Противовирусные сыворотки содержат вируснейтрализующие, комплементсвязывающие АТ. К ним относятся коревая, гриппозная, антирабическая и другие сыворотки.

Активность иммунных сывороточных препаратов выражают в единицах, определяемых в серологических, реакциях нейтрализации, агглютинации, преципитации и т.д.

Иммунные сыворотки и иммуноглобулины создают пассивный специфический иммунитет практически сразу после введения. Этот иммунитет сохраняется при введении гомологичных сывороток до 1- 1,5 месяцев и гетерологичных до 20-30 суток ( в организме чужеродные белки быстрее разрушаются). Иммунные сывороточные препараты вводят, как правило внутримышечно в больших дозах и как можно раньше после вероятного инфицирования.

Перед инъекцией сывороточных препаратов, обязательна постановка кожной пробы на чувствительность (сенсибилизацию) к препарату. В случае положительной пробы иммунные сыворотки вводят по Безредке.

Пассивную иммунопрофилактику применяют в случае необходимости создания экстренного иммунитета у лиц , контактировавших с больными в инфекционных очагах или при подозрении на возможное инфицирование.

Иммуномодуляторы

Иммуномодуляторы- группа лекарственных средств, влияющих на функции иммунной системы. К ним относятся вещества химической и биологической природы, которые влияют на иммунокомпетентные клетки (Т- и В- лимфоциты) и их кооперативное взаимодействие, а также на течение иммунологических процессов, активизируя, подавляя или нормализуя их. В зависимости от этого иммуномодуляторы делят на 3 группы:

1.иммуностимуляторы; 2. иммунодепрессанты; 3.средства иммунозаместительной терапии.

К гомологичным иммуномодуляторам относят, природные вырабатываемые самим организмом вещества, участвующие в естественном процессе осуществления и регулирования иммунных процессов. К ним относятся вырабатываемые в организме человека так называемые регуляторные пептиды: интерлейкины, интерфероны, гормоны тимуса, ФНО. Они регулируют (активируют, супрессируют или нормализуют) работу отдельных этапов и весь процесс иммуногенеза в целом.

К гетерологичным иммуномодуляторам относят разнообразные по природе, источникам получения и принципам действия на иммунную систему вещества, которые не являются естественными, т.е. свойсвенными организму. Они действуют на иммунокомпетентные клетки. К гетерологичным иммуномодуляторам относят некоторые антибиотики, нуклеат натрия. К иммуномодуляторам следует отнести также антилимфоцитарную сыворотку, подавляющую активность лимфоцитов и гормоны (адренокортикоидные) оказывающие общеспецифическое действие на иммунную систему.

Иммуномодуляторы в зависимости от их природы получают методами биотехнологии из растительного (женьшень), животного (антилимфоцитарная сыворотка) сырья, биосинтезом при культивировании бактерий и грибов (антибиотики и полисахариды).

Диагностические препараты

Диагностические препараты – относятся к иммунобиологическим препаратам. Диагностические препараты, системы и наборы широко используют для диагностики инфекционных и неинфекционных заболевании, индикации, идентификации бактерий, вирусов, грибов, простейших для определения иммунного статуса, аллергических и иммунопатологических расстройств, иммунологической совместимости тканей, иммунных взаимоотношений матери и плода и т.п.

Диагностикумы применяются для выявления АГ и АТ, аллергенов, сенсибилизированных иммунокомпетентных клеток (Т- и В-лимфацитов), факторов естественной резистентности (комплемент, интерферон, белки сыворотки крови), иммунорегуляторы (интерлейкины, интерфероны)

На основе перечисленных иммунологических реакций созданы современные диагностические системы с помощью которых диагностируются инфекционные (ВИЧ- инфекция, грипп, брюшной тиф, чума, холера, хламидиоз, вирусные гепатиты) и неинфекционные(онкологические, аллергические, иммунопатологические и др.) заболевания

Вопросы по теме: Введение, история предмет и содержание медицинской микробиологии, иммунологии. Классификация микроорганизмов, имеющих медицинское значение.

1.В чём отличие частной и медицинской микробиологии, согласно предмету изучения?

2.В чём значение тинкториальных свойств микроорганизмов?

3. На чем основано изучение чистой культуры микроорганизмов в микробиологии? Сформулируйте определение чистая культура возбудителя.

4. В чём отличие понятий «Колония» и «Культура»?

Вопросы по теме: Морфология бактерий

1. Назовите особенности основных форм бактерий.

2. Значение диплококков в медицине, особенности окраски, формы и расположения.

3. Значение стафилококков и стрептококков в медицине, особенности окраски формы и расположения. В чем их отличие друг от друга?

4.Значение спорообразующих палочковидных бактерий в медицине, особенности окраски, формы и расположения.

5. Значение извитых патогенных бактерий в медицине, особенности окраски, формы и расположения.

Вопросы по теме: Строение бактериальной клетки

1.В чём значение пептидогликана для клетки?

2. Охарактеризуйте способы и формы защиты выделяют у клетки.

3. Перечислите функции мембран клетки.

