Справочно-информационный раздел

Список литературы

Основные источники

1 Иванов В. Н. Социальные технологии / В. Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 2010.

2 Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А. В. Мартыненко. М., 2009.

3 Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы / А. В.Мартыненко. М., 2010.

4 Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленка. М., 2010.

5 Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы /П.Д. Павленок. М., 2009.

6 Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 2007.

7 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. П. Д. Павленка. М., 2009.

8 Технологии социальной работы с различными группами населения / под ред. П. Д. Павленка. М., 2009.

9 Топчий Л. В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки населения. Нижний Новгород, 2011.

10 Энциклопедия социальной работы. М., 2008.

Справочники

1 Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии / П. Д. Павленок. М., 2008.

2 Социальные технологии: толковый словарь / отв. ред. В. Н. Иванов. Белгород, 2008.

3 Справочное пособие по социальной работе / под ред. Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака. М., 2008.

4 Учебный социологический словарь / под ред. С. А. Кравченко. М., 2009.

Дополнительные источники

1 Курушин В. В. Система социальной адаптации лиц без определенного

места жительства в условиях мегаполиса: социальный аспект / В.В. Курушин. М., 2011.

2 Лекции по технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 2010.

3 Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. М., 2009.

4 Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: научно-методическое пособие / под ред. Л. С. Алексеевой. М., 2011.

5 Тимошенко, Л. П. Бездомность и бродяжничество: исторический аспект исовременная практика решения проблемы // Социальное обслуживание. 2007. - № 2

Перечень основных поисковых систем сети Интернет

1. Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru

2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru

3. http://www.garant.ru

4. http://www.consultant.ru; http://www.fom.ru; http://www.levada.ru

5. www.sizovai.ucoz.ru/dir

6. www.soc-work.ru

7. SocPolitika.ru

8. www.posobie.ru

9. www.elibrary.ru

10. http://femida.info/

11. http://socpedagogika.narod.ru

12. http://social-teacher.ucoz.ru

Коллекции электронных образовательных ресурсов

1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Образовательные Интернет-порталы

1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

3. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru

4.Открытый колледж http://college.ru

5.Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru

6.i-Школа (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов) http://www.home-edu.ru

Приложение 1

к дневнику учебной

практики

Словарь-справочник

Понятие Определение
Адаптация социальная Процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни
Адресная социальная помощь Система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизни
Ассоциации социальных работников Объединения специалистов в области социальной работы
Бедность Показатель дохода семьи (или отдельно проживающего человека) в соответствии с числом ее членов, возрастом его главы и количеством детей до 18 лет и соответствует минимальному уровню потребления
Беженцы Лица, покинувшие место постоянного проживания в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств
Бездомный Человек, не имеющий жилья, приюта, ведущий неоседлый образ жизни
Безработ-ные Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней
Благо-состояние Обеспеченность населения необходимыми материальными, социальными и духовными благами, т.е. предметами и услугами, удовлетворяющими определенные человеческие потребности
Брак Исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям
Гарантии социальные Материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном сообществе, отдельной стране
Гражданин Лицо, принадлежащее к населению данного государства, пользующееся всеми правами, которые обеспечиваются законами данного государства, и исполняющее в соответствии с законами обязанности
Группа социальная Устойчивая группа людей, занимающая определенное место и играющая присущую ей роль в общественном производстве (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города)
Группы взаимопо-мощи Формальные или неформальные организации людей, имеющих общие проблемы и встречающиеся регулярно небольшими группами для оказания помощи друг другу, эмоциональной поддержки, обмена информацией
Гуманитарная помощь Материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами
Гуманность Человечность, благожелательное отношение к людям, их достоинству
Девиантное поведение Негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права
Диагнос-тика социальная Изучение социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, их состояний (материального, психического, духовного), определение форм и методов работы с ними
Иждивенец Человек, состоящий на чьем-либо иждивении
Иждивенчество Стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы
Инвалид Человек с физическими или психическими ограничениями жизнедеятельности
Качество жизни Категория, выражающая качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей: качество питания, качество одежды и ее соответствие моде, комфортность жилища и т.п.
Клиент социальной работы Отдельный человек или группа людей (семья), нуждающийся в помощи, поддержке, социальной защите
Консуль-тирование социальное Особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций
Конфиден-циальность Доверительность, не подлежащая огласке; этический принцип, в соответствии с которым социальный (или другой) работник не имеет права раскрывать информацию о клиенте без согласия последнего
Льгота Предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.п.
Маргинал Человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами (или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни
Милосер-дие Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Минималь-ный потреби-тельский бюджет Минимально необходимый уровень потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производственных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека
Навыки социальной работы Социальный работник должен уметь; 1) с пониманием выслушать других; 2) выявить информацию и подобрать соответствующие факты для составления социальной истории клиента и оценки его ситуации
Нормати-вы потребле-ния Набор продуктов питания, который в целом соответствует физическим потребностям человека по калорийности и химическому составу и покрывает энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизни
Нормативы социальные Научно обоснованная характеристика оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученная на основе учета объективных закономерностей социального развития
Образ жизни Философско-социологическая категория, означающая устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах их общения, поведения
Одино-чество 1) (эмоциональное) как результат отсутствия привязанности к конкретному человеку (любовных, дружеских отношений); 2) (социальное) результат отсутствия доступного круга общения, т.е. значимых дружеских отношений
Патронаж Вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками и другими специалистами
Поляри-зация социальная Усиление различия в положении социальных и других групп и слоев (социальной дифференциации), доходящего до их противостояния друг другу (полярности)
Пособие Одна из форм материального обеспечения граждан, гарантированного Конституцией РФ и назначаемого по временной нетрудоспособности (при болезни, увечье, карантине и т.п.)
Потреби-тельская корзина Потребительский бюджет; общая сумма затрат и их конкретное распределение на обеспечение среднестатистического потребления человека (семьи) в определенный период времени
Призрение Внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания
Прожиточ-ный минимум Бюджет, составленный исходя из необходимости обеспечения нормальной жизнедеятельности человека; денежная оценка (в расчете на одного члена семьи в год, месяц) набора товаров и услуг
Социаль-ная помощь Система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей
Социальное обслужи-вание Комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней граждан, способствующий сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций
Социальное обслужи-вание на дому Включает в себя надомные услуги, гарантированные государством: организацию питания и доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении пособий
Социальные службы Совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь
Социаль-ный работник Человек, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывающий все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем
Функции социальной работы Диагностическая, прогностическая, предупредительно профилактическая, правозащитная, социально-педагогическая, психологическая, социально-медицинская
Хоспис Многопрофильная программа, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. Эта помощь, как правило, оказывается в учреждениях не больничного типа
Цель социальной работы Удовлетворение потребностей клиентов. Эта общая цель может быть дифференцирована на подцели: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь

