувеличивала свою усталость, чтобы не идти в театр, создала ситуацию, когда Нед и Лиллиан вынуждены были пойти туда без меня. Я как будто хочу проверить, нравятся ли они друг другу, посмотреть, что они будут делать в мое отсутствие… Оливия! Ты ведешь себя так, будто действительно считаешь, что Нед бросит тебя после рождения ребенка». Такой ход рассуждений привел бы Оливию ко второму магическому вопросу:

2. А чего же я, собственно, хочу?

Может случиться так, что вы, создав ситуацию, подобную истории с домкратом, затем осознаете свои мысли, решите остановиться, но не сумеете этого сделать. Тогда попытайтесь спросить себя: «А какую пользу я извлекаю из этой истории?» Вы можете, например, обнаружить, что вам приятно чувствовать себя «героем мелодрамы или трагедии». Возможно вам придает силы убеждение в том, что окружающие вас люди — злодеи. Если так, то ваша фантазия в каком-то смысле психологически выгодна вам, и именно поэтому вы не желаете с ней расстаться.

Достаточно трудно перестать прокручивать в голове свою историю с домкратом, даже если вы твердо решили это сделать (как в старой шутке, упорно убеждая себя «не думать о белой обезьяне», думаешь именно о ней). В этом случае можно попытаться отвлечься с помощью чего-то другого.

Упражнение для отвлечения

Сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете. Рассмотрите все его детали, потрогайте, понюхайте его, думайте только о нем. Попытайтесь описать его так, будто впервые видите. Это может быть все, что угодно: ноготь большого пальца, обрезок бумаги, правый ботинок — «он коричневый, носки у него стерты, подошва на внутренней стороне износилась, надпись на подкладке еле-еле можно прочесть» и т.д.

* * *

Если вы поняли, что отвлекаться вам придется часто, то можно носить с собой небольшой предмет, подходящий для выполнения этого упражнения.

Неприятные мысли легко превращаются в фантазии, однако для того, чтобы они не становились деструктивными, их можно пытаться контролировать. Например, увидев дорожную аварию, водитель может подумать: «Какой ужас… хорошо, что это случилось не со мной. Бедняжки.» Однако уже в следующую секунду он переключает внимание, не дав своей фантазии развиваться дальше, и продолжает путь с совершенно другими мыслями. Проезжая мимо этого места в следующий раз, он вспомнит: «Кажется, здесь случилась авария… надо, пожалуй, ехать помедленнее» — и затем спокойно будет думать о другом.

Некоторые же люди легко предаются фантазиям, особенно, когда дорога спокойная и можно управлять машиной почти автоматически, не задумываясь. Наверное, вам случалось доехать до места назначения и вдруг с удивлением обнаружить, что вы и не заметили, как проехали добрую половину пути. Такое явление я называю Синдромом Пустого Сознания. Один бизнесмен, регулярно совершавший поездки на далекие расстояния, услышав как-то мой рассказ на эту тему, вдруг осознал, что уже в течение года фантазирует о дорожном столкновении, свидетелем которого он когда-то явился. Мой знакомый представлял, как сам попадает в аварию, затем «разрабатывал» детальную версию своего тяжелого ранения, долгого и мучительного умирания и, наконец, предавался размышлениям о том, как его «вдова» распорядится страховкой и всем состоянием. Самое удивительное состояло в том, что эти фантазии были неосознанными, и лишь мой рассказ послужил толчком к тому, чтобы они всплыли в его сознании и он смог сообразить, что некоторые важные решения он принял, опираясь именно на эти фантазии.

Такого рода фантазии носят особенно деструктивный характер, ибо в состоянии «ожидания смерти» человек принимает серьезные деловые решения, последствия которых затем трудно бывает исправить. Кроме того, эти фантазии просто делают человека несчастным. Нашему бизнесмену, впрочем, повезло: он не успел попасть в аварию, к которой так добросовестно «готовился».

39 сюжетов для мысленных игр

1. Игра «Катастрофа» . Любители этой игры фантазируют не только об автокатастрофах, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, сгорит их дом, изнасилуют жену или убьют детей. Возникновению такого рода страхов способствует и обилие сцен насилия в телепередачах. В исследовании американских психологов Гербнера и Гросса людям предлагалось оценить, какова вероятность того, что они станут жертвой насилия в течение одной недели. Оказалось, что любители телевизионных передач, проводившие перед телевизором четыре и более часов в день, оценили эту возможность в 50%, в то время как те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день, — в 10%. Реально же вероятность такого происшествия менее 1%. Таким образом, теле— и киноиндустрия «помогает» людям с недостаточно богатым воображением фантазировать о мыслимых и немыслимых катастрофах, бедствиях, несчастьях, и особенно это ей удается с помощью фильмов ужасов, таких, например, как «Челюсти» или «Землетрясение».

