Лекция 2. онтогенез человека
Центральным понятием возрастной антропологии является онтогенез. Оно было предложено в 1866 г. Геккелем при формулировании им биогенетического закона. Под онтогенезом понимают весь комплекс последовательных преобразований организма, начиная от стадии оплодотворенной яйцеклетки и до окончания жизненного цикла.
Сложность создания единой периодизации онтогенеза человека заключается в необходимости учета многих факторов, которые в свою очередь обладают разной информативностью в различные возрастные фазы. Следует понимать условность возрастной периодизации протекающего непрерывно онтогенеза, каждый его период несет в себе черты пройденного и зачатки будущего. Кроме того, такая классификация должна отражать не только медико-биологические, но и социально-экономические аспекты жизни человека, существенно различающиеся в отдельных государствах. Поэтому универсальной общепризнанной периодизации онтогенеза человека пока не создано.
Онтогенез человека делят на две неравные части – пренатальную (внутриутробную) и постнатальную (внеутробную). Российский антрополог В.В. Бунак предложил выделять в онтогенезе человека три стадии – прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предложены следующие показатели: для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает завершение стадии; для стабильной фазы – увеличение жирового слоя, нарастание массы тела, определенное постоянство функциональных показателей организма; для регрессивной стадии – уменьшение массы тела, снижение функциональных показателей, замедление скорости передвижения, видимые изменения покровов тела.
В отечественной биологии популярна схема возрастной периодизации Бунака, утвержденная в 1965 г.
Схема возрастной периодизации онтогенеза человека
Новорожденные – от рождения до 10 дней.
Грудной возраст – 11 дней – 1 год.
Раннее детство – 1-3 года.
Первое детство – 4-7 лет.
Второе детство – 8-11 лет (ж), 8-12 лет (м).
Подростковый возраст – 12-15 лет (ж), 13-16 лет (м).
Юношеский возраст – 16-20 лет (ж), 17-21 лет (м).
Зрелый возраст:
I период – 21-35 лет (ж), 22-35 лет (м);
II период – 36-55 лет (ж), 22-60 лет (м).
Пожилой возраст – 56-74 года (ж), 61-74 года (м).
Старческий возраст – 75-90 лет.
Долгожители – от 91 года.
Характеристика периодов онтогенеза человека
Пренатальный онтогенез включает три стадии. Предзародышевая стадия (прогенез) занимает первые две недели внутриутробного периода – от оплодотворения яйцеклетки до ее имплантации в стенку матки. Прогенез характеризуется формированием эмбриона. Эмбриональная или зародышевая стадия продолжается до конца второго месяца развития и заканчивается формированием плаценты. На этой стадии происходит закладка основных органов зародыша. Плодная или фетальная стадия длится с 9 недели до рождения ребенка. В это время плод очень быстро растет. К концу третьего месяца окончательно определяется пол плода. После 6 месяцев темпы роста резко падают, одна из причин – ограниченные размеры полости матки. С 7 месяцев плод способен к выживанию в воздушной среде и у него формируются рефлексы (сосательный, мигательный и хватательный), а также возникает реагирование на звук. К окончанию вынашивания формируются все клетки нервной системы.
В настоящее время выделяется еще перинатальный период с 28-й недели беременности до 7 дней после рождения. Это особенно критический период для плода и новорожденного.
Новорожденные. По уровню биологической зрелости новорожденных разделяют на доношенных (39-40 недель) и недоношенных (28-38 недель и менее). Кроме того, необходимо учитывать размеры тела новорожденных. Доношенными считают новорожденных с массой тела не менее 2500 г и длиной тела не менее 45 см. Недоношенные дети отличаются повышенной смертностью, поэтому они нуждаются в особом уходе. Средняя масса тела новорожденных мальчиков составляет около 3500 г, а девочек около 3300 г, но при этом по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек примерно на 4 недели. На размеры тела новорожденных влияют многие факторы, в том числе количество беременностей и родов у женщины, возраст и размеры тела родителей, состояние их здоровья, условия жизни, питание.