Приложение 2

к дневнику учебной

практики

Требования к оформлению отчётной документации

При оформлении отчёта по итогам учебной практики и другой отчётной документации студент соблюдает следующие требования:

1. Отчетная документация по учебной практике составляется каждым студентом самостоятельно по мере её формирования согласно установленным в рабочей программе формам.

2. Отчет по итогам учебной практики отражает практический опыт, умения, знания практиканта на основе выполненных видов работ в ходе учебной практики по утверждённой руководителем учебной (производственной) практики схеме.

3. Отчет представляется в электронном виде и на бумажном носителе. Объем отчета должен составлять не менее 5-7 страниц. Отчет готовится в течение всей учебной практики.

4. Отчетная документация выполняется на листах формата А-4, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта – 14, печать односторонняя.

При её оформлении соблюдаются поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Абзацный отступ 1,25 см. Страницы считают с титульного листа, нумеруют со второго.

В случае нарушения требований оформления отчётной документации методист имеет право возвратить студенту представленные учебно-методические материалы для доработки, при этом отметка снижается.

Приложение 3

к дневнику учебной

практики

Как написать эссе (практические рекомендации)

«Эссе» - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Некоторые признаки эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре;

- выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;

- как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо;

- в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура и план

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

1) мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

2) мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса. Эссе может выглядеть следующим образом:

- вступление

- тезис, аргументы

- тезис, аргументы

- заключение.

При написании важно также учитывать следующие моменты:

1.Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).

2.Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3.Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Приложение 4

к дневнику учебной

практики

Критерии оценивания

Итоговая оценка сформированности профессиональных и общих компетенций студентов проводится на основе рейтингового листа качественной и количественной оценки ведущих видов деятельности, отражающих специфику данного вида практики.

Рейтинговый лист по учебной практике«Наблюдение за организацией деятельности социального работника по социально – медицинскому обслуживанию клиентов» качественной и количественной оценки результативности деятельности студента по учебной практике

Виды отчетной документации Качественная оценка представленной отчетной документации (по уровням: высокий, средний, низкий) Зачтено max - 5 баллов min - 3 балла (по каждому виду отчетной документации) Не зачтено менее 3 баллов (по каждому виду отчетной документации)
Дневник практики      
Анализ приложений (диагностик, проектов, социального паспорта и др.)      
Анализ рейтингового листа качественной и количественной оценки ведущих видов деятельности      
Собеседование (итоговая конференция)      
Отчет по практике      
ИТОГО   «отл» - 25-23б «хор» - 22-19б «уд» - 18-15б «неуд» - менее 15 баллов

Приложение 5

к дневнику учебной

практики

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ОТЧЁТ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Наши рекомендации