Некоторые жители Калифорнии любят мучить себя, представляя ужасы землетрясения. Мне кажется, в этом случае можно сказать себе примерно следующее: «Я боюсь, что в этом году произойдет землетрясение, и не знаю, что со мной будет. Я понимаю, что это просто фантазия. Никаких практических идей мне в голову не приходит, я просто, постоянно возвращаясь к одной и той же мысли, довожу себя до такого состояния, что начинаю задыхаться. Но ведь на шкале Рихтера 0!»

2. Игра «Если бы я…» . Суть ее состоит в мысленном возвращении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном).

Например: "Как было бы хорошо, если б я,

— не женился,

— не разводился,

— не устроился на эту работу,

— не бросил институт,

— не поступил в институт

и т.п."

Или: "Эх, если б я:

— был терпеливее (требовательнее, самокритичнее) с женой (детьми, родителями, сослуживцами),

— купил этот участок земли, а не брал его в аренду,

— вложил свой капитал в 1945 году в фирму Ай-би-эм и т.п."

В этой игре ваш Внутренний Критик требует, чтобы вы проявили уникальную способность прогнозировать свое будущее, и наказывает вас за то, что вы этого не умеете. Фактически же, играя в игру «Если бы я…», вы отказываетесь признавать реально существующие в жизни взлеты и падения, хотя именно они могут способствовать вашему личностному росту.

3. Игра «Это он виноват…» . В этой игре вы обвиняете кого-то:

— ты недостаточно внимателен,

— ты не умеешь любить,

— ты совсем обо мне не думаешь,

— ты обманщик,

— ты жестокий!

Или жалуетесь: «Посмотрите, что он со мной сделал…»

Примером может служить один из моих пациентов, Эдвард. За свои шестьдесят лет он накопил многокилометровый хвост «несправедливостей», своего рода «розарий обид», и теперь занимается только тем, что рассказывает о них другим и самому себе. Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым обидам сдерживают конструктивную деятельность в настоящем.

4. Игра «Идеальный вариант» . Здесь рассуждения таковы: «Если я это сделаю, произойдет что-то плохое. Но и если не сделаю, тоже случится нечто ужасное!» Однако, в результате самонаблюдения можно прийти к следующему выводу: «Я снова пытаюсь найти идеальный вариант на будущее, хотя понимаю, что его не существует. Мне просто необходим предлог, чтобы ничего не делать. Может быть тогда проще сказать себе, что я пока не готов предпринимать какие-либо действия. Это избавит меня от мучений».

5. Игра «Как я ужасен!..» . "Меня никто не любит, потому что я:

— толстый,

— худой,

— молодой,

— старый

и т.п."

Но откуда, собственно, вы это знаете ? «Никто не любит» — это довольно сильное утверждение. Меня настораживают слова «никто», «все», «никогда». Кто вас не любит? Может быть вы сами не любите себя из-за того, например, что вы «слишком толстый». Всякий раз, когда вам кажется, что кто-то другой плохо думает о вас или относится к вам определенным образом, убедитесь сначала, что вы не приписываете ему ваши собственные мысли и чувства. Вспомните старую шутку: «Меня никто не любит, потому что я такой толстый… А если кто и полюбит, то я не стану иметь с ним дело — у него плохой вкус. Только человек, достойный презрения, способен любить такую личность, как я».

6. Игра «Я опять все сделал не так…» . В игре вы мучаете себя сомнениями, не забыли, не упустили ли вы что-то важное, не сделали ли ошибку и т.д. Отправившись, например, развлечься с друзьями, любитель подобной игры начинает беспокоиться, запер ли он дверь своей квартиры, и либо думает об этом весь вечер, не находя себе места, либо возвращается домой, чтобы «полюбоваться» на запертую дверь, заставляя всех опаздывать в кино.

7. Игра «Он лучше» . Играющий в эту игру рассуждает примерно так: "Я уверен, что:

— шеф больше любит его, чем меня,

— люди считают его более привлекательным,

— он зарабатывает больше,

— он счастливее,

— у него лучше с сексом

и т.п."

