Никто не делает работу над горем в совершенстве

Согласно моему опыту люди, ожидающие от себя слишком многого, хуже справляются с утратами и горем. Если вы слишком многого от себя требуете,, то к горю добавляется чувство вины и ненужное разочарование. Напрасно. Никто не проделывает работу над горем хорошо. Вы спотыкаетесь и скользите, три шага вперед - три назад, вы стараетесь изо всех сил и видите, что этого все равно недостаточно.

Чтобы подготовиться к утратам, просмотрите требования, которые вы выработали для себя, и если они нереалистичны - измените их. Будьте терпимее к себе.

Даже если сейчас вы не переживаете тяжелую утрату, сделайте упражнения, данные в этой книге. Спросите себя, как вы отзоветесь на смерть близкого, на смену места жительства или развод. Прикоснувшись к своим чувствам, вы сделаете шаг в подготовке к неизбежному.

Утраты и горе - невеселый опыт, но они случаются со всеми, и не единожды. Вы можете подготовить себя к утратам теми простыми, но важными приемами, которые я изложил.

Возможно, наибольшую выгоду принесет не подготовка к тому, что вам делать после утраты, а подготовка к жизни до утраты. Последнее, что я хочу сделать перед тем, как вы закроете книгу - это отправить вас в фантастическое путешествие. Читая нижеследующий текст, воображайте себе описанные картины.

ТАЙНЫЙ ЯЩИК

Вы находитесь на зеленом лугу. Колышется трава, по ней разбросаны яркие пятна цветов. Над головой у вас синее небо с редкими пухлыми облачками. (Закройте глаза и представьте себе эту картину. Когда будете готовы продолжать, откройте глаза и читайте дальше.)

Вы идете по этому лугу и подходите к хрустально-синему озеру. На его берегу небольшой песчаный пляж, вы разуваетесь; под ногами у вас крупный песок, согретый ярким солнцем.

Вы проходите по песку и входите в воду. После теплого песка вода кажется холодной, и это приятно. (Если хотите, снова закройте глаза, переживите эту сцену в своем воображении. Когда будете готовы продолжать, откройте глаза и читайте дальше.)

А дальше начинается удивительное. Вы заходите в воду все глубже, чувствуете, как вода доходит вам до колен, потом до талии. Дно озера ровное, песчаное, нет ни камней, ни водорослей. Вы продолжаете входить в чистую, холодную воду, и она поднимается вам по грудь, потом по шею.

Чем хороша фантазия, так это тем, что ее не сдерживают ограничения физического мира. Итак, вы продолжаете идти, и вот вы скрылись под водой! О чудо - вы можете дышать и не всплываете. Вокруг прекрасный вид, вы чувствуете себя в безопасности, настроение приподнятое. Вода освежающе холодна, вы дышите ею и начинаете понимать, откуда у рыб столько энергии. (Можете на время отложить книгу, закрыть глаза и проникнуться ситуацией. Ясно представив картину, продолжайте читать).

Вы заходите глубже, становится все темнее, и только в самом центре озера сильный поток солнечных лучей высвечивает круг. Вы подходите к этому месту и видите на песке маленький ящик. Он похож на пиратский сундучок - из темного дерева, с медной ручкой.

Вы берете ящик и открываете его. Солнечные лучи освещают содержимое, вы видите его отчетливо. Вы знаете, что лежит в ящике. (Закройте глаза, чтобы лучше видеть. Когда все разглядите, откройте глаза и продолжайте читать).

Вы закрываете ящик и выносите его из воды на берег. Вы идете к лугу и видите, что вам навстречу идет человек. Это мужчина. Он вам не знаком, но вас к нему влечет. Он улыбается, и вы знаете, что вам нечего бояться.

Вы подходите к незнакомцу, и, к своему удивлению, вам становится очень легко. Вы ничего не говорите, и он тоже ничего не говорит. Вы стоите и смотрите друг другу в глаза.

Вы без слов протягиваете ящик, и мужчина берет его. С минуту вы смотрите друг на друга, потом он кивает, а вы поворачиваетесь и уходите.

Вы идете через луг, чувствуя спиной тепло солнца, вас обдувает легкий ветерок, вы идете так легко, как давно не случалось ходить. Вы понимаете, что жизнь прекрасна. И вы выздоровели.

