Закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста

Глава 1

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

Основные механизмы, обеспечивающие целостное единство организма. Организм представляет собой единое целое. При помощи нервной системы устанавливается связь между всеми органами организма. Изменение деятельности одного органа влияет на жизнедеятельность всего организма. Так, укол кожи вызывает изменение сердцебиения, дыхания, потоотделения, сокращение мышц и т.д. Функционирование всех систем организма находится под контролем центральной нервной системы, которая обеспечивает согласованность их работы в соответствии с постоянно меняющимися условиями внешней среды.

Целостное единство организма поддерживается также при помощи гуморальной регуляции, через кровь. Различные органы нашего тела выделяют вещества, которые поступают в кровь и разносятся ею ко всем клеткам, тканям и органам. Эти вещества могут вызывать и поддерживать деятельность других органов на определенном уровне, обеспечивая их нормальное функционирование. Например, выделение поджелудочной железой инсулина оказывает влияние на углеводный обмен; поступающие в кровь гормоны гипофиза воздействуют на рост организма. Гуморальная связь между органами находится под контролем нервной системы.

В понятие об организме как едином целом входит взаимная связь физического и психического. Например, недостаточное развитие щитовидной железы приводит к умственной отсталости. У детей, появившихся на свет с недоразвитым головным мозгом, наблюдается слабоумие.

Взаимосвязь между строением и функциями органов, между организмом и окружающей средой. Между формой и функциями органов существует неразрывная связь. Так, длина кишечника у животных связана с характером их питания. У растительноядных животных он гораздо длиннее, чем у плотоядных. Наблюдается такая связь и в индивидуальном развитии организма. Физическая инертность, малоподвижный образ жизни приводят к слабости мышечной системы, и, наоборот, замятия физическими упражнениями и спортом способствуют yкреплению организма и повышению работоспособности. Эти примеры свидетельствуют о связи между строени­ем организма и выполняемыми им функциями.

Через нервную систему осуществляется связь между системами органов в организме и между организмом и окружающей его средой.

В отличие от животных человек сознательно и планомерно воздействует на природу в процессе трудовой деятельности. Он не ограничен строго определенной средой обитания и способен создавай себе условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности даже в необычной среде. Примером этого может служить освоение человеком космического пространства и морских глубин, разработка недр Земли.

Однако, поскольку человек произошел от животных, в его организме сохранилось много анатомо-физиологических черт, присущих животному миру. Качественные отличия человека от животных возникли в связи с общественной трудовой деятельностью. Вот почему ведущим для людей является взаимодействие не только с природой, но и с социальной средой.

Изучая анатомо-физиологические особенности ребенка, необходимо принимать во внимание ту социальную среду, в которой он формируется: в каких условиях живет, и какое воспитание получает дома.

Роль наследственных факторов в росте и развитии ребенка. Наследственность детей в одних случаях может проявляться достаточно ярко, в других - оставаться второстепенным фактором. Например, группа крови и тип высшей нервной деятельностивсегда определяются наследственными факторам, в то время как обмен веществ может оказаться измененным под влиянием условий внешней среды. Одни фенотипические свойства организма формируются под влиянием факторов внешней среды, другие, генотипические, служат проявлением наследственных факторов. Так, цвет волос, глаз, окраска кожи наследуются в большей степени, чем форма тела, ширина кости, ступни.

Глава 2

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

___________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

       
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
    закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
 

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

  Осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения
Составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.    
       



закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

       
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru   закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
 

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

                   
    закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru   закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru     закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
    закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
 
 
 

  Головной мозг Спиной мозг Нервы (нервные волокна) Нервные узлы (ганглии) Нервные окончания

Нервы –скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенную в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Чувствительные нервы – образованы дендритами чувствительных нейронов.

Двигательные нервы – образованы аксонами двигательных нейронов.

Смешанные нервы – образованы и аксонами и дендритами.

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне центральной нервной системы.

Нервные окончания:

Рецепторы – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс.

Эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

Нервный импульс – электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.

