Оборудование и оснащение учебно-консультационного пункта

1. Стенды:

а) «Сигналы гражданской обороны и действия по ним»;

б)«Возможные чрезвычайные ситуации на территории муниципального образования и способы защиты от них»;

в) «Порядок и правила проведения эвакуации»;

г) «Индивидуальные и коллективные средства защиты»;

д) «Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи»;

е) «Оказание само- и взаимопомощи».

2. Имущество:

а) противогазы для взрослых (разные) — 10 штук;

б) противогазы для детей (разные) — 5 – 10 штук;

в) камера защитная детская КЗД-6 — 1 штука;

г) респираторы (разные) — 10 штук;

д) дозиметры бытовые (разные) — 1 – 3 штуки;

е) огнетушители (разные) — 1 – 3 штуки;

ж) ватно-марлевые повязки (ВМП) — 5 – 10 штук;

з) противопыльные тканевые маски ПТМ-1 — 3 – 5 штук;

и) индивидуальный противохимический пакет — 1 штука;

к) перевязочный пакет индивидуальный — 1 штука;

л) аптечка индивидуальная АИ-2 — 1 штука;

м) бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств индивидуальной защиты;

н) учебно-методическая литература по ГО и защите от ЧС природного и техногенного характера;

о) плакаты по ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;

п) памятки населению «Знай и умей», «Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях»;

р) подшивка журналов «Гражданская защита», «Военные знания»;

с) выписки из Плана гражданской обороны и Плана действий жилищного органа (муниципального образования) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

т) цветной телевизор с видеомагнитофоном и комплектом видеофильмов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для жильцов, желающих заниматься самостоятельно, в учебно-консультационном пункте необходимо иметь нормативные правовые документы, учебную литературу в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководители жилищно-эксплуатационных органов, муниципальных образований обязаны проявлять постоянное внимание их обновлению, совершенствованию и содержать в готовности для качественного проведения занятий и тренировок с неработающим населением.

Учебные классы (кабинеты)

Учебные классы (кабинеты) представляют собой специально оборудованные помещения, в котором одновременно могут обучаться не менее 25 человек.

Класс (кабинет) оснащается мебелью, техническими средствами обучения и контроля знаний обучаемых, проекционной аппаратурой, электрифицированными стендами (макетами), средствами индивидуальной защиты и медицинской защиты, приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, стендами, турникетами, витражами, плакатами.

Содержание и степень насыщения класса (кабинета) учебными и наглядными пособиями зависит от его предназначения.

На страницах журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» в настоящее время идет дискуссия по оформлению кабинета ОБЖ. Учитывая то, что кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий, самостоятельной подготовки и кружковой работы, опытные преподаватели-организаторы ОБЖ предлагают для оформления кабинетов использовать стенды общего характера и тематические.

По первому разделу курса ОБЖ для обучающихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предлагается четыре стенда:

а) «Поведение в чрезвычайных ситуациях»;

б) «Основы защиты от опасных химических веществ»;

в) «Средства индивидуальной защиты»;

г) «Средства коллективной защиты».

На стенде «Поведение в чрезвычайных ситуациях» целесообразно дать определение чрезвычайной ситуации, показать организацию работ при стихийных бедствиях, оказание первой медицинской помощи и самопомощи.

На стенде «Основы защиты от опасных химических веществ» желательно дать определение ОХВ, характеристику (хлора и аммиака). С помощью рисунков показать способы защиты от них.

Стенд средства индивидуальной защиты состоит из трех разделов: органов дыхания, кожи, медицинской защиты. В первом разделе показывается устройство противогаза, дается таблица определения размера шлем-маски, показывается порядок подготовки к использованию, проверка на герметичность. Показываются респираторы: Р-2, РУ-60М, «Лепесток», простейшие средства: противопыльная тканевая маска ПТМ-1 и порядок изготовления ватно-марлевой повязки. Во втором разделе показывается легкий защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный комплект ОЗК, простейшие средства защиты кожи. В третьем разделе показываются аптечка индивидуальная АИ-2 и индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, 9, 10, 11.

На стенде «Средства коллективной защиты» указывается назначение убежища и возможности по защите населения. На рисунках: отдельно стоящее и встроенное убежище, их внутреннее оборудование.

По второму раздела курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» тоже четыре стенда. Первый стенд посвящен: вопросам кровотечений, средствам и способам их временной остановки; первой медицинской помощи при переломах костей; синдроме длительного сдавливания; вывихам; ушибам. На втором стенде показываются простейшие приемы реанимации (оживления), первая медицинская помощь при шоковом состоянии, инфекционные болезни и их профилактика. На третьем стенде даются материалы по активному образу жизни, профилактике заболеваний, таблицы «Распределение дневного рациона по калорийности», «Основные питательные вещества и витамины», «Энергетическая ценность основных пищевых продуктов», «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии», рекомендации по питанию. На четвертом стенде показываются «Отставание в учебе курящих школьников», «Влияние алкоголя на внутренние органы подростка», «Молодежи об опасности наркомании», «Алкоголь и потомство».