Когда закончите читать этот рассказ, положите книгу, встаньте и походите минуту-другую. Не правда ли, вы чувствуете себя несколько лучше, чем когда начинали читать?

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОТЕРИ

Помните, я сравнил воспоминания человека, восстановившего себя после горя, с рассказами путешественника. Я сказал, что те, кто победил горе, говорят больше о том, что они нашли, чем о том, что потеряли. В их жизни отражаются события прошлого, но они нацелены на будущее. Смерть, утрата не главенствуют в их мыслях. Их понимание радости более прочно, чем наше, потому что они знают: в жизни нет ничего такого, с чем бы они не справились. Они умеют сострадать. Они терпимее к людям. Они с почтением относятся к жизни и высоко ценят человеческие отношения.

Я надеюсь и молюсь, что после того, как вы пройдете через горе, как прошли через мою книгу, любой, кто поговорит с вами, будет считать, что говорил с путешественником.

Пусть ваша жизнь после утраты будет полной и достойной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СЛОВА ДЛЯ ОПИСАНИЯ ЧУВСТВ

Нелегко выразить свои чувства в словах. Задача становится еще труднее при сильных чувствах, положительных или отрицательных. Мы часто говорим: "Слов нет, какой красивый закат" или "Я так тебя люблю, что невозможно выразить словами". Мы также говорим: "У меня нет слов, чтобы передать, какую боль причинила мне его смерть".

Выразить чувства в словах хоть и трудно, но важно. Описание чувства горя - акт восстановления.

Первая причина неумения выражать свои чувства кроется в языке, которым мы пользуемся. Мы обычно говорим "я чувствую" в тех случаях, когда имеем в виду "я думаю". Например: "Я чувствую, нужно сделать так-то..." Здесь говорится про мысль, а не про чувство. Неправильное использование слов "я чувствую" создает преграду к выражению чувств.

Проще всего убедиться в том, что вы говорите о чувствах, а не о мыслях - это заменить "я чувствую" на "я думаю". Если вы описываете чувства, фраза станет бессмысленной. Например, "Я чувствую себя жалкой и разбитой после этой утраты" - имеет смысл, тогда как: "Я думаю, что я жалкая и разбитая" - не имеет. Первое предложение, безусловно, описывает чувства.

Однако если вы скажете: "Я чувствую, мое переживание этой утраты - самое худшее, что со мной случалось", то это предложение можно заменить на: "Я думаю, мое переживание этой утраты - самое худшее, что со мной случалось". Смысл остался прежний. Значит, вы описывали не чувства, а мысли в связи с утратой.

Следующие слова выражают чувства. Когда вы пишете дневник или работаете над упражнениями из этой книги, обращайтесь к данному списку. Найдите лучшее слово для выражения тех чувств, которые вы хотите описать.

СЧАСТЛИВЫЙ

Довольный

Беззаботный

Искренний

Мирный

Радостный

Веселый

Бодрый

Оживленный

Благоговейный

Ликующий

Беспечный

Легкомысленный

ИсступленныйЗЛОЙ

Неистовый

Раздраженный

Свирепый

Сердитый

Досадный

В приступе гнева

Жгучий

Кипящий

Яростный

Бешеный

Горький

Дымящийся

ГневныйГРУСТНЫЙ

Кислый

Ничтожный

Мрачный

Несчастный

Угрюмый

Гнетущий

Обескураженный

Подавленный

Траурный

Выдохшийся

Унылый

Покинутый

Безрадостный

СТРАХ

Дрожь

Паника

Истерика

Потрясение

Ужас

Беспокойство

Испуг

ОшеломлениеНАПРЯЖЕНИЕ

Натянутость

Напряженность

Слабость

Несобранность

Паралич

Пустота

Бездыханность

СТРАДАНИЕ

Несправедливость

Обида

Оскорбление

Боль

Мука

Крушение

Страдание

Одиночество

Холод

МУЖЕСТВО

Ободрение

Доверие

Безопасность

Заверения

Предприимчивость

Храбрость

Решительность

Гордость

ОтвагаУСТРЕМЛЕННОСТЬ

Очарование

Созидание

Честность

Возбуждение

Увлечение

Жадность

Искренность

Заинтересованность

ПытливостьСОМНЕНИЕ

Недоверие

Подозрительность

Неуверенность

Колебание

Безнадежность

Беспомощный

Нерешительность

Пораженчество

Пессимизм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РОЛЬ ПИТАНИЯ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ПОСЛЕ ГОРЯ

Роль питания в деле восстановления после горя еще не получила того внимания, которого она заслуживает. Наличие в пище необходимых питательных веществ исключительно важно для здоровья во время стресса.

