Хлеб — основа рациона Иисуса

Хлеб — основа рациона Иисуса - student2.ru

Когда я попаду на небо, то задам Господу множество вопро­сов. Например, мне очень хочется узнать, на что была похожа манна. Я даже попрошу, чтобы Он дал мне ее попробовать! Как медику и ученому мне хотелось бы исследовать эту зага­дочную пищу. У меня есть сомнения, что манна в буквальном смысле слова представляет собой «хлеб с неба», как ее опи­сывает Библия.

Когда Моисей вывел народ израильский из Египта, чтобы привести его в Ханаан, Землю обетованную, на пути по Синайскому полуострову он столкнулся с большими трудно­стями. Даже в наше время эта местность весьма негостеприим­на. Она представляет собой настоящую пустыню из песчаных ДЮН, известняковых плато и гранитных скал более 200 метров высотой. В ней очень мало источников воды. В такой местно­сти не растут растения, которые могли бы обеспечить челове­ка пищей.

Для израильского народа Бог послал с неба манну, которая в течение сорока лет составляла основу их питания. «И сказал Господь Моисею: вот, я одождю вам хлеб с неба; и пусть на­род выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исход 16:4). Точное количество, определенное для сбора, называлось «гомор» (2,2 литра).

Позже Моисей сказал своему народу:

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы ис­пытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие 8:2-3).

Манна была пищей, незнакомой израильтянам. На самом деле ее потому и назвали манной, что, когда израильтяне впервые увидели ее, они спросили: «Что это такое?». На ив­рите этот вопрос звучит как «Манна?». Она представляла со­бой мелкие, «как иней на земле», круглые кориандровые се­мена жемчужно-белого цвета. Манну можно было готовить как зерно: молоть жерновами или толочь в ступке, а затем варить в котлах или печь лепешки. На вкус она напоминала «лепешки с елеем» (Числа 11:8) или «лепешки с медом» (Ис­ход 16:31).

Когда на израильский лагерь ночью падала роса, появля­лась манна, и утром земля оказывалась усыпанной ею. Ее ко­личества хватало на то, чтобы каждый человек собрал по го- мору, а все остатки расплавлялись и исчезали под лучами жаркого солнца.

Интересно то, что манну надо было собирать каждый день; ее нельзя было оставлять на ночь, за исключением той ночи, что предшествовала субботе. На шестой день недели люди собирали по два гомора манны, то есть в этот день Бог удваивал ее количество. В любой другой день недели в манне, оставленной на ночь, заводились черви, и она сгнивала («смердела»). Это одно из самых великих чудес Господа, свя­занных с пищей (см. Исход 16: 15-36).

Когда Иисус учил Своих учеников молиться, прося: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11), Он, веро­ятно, вспоминал при этом манну Во времена Иисуса хлеб из­готавливался из цельного (неочищенного) зерна и был более грубым и темным, чем наш обычный современный хлеб. Поскольку хлеб из цельного зерна содержит отруби и зароды­ши семян, в нем в высоких концентрациях присутствуют естественные полиненасыщенные жиры. Если такой хлеб, содержащий много природных жиров, хранить в течение су­ток, то он, скорее всего, заплесневеет и станет прогорклым. В этом он похож на манну, которая за ночь портилась и при­обретала неприятный запах. Значит, во времена Иисуса каждый день надо было печь свежий хлеб и съедать его, что было полезно тогда и остается полезным в наши дни.

В течение сорока лет манна составляла основу питания из­раильского народа. Вероятно, она содержала много пита­тельных веществ, насыщая иудеев в течение стольких лет. Ее состав, очевидно, был полностью сбалансированным по со­держанию белков, углеводов, витаминов и минеральных ве­ществ. Бог обещал израильтянам: «Не наведу на тебя ни од­ной из болезней, которые навел Я на Египет» (Исход 15:26) и исполнил Свой обет, дав им манну.

Представьте, как, путешествуя по пустыне, люди мечтали дождаться выполнения Божьего обещания, что они придут «в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка» (Второзаконие 8:8-9).

