Основная задача социального работника

В профессиональном взаимодействии социального работника и клиента большое внимание уделяется решению задач социальной адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования.

Социальный работник призван воздействовать на процесс социальной адаптации личности, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Социальный работник должен обладать навыками профессионального воздействия на социально-психологический, социально-ролевой, социально-организационный уровни адаптации.

Социальная реабилитация – восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. Успешность осуществления реабилитации зависит от соблюдения социальным работником определенных принципов. К ним относятся: этапность, комплексность, последовательность, обязательность, добровольность, доступность.

Существуют различные уровни адаптации: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологический, каждый из этих уровней включает в себя определенный набор методов реабилитации.

Компонентом взаимодействия социального работника и клиента является планирование индивидуальной поддержки клиента на основе его запросов. Проблемы, с которыми обращаются к социальным работникам, весьма разнообразны. Это проблемы развода, связанные с усугублением материального положения, обязанностями по отношению к детям, разделом имущества и др. Проблема безработицы может стать проблемой психологического плана, приводя к депрессии и апатии. Злоупотребление алкоголем вызывает проблемы в семье, на работе, в материальном положении.

Ситуации клиента могут быть трудными, тупиковыми. Социальный работник должен выявить мнение человека по существу его проблемы:

1) как клиент воспринимает стоящую перед ним проблему;

2) насколько сильный стресс она вызывает;

3) до какой степени нарушена стабильность и равновесие;

4) какие меры принимались для изменения ситуации;

5) какими возможностями располагает клиент, чтобы преодолеть трудности.

Определить существо проблемы и наметить план помощи помогает типология психосоциальных потребностей. Принята классификация потребностей и проблем клиентов. Х. Перлман относит сюда: 1) дефицит материальных средств, личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта; 2) деформации личности и психические заболевания; 3) расхождения между ожиданиями клиента и других людей.

А. Гиттерман включает в потребности и проблемы клиентов:

1) переломные моменты, обусловленные изменениями статусных ролей и образа жизни;

2) отсутствие обратной связи с социальным окружением;

4) трудности в общении с членами семьи.

У. Рид создал свою классификацию проблем: межличностные конфликты, неудовлетворенность социальными отношениями, проблемы с официальными организациями, проблемы, связанные с принятием решения, эмоциональное истощение, конфликты на почве культуры между людьми и группами, потеря взаимности.

У. Рид определяет проблемы как неудовлетворенные потребности. Различают также:

1) «проблемы избыточности», возникают в семье, где один или оба супруга много работают.

Несостоявшаяся карьера у многих мужчин приводит к стрессам, депрессии, запоям. Важно уметь отговорить человека от погони за карьерой.

Многие бояться отстать от знакомых в приобретении материальных ценностей, платят слишком высокую цену, необходимо убедить человека снизить уровень жизни для сохранения психического здоровья.

2) «проблемы недостаточности», характерные для низких социальных групп.

Взаимодействие социального работника с клиентом предполагает наличие у социального работника особых профессионально значимых качеств, соответствующих гуманистическим принципам социальной работы.

Повышение эффективности социально-психологического взаимодействия предполагает использование определенных методов. Оценочный метод – это приемы, с помощью которых оценивается эффективность социальной работы, способствующей удовлетворению потребностей клиента.

Используются социологические исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование и др. Итак, взаимодействие социального работника с клиентом – это форма социальной коммуникации или общения, когда осуществляется их воздействие друг на друга, достигается общность в понимании ситуации, смысла действий, направленных на решение проблем клиента или изменение социальной ситуации.

Взаимодействие между социальным работником и клиентом формируется на основе этических норм.

Контрольные вопросы

1. Каковы проблемы взаимодействия социального работника и клиента?

2. Что означает установление и развитие социально-терапевтического контакта?

3. Социальная диагностика в процессе взаимодействия.

4. Покажите теоретическое многообразие подходов к проблемам клиента и их решению.

5. Каковы проблемы эффективности социально-психологического взаимодействия?


Наши рекомендации