Первый шаг - поддерживать вес. Мы все по-разному реагируем на стресс. Некоторые начинают много есть и как следствие - набирают в весе. Другие теряют интерес к еде и худеют.

В любом случае, если ваш вес изменился больше чем на 10%, в вашем питании, похоже, недостает каких-то элементов, и у вас будут уменьшаться силы, необходимые для борьбы со стрессом.

Чтобы сохранить энергию, готовьте простую еду из одного блюда плюс выпечка или пользуйтесь готовыми сбалансированными обедами. Поменьше жирного и соленого. Чтобы упростить себе работу, пользуйтесь миксером, тостером, микроволновкой, пусть вам помогут друзья или родственники, если изъявят желание. Можете брать обеды на дом из ближнего ресторана. Пользуйтесь всем, что работает на вас. Не пропускайте время приема пищи, не полагайтесь на то небольшое количество еды, которое вы проглотили не глядя. Разнообразие и качество еды - краеугольный камень хорошего питания.

Также очень важно подумать о жидкости. Вода нужна для нормальной работы всего организма, для поддержания баланса между составляющими питания. Напитки, содержащие большое количество кофеина или алкоголя, действуют как мочегонное и, следовательно, способствуют обезвоживанию организма. Лучшая на свете жидкость - это вода!

Вот несколько простых, общеизвестных правил, пусть они послужат вам справочником. Вы должны убедиться, что ваше питание помогает, а не вредит процессу восстановления.

Эти правила пригодятся вам до конца жизни. Если вам нужна особая диета или вы хотите больше узнать о правильном питании, вам помогут в местной клинике.

ПАМЯТКА ПО ПИТАНИЮ

1. Установите регулярное время для приема пищи и для того, чтобы перекусить.

2. Пейте не меньше восьми стаканов воды в день.

3. Группы продуктов питания и количество приема в день:

Хлеб и каша из цельных зерен - 4-6 блюд.

Фрукты и овощи - 4-6 блюд.

Низкокалорийные продукты - 2 блюда.

Мясо и мясные продукты (120-180 граммов).

4. Возможно, вам легче есть часто и по-немногу, чем в три больших приема. Убедитесь, что ваши закуски достаточно питательны и общий дневной прием пищи не сократился.

5. Заранее составляйте план, что у вас будет на закуски и на обеды, чтобы иметь достаточное и сбалансированное питание и тратить меньше времени и сил на магазины.

6. Ешьте больше продуктов, богатых железом, включая нежирное мясо, морепро-дукты, каши, ржаной хлеб, зеленые листовые овощи,- сухофрукты, орехи, горох и бобы.

7. Углеводы легко усваиваются, они представляют собой наилучший источник энергии при усталости, сопровождающей горе. В каждом обеде должно присутствовать блюдо из углеводов (но не сахар): хлеб, печенье, каша, макароны, картошка, рис, а кроме того, горох и бобы.

8. Если вы ежедневно едите рекомендованное количество продуктов, вы будете получать достаточно витаминов и минеральных веществ. Но если ваша еда нерегулярна и недостаточна, можно пользоваться пищевыми добавками. В избытке они вредны, так что посоветуйтесь с врачом, если чувствуете в них потребность.

9. Раз в месяц в течение трех дней записывайте все, что вы едите, а потом сравните с рекомендациями по каждой группе продуктов.

10. Раз в неделю взвешивайтесь, желательно с утра. Если вы начинаете замечать изменения, обратитесь к врачу.

ПРИМЕР ПРОСТОГО МЕНЮ

Завтрак: Апельсин или сок. Гренок с маргарином. Яйцо или нежирный сыр. Обезжиренное молоко, бескофеиновый кофе или травяной чай.

Обед: Для сэндвича - хлеб из муки грубого помола; горчица или нежирный майонез; нежирное мясо, рыба или сыр; помидоры, салат, лук, перец и т.п.

Капустный салат.

Свежие или консервированные фрукты.

Бескофеиновый, безалкогольный напиток.

