Теоретические основы научных подходов

К социальной благотворительности в Западной Европе

Бедность, нищета, несправедливость становятся основными понятиями социальных учений XIX в. Либерализм как социально-политическое мировоззрение, представляя различные концепции, выводил центральный постулат, что государство должно предоставить все условия для нормального существования каждого гражданина, экономические условия жизни людей должны быть составной частью государственной политики.

Французский ученый XIX в. д’ Оссонвиль выделяет три причины пауперизма: болезни, несчастный случай, старость и предлагает три основные направления государственной социальной поддержки:

– вспомоществование нуждающимся;

– репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству;

– меры предупреждения против распространения бедности.

Английский ученый Фауль предложил модели финансирования программ против распространения нищенства:

– налоги;

– общинные вклады;

– пожертвования;

– субсидии из доходов государства и департаментов.

Это не покрывало расходов на поддержку нищих и использовались дополнительные поступления: налог с наследства, штрафные деньги, сборы при венчании, добровольный сбор по домам. Среди репрессивных мер, препятствующих распространению бедности и пауперизма, Фауль рекомендовал: административные наказания, приписка к местности, направление в дома с принудительными работами, принудительный труд.

Английский проповедник Чарльз Бут на основе социологических методов, проводил исследования причин пауперизма, обратив внимание на обнищание рабочих в условиях свободного рынка. Бут пришел к выводу, что предупредить пауперизм возможно путем социальных программ и социальной политики государства, направленной на регулирование жизненного уровня населения.

Немецкий ученый Мюнстерберг приводит классификацию клиентов для социальной помощи, исходя из социально-биологических факторов: это пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья.

Рассматривая средства помощи, Мюнстерберг подразделяет их на следующие виды:

1) временная и постоянная помощь;

2) открытая и закрытая помощь (в учреждениях или из вне);

3) помощь натурой;

4) денежная помощь.

В США появилось движение «Дружеских визитеров», оказывающих практическую помощь нуждающимся, – это было движение феминисток.

Ч. Ломбразо и Д. Ферреро на основе социально-биологического детерминизма считали, что в основе женской проституции лежит нравственное помешательство, появляющееся в результате отсутствия привязанности к родителям и близким. Агрессивное начало в личности проститутки приводит к различным формам социальной патологии, таким как воровство, алкоголизм, детоубийство.

Постепенно складывались направления превентивного характера, предупреждающие нищенство, – это страхование, воспитание, образование.

Научный этап становления социальной работы сложился во многих странах к началу XX в.

Какие же причины обусловили изменение парадигмы социальной помощи?

1. Разрушение единого сообщества.

2. Урбанизация и индустриализация.

3. Увеличение социальных связей.

Сложились макро-, мезо- и микрофакторы, влияющие на становление теории и практики социальной работы.

Макрофакторы эволюции:

– промышленная революция начала века;

– изменение социальной политики в области прав человека и его защиты;

– организация системы социального страхования для больных и престарелых.

Мезофакторы эволюции:

– обучение клиентов самостоятельно решать свои вопросы;

– решение конкретных проблем личности.

Микрофакторы эволюции:

– внимание социальных работников «на работе со случаем»;

– внедрение в практику психоаналитических подходов со «случаем»;

– деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.

Теория социальной работы в первой половине XX в.

В исследованиях М. Ричмонд, В. Робинсон, О. Ранк,

Г. Гамильтон, Ф. Бистека

В теоретических исследованиях М. Ричмонд описывает методы индивидуальной работы с нуждающимися. В своем исследовании она опирается на теорию психоанализа З. Фрейда. Она подготовила большой труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Ричманд считает, что в первую очередь следует изменить негативное социальное окружение людей, испытывающих бедность и нищету. В начале XX в. получает распространение идеология индивидуального подхода к нуждам клиентов, которая охватывает отдельные области социальной работы: медицинскую, консультирование, проблемы пенологии (наказание в тюрьмах), детского попечительства.

Складываются принципы индивидуальной работы:

1. Неумение человека приспособиться к окружающей среде в результате экономических и социальных факторов.

2. При объяснении социальных явлений использовать биологические и интеллектуальные возможности.

3. Независимо от социального статуса все люди достойны уважения.

4. Исследовать все стороны жизни клиента: социальные, экономические, семейные, интеллектуальные.

5. При работе с клиентом использовать дружеские отношения.

6. После установления диагноза социальный работник составляет план лечения и знакомит с ним клиента. В основе взаимоотношений должны лежать доброта и дружелюбие.