Выбрав кого-нибудь, кого они считают «лучше», играющие в игру «Он лучше» постоянно сравнивают себя с этим человеком, чрезвычайно страдая от этого. Более всего подходит для такого сравнения одноклассник, ставший:

— судьей высшей категории,

— членом конгресса,

— знаменитым писателем,

— наконец, миллионером.

Заметьте, однако, что отказавшись от мысленных сравнений, вы сразу избавите себя и от страданий.

8. Игра «Упреки» . "Если бы не ты, мы могли бы… Это ты один виноват в том, что моя жизнь разбита".

9. Игра «Дырки в бублике» . «Я бы хотел, чтобы она для меня сделала то-то и то-то». При этом совершенно игнорируется все то, что она делает для него в реальности. (Не замечая бублик, он видит лишь дырку в нем.)

10. «Пессимист» . «Зачем стараться? Что бы я ни сделал, все равно лучше не будет».

11. Игра «Что скажут соседи?» . "А что подумают люди, если:

— я разведусь с женой?

— я не разведусь с женой?

— моего сына выгонят из института?

— я объявлю о своем банкротстве?

— я сменю работу?

и т.д."

12. Игра «Сентиментальные воспоминания» . Эта игра подходит для супружеских пар пожилого возраста, однако и молодые люди могут извлечь из нее пользу. "Как было чудесно, когда:

— дети были маленькими,

— у нас не было детей,

— мы жили в деревне,

— моя мать была жива

и т.п."

13. Игра «Я не могу реализовать свои возможности» . «Я всего лишь ________, хотя мог бы ________».

Во всех этих тринадцати играх, к которым вы без труда сможете добавить и остальные двадцать шесть, есть некоторые общие моменты: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество времени, они не позволяют человеку осознать свое настоящее, приковывая его мысли к прошлому или будущему. Если вы почувствуете себя несчастным, попытайтесь найти «источник» этого чувства. Возможно вы «развлекаетесь» фантазиями или играми о прошлом или будущем. Страх перед будущим и сожаление о прошлом — вот две тучи, скрывающие солнечный свет настоящего.

Собиратели грез

Пример человека, дающего волю фантазии, — Уолтер Митти, герой рассказа Джеймса Тербера. Совершая покупки со своей властной супругой, Уолтер грезит, представляя себя в самых различных ролях — блестящего хирурга, меткого стрелка, военного летчика-героя, бесстрашного парня, столкнувшегося один на один с вооруженной бандой («в ад с носовым платком»). Эти грезы совершенно не соответствуют его реальной жизни с не терпящей возражений миссис Митти. Так, например, он воображает себя хирургом, «поспешно натягивающим перчатки перед операцией», в ответ на пренебрежительное указание жены надеть перчатки. Если бы Уолтер задал себе два магических вопроса, то осознал бы, что грезит, представляя себя в роли, совершенно отличной от того, каким видит его жена. Возможно, он бы взглянул после этого на свою жизнь с открытыми глазами и, увидев, насколько она его не удовлетворяет, предпринял бы что-нибудь, чтобы изменить ее.

Людей типа Уолтера можно назвать «собирателями грез». Они используют фантазии, чтобы компенсировать скуку повседневной жизни. Если бы они анализировали свои грезы и мечтания, то смогли бы понять, какой им хотелось бы видеть свою жизнь, и спланировать конструктивные изменения. Такую работу с фантазиями можно назвать «заземлением», поскольку фантазии после анализа того, что с вами происходит и к чему вы стремитесь, могут быть приближены к жизни и заменены действиями.

L ' e sprit de l ' escalier [1]

Случалось ли вам после какого-либо события мысленно возвращаться к нему, обдумывать все детали, воссоздавать диалоги, вновь и вновь прокручивать в уме все то, что вы не сказали, но могли бы сказать или сделать? Это стремление мысленно переделать какие-то свои бесцветные или, что еще хуже, бестактные высказывания французы называют l'esprit de l'escalier.

Если вы позволите вашему Внутреннему Критику осуждать вас и начнете мучительную игру «Если бы я…», то только бессмысленно потратите время. Искушенный в играх мазохист может даже создать историю с домкратом, например, вспомнив свое неуместное замечание и вообразив, что все это слышали и теперь, конечно же, плохо о нем думают. Он может также выстроить сценарий о крахе своей деловой карьеры, считая, что теперь все будут бойкотировать его фирму и наверняка перестанут приглашать на вечеринки.