Ужин: Нежирное мясо, цыпленок без кожи или рыба - все это вареное или запеченное. Картошка в мундире, коричневый рис или макароны из грубой муки. Зеленые или желтые овощи. Фруктовый салат. Йогурт или кефир. Бескофеиновый, безалкогольный напиток.

Чем перекусить среди дня:

Попкорн или соленое печенье. Крекеры, чипсы.

Сушеные или свежие фрукты.

Сырые овощи.

Обезжиренное молоко, йогурт, сыр.

Орехи, семечки (хотя в них много жира).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРУППУ ПОДДЕРЖКИ

Сформировать группу поддержки в горе очень несложно. Поскольку тяжелые утраты - неизбежное событие в нашей жизни, вам нетрудно будет найти участников.

Первая задача - решить, какова направленность группы. Будет ли это группа для овдовевших людей? Или сюда войдут и. те, кто потерял ребенка, родителей? Вы будете иметь дело с горем, следующим за смертью? Или рассматривать нужды разведенных? Состав группы ограничивается прихожанами церкви или соседями?

Если вы создаете группу, то пусть она отражает вашу собственную ситуацию и потребности, с этого и начните.

Будьте уверены, что после первого понятного беспокойства при встрече с незнакомыми людьми вас ждет самый положительный прием.

Церковь, синагога, клубы по интересам, ваш собственный круг друзей - вот где надо искать участников группы поддержки.

Есть разные способы объявить о создании группы, вот примеры:

1. Попросите священника, пастора, или раввина поместить объявление в приходском вестнике о формировании группы поддержки. Попросите кого-нибудь из членов создаваемой группы поставить свои имена. Добавьте свое имя и телефон для связи.

2. Поместите заметку в клубном листке. Предложите встречаться у вас дома или в каком-то другом месте.

3. Пригласите местного психолога провести 6-8 занятий по вопросам горя и утраты. Обычно .они делают это бесплатно, в надежде на потенциальных клиентов.

4. Поговорите с друзьями, предложите собираться и поддерживать друг друга во время утрат, а также делиться опытом.

5. В местной газете, а также в рекламных листовках магазинов и аптек дайте объявление о создании группы поддержки в горе.

Укажите цель работы группы и длительность занятий, а также цену, если вы ее назначите.

Всегда полезно с самого начала объявить дату окончания работы группы. Это побуждает людей регулярно ходить на занятия, а также облегчает отказ в случае, если эмоциональные переживания слишком тяжелы, чтобы можно было их' разрешить в группе.

У каждого участника в качестве руководства должна быть эта книга.

Если нет профессионального руководителя, в группе должно быть не меньше четырех человек и не больше десяти.

Даже если профессиональный руководитель есть, важно, чтобы первые занятия открывал тот, кто собрал группу.

Когда в группе нет профессионала, ее цели будут иными.

Не стоит пытаться лечить членов группы! Но каждому будет чрезвычайно полезно иметь такое окружение, где можно без смущения делиться опытом и чувствами. От руководителя требуется всего лишь понимать принципы восстановления после горя, изложенные в этой книге.

Самодеятельная группа должна признавать следующие основные принципы:

1.Чувства не бывают правильными или неправильными. Руководитель должен приветствовать как злость и раздражение, так и надежду и радость.

2.Работа над горем и утратой занимает много времени. Просмотрите шаги восстановления после горя, указанные в главе 4.

Занятие 1

Первое занятие особенно важно. Люди чувствуют себя неловко, тревожатся о том, что будет происходить. Руководителю важно установить атмосферу покоя и безопасности. Если у вас нет профессионального консультанта, сделайте так:

1. Обеспечьте уютную, близкую к домашней обстановку. Приглушенный свет, удобные кресла, расставленные в кружок, отчетливые таблички с именами, отсутствие посторонних шумов - все это поможет создать нужную атмосферу.

2. В помещении не должно быть детей, они очень отвлекают. Для детей можно отвести другую комнату.

3. На занятиях могут быть только безалкогольные напитки. Алкоголь создает трудности. Избегайте его.

4. На каждом занятии должна быть по крайней мере одна полная коробка бумажных носовых платков. Поставьте ее на таком месте, чтобы было удобно всем членам группы. (Я держу пять коробок под рукой и одну на отдельном столе, рядом с которым стоит пустой стул.)

Начните с напоминания о цели группы: Пусть каждый участник представится и расскажет, почему он сюда пришел. Пусть каждый опишет утрату, которую он переживает, в любых подробностях. Поощряйте людей называть имя умершего или получившего развод.