  НЕРВНАЯ СИСТЕМА    
  Соматическая   Автономная (вегетативная)    
  Подчинена воле человека. (регулирует работу скелетных мышц). Двигательные центры находятся в коре головного мозга.     Не подчинена воле человека (регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов и сердца). Вегетативные центры находятся в гипоталамусе.
               

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

Симпатическая   Парасимпатическая  
Включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии.   Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха.
         

ГЛАЗ

СЛЕЗНАЯ ЖЕЛЕЗА

СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА НОСА

ПОДЧЕЛЮСТНАЯ ЖЕЛЕЗА

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА РТА

ОКОЛОУШНАЯ ЖЕЛЕЗА

СЕРДЦЕ

ГОРТАНЬ

ТРАХЕЯ

БРОНХИ

ПИЩЕВОД

ЖЕЛУДОК

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

ПЕЧЕНЬ

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

НАДПОЧЕЧНИК

ТОНКИЕ КИШКИ

ТОЛСТЫЕ КИШКИ

ПОЧКИ

МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ

ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ

СПИНОЙ МОЗГ. ТОРМОЖЕНИЕ.

Строение спинного мозга. Филогенетически наиболее древним отделом центральной нервной системы является спинной мозг Длина спинного мозга, и его масса зависят от возраста и пола человека (табл. 1).

Таблица 1

Возрастные периоды Длина (в см.) Масса (в г.)
Новорожденный……………………… Младший школьник………………….. Взрослый человек……………………. 14-16 30-32 43-45

На передней и задней поверхности спинного мозга проходят две продольные борозды, делящие его на правую и левую половину. Верхний отдел спинного мозга переходит непосредственно в головной мозг. На уровне каждого позвонка от спинного мозга отходит по паре спинномозговых корешков. Участок спинного мозга с парой отходящих корешков называют отделам позвоночника спинной мозг делится на шейный, грудной, поясничный, крестцовый отделы и заканчивается концевой нитью.

Спинной мозг покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой. Мягкая оболочка, непосредственно прилегает к спинному мозгу. Она обильно снабжена кровеносными сосудами, приносящими питательные вещества и кислород. Паутинная оболочка очень тонкая и нежная, она покрывает мягкую оболочку. Твердая оболочка одевает спинной мозг снаружи. Пространства между оболочками заполнены жидкостью — ликвором.

На поперечном разрезе спинного мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества. Серое вещество, расположенное в центре, образовано скоплениями тел нейронов и их отростков, а также нейроглией. Белое вещество состоит из множества прилегающих друг к другу белых нервных волокон и нейроглии. Короткие и широкие выступы серого вещества спин­ного мозга называют «передними рогами», а задние - «задними рогами». В передних рогахрасполагаются двигательные (эфферентные) нейроны, а в задних — вставочные. Белое вещество в спинном мозге образует столбы, в которых проходят пути, связывающие различные уровни спинного мозга, как с го­ловным мозгом, так и с органами тела. В центре спинного мозга проходит канал, заполненный ликвором.

Корешки спинного мозга, попарно соединяясь, образуют 31 пару смешанных спинномозговых нервов. Каждый нерв образован пучками эфферентных и афферентных нервных волокон. Таким образом, каждый нерв начинается двумя корешками – передним и задним. Задние корешки образованы только аксонами афферентных нейронов. Их тела располагаются в спинномозговых узлах – скоплениях серого вещества, находящихся вне спинного мозга, в самих задних корешках. От периферии к телам афферентных нейронов идут входящие в состав нерва длинные дендриты. От тел афферентных нейронов отходят аксоны, ветвящиеся в сером веществе спинного мозга. Здесь импульсы передаются в дендриты вставочных, а иногда и непосредственно афферентных нейронов.

От тел эфферентных нейронов, которые находятся в передних рогах спинного мозга, импульсы проводятся по аксонам к рабочим органам.

Функции спинного мозга. Основной деятельности нервной системы является рефлекс. Рассмотрим некоторые рефлексы спинного мозга.

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

Поперечный разрез спинного мозга:

1-серое вещество; 2-белое вещество;

3-центральный канал.