После родов ребенок полностью утрачивает непосредственную связь с материнским организмом и переходит к автономному существованию в абсолютно новой среде обитания. В первые часы жизни происходит приспособление организма ребенка к новым условиям. В первые 7-10 дней жизни ребенка производится вскармливание его молозивом.
Грудной возраст.В этом возрасте дети растут наиболее быстро за весь период постнатального онтогенеза. При нормальном развитии к году длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса утраивается. С 6 месяцев начинается прорезывание первых молочных зубов. К году – полутора годам закрываются роднички на голове. К концу периода ребенок переходит к самостоятельному передвижению. Появляются восприятие, образная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие.
Раннее детство.После года жизни темпы роста ребенка заметно снижаются. К двум годам заканчивается прорезывание всех молочных зубов. В этом возрасте быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь и память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве, овладевает элементарными бытовыми навыками и действиями с предметами.
Первое детство.С 5-6 лет начинается прорезывание первых постоянных зубов. В конце периода (6-7 лет) у многих детей отмечают некоторое ускорение роста – первый ростовой скачок. Начинают усиленно расти конечности. В этом периоде уже могут быть выделены типы телосложения детей. Быстро развиваются умственные способности, формируется личность ребенка.
Возраст до 7 лет называют также периодом «нейтрального детства», поскольку в это время мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Однако уже в этом периоде у девочек большее количество жира.
Второе детство.В это время выявляются половые различия в размерах и форме тела, и начинается ускоренный рост в длину, темпы которого выше у девочек. Примерно в 10 лет девочки опережают мальчиков по длине и массе тела, ширине плеч. К концу периода у девочек начинается половое созревание, связанное с усиленной секрецией половых гормонов. У девочек оно наступает примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. В среднем к 12-13 годам у обоих полов заканчивается смена зубов (за исключением третьих моляров).
Подростковый (пубертатный) период.Основноесобытиеэтого этапа – половое созревание организма. У обоих полов под влиянием половых гормонов развиваются половые органы, появляются вторичные половые признаки. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менархе (первая менструация). Кроме того, отмечается резкое увеличение скорости роста – пубертатный спурт (второй ростовой скачок). Ежегодные прибавки длины тела могут достигать 10-12 см. Особенно быстро растут мальчики и в 13,5-14 лет они опережают девушек по показателям физического развития. Обычно к концу периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины.
Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и половом созревании у девочек, но и в составе тела и функциональных показателях. У мальчиков в пубертатном периоде под влиянием андрогенов в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и снижается частота сердечных сокращений. У девушек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения.
В психологической сфере в подростковом периоде происходят развитие логического мышления и формирование самосознания. Так называемый «подростковый кризис» обычно приходится на возраст 13 лет.
Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов у подростков высока вероятность отклонений в показателях здоровья, поэтому пубертатный период считается критическим этапом онтогенеза.
Юношеский возраст. В это время в основном завершаются процессы роста и формирования организма, все его системы достигают морфофункциональной зрелости. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчин. Организм готов к выполнению репродуктивной функции.
На юношеский период приходится пик интеллектуальных и познавательных возможностей. Происходят формирование мировоззрение и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, а также достижение социальной зрелости и самостоятельности.
Зрелый возраст.В этом периоде форма и строение тела изменяются незначительно. После 30 лет все физиологические показатели постепенно снижаются. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.
По психологическим и социологическим характеристикам зрелый возраст делят на стадию молодости (до 35 лет) и собственно зрелый возраст (36-55 у женщин, 36-60 у мужчин). В молодости наряду с завершением физического роста и достижением полной физиологической зрелости продолжаются интеллектуальный рост, развитие личности и социальное развитие. В собственно зрелом возрасте от 36 до 45 лет закрепляются успехи и неуспехи в карьере, семье, сексе, материальном обеспечении, детях и т.д. Критическим десятилетием считается возраст 45-55 лет, когда появляются признаки ухудшения здоровья, потери молодости и красоты, попытки доказать свою молодость через любовные интриги или карьеру и бизнес. Развиваются гормональные сдвиги, у женщин наступает климактерический период. На этом фоне нередко возникают депрессивные настроения, что сказывается в увеличении количества суицидов в этом возрасте. В 55-60 лет наступает физиологическое и психологическое равновесие.