Джеймс Рэнди, великолепный маг и мастер фальсификаций
Джеймс Рэнди — первоклассный маг, который появлялся много раз на "Вечернем шоу" с Джонни Карсоном и который в последнее время прославился "разоблачениями" различных паранормальных явлений и "лженауки". Однако заметим, что для того, чтобы стать искусным волшебником, Джеймс Рэнди стал специалистом в том, как удержать внимание людей на одной своей руке в то время, когда другая творит "чудеса" (или умный обман).
Рэнди получает большую почту, потому что он обещал приз в один миллион долларов тому, кто предоставит убедительные доказательства действия гомеопатического лекарства или других "паранормальных" явлений. Хотя немногие серьезные исследователи воспринимают Рэнди и его "приз" серьезно, в 2003 году я принял участие в одном эксперименте, с которым Рэнди был связан, и полученной мной опыт объяснил мне многое относительно этого человека. Прежде всего я должен отметить, что вовсе не выражал желания выиграть этот приз, и даже если бы этот эксперимент имел положительный результат, я бы не получил никакого денежного вознаграждения.
Марк Голден, продюсер Джона Стоссела и программы "Эй-Би-Си" "20/20", попросил меня принять участие в слиянии "реалити-шоу" и "науки". Он спросил, известен ли мне какой-нибудь лабораторный эксперимент, выполнение которого докажет, что гомеопатические лекарства обладают (или не обладают) биологической активностью… и он хотел добавить к этому еще немного телевизионной драмы. Голден сказал мне, что успешный результат может принести гомеопатической организации один миллион долларов — приз от Джеймса Рэнди. Я ответил ему, что было проведено несколько таких экспериментов, но одно исследование было особенно примечательно, потому что оно было проведено Мадлен Эннис, профессором биохимии из Королевского колледжа в Белфасте, в Ирландии, в прошлом скептически относившейся к гомеопатии. Кроме того, я рассказал этому продюсеру, что в трех других университетах ее эксперимент был повторен (Belon, Cumps, Ennis, 19992; Belon, Cumps, Ennis, 20043).
Я согласился участвовать в эксперименте при условии, что профессор Эннис сама проведет исследование или станет его консультантом, так как хотел иметь гарантию, что оно будет выполнено правильно. Продюсер согласился. Поэтому меня привезли в Нью-Йорк для интервью, и через месяц исследование должно было начаться. Профессор Эннис — весьма уважаемый ученый, и она сказала продюсеру и мне, что не заинтересована в проведении "телевизионного научного эксперимента", но рассмотрит протокол исследования, составленный тем ученым, который этим займется.
Когда же протокол наконец отправили профессору Эннис, она была потрясена тем, что получила. Этот протокол не соответствовал ее эксперименту (Ennis, 20048). На самом деле, это было, очевидно, исследование, нацеленное на опровержение гомеопатии. Эннис отметила, что некоторые химикаты, используемые в эксперименте, были известны как убивающие клетки именно тех специфических типов, которые подсчитывались в ходе эксперимента. Кроме того, она перечислила вопиющие проблемы с этим исследованием и заявила, что "исследователь", создавший этот новый эксперимент, по-видимому, никогда прежде в своей жизни не проводил и не публиковал ни одного исследования. Так оно и было — исследователь, спроектировавший этот эксперимент, а затем и осуществивший его, был техником-лаборантом без ученой степени, не имевшим до этого никаких публикаций.
Кроме того, мы с профессором Эннис узнали, что тот же исследователь провел аналогичный непригодный эксперимент для "Би-Би-Си", которая стремилась дискредитировать гомеопатию (BBC, 20021). Ведущий этой программы на "Би-Би-Си" открыто утверждал, что этот телеэксперимент был "повторением" предыдущего исследования профессора Эннис, хотя это утверждение было чистым вымыслом. Тогда я связался с продюсером "20/20" Марком Голденом, чтобы предупредить его об этой проблеме, и он просто пояснил мне, что обещал "консультироваться" с профессором Эннис, но не обязан делать то, что она или я захотим. Хотя я предполагал, что сотрудничество с продюсером "20/20" гарантирует высокие этические и журналистские нормы, я засомневался, было ли такое мое предположение правильным. Как выяснилось, я также не учел влияние на работу команды, связанной с Джоном Стосселом — репортером, который ранее был пойман на фабрикации "исследования" полезности органических продуктов, в котором ложно заявлялось, что нет никакой разницы между органическими и обычными пищевыми продуктами (Dowie, 20016, 7).
В комментарии относительно гомеопатии Стоссел дерзко утверждал, что "университетские ученые, которые рассматривали протоколы испытания, заявили, что оно было 'технически обоснованным' и 'проводилось тщательно'" (Stossel, 200318). Хотя Стоссел признал в эфире, что у меня были возражения относительно исследования еще до его проведения, он не стал упоминать, что с экспертом, с которым его продюсер согласовал консультации по этому исследованию, возникли такие же напряженные проблемы.