Основой деятельности нервной системы является рефлекс. Рассмотрим некоторые рефлексы спинного мозга. Прикоснувшись к горячему предмету, человек отдергивает руку. Это рефлекторная реакция. Как же она осуществляется?

Температурное раздражение действует на соответствующие рецепторы, находящиеся в коже, и в них возникает возбуждение (рис.6). Оно проводит по чувствительным нервным волокнам афферентных нейронов к их делам, находящимся в спинномозговых узлах.

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

Рис.6. Схема рефлекторной дуги: 1-рецептор; 2-афферентный нейрон; 3-вставочный нейрон; 4-эфферентный нейрон; 5-мышца.

Теперь нетрудно дать определение рефлекса. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляющаяся через центральную нервную систему.

Путь, по которому проходит блуждающий нерв при осуществлении рефлекса, получил название рефлекторной дуги.

Дуга спинномозгового рефлекса состоит из пяти участков: рецептора, афферентного нейрона, определенного участка спинного мозга, эфферентного нейрона и рабочего органа.

Через спинной мозг проходят дуги множества рефлексов. Рефлекс возможен только при условии целостности всех пяти участков рефлекторной дуги. Нарушение одного из них влечет за собой невозможность осуществления данной ответной реакции.

Но путь возбуждения при рефлексе не заканчивается в рабочем органе. Когда орган реагирует на раздражение, в его рецепторах возникает возбуждение, которое проводится в центральную нервную систему и сигнализирует о том, что рефлекторное действие совершилось. П. К. Анохин назвал это явление обратной афферентацией.

Наряду с рефлекторной деятельностью спинной мозг выполняет очень важную проводящую функцию. По волокнам нейронов, образующим столбы в белом веществе спинного мозга, возбуждение проводится вдоль него, а также в головной мозг. По проводящим путям спинного мозга проходят возбуждения, направляющиеся из головного мозга к органам тела.

Центры спинного мозга. При раздражении того или иного участка тела возбуждение направляется по афферентным нейронам в определенную область спинного мозга, через которую проходит дуга данного рефлекса. Расположенные в сером веществе спинного мозга скопления тел нейронов, через которые проходит дуга определенного рефлекса, называется нервными центрами спинного мозга. Так, центры рефлексов, связанных с движением рук, располагаются в шейно-грудном отделе спинного мозга. В поясничном и крестцовом отделах спинного мозга расположен центр, через который проходят рефлексы, связанные с движениями ног.

Однако не следует считать, чтонервные центры представ­ляют собой замкнутые системы. Изучение данного вопроса показывает, что в тех случаях, когда нейроны некоторых центров оказываются выведенными из строя, их функции начи­нают выполнять расположенные рядом нервные клетки. Но такая взаимозаменяемость не является полной: нарушение целостности жизненно важных центров ведет к гибели организма.

В нервных центрах совершается перестройка характера возбуждения. Так, в них происходит как бы накопление очень слабых возбуждений, каждое из которых само по себе не в состоянии вызвать ответную реакцию. Такое явление называют суммацией. Благодаря ей несколько слабых возбуждений вы­зывают ответную реакцию. Бывает и иное. В нервный центр попадает одиночный импульс, но здесь он как бы преобразуется, и по эфферентным нейронам из центра к рабочему орга­ну проводится не один, а целая серия следующих один за другим в определенном ритме импульсов. Такое явление называют трансформацией.

Односторонность проведения возбуждений в нервной системе обеспечивается благодаря одной из физиологических особенностей нервных центров: передача возбуждений в синапсах происходит только в одном направлении — с аксонов одних клеток на дендриты других.

Если нервное волокно, как установил русский физиолог Н. Е. Введенский, практически неутомляемо, то в нервных центрах утомление развивается довольно быстро.

Торможение. Торможение в центральной нервной системе было открыто в 1863 г. выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым (1829—1905). Он установил, что при раздражении зрительных бугров головного мозга лягушки кристалликом поваренной соли спинномозговой рефлекс сгибания задней конечности не проявляется. Позднее явление торможения изучали многие исследователи.

Оказалось, что при одновременном раздражении нескольких рецепторов ответная реакция наступает на то из них, которое обладает наибольшей силой, рефлекторные реакции на остальные раздражения не наступают.