По третьему разделу курса «Основы военной службы» целесообразно оформить пять стендов:

а) «Есть такая профессия — Родину защищать» (дается перечень военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, порядок приема в них, фотографии курсантов и офицеров — выпускников школы);

б) «Общевоинские уставы»;

в) «В помощь призывнику»;

г) «Вооруженные силы Российской Федерации»;

д) «Боевая техника видов Вооруженных Сил Российской Федерации».

Таково содержание одного из вариантов оформления кабинета ОБЖ.

Информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях»

Информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» многие называют уголками гражданской обороны.

Информационно-справочные стенды должны:

а) помочь людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени;

б) дать информацию в концентрированном виде о тех чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть на территории проживания людей;

в) ознакомить со способами и порядком защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

г) рассказать о вредных, опасных веществах, которые могут оказать воздействие на людей, какими свойствами они обладают, чем опасны;

д) напомнить об основных способах оказания первой помощи пострадавшим;

е) ознакомить со структурой гражданской обороны, должностными лицами предприятия (учреждения, организации), которые отвечают за ее мероприятия.

Преподавателю следует еще раз напомнить слушателям, что информационно-справочные стенды «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» должны создаваться на предприятиях, в учреждениях, организациях, в их структурных подразделениях (цехах, отделах, участках, бригадах).

Оформление и в какой-то мере содержание стендов не везде могут быть одинаковыми. Все зависит от возможностей и потребностей предприятия, учреждения, организации.

Их целесообразно создавать из семи разделов:

первый — «Кто и как оповестит»,

второй — «Если стихийное бедствие…»,

третий — «Это может случиться»,

четвертый — «Как поступить»,

пятый — «Помощь пострадавшим»,

шестой — «Защита»,

седьмой — «Наша гражданская оборона».

В разделе «Кто и как оповестит» указывается, что звучание сирен, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!». Услышав его, следует немедленно включить громкоговоритель радиотрансляции, радиоприемник, телевизор и прослушать экстренное сообщение местного органа власти или органа управления ГОЧС города (района). Может поступить информация о надвигающемся стихийном бедствии, произошедшей аварии, угрозе радиоактивного загрязнения, химического заражения, возникновении военной опасности. В этих случаях последует предельно короткое сообщение о порядке действий и правилах поведения при данной чрезвычайной ситуации. Следует незамедлительно выполнить указанные рекомендации.

Во втором разделе «Если стихийное бедствие…» рассказывается о наиболее характерных стихийных бедствиях для данного города, района: наводнения, бури, ураганы, смерчи, лесные и торфяные пожары и др. Напоминается, чем опасно каждое из них, к каким неприятностям может привести. Главное внимание обращается на способах защиты, правилах поведения и последовательности действий. Все рекомендации должны быть краткими, четкими и понятными для людей.

Третий раздел «Это может случиться» является как бы продолжением второго. В нем подробно рассматривается аварийная ситуация на своем ли соседнем объекте, например, с выбросом опасного химического вещества (ОХВ): чем опасно это вещество, каковы его физико-химические свойства и поражающие действия. Детально рассказывается о действиях людей: где укрыться, куда выходить, как поступить с оборудованием, станками и другими орудиями труда, кому оставаться на рабочих местах, кто обесточивает цех, объект.

В четвертом разделе «Как поступить» начальник органа ГОЧС совместно с главным инженером и другими специалистами объекта должен показать, что необходимо сделать: при возникновении пожара, при взрыве (обрушении), при нарушении подачи электроэнергии, газа, пара, воды, при разрыве трубопроводов с ядовитыми, агрессивными и горючими жидкостями. Могут быть указаны фамилии людей, отвечающих за определенные действия.

В пятом разделе «Помощь пострадавшим» коротко, но емко рассказывается о наиболее частых поражениях (травмах). О том, как действовать при ранениях, порезах, ссадинах, растяжении и порыве связок, переломах (вывихах), термических и химических ожогах, поражении ОХВ и других.

Шестой раздел «Защита» состоит из трех частей: инженерная защита, средства индивидуальной защиты и эвакуация.

В первой части указываются: места нахождения укрытий; пути движения к ним; кто укрывается; какие прочие сооружения можно использовать дополнительно. Для наглядности лучше это сделать на плане (схеме) объекта.

Во второй части указываются: места расположения пунктов выдачи СИЗ; кто, когда и в какой очередности выдает противогазы и респираторы; ответственные; будут ли изготавливаться ватно-марлевые повязки.