Джон Стоссел так часто использовал и даже популяризировал термин "лженаука" на "20/20", что у меня возникло сомнение, не вовлечен ли он в нее лично, и это не шутка.
Перед практическим выполнением этого эксперимента исследователь написал мне, что "без согласия всех участников относительно того, как все должно быть проведено, результат этого эксперимента на самом деле практически бессмысленен". И, тем не менее, он и команда "20/20" продолжили проведение этого непригодного научного эксперимента, результат которого оказался действительно бессмысленным.
Смущает и то, что "изумительный" Джеймс Рэнди или кто-либо из его многочисленных последователей никогда не комментировали качество этого исследования, хотя известно, что они подымали на смех практически любое исследование, в котором гомеопатическое лекарство давало положительный результат. Безусловно, есть смысл в том, что магу хочется разоблачить чье-то мошенничество и шарлатанство. И все же, если Рэнди действительно серьезно намеревался разоблачить мошенничество и шарлатанство, то достаточно любопытно, что он решил преследовать альтернативную медицину, а не Биг Фарму (Большую Фармацию) и Биг Медисин (Большую Медицину), в том время как в них регулярно происходит намного больше вопиющего мошенничества, которое гораздо сильнее воздействует на общество.
Конечно, Рэнди (и любой другой) имеет право разоблачать мошенничество в любом его виде, но резонно спросить: есть ли "метод", с помощью которого можно выбрать, на чем сосредоточиться, на том или на другом? Хотя Рэнди гордится раскрытием мошенничества и обмана, он, видимо, закрывает глаза, когда сам может быть вовлечен в то, что может быть признано мошенничеством или обманом.
Что же касается "приза" Рэнди в один миллион долларов, то каждый может и должен посмотреть на правила получения этой награды, которые Просветительский фонд Джеймса Рэнди (JREF) специально сформулировал так умно, чтобы никому ничего не пришлось платить. Пункт 4 предполагает, что "в любой момент до начала формального испытания JREF оставляет за собой право переработать протокол, если возникли вопросы, которые могут препятствовать справедливому и беспристрастному испытанию" (Randi Prize, 201117). Как оказалось, самая последняя на сегодняшний день попытка протестировать гомеопатию в соответствии с протоколом, согласованным Рэнди с известным греческим гомеопатом Джорджем Витулкасом, так затягивалась Рэнди, что испытание просто стало невозможным (Vithoulkas.com19). Рэнди ничего не говорит в свою защиту, так как якобы не хочет комментировать прошлое или то, что он сказал или о чем ранее договорился (Randi.org, 200816).
Джеймс Рэнди — не только критик гомеопатии и альтернативной медицины, он также отрицает изменение климата (Randi.org15). Большому количеству его последователей долгое время было сложно принять его позицию, но все же они защищали его, утверждая, что так как он на самом деле не ученый, то не следует ожидать, что он может разобраться в этих сложных вопросах (Myers, 200914). Эти же последователи доказывают, что Рэнди достаточно компетентен, чтобы уверенно заявлять, что многие гомеопатические и альтернативные методы лечения это "болтовня", и при этом, как члены секты, эти последователи игнорируют тот факт, что он не является ни ученым, ни врачом, и нельзя ожидать, что он может разобраться в сложных вопросах лечения.
Если Джеймс Рэнди серьезно озабочен мошенничеством и обманом в медицине и науке, то можно было ожидать, что он не будет молчать о безудержном сутяжническом масштабном мошенничестве, которое регулярно совершают исследователи из традиционной медицины и "науки", равно как и принадлежащие Биг Фарме компании. Тем не менее, Рэнди — великий волшебник, и он, очевидно, признанный эксперт по мистификациям.
Преимущество позиции Рэнди относительно изменения климата в том, что она совпадает с позицией Биг Ойл (Большой Нефти) и Биг Корпорейт (Большой Корпорации). По словам церковной леди (персонаж пародийного скетча "Церковная леди". — прим. перев.), "как это удобно".
Парадокс, однако, в том, что сам Джеймс Рэнди, похоже, стал жертвой обмана в своей личной жизни. Давний компаньон Рэнди, Хосе Луис Альварес, был арестован в начале сентября 2011 года, обвиненный в присвоении себе имени и фамилии другого человека (Franceschina and Burstein, 20119). В этой новости есть определенная ирония: мастер разоблачения мошенничества был сам обманут (приношу свои соболезнования, ведь я понимаю, что каждый человек может быть обманут). Тем не менее, в данном случае человек, представлявшийся как Хосе Луис Альварес, с помощью Рэнди и под его защитой, а также благодаря эффектным сообщениям в СМИ, изображал из себя "медиума" и посещал в Австралии сообщества "Нью-эйдж". Этот обман Рэнди и "Альвареса" получил широкое освещение в СМИ.
Старая поговорка, что люди учат тому, чему им самим следовало бы поучиться, по-видимому, приобретает здесь особый смысл.