Торможение имеет большое биологическое значение, поскольку оно дает возможность организму реагировать в каждый отдельный момент лишь на; те раздражения, которые в это время имеют для него наибольшее значение. Кроме того, торможение, не давая проявляться рефлексам, в определенный момент второстепенным, предохраняет нервную систему от переутомления. Наконец, торможение, взаимодействуя с возбуждением, позволяет организму совершать строго координированные действия. Так, во время ходьбы возбуждение нейронов, посылающих импульсы к мышцам-сгибателям, сопровождается торможением нервных клеток, проводящих импульсы к другим мышцам — разгибателям того же сустава. В следующий момент возбуждение нейронов первой группы сменяется тормозной реакцией, а торможение второй — возбуждением.

ПРИЛОЖЕНИЕ

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

                   
    закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
    закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
 
 
 
    закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
    закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru
 


Является амортизатором – предохраняет головной и спиной мозг то толчков и сотрясений   Обеспечивает доставку питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена   Поддерживает определенный уровень осмотического давления (60 – 140 мм водного столба)

Из Э. Пирса, 1997

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

СПИНОЙ МОЗГ закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

серое вещество закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru белое вещество

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

  Вставочные нейроны     Тела и дендриты двигательных нейронов     Аксоны нейронов, образующие нисходящие пути   Аксоны нейронов, образующие восходящие пути

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

РЕФЛЕКТОРНАЯ – принимает участие в двигательных реакциях   ПРОВОДНИКОВАЯ – проведение нервных импульсов

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

· Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный рефлекс и т.д.); · Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка     · Здесь осуществляется связь различных отделов спинного мозга; · Связь головного мозга с остальными частями ЦНС; · Соединение рецепторов с исполнительными органами.
  ФУНКЦИИ

Таблица 2

ПРИЛОЖЕНИЕ

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru РЕФЛЕКС

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
1. Это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. 2. являются видоспецифичными, т.е. сложившимися в процессе эволюции и свойственными всем представителям данного вида. 3. они относительно постоянны и сохраняются в течении всей жизни организма. 4. возникают на специфичный для каждого рефлекса раздражитель. 5.рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и в стволе головного мозга. 1. Это приобретенные в процессе жизнедеятельности, не наследуемые потомством реакции организма. 2. являются индивидуальными, т.е. возникающие на основе «жизненного опыта» каждого организма. 3. они непостоянны, и в зависимости от определенных условий могут вырабатываться, закрепляться и угасать. 4. могут образоваться на любой воспринимаемый организмом раздражитель. 5. рефлекторные центры преимущественно находятся в коре головного мозга.
Пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный, поддержание гомеостаза. Слюноотделение на запах пищи; точные движения при письме и игре на фортепиано.
Значение: помогают выживанию, это «применение опыта предков на практике». Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Инстинкты (по И.П.Павлову) – сложные безусловные рефлексы.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА

С помощью рефлексаосуществляется распространение возбуждения по рефлекторным дугам и процесс торможения.

Рефлекторная дуга,или рефлекторное кольцо- путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

ЗВЕНЬЕВ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ

1. Рецептор- воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс.

2. Чувствительный (центростремительный) нейрон– передает возбуждение к центру.

3.Нервный центр- возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

4.Двигательный (центробежный) нейрон- несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

5. Рабочий орган- реагирует на полученное раздражение.

Принцип обратной связи.

Информация от рецепторов рабочего органа поступает внервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать ее.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

ПРИЛОЖЕНИЕ

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Белое вещество   закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Головной мозг   Серое вещество