В 1917 г. выходит книга М. Ричмонд «Социальные диагнозы», в которой рассматриваются теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В теорию социальной работы Ричманд вводит термины из медицинской практики: «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Позже данная модель социальной работы будет обозначена как «медицинская модель» индивидуальной работы. М. Ричмонд называет социальную работу искусством помощи. М. Ричмонд вводит термин «интервенция» – т.е. вмешательство со стороны социального работника, а также «директивное» и «недирективное лечение». «Директивное лечение» включает доверительные отношения между социальным работником и клиентом: применяются внушение, убеждение, дискуссии. «Недирективное лечение» – процесс помощи на изменение среды обитания.

М. Ричмонд выводит основные этапы интервенции:

1) получение информации;

2) диагноз (состояние социального отклонения);

3) прогноз (перспектива улучшения);

4) лечение (оказание помощи клиенту);

Ричмонд осуществляет переход к методам социально-психологического воздействия. Описывает процесс взаимодействия социального работника и клиента. «Социальные диагнозы» ознаменовали новую эру в развитии индивидуальной социальной работы.

Грейс Мейкус через 20 лет после публикации этой книги писал, что исследования М. Ричмонд явились выдающейся школой.

С 1921-1930 гг. в теории и практике социальной работы применяются концепции бихевиористской школы, фрейдисткой и школы Юнга. Психоанализ расширил представление о диагнозе и предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений.

В процессе социальной помощи выделяются интерактивные элементы:

1) использование ресурсов;

2) помощь клиенту в осознании его проблем;

3) помощь клиенту в развитии способности работать на свои внешние социальные программы.

С 1922 г. М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», принципы взаимодействия социального работника и клиента. Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены» следующие требования:

1) симпатизировать клиенту;

2) отдавать ему предпочтение;

3) поощрять его;

4) совместно с ним строить ясные планы действий.

Ричмонд заложила основы школы социальной работы, которая получила название – «диагностическая школа».

В. Робинсон в индивидуальной работе за основу берет не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта. Особое место уделяется прошлому опыту клиента, его детским переживаниям и ценностям.

О. Ранк и Дж. Тафт представили «функциональную школу социальной работы», отталкиваясь от учения Фрейда, они считали, что кризисное состояние личности вызывают родовые травмы. Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента, причем основная цель в том, чтобы клиент осознал и принял помощь, тогда социальный работник и клиент становятся партнерами и несут равную ответственность.

В 1928 г. на Милфордской конференции социальных работников были определены основные аспекты социальной работы:

1. Знание типичных отклонений от норм социальной жизни.

2. Знание норм человеческого общения.

3. Подробное ознакомление с условиями жизни человека, попавшего в затруднительное положение.

4. Применение общепринятых методов помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке.

5. Использование ресурсов местной общины в социальном лечении.

6. Применение научных знаний и опыта в индивидуальном подходе.

7. Философия индивидуального подхода в социальной работе.

В 1930-1945 гг. формируются подходы к групповой социальной работе. Г. Гамильтон расширяет понятие «диагноз», складывается ситуационный подход, включающий предвидение и психологическую поддержку.

Предвидение – это осознание и понимание клиентом своих трудностей, что помогает социальному работнику эффективно вмешиваться в ситуацию.

Психологическая поддержка – помощь в обретении клиентом уверенности.

В 1945-1960 гг. Ф. Бистек определяет основные принципы взаимодействия социального работника и клиента:

1) индивидуализация;

2) открытость в выражении чувств;

3) конфиденциальность.

Харис Перлман на основе диагностической и функциональной школы социальной работы предложила новую модель индивидуальной работы – «метод решения проблем», включающий понятия: место, проблема, процесс, ресурсы.

Процесс осуществляется через определенные целенаправленные действия. Процесс взаимодействия социального работника и клиента включает следующие процедуры:

1) идентификация проблем клиента и событий, которые её вызвали;

2) убеждение клиента и социального работника в правильности понимания проблемы;

3) сбор и анализ информации;

4) составление плана взаимодействия и его реализация.

В 1961-1970 гг. складываются международные школы по проблемам теории социальной работы.

Например, в Германии социальная работа является активной составной частью социальной системы ФРГ. Социальная работа носит многоуровневый характер – приватный (частный) уровень, «добровольно-общественный» (благотворительные общества), «коммунальный» (местный) и государственный.

В 60-е гг. развернулась дискуссия о реальном вкладе социальной работы в общественную жизнь.

В США теория социальной работы развивается по трем направлениям:

1) теория развития традиционных методов;

2) развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему;

3) разработка подходов к специфическим группам клиентов.

Ф. Холлис и Р. Смолли предложили «концепцию приближения», выделив следующие теоретические концепты: оценка, личность в ситуации, процесс, «интервенция» (вмешательство).

Наши рекомендации