В третьей части показывается: как действовать при экстренной эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации; место расположения СЭП и маршрут следования к нему; время прибытия; кто, когда и каким образом подает команду на эвакуацию; что брать с собой из документов, вещей и одежды; что следует выполнить дома, прежде чем покинуть его. Все это лучше отразить на схеме, дополнив ее кратким текстом.

Седьмой раздел «Ваша гражданская оборона». Для наглядности лучше поместить схему, на которой указать:

начальник гражданской обороны (должность, фамилия, имя, отчество),

руководитель органа (работник) ГО ЧС (фамилия, имя, отчество),

состав комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий ,

какие службы гражданской обороны имеются и их начальники,

какими силами располагают,

наличие формирований, их состав и командиры, на базе каких структурных подразделений созданы, какой техникой, приборами и снаряжением оснащены.

В конце раздела следует указать место нахождения штаба (отдела, сектора) ГО ЧС, комиссии по ЧС, их телефоны. Необходимо дать адреса и телефоны органа управления ГО ЧС и поисково-спасательной службы города, района.

При оформлении информационно-справочного стенда по ГО «Как действовать в чрезвычайных ситуациях» следует помнить, что это не выставка фотографий, плакатов, рисунков, а место, где сконцентрированы и четко расписаны дела людей с учетом тех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть как в мирное, так и в военное время.

4. Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Полномочия и обязанности должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС

Основные мероприятия, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, определены постановлениемПравительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

Основные мероприятия предусматривают:

- развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и его защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

- создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

- пропаганду знаний в области гражданской обороны.

В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

а) федеральные органы исполнительной власти:

-планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и работников гражданской обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;

-участвуют в разработке государственных образовательных стандартов, программ и методик обучения учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";

-организуют обучение по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" студентов учреждений профессионального образования, находящихся в ведении этих органов;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

-планируют обучение населения в области гражданской обороны;

-организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов, - дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

-создают и оснащают учебно-методические центры или другие образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, имеющие соответствующую лицензию, а также организуют их деятельность;

-разрабатывают с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, примерные программы обучения должностных лиц и работников гражданской обороны в учебно-методических центрах или других образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

-организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;

-осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны.

в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

-разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

-организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;

-проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

-осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

-создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

г) организации:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

-осуществляет организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-организует повышение квалификации в области гражданской обороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- методическое руководство и контроль при решении вопросов обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:

- и утверждает примерные программы обучения для групп, указанных в пункте 3 настоящего Положения (за исключением обучающихся и неработающего населения), а также определяет перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

-определяет периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской обороне;

-устанавливает правила аттестации руководителей по вопросам гражданской обороны.

Большой объем и сложность задач по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требует к себе постоянного внимания со стороны должностных лиц и специалистов гражданской обороны и областной подсистемы РС ЧС.

Литература:

1.Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (с изм.).

2.Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ (с изм.).

3.Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4.09.2003 № 547.

4.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2.11.2000 № 841.

5.Примерные программы обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, рекомендованные МЧС РФ.

6.Приказ МЧС РФ «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований» от 19 февраля 2004 года № 19.

7.Приказ МЧС РФ «Об утверждении перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований» от 13 ноября 2006 года № 646.

8.Приказ МЧС РФ «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 03 марта 2005 года № 125.

9. Рекомендации по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

10.Постановление Администрации города Твери от 23 ноября 2012 г. № 1777 "О создании учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне на территории города Твери".

11. Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании
(утв. МЧС России 13 декабря 2012 г. N 2-4-87-30-14)

Приложения

Постановление Администрации города Твери от 23 ноября 2012 г. № 1777 "О создании учебно-консультационных пунктов
по гражданской обороне на территории города Твери"

В соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", на основании Устава города Твери (ст. 51) и в целях организации подготовки неработающего населения постановляю:

1. Утвердить Положение об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне (далее - УКП) (прилагается).

2. Рекомендовать руководителям управляющих компаний на территории города Твери(ООО "Управляющая компания Заволжского района" (Давидян В.Г.), ООО "Управляющая компания Московского района" (Цветков А.Ю.), ООО "Управляющая компания Пролетарского района" (Кузнецов С.А.), ООО "Управляющая компания Центрального района" (Назаров В.В.)) в срок до 01.03.2013 создать УКП на базе своих предприятий, определить мероприятия по их оснащенности необходимым имуществом и организовать обучение неработающего населения.

3. Управлению по делам ГО, ЧС г. Твери (Антонов А.О.) оказать методическую помощь управляющим компаниям по созданию УКП.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

5. Управлению информации администрации города Твери (Завгородняя Н.Н.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Управлению информационных ресурсов и технологий администрации города Твери (Исаев А.В.) разместить постановление на официальном сайте администрации города Твери в сети Интернет.

7. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы администрации города Твери Чубенко С.В.

И.о. Главы администрации города Твери С.В. Чубенко

Наши рекомендации