Однако время размышления о неприятном эпизоде можно провести и с пользой, если реконструировать диалоги таким образом, чтобы не осуждать себя. Вам следует найти более тактичную форму высказываний, придумать подходящую реплику. Используя подход, рекомендуемый для обучения в упражнении «Вечерний обзор», вы можете подготовить себя к встрече с аналогичной ситуацией в будущем.

Это полезное упражнение можно проводить каждый вечер перед сном.

Упражнение «Вечерний обзор»

Закройте глаза, сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке. Вспомните все события и все свои действия в течение дня до момента утреннего пробуждения, попытайтесь вспомнить свои сны. Делайте это без эмоций и рассуждений. Вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте. Вспомните, что вы говорили и думали. Не позволяйте себе начинать игру «Если бы я…». Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что это жизнь другого человека, которого вы любите таким, каков он есть.

* * *

Цель этого упражнения двоякая: во-первых, избежать подсознательного включения l'e sprit de l'escalier и, во-вторых, лучше узнать себя, стать более терпимым к себе. После того, как для вас станет привычным задавать себе два магических вопроса, и вы достаточно овладеете искусством самонаблюдения, вы научитесь выполнять «Вечерний обзор» очень быстро.

Мысленные разговоры

Довольно часто люди не осознают, как много времени они тратят на свои мысли. Однако большая часть жизни уходит на мысленные разговоры: размышления, воспоминания, рассуждения, предположения, планирование, фантазирование, прогнозирование и т.д. Наверное, вы сталкивалась с людьми, которые были настолько погружены в себя, что даже не замечали происходящего вокруг. Однако, если спросить их, о чем они задумались, они не смогут ответить. Может быть такое случается и с вами.

Давайте проделаем упражнение, помогающее выявить содержание ваших мысленных разговоров в данный момент .

Упражнение «Фиксирование мыслей»

Найдите удобное, спокойное место, где вам никто не сможет помешать. Приготовьте бумагу и карандаш. Сядьте, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить вашу грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук «с-с-с» для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет.

Теперь легко и свободно сделайте новый вдох. Следите за ритмом дыхания… воздух входит… выходит, сопровождаясь мягким звуком «с-с-с». Обратите внимание на мысль, которая пришла вам в голову. Назовите ее как-нибудь, откройте глаза и запишите как можно короче. Затем прогоните эту мысль, закройте глаза и снова сосредоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. И так далее. Не останавливайтесь ни на одной мысли. В этом упражнении нам нужна лишь «проба грунта», а не полнокровные идеи. Выполняйте упражнение в течение 30 минут.

* * *

Теперь взгляните на вашу запись и проанализируйте ее. Какой процент занимают сенсорные ощущения (луч света из окна, телефонный звонок, запах еды, шум поливальной машины); какой процент — телесные ощущения (легкость дыхания, чувство холода в ногах); какой процент — собственно мысли. Попытайтесь проанализировать эти случайно всплывшие в вашем сознании мысли.

Обратите внимание, сколько среди них мыслей планирующих, то есть мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам «надо» сделать.

Сколько мыслей, тревожащих вас?

Есть ли мысли-фантазии о несуществующих, но желательных ситуациях, отношениях, событиях?

Есть ли сравнения, вызывающие зависть или обиду?

И, наконец, самое важное: не было ли таких мыслей, которые «одерживали верх» над вами, то есть мешали выполнять инструкцию, требовали остановки и длительных размышлений. Именно эти мысли имеют над вами силу.

Время, которое вы проводите в размышлениях, можно использовать конструктивно и деструктивно. Но прежде всего необходимо научиться полностью осознавать, о чем же именно вы размышляете.

Было бы замечательно, если бы мы могли всегда полностью осознавать свои мысли. Для этого можно использовать такой прием: представьте часть себя в качестве постороннего наблюдателя, стоящего у вас за плечом и время от времени спрашивающего: "Эй, о чем ты сейчас думаешь ?" Олдос Хаксли в своем романе <"Остров" — прим. ред. > населил остров птицами, которые восклицали: «Внимание!» или «Здесь и теперь, ребята!». Философия обыденной жизни в этом утопическом королевстве основана на полном осознании текущего момента, и птицы постоянно напоминали людям об этом, обращали их внимание на то, что происходит вокруг.

