И психогигиена в социальной работе

Социальные работники по роду своей деятельности общаются длительно с другими людьми, т.е. работает система «человек – человек», в результате этого возможно профессиональное заболевание – синдром «эмоционального сгорания».

Это связано с тем, что по роду своей деятельности социальный работник, помимо профессионализма, использует свою личность, являясь «эмоциональным донором».

Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психиатром Дж. Фрейденбергером для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Исследователь К. Кондо считает, что состояние «сгорания» испытывают те, кто альтруистически и интенсивно работает с другими людьми. Сильная эмоциональная напряженность, потеря психической энергии приводят к эмоциональному истощению.

В результате появляются головные боли, снижение давления, нарушение сна, возникают семейные проблемы.

В 1981 г. С. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», описала этот синдром как особое состояние эмоционального истощения, появление симптомов дегуманизации, приводящее к утрате профессионального мастерства.

В 1983 г. Е. Махер добавляет в симптомы эмоционального сгорания злоупотребление химическими элементами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками. Появляются агрессивные чувства, упадническое настроение (цинизм, пессимизм, апатия, ощущение бессмысленности, переживание чувства вины).

Основными признаками синдрома сгорания являются:

1) ощущение эмоционального истощения;

2) наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

3) негативная самооценка.

В результате исследований ученые пришли к выводу, что основную роль в «эмоциональном сгорании» играют три фактора: личностный, ролевой, организационный.

1. Личностный фактор – использовали следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Оказалось, что эти показатели не связаны с уровнем эмоционального сгорания.

Другие исследователи уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания». Изучались такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, профессиональное продвижение, самостоятельность и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. С синдромом «сгорания» оказались связанными напрямую неудовлетворенность профессиональным ростом, установка на благожелательность, недостаток самостоятельности.

К. Кондо относит к типу «сгорающих» и «трудоголиков».

Х. Фрейденбергер считает, что синдрому «сгорания» подвержены гуманные, мягкие, увлекающиеся, одержимые навязчивой идеей (фанатичные) люди. Е. Махер добавляет к этой категории людей, склонных к авторитаризму.

2. Ролевой фактор – играет существенную роль в «эмоциональном сгорании», обусловливая ролевой конфликт в деятельности социального работника. В этих профессиональных ситуациях общие действия не согласованы, присутствует конкуренция.

3. Организационный фактор – его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной. Смягчить развитие процесса «сгорания» могут различные виды стимулирования труда, это – более четкое распределение обязанностей, продуманные должностные инструкции, здоровый микроклимат в коллективе.

К. Кондо считает, что профессиональную помощь при «эмоциональном сгорании» оказывают два вида терапии:

1) работа с лицами, подверженными «сгоранию»;

2) смягчение действия организованного фактора.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.

Психогигиена – это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психическое здоровье – состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, умение в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Важной задачей психогигиены является предупреждение болезненных психических реакций социального работника в процессе профессионального общения. Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать отклонений в собственных действиях.

Важную роль играют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания. В психологии самообладание – это показатель социальной и эмоциональной зрелости личности: социальный работник в своей деятельности сталкивается с состоянием «обратного трансферта».

Понятие «обратный трансферт» – было предложено З. Фрейдом, это перенос эмоционального состояния клиента на социального работника. Например, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае суицида клиента. Типом «обратного трансферта» является агрессивность и ярость клиента, которые могут спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения.

Для предупреждения подобных ситуаций следует повысить культуру общения, взаимопомощи, взаимопонимания, доброжелательность, самовоспитание.

Карьера социального работника – это профессиональное продвижение, рост, этапы восхождения к профессионализму, достижение определенного социального статуса. Карьера – это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения.

На карьеру оказывают влияние внутренние факторы – мотивы, уровень притязаний, самооценка и т.д.

На карьеру могут влиять и внешние факторы – социально-профессиональная среда, случайность.

Итак, карьера – это достигнутый специалистом в течение всей профессиональной деятельности профессиональный уровень.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете процесс «профессиональной деформации» специалиста?

2. Каковы источники риска социального работника?

3. Назовите отклонение в профессиональном развитии в процессе труда.

4. Дайте характеристику стрессов.

5. Как определяется психическое здоровье социального работника?

6. Что означает понятие «синдром эмоционального сгорания»?

7. Что включает психогигиена социальной работы?


Наши рекомендации