Социальная защита и социальная работа

Система социальной защиты населения начинает складываться как социальный институт, характеризующийся совокупностью принципов, социальных норм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.

Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения в настоящее время – это: пенсионное обеспечение; назначение пособий и льгот особо нуждающимся категориям населения; социальное страхование; социальное обслуживание.

Социальная работа осуществляется специалистами, работающими в учреждениях социального обслуживания. Комплексные центры социального обслуживания, центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты); геронтологические центры и иные учреждения представляют разносторонние услуги нуждающимся.

Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:

а) оказание социальной помощи:

– выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;

– создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности;

– предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);

– содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);

– организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;

б) консультирование:

– консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);

– участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

– подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

– родительский медико-психологический всеобуч;

в) социальное корректирование и реабилитация:

– социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков;

– медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;

г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:

– предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

– распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

– изучение специалистами по социальной работе потребностей своих клиентов;

д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

– участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

– формирование спасательных служб, бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийных бедствий или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.

10.3. Социальная работа в системе образования

Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся социальные работники, которые помогают детям и взрослым преодолевать определенные жизненные трудности.

Социальный работник должен быть компетентным в ряде вопросов, например, он обязан знать, что является образовательным учреждением («образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников»); какими могут быть формы учреждений («образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)»; на все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства.

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто, в силу каких причин и в какой социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой части право человека оказалось ущемленным.

Известно, что главная цель социальной работы – способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека и общества.

Философы и психологи объясняют термин «образование» как процесс поиска и создания человеком своего собственного образа. Педагоги понимают под образованием единство трех процессов: обучение, воспитание и развитие в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта.

Современная система образования нуждается в духовно развитых, компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью. Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов – медицинских работников, психолога, социального педагога и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия.

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1–4 кл.), основного общего (5–9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10–11 кл.). В поле зрения социального работника находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д.

В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также: забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям в реализации их прав в сфере образования); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий – благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся, оформление социальных паспортов, формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся.

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен: учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15–19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться социальными привилегиями. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым семьям, получающим среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах – еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым семьям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать.

Наши рекомендации