Вероятно, у вас нет такой птицы или хотя бы попугая, который мог бы постоянно напоминать вам о необходимости осознавать происходящее «здесь и теперь», но вы можете использовать в качестве напоминания какие-либо события вашей повседневной жизни. Например, когда вы слышите бой часов, вы можете спросить себя:

Что я думаю, чувствую, делаю вданный момент ?

Чего я хочу в данный момент?

Одна моя знакомая приучилась задавать себе два магических вопроса всякий раз, когда проходила через двери. Она была домохозяйкой и в течение дня выполняла множество домашних дел, которые доводили ее до полного психологического и эмоционального отупения. Наконец она придумала этот способ, позволяющий ей постоянно осознавать происходящее.

Также можно использовать телефонные звонки. Услышав очередной звонок, спросите себя, что вы чувствуете в связи с тем, что он прервал ваши занятия. Каковы ваши предположения относительно того, кто звонит? Если вы не признаетесь себе, что ждали звонок Джорджа, то не будете готовы к тому легкому враждебному чувству, которое невольно испытаете, услышав голос Джона вместо голоса долгожданного Джорджа.

Если же вы сосредоточитесь на ваших мыслях и чувствах до телефонного разговора, то сможете лучше понять, чего вы в действительности хотите, и ваше взаимодействие будет успешнее.

В идеале мы можем полностью осознавать происходящее каждую секунду (быть в состоянии «полного сознания», как говорят буддисты). Тих Нхат Ханх в прекрасной книге «Чудо полного сознания» иллюстрирует это с помощью такого простого занятия, как мытье посуды:

Если мы моем посуду и думаем только о чашке чая, которая нас ждет, то, воспринимая наше занятие как неприятную обязанность, спешим поскорее его закончить. Мы не живем в тот момент, когда моем посуду. Фактически мы совершенно неспособны радоваться чуду жизни, когда стоим возле раковины. Если мы не можем мыть посуду (полностью включаясь в это занятие), то есть вероятность, что мы равным образом не сможем и выпить чашку чая (полностью включаясь в это занятие). Пока мы будем пить чай, мы будем думать о других вещах и вряд ли ощутим чашку в руке. Таким образом, мы все время нацелены на будущее, не живем в настоящем и в результате неспособны в полной мере ощущать себя в каждый конкретный момент своего бытия.

Что вы думаете по поводу приведенной цитаты? А как вы обычно моете посуду?

Субличности

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса.

Так, например, один голос говорит:

— Энн, ты должна сегодня позаниматься. Ты же хочешь хорошо закончить школу, для того, чтобы поступить в медицинский колледж, получить профессию и добиться успеха в жизни.

Другой голос возражает:

— Еще один вечер потратить на занятия? А ты так давно не позволяла себе развлечься. Почему бы тебе не позвонить Чарли, не сходить с ним в кино или еще куда-нибудь, а может быть даже лечь с ним в постель?

А третий голос убеждает:

— Ты вовсе не хочешь видеть Чарли. Ты все еще тоскуешь по Сэму. Ты бросила его из-за учебы и карьеры. А разве тебе не хочется просто быть женой и матерью, как твоя мать?

Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти различные стороны личности. Зигмунд Фрейд называет первый голос Сверх-Я, второй — Оно, Фриц Перлз, соответственно, Собака-сверху и Собака-снизу, а Эрик Берн — Родитель и Ребенок.

Эти теоретические системы являются очень полезными, но их недостаток состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, и таким образом сглаживаются индивидуальные особенности отдельного человека. Например, Перлз пишет: «Собака-сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает свои требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т.д.», характеризуя этих вечно грызущихся персонажей вообще, а не применительно к данному конкретному человеку.

В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у разных людей, и пациенту во время психологической консультации иногда самому приходится называть каждую из них. Вот какие имена дала им Энн: Честолюбивая Анна, Игривая Девочка, Одинокое Сердце. Как она поняла в результате работы со своими субличностями, Честолюбивая Анна — это та ее часть, которая желает успеха, не хочет, чтобы жизнь заманила ее в ловушку, как случилось с ее родителями, оказавшимися на грани бедности. Честолюбивая Анна чувствует поддержку и поощрение со стороны учителей, считающих ее особоодаренной. Игривая Девочка досадует на необходимость работать, ее раздражает стремление Честолюбивой Анны к высшему образованию, лишающее ее тех удовольствий, которые доступны ее друзьям. Одинокое Сердце видит, что и в жизни родителей есть определенные преимущества, и стремится к ним.

Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Сила каждого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Я лично предпочитаю не пользоваться терминами «Собака-сверху», «Собака-снизу», «Родитель», «Ребенок» и т.д. Мне хотелось бы, чтобы вы научились анализировать, идентифицировать, распознавать свои внутренние голоса и дали каждому голосу свое индивидуальное имя. Без сомнения, одна из ваших субличностей будет разновидностью Собаки-сверху. Однако мой Обвинитель отличается от вашего Злобного Демона, который, в свою очередь, не похож на Честолюбивую Анну нашей Энн или критика вашего приятеля.

Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер и т.д. У многих из нас могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, например, Пешеход, Пассажир, Водитель.

У каждого человека есть большой набор субличностей, отличающийся от субличностей других людей.

Но вместо того, чтобы об этом говорить, давайте лучше на практике попытаемся идентифицировать некоторые ваши субличности.

Упражнение «Круг субличностей»

1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству!»

Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания:

— не болеть,

— быть хорошим родителем,

— иметь много денег,

— закончить учебу,

— достигнуть успеха в работе/бизнесе,

— любить,

— быть любимым,

— получить хорошее образование.

2. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными. А теперь составьте список ваших собственных желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше "Я". А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте пастелью или цветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисование, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, например: Первобытный Любитель Лошадей И Гончих, Джанетт Из Созвездия Близнецов (этим именем я называю ту неутомимую, ищущую приключений часть своего "Я", которая любит путешествовать и исследовать все новое и неизвестное), Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мисс Божество и т.д.. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл, названия.

7. Теперь раскрасьте свое "Я".

* * *

Это упражнение можно повторять много раз. Я думаю, что названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего же они хотят, как действуют и почему меняются.

Игры, в которые играют ваши внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если вы их не осознаете или позволяете себе расслабиться, не предпринимая мер для примирения конфликтных сторон. Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного "Я", усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями. Будьте уверены, что ваше "Я" не станет игнорировать или прогонять какие-либо субличности, поскольку каждая из них фактически отражает потребности целостной личности.

Осознав свои желания, Энн устроила нечто вроде переговоров о трудовом соглашении между своими тремя субличностями. Игривая Девчонка согласилась на то, чтобы развлекаться раз в неделю, но при условии, что в этот день Честолюбивая Анна не будет делать ей замечания относительно непрочитанной книги или несделанной работы. Субличность Одинокое Сердце согласилась с тем, что она истязает себя игрой «Сентиментальные воспоминания», и поняла, что продолжение отношений с Сэмом означало бы смерть Честолюбивой Анны, поэтому приняла решение прекратить игру «Бедная я» в связи с их разрывом. Честолюбивая Анна же обещала изменить свои требования, когда появится вероятный кандидат на супружество.

Предлагаем еще одно упражнение, которое позволит вам больше узнать о ваших субличностях.

Упражнение «Диалог субличностей»

Дайте возможность обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и с вашим "Я", пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят. Может быть вам захочется записать эти диалоги, тогда я рекомендую записывать за один сеанс лишь несколько диалогов для того, чтобы дать возможность полностью развернуть каждое взаимодействие. (При пяти субличностях и "Я" всего мы получим пятнадцать диалогов, при шести — двадцать один диалог.) Дайте им возможность сказать несколько предложений, начинающихся словами: «Мне нравится…» «Я обижен…» «Я хотел бы…» «Мне представляется…»

* * *

Следующее упражнение вы можете проделать в группе. Оно позволит вам услышать спор, который ведут в вашем сознании ваши внутренние голоса.

Упражнение «Психодрама субличностей»

Выберите из группы тех участников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги так, чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши , а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей-актеров сесть вокруг вас.

По вашему сигналу они должны начать говорить с вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего "Я", обращая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой вашей субличности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни.

* * *

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. «Это именно то, что происходит в моей голове все время!» Некоторые люди начинают осознавать силу своего "Я" и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

Внутренний Критик

Вышеописанное упражнение, вероятно, выявит субличности, имеющие в целом позитивный характер (хотя они могут быть в конфликте друг с другом). В то же время у большинства из нас есть и субличности с негативными голосами. Одна из них — это Критик, или Нападающий. Вот упражнение, которое поможет вам определить его.

Наши рекомендации