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

Волокна проводящих путей Кора мозжечка Подкорковые ядра Кора больших полушарий

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Строение головного мозга

Глава 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГЛАЗА

Системы Придатки и части глаза Строение Функции
Вспомогательные Брови Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба
Веки Кожные складки с ресницами Защита глаз от ветра, пыли, ярких лучей
Слезный аппарат Слезные железы и слезовыводящие пути Слезы смачивают, дезинфицируют очищают глаз
  Оболочки     Белочная Наружная плотная оболочка, состоящая из соединительной ткани Защита глаз от механических и химических повреждений, от микроорганизмов
  Сосудистая Средняя оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Внутренняя поверхность содержит слой черного пигмента Питание глаза, пигмент поглощает световые лучи
  Сетчатка Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов: палочек и колбочек Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы
Оптическая   Роговица Прозрачная передняя часть белочной оболочки Преломляет лучи света
  Водянистая влага Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей Пропускает лучи света
  Радужная оболочка (радужка) Передняя часть сосудистой оболочки с пигментом и мышцами Пигмент придает цвет глазу, мышцы меняют величину зрачка
  Зрачок Отверстие в радужной оболочке Регулирует количество света, расширяясь и суживаясь
    Хрусталик Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей Переломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией
    Стекловидное тело Прозрачное студенистое вещество Заполняет глазное яблоко. Поддерживает внутриглазное давление. Пропускает лучи света
  Световоспринимающая     Фоторецепторы (нейроны) Расположены в сетчатке в форме палочек и колбочек Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки – цвет (цветное зрение)

СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

ФОТОРЕЦЕПТОРЫ

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

  1. Палочки (120 млн.) – воспринимают черно-белое изображение.
  2. Колбочки (7 млн.) – различают цвета (синий, зеленый, красный). Все остальные цвета смешанные

ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ

Нарушение и ослабление зрения может быть вызвано:

  1. Внутренними изменениями
Кристаллизация тканей хрусталика Катаракта – помутнение хрусталика   Глаукома – повышение внутриглазного давления с повреждением зрительного нерва
Нарушение оттока внутриглазной жидкости
  1. Внешними факторами

 
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ УХА

Части уха Строение Функции
Наружное Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Защитная (выделение серы). Улавливает и проводит звуки. Звуковые волны колеблют барабанную перепонку, а она – слуховые косточки.
Среднее Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), Евстахиева труба Слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку.
Внутреннее Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью, заполненной жидкостью, и кортиев орган. Слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий.  
Орган равновесия (вестибулярный аппарат): 3 полукруглых канала, отолитовый аппарат. Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий; ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела.

ОРГАН СЛУХА

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

1 – основная перепонка (мембрана), 2 – волокна слухового нерва, 3 – стенка костного канала улитки, 4 – чувствительные клетки (рецепторы), 5 – ход улитки (перепончатый лабиринт), 6 – поддерживающие клетки, 7 – костный лабиринт.

КАК СЛЫШИТ УХО

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Жидкость в улитке колеблет Основную мембрану

Колеблет Колеблет

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Мембрану овального окна Рецепторные клетки с волосками

Стремечко колеблет Касаются

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Слуховые косточки Покровной мембраны

Колеблет Возникает

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Барабанную перепонку Нервный импульс

Колеблят Передается

Звуковая волнаГоловной мозг

ОРГАН РАВНОВЕСИЯ

 
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

(Вестибулярный аппарат)

1,2,3 – полукружные каналы, 4 – овальный мешочек, 5 – круглый мешочек, 6 – улитка.

СТРОЕНИЕ ОТОЛИТОВОГО АППАРАТА

 
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

1 – отолиты, 2 – отолитовая мембрана, 3 – волоски рецепторных клеток, 4 – рецепторные клетки, 5 – опорные клетки, 6 – нервные клетки.

ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА СЛУХА

Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано:

Внутренними изменениями

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Повреждение слухового Нарушение передачи импульса

нерва в слуховую зону

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru Образование «серной пробки» Нарушение передачи звуковых

в наружном слуховом проходе колебаний к внутреннему уху

Внешними факторами

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1.Что называют анализатором? 2. Каково строение органа зрения? 3. Как воспринимается зрительные раздражения? 4. Что такое адаптация и каков ее механизм? 5. Что такое аккомодация и каково ее значение? 6. Каковы наиболее распространенные дефекты зрения у детей и как осуществляется их коррекция? 7. Каковы основные правила гигиены органа слуха школьников? 8. Что такое вестибулярный аппарат? 9.Как осуществляется тренировка вестибулярного аппарата? 10. Каково значение мышечно-суставного анализатора? 11. Какую роль в организме играют вкусовой и обонятельный анализаторы? 12. Какое значение имеет кожная чувствительность и какие рецепторы располагаются в коже?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОРГАН ОБОНЯНИЯ – НОС

Орган обоняния – это периферический отдел обонятельного анализатора, расположенный в носовой полости и способный воспринимать газообразные химические вещества – запахи.

