Тема. НЕГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА: КАТАР СРЕДНЕГО УХА, КОХЛЕАРНЫЙ НЕВРИТ, ОТОСКЛЕРОЗ, БОЛЕЗНЬ МЕНЬЕРА
Актуальность. Выраженная тугоухость, затрудняющая общение людей, в 91% наблюдений обусловлена негнойными заболеваниями уха. Потеря слуха, нередко сопровождающаяся мучительным шумом в ушах, отражается на трудоспособности человека, его моральном состоянии. Ребенок, рано потерявший слух, обычно не может научиться говорить и вырастает глухонемым. Не менее тягостны и вестибулярные расстройства, которые приводят к длительной потере трудоспособности и даже инвалидности. Все это и определяет социальную значимость проблемы негнойных заболеваний уха.
Цель. После изучения темы студент должен:
иметь представление об этиологии и патогенезе негнойных заболеваний уха, методах хирургического лечения;
знать основные клинические симптомы катара среднего уха, кохлеар-ного неврита, отосклероза, болезни Меньера, принципы их лечения; уметь выполнить отоскопию, описать данные рентгенографии в укладке по Стенверсу, исследовать слуховую и вестибулярную функции и оценить их состояние, выбрать адекватную лечебную тактику, оказать помощь во время приступа болезни Меньера.
Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии, ЛОР-клиника, ЛОР-стационар.
Оснащение. Лобный рефлектор, смотровые инструменты, набор камертонов, трещотка Барани, отоскоп, пневматическая воронка Зигле, балон Политцера, металлический катетер для продувания слуховых труб, ушной манометр, набор инструментов для микрохирургических операций на ухе. Костные препараты, таблицы, рентгенограммы и слайды.
Время — 135 мин.
Задание на самоподготовку к практическому занятию
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
1. Катар среднего уха | Знать, чтобы использовать в диагностике, уметь поставить диагноз и выбрать ле- чебную тактику | Назвать симптомы, описать отоскопичес- кую картину. Опреде- лить тип тугоухости. Пе- речислить комплекс ле- чебных мероприятии |
Продолжение таблицы
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
2. Кохлеар- ный неврит 3. Отоск- лероз 4. Болезнь Меньера | Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с. Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990. Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с. Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент Блок информации. | Тоже -//- Знать, чтобы использовать в диагностике, уметь поста вить диагноз и вы - брать лечебную тактику | Назвать причины. Перечис- лить лекарственные препа- раты, обладающие ототок- сическим действием. Со- ставить слуховой паспорт больного кохлеарным нев- ритом (правостороннее по- ражение). Перечислить комплекс лечебных меро- приятии Назвать основные симпто- мы. Указать тип тугоухости в начальной стадии заболевания, назвать и оценить камертональный тест, подтверждающий диагноз. Определить лечебную тактику Назвать и записать в рабо- чую тетрадь триаду симпто- мов. Перечислить комплекс лечебных мероприятий, применяемых во время приступа заболевания. Наз- вать три группы хирургиче- ских вмешательств |
План самостоятельной работы на занятиях (45 мин.)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Курация больных 2. Выполне- ние диаг- ностиче- ских и ле- чебных ма- нипуляций | 1. Обследование тематических больных в стационаре 2. Перекрестный осмотр студен- тами больных, курация которых начата на редыдущем занятии Определение проходимости слу- ховой трубы, продувание уха, введение сосудосуживающих средств в полость носа и носоглотки | Выработка умения обследования больного, анализа и синтеза полученных данных Продолжение оформления истории болезни Выработка и тренировка навыков |
Занятие 12.
Тема. ЗАБОЛЕВАНИЯ НОСА : ИСКРИВЛЕНИЕ ПЕРЕГОРОДКИ НОСА, ФУРУНКУЛ, ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ РИНИТ.
Актуальность. Патология носа занимает одно из первых мест в структуре заболеваемости ЛОР - органов и часто является причиной поражения околоносовых пазух. Знание клинической симптоматики и лечения заболеваний носа необходимо врачу любой специальности.
Цель. После изучения темы студент должен:
иметь представление об этиологии и патогенезе заболеваний носа;
знать основные клинические симптомы заболеваний носа, их осложнения, принципы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству;
уметь выполнять переднюю и заднюю риноскопию, поставить диагноз и провести дифференциальную диагностику, своевременно выявить риногенные осложнения, выбрать рациональную лечебную тактику, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.