Иисус знал, что значит жить в пустыне вроде той, по кото­рой путешествовал народ израильский. В главе 4 Евангелия от Матфея мы читаем о том, что Дух Святой повел Иисуса в пу­стыню «для искушения от дьявола». Иисус пробыл в пустыне — диком, необитаемом, безлюдном месте — сорок дней и но­чей и все это время постился. Библия говорит нам о том, что Он «напоследок взалкал», то есть сильно проголодался (Мат­фея 4:2).

Во время пребывания в пустыне Сатана трижды искушал Иисуса. Первое искушение состояло в том, что Сатана пред­ложил: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сдела­лись хлебами». «Написано: не хлебом одним будет жить чело­век, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», — отве­чал ему Иисус (Матфея 4:3-4).

Иисус долго постился и был очень голоден. Неудивитель­но, что Сатана стал соблазнять Его привычной пищей, кото­рой Он больше всего хотел бы заглушить голод, — хлебом.

В Своем ответе Сатане Иисус привел отрывок из Второза­кония 8:3 - стих, в котором Моисей напоминает израильтя­нам, почему Бог дал им манну Искушение Сатаны было на­правлено на непосредственную физическую потребность Иисуса — потребность в еде, необходимой для выживания. Однако в Своем ответе Иисус затронул ключевую духовную тему: станет Он жить для удовлетворения Своих природных импульсов и потребностей или же построит жизнь на основе духовных принципов?

Хлеб и царь Давид

Величайший царь Израиля Давид ел много хлеба — в Пи­сании содержится больше ссылок на хлеб и зерно примени­тельно к его жизни, чем к жизни любого другого персонажа Библии.

Когда Давид был ребенком, его отец Иессей велел ему от­нести братьям эфу сушеных зерен и десять хлебов. Братья Давида в это время находились в военном стане армии Саула, которая готовилась к сражению с филистимлянами. Предво­дителем филистимлян был великан по имени Голиаф.

Эфа зерна приблизительно соответствует пяти галлонам (22 литрам). В США зерном обычно называют кукурузу — растение, которое произошло из Америки и возделывалось там индейцами в течение трех тысячелетий. Зерна, упомина­емые в Библии, происходят от других растений. В старой Англии зерном называли пшеницу а в Шотландии и Ирлан­дии — овес. В рассказе о Давиде Писание, скорее всего, гово­рит о сухих зернах пшеницы, которые можно разжевать и съесть без кулинарной обработки.

Перед тем как Давид стал царем, он десять лет прятался, спасаясь от царя Саула, который хотел его убить. Давид и его люди охраняли пастухов и их стада в той местности, где Давид скрывался от Саула. Одним из хозяев стад был человек по имени Навал. Давид послал десять своих людей к Навалу, чтобы попросить его заплатить за охрану пастухов и стад пи­щей, но Навал отказался (см. 1 Царств, глава 25).

Когда жена Навала Авигея узнала об этом, она сама от­несла пищу Давиду в оплату за его услугу: «двести хлебов, и два меха с вином и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв» (1 Царств 25:18). Таким образом, Господь предоставил Дави­ду пищу через Авигею.

В более поздние годы жизни Давид оставил Иерусалим по­сле того, как его сын Авессалом организовал заговор против него, чтобы отнять у отца власть. Давид и его сторонники пе­решли в земли за рекой Иордан. Там местные жители при­несли ему провизию: «и пшеницы, и ячменя, и муки, и пше­на, и бобов, и чечевицы, и жареных зерен, и меду и масла, и овец, и сыру коровьего... ибо говорили они: народ голоден и утомлен, и терпел жажду в пустыне» (2 Царств 17:28-29).

В Псалме 36:25 Давид писал, что не видел праведника оставленным и потомков его, просящих хлеба, — он знал это по собственному опыту

Иисус и хлеб

Хлеб играл большую роль в жизни и проповедях Иисуса. Но в Его времена хлеб был не похож на батоны, которые мы се­годня покупаем. Хлеб выпекался на больших плоских камнях. Тесто раскатывалось в широкий плоский крут наподобие тра­диционной итальянской пиццы. Хлеб в результате был боль­шим, как блин, но тонким, как бумага. Современной версией таких хлебов является лаваш или пита. За каждым приемом пищи человек обычно съедал два-три таких хлеба.