На этой стадии совместной работы важно, чтобы люди просто слушали, но не давали советов. Часто будет повторяться: "Я думала, что только я так чувствую". Неплохо, если руководитель привлечет внимание к общим чертам в поведении участников группы.

Главная цель занятия - чтобы люди рассказали о своих проблемах и увидели, что их слушают и понимают.

Собрание должно длиться не более полутора часов и заканчиваться вовремя. Будете ли вы в конце молиться - дело ваше, но если да, то молитва должна быть короткой, положительной и не похожей на проповедь.

Хорошо бы к следующему занятию распечатать для всех листки с фамилиями, адресами и телефонами участников группы.

Занятие 2

Подготовиться ко второму собранию нужно так же, как к первому: мягкий свет, удобная мебель, салфетки.

Если участники группы еще не познакомились или есть новички, положите на кресла таблички с именами.

Пусть каждый участник первого собрания представится новичкам и скажет о том, какая утрата его постигла. Потом пусть это сделают новички.

Прочтите о четырех ключевых факторах в главе 6. По каждому пункту дайте время на обсуждение, пусть каждый желающий скажет, как он воспринимает ключевые факторы по отношению к своему случаю. Не торопитесь! Можно целый вечер обсуждать первый фактор: "Выход из горя проходит через горе, потому что его не обойти".

Вполне возможно, что во время обсуждения люди будут плакать - важно убедить группу в том, что слезы уместны.

Если останется время, попросите рассказать, с какими проблемами они столкнулись на прошедшей неделе. Помните, что ваша цель - помочь собравшимся делиться переживаниями.

В заключение спросите, не желает ли кто-нибудь, чтобы члены группы звонили ему в промежутках между занятиями. Пусть остальные отметят эти телефоны в своих списках.

Часто поддержка, которую люди оказывают друг другу в промежутках между собраниями, полезнее самих собраний. Иногда так начинается долговременная дружба.

Занятие 3

Начните с вопроса, не хочет ли кто-то поделиться новостями. Может возникнуть тенденция свернуть на тему, напрямую не связанную с личным восстановлением после горя. Например, если кто-то находится на стадии обвинения других в своей утрате, он может занимать время разговорами об этих других людях, а не о своих чувствах. В таком случае руководитель должен мягко, но твердо вернуть разговор к теме сегодняшних переживаний участников группы.

Раздайте карандаши и бумагу.

Пусть участники группы нарисуют диаграмму настроения за последний год, как это предлагается в главе 7. Попросите их описать свои чувства в данный момент в понятиях цвета, вкуса, запаха, ощущения и звука.

Пусть каждый напишет ответ на вопрос:

"Если бы я мог сейчас изменить что-то одно в жизни, что бы это было?"

Дайте достаточно времени для выполнения заданий. Потом, когда ответы будут готовы, обсуждайте поочередно с каждым вопросы один за другим. Если кто-то дал короткие ответы, попытайтесь вытащить из него детальное описание чувств.

Перед окончанием занятий дайте задание на дом:

1. Купить тетрадку и надписать ее - "Журнал".

2. В течение недели каждый день записывать:

- что случилось важного;

- человек, который сегодня оказался важен для меня;

- какие чувства меня сегодня беспокоили;

- планы на завтра.

3. Наверху страницы указывать дату и час записи.

4. Принести с собой журнал на следующее занятие.

Занятие 4

Это и последующие занятия начинайте с предложения чем-то поделиться, как на третьем занятии.

Для начала спросите, как члены группы отнеслись к идее ведения журнала.

Обычно оказывается, что кто-то забыл (был слишком подавлен), а кто-то заполнил только часть. Заверьте их, что это не страшно, пусть они попробуют еще раз.

Может быть, кто-то согласится прочесть отрывок из своего журнала. Можете попросить членов группы назначить какой-нибудь день и потом зачитать события этого дня. Напомните о необходимости продолжать вести журнал.

В него нужно будет добавить следующие замечания:

•Перемены, которые я замечаю в себе.

•Заметки для себя.

Когда группа перейдет на более личные разговоры, некоторые члены группы скажут вам, что в конце занятия им стало хуже, чем было в начале. Убедите их, что это вполне нормально, что это признак роста - не откат назад, а движение вперед, не отрицательное явление, а положительное, хотя и неприятное. Это пройдет, они будут чувствовать себя лучше, если будут продолжать работу.

