Слуховой анализатор и вестибулярный аппарат
Строение органа слуха.Орган слуха состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Если два первых отдела выполняют вспомогательные функции, то восприятие звуковых раздражений осуществляется в части внутреннего уха, называемого улиткой. Полость улитки разделена на два этажа (лестницы), сообщающиеся между собой на вершине улитки. Один из каналов берет начало от овального окошечка, закрытого основанием стремечка.
Давление воздуха на барабанные перепонки и систему косточек среднего уха вызывает движение жидкости, наполняющий канал. В жидкости канала находится звуковоспринимающий аппарат – кортиев орган. Он состоит из двух типов клеток. Одни – опорные и покровные, а другие – волосковые, воспринимающие звуковые колебания. Характерной особенностью волосковых клеток является наличие их свободной поверхности 10-20 волосков. Кортиев орган расположен на основной мембране, содержащей около 24 000 поперечных волокон, очень упругих, слабо связанных друг с другом.
Функция наружного уха, образованного ушной раковиной и наружным слуховым проходом, заключается в улавливании и проведении звуковых волн к барабанной перепонке, которая начинается колебаться синхронно им. В среднем ухе находиться передаточный механизм – три слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремя, последовательно сочленяющиеся между собой (рис.16).
Их роль заключается в уменьшении размаха и увеличении силы колебаний.
Благодаря слуховой трубе, соединяющей среднее ухо с носоглоткой, давление воздуха в этом отделе органа слуха в любой момент точно равно атмосферному. Это обеспечивает свободу колебаний барабанной перепонки.
Стремя упирается в перепонку, которая затягивает овальное окно внутреннего уха. Внутреннее ухо образованно костным лабиринтом, расположенным в толще височной кости, в котором, как в футляре, находится соединительнотканный перепончатый лабиринт, повторяющий в основном очертания костного и заполненный эндолимфой. Перепончатый лабиринт образован двумя мешочками преддверия, от одного мешочка отходят три взаимно перпендикулярных полукружных канала, а от другого – улитка (рис.16).
Полукружные каналы образуют вестибулярный аппарат, не связанный с функцией слуха в улитке.
Рис. 16. Строение среднего (А) и внутреннего (Б) уха:1 — барабанная перепонка; 2 — молоточек; 3 — наковальня; 4 — стремя;5 — полукружные каналы; 6 — улитка
От костного стержня улитки отходят костная спиральная пластинка, к ее краю прикрепляется спиральная мембрана, на которой расположен спиральный орган. Он образован эластичными волоконцами, среди которых располагаются волосковые клетки. Под действием тонов различной высоты колеблются те или иные волоконца, вызывая раздражение определенных волосковых клеток, являющихся слуховыми рецепторами. В этих клетках подходят волокна слухового нерва, которой передает импульсы в головной мозг. Далее импульсы поступают в слуховую зону коры, находящуюся в височной доле больших полушарий. Это корковый отдел слухового анализатора. Здесь завершается анализ слуховых раздражений. Орган слуха человека воспринимает звуковые колебания воздуха с частотой от 16 до 30 000 колебаний в 1 с.
Анатомическое строение органа слуха у детей младшего школьного возраста такое же, как и у взрослых. Даже размеры его отделов с возрастом изменяются незначительно. Наблюдается лишь некоторый рост ушной раковины и удлинение слуховой трубы. Однако острота слуха у детей ниже, чем у взрослых. Она постепенно увеличивается вплоть до 14 – 19 лет. Заметно изменяется и порог слышимости речи.
У детей младшего школьного возраста он выше, чем у взрослых. Способность различать высоту тонов зависит от различных причин, в том числе и от врожденных особенностей. Музыкально одаренные дети уже в раннем возрасте способны не только различать высоту тонов, но и безошибочно определять каждый из них. Такой музыкальный слух называется абсолютным. На уроках пения необходимо тренировать музыкальный слух детей. Это является одним из немаловажных условий гармоничного формирования личности.
Нарушение слуха.Слух ребенка может быть пониженным из-за врожденной тугоухости, а также в результате перенесенных заболеваний и травм. Одной из форм этого дефекта может быть заращение наружного слухового прохода, развивающееся в результате внедрения инфекции извне (при расчесывании и ковырянии в ухе грязными предметами, при длительном раздражении кожи наружного слухового прохода гноем, вытекающем из среднего уха) или вследствие травм (при ушибах, ожогах стенок наружного слухового прохода). Значительное понижение слуха может наступать в результате воспалительных процессов носоглотки, которые возникают при гриппе, ангине, насморке и могут распространяться на слуховую трубу, вызывая закрывание ее просвета. Это приводит к прекращению доступа воздуха в среднее ухо, что снижает подвижность барабанной перепонки. Описанное заболевание носит название катара среднего уха и особенно распространенно среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Острые инфекционные болезни (грипп, ангина, корь, скарлатина и др.) могут вызывать острое воспаление среднего уха – отит. Признаком этого заболевания служат резкие боли в ухе, повышение температуры. В среднем ухе скапливается гной, который давит на барабанную перепонку и может вызывать ее разрыв, что может привести к значительному снижению слуха, а иногда к глухоте. Острый отит у детей встречается чаще, чем у взрослых. Это опасная для жизни болезнь. Поэтому детей. Жалующихся на боль в ухе, срочно направляют к врачу – специалисту.
Неблагоприятно сказывается на слуховом аппарате действие постоянных шумов. Длительно действующий шум даже небольшой интенсивности отражается на нервной системе ребенка, понижая его работоспособность и успеваемость. Поэтому очень важно всячески избегать в школах чрезмерного шума, не допускать на переменах крика и других резких звуков. Детей, страдающих пониженным слухом, необходимо в классе сажать за первые столы, а тех, которые из-за состояния слуха не способны следить за ходом рассказа учителя, надо направлять в школы для тугоухих.
Особенности строения и функции вестибулярного аппарата. Основным механизмом, обеспечивающим ориентировку в пространстве и равновесие, служит вестибулярный аппарат. Анатомически он связан с органом слуха и образован преддверием и тремя полукружными каналами. Вестибулярный аппарат заполнен эндолимфой.
В преддверии находится рецептивный аппарат, в состав которого входят волосковые клетки. Свободные концы этих клеток погружены в студенистую массу, содержащие водянистые отолиты. При изменении положения головы или скорости движения тела изменяется положение отолитов, что приводит к раздражению волосковых клеток. В них возникает возбуждение, которое приводит к рефлекторному изменению тонуса определенных мышц.
В расширенном конце каждого полукружного канала также находится рецепторный аппарат, подобный описанным выше. При каждом изменении положения тела направление давления эндолимфы становится иным.
Таким образом, оба вида рецепторов вестибулярного аппарата посылают сигналы об изменении положения тела. Эти сигналы обуславливают рефлекторное сокращение соответствующих групп мышц.
При нарушении деятельности вестибулярного аппарата человек лишается способности сохранить равновесие. Вестибулярный аппарат важно тренировать. Важную роль в этой тренировке играют занятие спортом.
ПРИЛОЖЕНИЕ