СТРОЕНИЕ ОРГАНА ОБОНЯНИЯ

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

1 – ноздри, 2 – твердое небо, 3 – обонятельная область носовой полости, 4 – обонятельная луковица, 5 – нейроэпителий носовой полости, 6 – обонятельные рецепторы с обонятельными ресничками, 7 – решетчатая кость, 8 – нервный тракт.

ОРГАН ВКУСА – ЯЗЫК

 
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

Органом вкуса является периферический отдел вкусового анализатора – вкусовые почки, воспринимающие химические (вкусовые) раздражения. Вкусовые почки расположены на вкусовых сосочках языка, мягком небе, задней стенке глотки и на надгортаннике.

СТРОЕНИЕ ВКУСОВОГО СОСОЧКА

ЧУВСТВО ВКУСА

 
  закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru

КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Рецепторы кожи воспринимают тактильные (прикосновение, давление), температурные (холод, тепло) и болевые раздражения.

Благодаря кожной чувствительности человек получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре.

МЫШЕЧНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Механорецепторы опорно-двигательного аппарата или проприорецепторы реагируют на сигналы, связанные с изменением мышечного напряжения, растягиванием мышц и сухожилий и давлением на них.

закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста - student2.ru ПРОПРИОРЕЦЕПТОРЫ

Проприорецепторы мышц (мышечные веретена) Проприорецепторы сухожилий, связок, суставов (рецепторы Гольджи)

ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ

Анализатор Периферический отдел Проводниковый отдел Центральный отдел
Зрительный Фоторецепторы сетчатки глаза Зрительный нерв Зрительная зона в затылочной доле КБП
Слуховой Слуховые рецепторы кортиевого органа Слуховой нерв Слуховая зона в височной доле КБП
Вестибулярный Рецепторы полукружных каналов и отолитового аппарата Вестибулярный, затем слуховой нерв Вестибулярная зона в височной доле КБП
Сенсомоторный А). Чувствительный Осязательные рецепторы кожи Спинно-таламический путь: нервы кожной чувствительности соматосенсорная зона в задней центральной извилине КБП
Б). Двигательный Проприорецепторы мышц суставов Чувствительные нервы скелетно-мышечного аппарата Соматосенсорная зона и моторная зона в передней центральной извилине КБП
Обонятельный Обонятельные рецепторы в полости носа Обонятельный нерв Обонятельные ядра и обонятельные центры височной доли КБП
Вкусовой Вкусовые рецепторы ротовой полости лицевой, языкоглоточный нерв Вкусовая зона в теменной доле КБП
Висцеральный Интерорецепторы внутренних органов Блуждающий, чревный и тазовый нервы Лимбическая система и сенсомоторная зона КБП

Глава 4

Условный рефлекс

Условный рефлекс – это реакция организма, которая приобретается при определенных условиях в процессе индивидуального развития.

Биологическая роль условного рефлекса заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей организма. Значительно дополняя безусловный рефлекс, он позволяет в высшей степени тонко приспосабливаться к самым разнообразным условиям. Условный рефлекс образуется на основе безусловного.

Правила образования условных рефлексов. Процесс образования условных рефлексов требует соблюдения определенных правил. Во – первых, необходимо наличие двух раздражителей – безусловного и индифферентного, т.е. безразличного, который должен приобрести свойства условного. Например, при выработке у собаки условного пищевого рефлекса безусловным раздражителем может быть мясо, а индифферентным – любой раздражитель: свет, звук. Во – вторых, необходим определенный порядок их воздействия: вначале должен действовать индифферентный раздражитель, а затем безусловный ( вначале звонок, затем мясо). В – третьих, необходим определенный временной интервал между раздражителями ( после звонк

Наши рекомендации