Если. в это время кто-то бросит занятия, сохраняйте с ним контакт и помогите найти другой вид поддержки.

Если вы заметите, что член группы проявляет признаки искаженного горя, как об этом написано в конце главы 4, убедите его обратиться к профессиональному консультанту или к психологу.

Закрывайте собрание так, как вам кажется более подходящим для этой группы.

Занятие 5

После любых откровенных бесед в начале занятия перечитайте памятку, данную в главе 7:

•Верьте, что ваше горе имеет цель и конец.

•Вы сами отвечаете за процесс горя.

•Не бойтесь просить помощи.

•Не торопите события.

Обсудите отношение членов группы к каждому утверждению.

•Что из перечисленных утверждений удавалось или удается им с наибольшим трудом?

•Что, как им кажется, они усвоили в своем горе?

В заключение несколько раз проделайте дыхательное упражнение "8-8-8", описанное в главе 14.

Закончив, встаньте в кружок, возьмитесь за руки и скажите друг другу слова ободрения на предстоящую неделю.

Занятие 6

Сначала дайте возможность всем поговорить между собой, потом предложите высказаться о положительных и отрицательных сторонах воздействия веры на переживание горя.

Когда речь заходит о религии, особенно важно понять позицию и чувства людей. Одни очень злы на Бога; другие не умеют выразить свою злость; третьи вообще ее отрицают. Некоторые после своей утраты отказались от веры. Другие смотрят на нее, как на фундамент для попытки начала новой жизни. Попадутся такие, кто считает, что Бог их наказал; другие скажут, что Бог отнял у них любимых.

Какие бы чувства человек ни испытывал, лучшее, что может группа для него сделать,- выслушать. Постарайтесь не вдаваться в философские дискуссии о наличии зла в мире или о том, что горе - Божья кара.

Попросите участников сохранять свои убеждения и не покушаться на чужие, выслушивать их, даже если они противоположны.

В заключение несколько раз проделайте дыхательное упражнение "8-8-8".

Если группа готова помолиться, то встаньте в кружок и, держась за руки, прочитайте короткую благодарственную молитву. Я без дипломатии спрашиваю: "Вы не против произнести молитву перед окончанием занятий?" Если во время занятия у вас была атмосфера открытости и доверия, люди отвечают честно. Если мнения разделились, пусть помолятся только желающие. Молитва должна быть короткой, положительной, исполненной надежды.

На прощанье напомните всем о необходимости вести журнал. Можете повторить указания из занятия 3.

Занятие 7

Начните с предложения поделиться записями о чем-то важном из журнала за прошедшую неделю. После того как это сделают все желающие, спросите, не страдает ли кто-нибудь забывчивостью.

Можете быть уверены, таких найдется немало. Кто-то захлопывает ключи от машины внутри, теряет ключи от дома, забывает о назначенной встрече, забывает телефоны и имена. Заверьте группу, что это нормально для людей в состоянии горя.

Посоветуйте держать запасные ключи от машины в магнитном ящичке, прикрепленном где-нибудь под крылом автомобиля, а дубликат ключей от дома хранить отдельно. Неплохо доверить их надежной соседке. Даже самые знакомые и часто используемые телефонные номера и адреса надо выписать и хранить на видном месте.

Задайте такие вопросы:

•Не думает ли кто-нибудь, что только у него такие трудности в преодолении горя?

•Не стало ли кому-то труднее делать привычную работу?

•Не приходит ли кому-то в голову, что он сошел с ума?

Перечисленные симптомы горя обнаружатся у всех (или почти у всех). Это называется фрагментарной амнезией - вполне нормальное явление в первые 3-6 месяцев после тяжелой утраты. У кого срок переживания горя дольше, вспомнят, что с ними было так же.

Я разговаривал с людьми, которые понесли утрату пять лет назад и ни с кем не говорили о симптомах фрагментарной амнезии. Даже простой разговор на эту тему и осознание, что у других было так же, снимает гнетущую тяжесть с плеч.

Такой обмен мнениями влечет за собой очень важное следствие - возникновение связи между вдовами и разведенными. Часто в группе между ними несколько натянутые отношения.

Упражнения вроде рассмотренных выше помогают снять напряженность, поскольку выявляется, что реакция на утрату одинакова у тех и других.