Иисус часто упоминал хлеб в Своих проповедях. Приве­дем несколько примеров:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и от­ворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий нахо­дит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям ва­шим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матфея 7:7-11).

Иисус считал хлеб Божьим даром.

«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши если манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира» (Иоанна 6:48-51).

Иисус знал, что хлеб — основа человеческой жизни; по­добным образом только те, кто примет Иисуса и Его жертву и вкусят Хлеб Жизни, получат вечную духовную жизнь.

Иисус и Праздник опресноков

В нескольких случаях Иисус праздновал Пасху со Своими учениками. На празднике Пасхи они ели баранину, травы и опресноки.

Опресноками (пресным хлебом) называется хлеб, приго­товленный без дрожжей. Добавление дрожжей в тесто застав­ляет его подниматься, делая более пышным при том же весе.

Праздник еврейской Пасхи возник, когда народ Израиля готовился покинуть Египет Бог через Моисея приказал лю­дям приготовить годовалого ягненка, не имеющего недостат­ков, и зажарить его на огне, чтобы съесть за ночь. Каждая се­мья должна была съесть одного ягненка или козленка — ма­ленькие семьи собирались вместе, чтобы все животное, включая голову и внутренности, было съедено. Ягненка ели с горькими травами и пресным хлебом. Во время еды люди должны были быть в обуви, препоясаны и с посохом в руках; другими словами, они должны были есть поспешно и быть готовыми пуститься в путь (см. Исход, глава 12). Пучком ис­сопа, смоченным кровью ягненка, следовало помазать пере­кладины и косяки дверей в доме, чтобы, когда Ангел смерти в ту ночь пролетал над Египтом, он пролетел бы мимо поме­ченных кровью дверей и не поразил бы первенца в этой се­мье. Все так и случилось. Фараон, потерявший старшего сы­на, был поражен скорбью и буквально выгнал евреев из своей страны, хотя до этого многие годы отказывался отпустить их.

Уходя из Египта, израильтяне взяли с собой куски пресно­го теста: «квашни их, завязанные в одеждах их, были на пле­чах их» (Исход 12:34). На пути к Красному морю и через него они питались помимо прочего хлебом, испеченным из этого теста.

Моисей заповедал своему народу устраивать семидневный праздник в честь той ночи, когда они были отпущены из Египта. Вначале еврейская Пасха называлась «Праздником опресноков» (см. Исход 12:17). Израильтяне должны были в течение семи дней есть пресный хлеб, приносить священные жертвоприношения и не работать. Моисей повелел, что, ког­да дети будут спрашивать, в честь чего этот праздник, им сле­дует отвечать: «Это пасхальная жертва Господу, Который про­шел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исход 12:27).

Иисус на Тайной вечере

В тот день, когда Иисус был предан Иудой, он ужинал вместе со Своими учениками. Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам писал об этом вечере:

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспомина­ние». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (11:23-25).

Тайная вечеря была последним ужином с пресным хлебом перед праздником Пасхи. Смерть Иисуса в первый день Пас­хи прояснила значение преломленного хлеба (Его Тело, «за вас ломимое»), закланного ягненка (Он — Агнец, принесен­ный в жертву с основания мира) и горьких трав (горечь Его смерти, так же как горечь уксуса, поднесенного Ему на кре­сте). В вечер перед Пасхой из дому убиралась вся закваска (дрожжи), начисто выскребалась вся кухонная утварь, мы­лись полы, стены и занавеси в доме. Подобным образом по­сле Тайной вечери Иисус омыл ноги Своим ученикам, симво­лизируя то, что Он полностью очищает учеников от всего зла, ожидающего их впереди. Мытье ног имело и другой смысл, в тот момент еще неведомый ученикам: оно означало, что на­завтра Иисус один будет распят, ученикам же Его будет со­хранена жизнь, чтобы они несли служение, данное им Богом.

В Писании дрожжи или закваска упоминаются как в хоро­шем, так и в плохом смысле. Иисус заметил об учении фарисе­ев и саддукеев: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Матфея 16:6). Однако в другом случае Он ска­зал: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Матфея 13:33). Иисус не имел ничего против дрожжевого хле­ба - по большей части хлеб, который Он ел, был дрожжевым.

Наши рекомендации