4. В чём значение клеточной стенки и цитоплазмы для клетки?

5. Объясните механизм устойчивости грамотрицательных бактерий к антибиотикам.

Вопросы по теме: Физиология и биохимия бактерий

1. Какие жизненно важные функции изучает физиология бактерий?

2. Каким образом осуществляется пассивная диффузия?

3. Какие белки принимают участие в осуществлении облегчённой диффузии и активного транспорта? В чём суть процессов?

4. Сколько способов питания существует у бактерии, их особенности?

5. Назовите белковые катализаторы бактерий. Их функции.

6. В чём отличие в понятиях рост и размножение бактерий?

Вопросы по теме: Экология микроорганизмов

1. Какой микроорганизм является показателем загрязнения почвы?

2. Какие микроорганизмы выживают в почве более 10 лет и благодаря чему?

3. Что такое микробная обсеменённость и от чего она зависит в помещении?

4. Какие микроорганизмы являются санитарно–показательными в воздухе помещений и почему?

5.Что позволяет нормальной микрофлоре организма выполнять функцию антагониста по отношению к гнилостной микрофлоре?

6. Охарактеризуйте состояния равновесия нормальной микрофлоры в организме и её нарушения.

7. Какие микроорганизмы составляют нормальную микрофлору кишечника?

8. В чём значение факторов и функции нормальной микрофлоры кишечника?

9.Какие микроорганизмы составляют нормальную М/Ф дыхательных путей и ротовой полости?

Вопросы по теме: «Учение об инфекции. Понятие об инфекционном процессе»

1.Что лежит в основе определения «инфекционный процесс»?

2.Для какой категории паразитов паразитическая фаза имеет преобладающее значение?

3.Какие два фактора являются непосредственными участниками инфекционного процесса и что они определяют?

4.На что направлено формирование иммунной реакции в организме?

5.Какими свойствами должен обладать возбудитель (микроорганизм), чтобы вызвать инфекционный процесс?

6.Какой механизм позволяет микробам избегать действия факторов иммунной системы?

7.Назовите отличительные особенности экзотоксинов и эндотоксинов.

8.Что отражает индекс контагиозности?

9.Какое свойство клеток лежит в основе механизма развития лихорадки?

10.Что необходимо знать для определения комплекса противоэпидемических мероприятий?

11.Отчего зависит течение и исход инфекционного процесса?

12.Какое значение имеют уровни и стадии инфекционного процесса?

13.Объясните, как взаимосвязаны инфицирующая доза и возникновение заболевания?

14.В чём значение инфицирующей и летальной дозы?

15.Отличие понятий инфекционный процесс и инфекционное заболевание.

16.В чём отличие сепсиса от бактериемии?

17.Значение участников инфекционного процесса в возникновении, течении и исходе заболевания?

18.Что является пусковым механизмом любой инфекции?

19.Особенности развития инфекционного процесса?

20.Назовите пути и способы заражения при инфекционном заболевании.

21.Назовите возбудителей сепсиса и классифицируйте заболевания в зависимости от локализации гнойного очага и входных ворот?

Вопросы по теме: «Эпидемический процесс.

Основы эпидемиологии».

1. Что лежит в основе определения « Эпидемический процесс»?

2. Выделите 2 типа инфекции по длительности взаимодействия

микроорганизмов и организма.

3. В чём отличие суперинфекции и реинфекции?

4. В чём отличие рецидива и ремиссии?

5. Что приводит к прерыванию эпидемического процесса?

6. Назовите особенности 1го звена эпидемического процесса.

7. Назовите особенности 2го звена эпидемического процесса.

8. Назовите особенности 3го звена эпидемического процесса.

9. Каким образом осуществляются противоэпидемические мероприятия, направленные на 3 звена эпидемического процесса?

10.Какие выделяют 3 степени интенсивности эпидемического

процесса?

11.Что характеризует не интенсивность эпидемического процесса,

а частоту?

12.Как классифицируются инфекционные заболевания по

распространению?

13.Какие заболевания относятся к конвенционным и на основании чего?

14. Что лежит в основе определения «особо опасные инфекции»?

Вопросы по теме: Основы вирусологии. Бактериофагия.

1. Что является средой обитания вирусов и почему?

2. Какие существуют способы культивирования /получения/ вирусов?

3. Какие 4-е проблемы необходимо решить при выращивании культур клеток?

4. Обозначьте отличие фагов от антибиотиков.

5. В чём практическое применение фагов?

6. Где сохраняются фаги?

7. Под действием каких веществ фаги разрушаются?

8. Определите типы и группы вирусных инфекций.

9. Какой корпускулярный агент открыл Д.Эрелль?

10.Как проявляется резистентность фагов?

11. Чем отличаются вирусы и бактериофаги?

12. Кто ввел в науку термины бактериофаги и вирусы?

13. Каким образом культивируют вирусы?

14. Выделите основные свойства вирусов.

15. Почему вирусы относят к абсолютным внутриклеточным паразитам?

16. Что создают для борьбы с вирусными инфекциями? С какой эпидемией

боролись в начале ХХ века?

Наши рекомендации