Если время позволяет, после разговора о забывчивости предложите группе поговорить о других трудностях, которые у них возникают в отношениях с остальными людьми. Эта тема тоже сближает.

Пусть группа просмотрит главу 14, где говорится об отношениях с теми, кто не испытал горечь утраты.

Домашнее задание на неделю: написать в журнале свое мнение о прощении.

•Кого вам надо простить за то, что он не проявил отзывчивости к вашему горю?

•Обвиняете ли вы кого-то в своей утрате?

•Нужно ли вам простить за что-то себя? Разговором о прощении откроется следующее занятие группы.

В заключение возьмитесь за руки и выразите чувство единения, которое появилось у вас за прошедшие шесть недель.

Занятие 8

Откройте занятие ответами на вопросы:

•Кто за эту неделю был для меня важнейшим человеком?

•Что этот человек для меня сделал?

После разговора на эту тему спросите, у кого из участников группы имеются трудности с засыпанием или пробуждением. (В этот период жизни у членов группы уже могут возникнуть проблемы со сном.)

Пусть присутствующие поговорят об этом. Вы обнаружите большое разнообразие в ответах.

У одних нет проблем ни со сном, ни с чувством усталости, у других есть то и другое. Для участников собрания огромную ценность представляет возможность услышать о переживаниях других людей.

Самое время напомнить информацию о питании из приложения 2. То, что человек ест и пьет, влияет на его силы днем и отдых ночью.

Расскажите историю Хэйзел.

Хэйзвл не могла спать после развода; вдобавок она упала и вывихнула ногу. Она становилась все более раздражительной, плохо справлялась с работой и теряла в весе. Нога продолжала болеть.

Хэйзел пошла к врачу, чтобы выяснить, что происходит с ее душевным состоянием. Врач несколько минут выслушивал жалобы пациентки, а затем спросил, что она делает по вечерам и что ест и пьет после ужина, который обычно у нее бывает в 6 часов.

Хэйзел рассказала, что по вечерам у нее нарастает беспокойство. Сначала это была простая нервозность, но после того как пару раз ей не удавалось ночью заснуть, она забеспокоилась. Чтобы отвлечься, она разгадывает кроссворды. Это продолжается часов до 9. В это время она пьет горячий шоколад с печеньем.

Сама того не понимая, Хэйзел, пытаясь стимулировать мозг для решения кроссвордов, стимулировала тело сахаром и кофеином. Неудивительно, что после этого она часами не могла уснуть.

Врач предложил ей заменить шоколад травяным чаем, печенье - сырыми овощами или просто съесть овсяную кашу с теплым молоком. Он сказал, что книжка стихов или альбом с фотографиями будет лучше, чем разгадывание кроссвордов.

Уже на третью ночь у Хэйзел наладился сон. Она сходила к диетологу, проконсультировалась по поводу витаминных добавок. Вскоре и нога перестала болеть.

Направьте общий разговор в русло обсуждения рассказа о Хэйзел, пусть присутствующие расскажут о своем опыте.

На дом дайте задание завести календарь на неделю. Каждый день нужно разделить на три части - утро, день, вечер - и записывать, что собираетесь делать на следующий день в указанное время.

Ночные часы после обычного времени отхода ко сну нужно разбить на получасовые интервалы и расписать занятия на все получасовые интервалы на тот случай, если вы не заснете или проснетесь среди ночи.

Я предлагаю задавать себе полезные дела, которые не хочется делать.

Нужно составлять график каждый день и как можно точнее выполнять его. Объявите, что в начале девятого занятия будут обсуждаться календари всех участников.

Закрывайте урок так, как членам группы больше всего нравится.

Занятие 9

Первым делом пусть все расскажут, как ведут календарь. Дайте время каждому поделиться своими успехами и неудачами. Заверьте, что все идет нормально, что все могут продолжать это упражнение столько, сколько хотят.

Раздайте листы линованной бумаги и продиктуйте следующий текст (все должны писать под диктовку):

"Грусть, которую я испытываю - мой орден. Я с гордостью ношу его как знак разбитой жизни. Проявление горя означает важность _________ (каждый пишет имя утраты) для меня.

Я хочу прочувствовать всю боль моего горя как последнюю дань моей любви. Я пройду это переживание. Я не убегу от него.