Место проведения занятия. ЛОР-кабинет в поликлинике.
Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструментов, носовой ватодержатель, штыкообразный пинцет, носовые петли, носовой конхотом, скальпель, набор В. И. Воячека для исследования обоняния, слайды,
Время — 135 мин.
Задание на самоподготовку к практическому занятию
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
1.Искрив ление перего родки носа | Знать, чтобы использовать в диагностике, уметь поставить диагноз и выбрать лечебную тактику | Нарисовать риноскопическую картину при различных вариантах искривления перегородки носа |
Продолжение таблицы
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
2. Фурункул носа 3. Острый ринит 4. Хрониче- ский ринит: а) ката- ральный б) гипер- трофиче- ский в) атрофи- ческий г) нейровеге- тативный д) аллергии- ческий | Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с. Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990. Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с. Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент Блок информации. | Тоже Знать, чтобы использовать в диагностике, уметь поставить диагноз и выбрать лечебную тактику его лечения | Определить тактику врача и назвать комплекс лечебных мероприятии Назвать стадии острого ринита. Выписать рецепты для Провести дифференциальную диагностику катарального и гипертрофического ринита Назвать формы и методы лечения, нарисовать риноскопическую картину Назвать формы, провести их дифференциальную диагностику. Выписать мазь для лечения Назвать формы, провести их дифференциальную диагностику |
БЛОК ИНФОРМАЦИИ.
Классификация ринитов (С.З.Пискунов, Г.З.Пискунов,1997) основывается на анализе этиологических факторов клинических проявлений, риноскопической и морфологической картины.
1. Острый ринит.
1.Инфекционный:
а)специфический
б) неспецифический
2. Аллергический (сезонный)
3. Травматический
П. Хронический ринит.
1.Инфекционный:
а)специфический
б) неспецифический
2. Аллергический(круглогодичный)
3. Нейровегетативный
4.Гипертрофический. Формы гипертрофии:
а) фиброзная
б) сосочковая
в)полипозная
г) костная
д)смешанная
5. Атрофический
6. Озена
К специфическим инфекционным ринитам относятся риниты, вызванные возбудителями инфекционных заболеваний, например дифтерии, гонореи, менингита, туберкулеза, склеромы, сифилиса и др. Травматический ринит развивается при повреждениях слизистой оболочки после грубых манипуляций, оперативных вмешательств, тампонады, воздействий механических, термических, химических или физических раздражителей.
Катаральный ринит нецелесообразно включать в классификацию, так как проведенные нами вирусологические исследования подтвердили, что наиболее частой причиной избыточной секреции слизистой оболочки является персистенция респираторных вирусов (грипп, аденовирус, парагрипп, респираторно-синцитиальный вирус, риновирус) в эпителиальных клетках. Этот факт дает основание рассматривать такой ринит как инфекционный неспецифический. У больных, жалующихся на избыточные выделения из носа необходимо провести бактериологическое, вирусологическое, аллергологическое исследования, исключить патологический процесс в околоносовых пазухах.
В связи с тем, что гипертрофическому риниту свойственно разнообразие морфологических изменений, в классификации выделено пять форм гипертрофии, что позволяет в зависимости от характера изменений слизистой оболочки выбрать соответствующую лечебную тактику.
План самостоятельной работы на занятии (90 мин)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Курация больных 2. Отчет о само -стоятельной работе по результатам курации поликлинических больных 3. Выполнение диагностических и лечебных манипуляций | Поликлинический прием больных: 1) с заболеваниями носа , 2) с другими заболеваниями ЛОР-органов. Оценка выявленных изменений, проведение дифференциальной диагностики, установление диагноза и выбор лечебной тактики. Использовать схему истории болезни Студенты докладывают результа- ты курации больных, согласовыва- ют диагноз и лечение; оформляют медицинскую документацию (ам- булаторная карта, направления, рецепты) Приготовление носовых ватодер- жателей, смазывание полости но- са, введение лекарственных ве- ществ на тампонах, взятие мазка из носа, инсуффляция | Подтвердить умение обследова- ния больного, анализа и синтеза Полученных данных Выработка умения клинически мыслить Выработка и тренировка навыков |
Занятие 13.