С уважением (подпись)"

Перед тем как подписаться, пусть все поговорят об этом документе. В каком смысле они понимают горе как орден? Что они думают о составлении такого документа?

Некоторым захочется внести какие-то изменения - пожалуйста.

Когда все подпишут свои заявления, начните приклеивать их скотчем на стену - по одному, и по мере того как чье-то заявление вывешивается, автор пусть зачитывает его вслух, вместе с изменениями, если они есть.

Домашнее задание на следующую неделю - приступить к переписке с горем. Полное описание этого упражнения вы найдете в конце главы 14.

Потом участники снимают свои листочки со стены и складывают их в общую папку. Взявшись за руки, произносят краткую молитву или другое утверждение, соответствующее сегодняшнему занятию.

Занятие 10

Начиная занятие, дайте возможность поговорить о событиях недели.

Попросите собравшихся рассказать, как они отнеслись к переписке с горем. Те, кто принес письма с собой, если хотят, могут прочесть их вслух.

Важно поддержать тех, кто не смог выполнить задание. Обязательно найдется несколько человек, кто не в силах этого сделать. Если вы будете уделять внимание чувствам каждого, может последовать ценная дискуссия, независимо от того, написаны письма или нет.

Говорите о том, что человек чувствовал, когда писал письмо или когда понимал, что не в состоянии написать его.

Когда все выскажутся, отложите в сторону все, что держали в руках: последует упражнение на расслабление, как награда за перенесенный труд.

Каждый должен принять удобную позу - ноги на полу, руки на .коленях, глаза закрыты.

Прочтите вслух упражнение в конце главы 15, озаглавленное "Установить мир с горем". Говорить надо спокойно, ласково, но внятно. Если вам неудобно читать монолог, заранее попросите кого-нибудь начитать его на кассету и включите запись.

Когда упражнение закончится, поговорите о том, как каждый его переживал.

Помните, что не бывает правильной или неправильной реакции - любая отражает личность человека и стадию его горя.

В качестве домашнего задания попросите группу завести дневник ежедневного приема пищи, руководствуясь приложением 2, и принести его на следующее занятие.

Закрывайте собрание самым приемлемым для группы образом.

Занятие 11

Вначале скажите, что вам остается всего одно занятие. Предложите собравшимся поговорить о таких проявлениях горя, которые сейчас для них особенно важны. Что каждый хочет сказать другим до того, как они разойдутся?

Вы как лидер всегда должны быть готовы встретиться с любыми проявлениями утрат, от первого до последнего собрания. Об этих проявлениях тоже надо без колебаний разговаривать.

Привлеките внимание группы к материалам приложения 2, где говорится о роли питания в восстановлении после горя. Попросите каждого обсудить свой дневник питания за истекшую неделю. Все ли вели дневник? Если нет, то почему? Если вели, что они поняли о связи питания и восстановления после утраты?

Хорошо было бы пригласить на это занятие специалиста по питанию.

Потом поговорите о важности физической нагрузки. Даже 45-минутная прогулка быстрым шагом поднимает настроение и уменьшает депрессию. Уговорите всех пройти медицинское обследование, если они этого еще не сделали после утраты. Особенно важно это для тех, у кого прошло 4-6 месяцев после утраты.

Физкультурой нужно заниматься после совета с врачом.

Закрывайте занятие привычным ритуалом.

Занятие 12

Заранее приготовьте особые освежающие напитки для закрытия последнего собрания. Дайте присутствующим время на общение перед расставанием.

Напомните, что сегодня ваша последняя встреча. Попросите всех поделиться мнениями, что они получили от этих занятий и как относятся к их окончанию.

Чаще всего находятся желающие продолжать занятие. Вам нужно заранее решить, будете ли вы дальше руководителем группы или ее членом. В любом случае нужно сделать перерыв не меньше недели..

Еще один вопрос потребует решения в этот день - принимать ли в группу новых членов. Помните, что новички еще не выполняли тех упражнений, что "ветераны".

Я думаю, в тех случаях, когда нет опытного руководителя, лучше всего распустить группу и начать новый набор или сделать две группы - начинающих и продолжающих.

Важно никого не принуждать к продолжению занятий.

После того как все высказались на данную тему, предложите группе сделать упражнение "Лучший друг - злейший враг" из главы 16. Поделитесь результатами.

Закройте цикл занятий и весь цикл упражнением, приведенным в конце главы 17.

Наши рекомендации