Сбор мочи на сахар в суточном количестве

Цель: диагностическая. Показания: сахарный диабет.

Оснащение: 2-3 литровая чистая стеклянная емкость, емкость объемом 200-300 мл, направ­ление, деревянная лучина.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре (накануне днем или вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Добро­желательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее пере­нес. Установление контакта с пациентом.
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: а) в амбулаторных условиях: - объяснить, что пациент/семья должны приготовить 2-3 литро­вую чистую стеклянную емкость и емкость объемом 200-300 мл; - дать направление на исследование, заполнив его по форме; - объяснить пациенту/семье, куда и в какое время нужно принес­ти 200-300 мл емкость с мочой и направление; б) в амбулаторных и стационарных условиях: - объяснить, что сбор мочи будет проходить сутки; водно-пищевой режим - обычный, - вдень начала исследования, в 8 часов утра, необходимо помо­читься в унитаз; - далее до 8 утра следующего дня собирать всю мочу в 2-3 лит­ровую емкость; - измерить (медсестре/пациенте/члену семьи) общее количество мочи; - деревянной палочкой тщательно перемешать мочу, - отлить в отдельно приготовленный сосуд 100 мл мочи для дос­тавки в лабораторию; на направлении указать суточное количе­ство мочи: в) в условиях стационара: объяснить пациенту, где он должен оставить емкость с мочой и кому сообщить об этом. Психологическая подготовка к мани­пуляции. Обеспечение своевременной достав­ки материала в лабораторию. Обеспечение своевременной достав­ки материала в лабораторию.
Этапы Обоснование
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему во­просы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимо­сти дать ему письменную инструкцию. Контроль сформированного уровня знаний и умений.
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение реко­мендаций медсестры. Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что за­трудняет диагностику и лечение.
5. Получить согласие пациента на проведение процедуры. Соблюдение прав пациента.
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на ис­следование. Обеспечение сбора материала.
7. Доставить емкость с мочой в клиническую лабораторию на исследование. Обеспечение условий для проведе­ния исследования.
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациен­та. Обеспечение преемственности сест­ринского ухода.
9. Подклеить полученные результаты исследования в доку­ментацию Обеспечение преемственности сест­ринского ухода.


СБОР МОЧИ НА ДИАСТАЗУ

Цель: диагностическая.

Показания: заболевания поджелудочной железы.

Оснащение: емкость объемом 100-200 мл, направление

I. Подготовка к процедуре (накануне днем пли вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Добро­желательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее пере­нес. Установление контакта с пациентом.
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: а) в амбулаторных условиях: - объяснить, что пациент/семья должны приготовить чистую стеклянную емкость объемом 100-200 мл с крышкой, предвари­тельно промытую содой; - дать направление на исследование, заполнив его по форме; - сбор мочи произвести прямо в поликлинике и сразу же отнести емкость в лабораторию; б) в амбулаторных и стационарных условиях: - ознакомить пациента/семью с условиями сбора мочи: моча со­бирается в любое время без специальной подготовки в количест­ве 100 мл. В лабораторию доставляется свежевыпущенная теп­лая моча! Примечание: современные методики позволяют опре­делять диастазу в холодной моче. Медсестра должна знать, какая методика используется. в) в условиях стационара: объяснить пациенту, где он должен оставить емкость с мочой и кому сообщить об этом. Психологическая подготовка к мани­пуляции. Обеспечение достоверности резуль­тата исследования. Обеспечение своевременной достав­ки материала в лабораторию. Обеспечение достоверности резуль­тата исследования. Обеспечение своевременной достав­ки материала в лабораторию.
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему во­просы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимо­сти дать ему письменную инструкцию. Контроль сформированного уровня знаний и умений.
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение реко­мендаций медсестры. Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что за­трудняет диагностику и лечение.
5. Получить согласие пациента на проведение процедуры. Соблюдение пран пациента.
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на ис­следование. Обеспечение сбора материала.
7. Доставить емкость с мочой в клиническую лабораторию на исследование. Обеспечение условий для проведе­ния исследования.
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациен- та. 9. Подклеить полученные результаты исследования в доку- ментацию Обеспечение преемственности сест­ринского ухода.


СБОР МОЧИ ПО НЕЧИПОРЕНКО

Цель: диагностическая.

Показания: заболевания органов мочевыделителъной системы.

Оснащение: чистая сухая стеклянная емкость.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре (накануне днем или вече­ром): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по ка­кому поводу, как он ее перенес. Установление контакта с пациентом.
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процеду­ры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: Психологическая подготовка к манипуля­ции.
а) в амбулаторных условиях: - оЗучить пациента правилам подготовки посуды для сбора мочи: стеклянная банка и крышка должны быть вымыты содой (без мыла!); - дать направление на исследование, заполнив его по фор­ме; - объяснить пациенту/семье, куда и в какое время нужно принести емкость с мочой и направление; Обеспечение достоверности результата исследования. Обеспечение своевременной доставки ма­териала в лабораторию.
б) в амбулаторных и стационарных условиях: - обучить пациента технике подмывания: утром, накануне исследования, обработать наружные половые органы теп­лой водой с мылом в направлении от уретры к промежно­сти с последующим подсушиванием салфеткой в том же направлении (если у пациентки в этот период менструация, посоветуйте ей закрыть отверстие влагалища ватно-марлевым тампоном); Обеспечение достоверности результата исследования. Исключение попадания эритроцитов в мо­чу из половых путей.
в) обучить пациента технике сбора мочи для исследования: утром, после гигиенической процедуры, начать мочеиспус­кание в унитаз на счет «1, 2», затем задержать мочеиспус­кание, открыть банку и собрать в нее несколько миллилит­ров мочи (достаточно даже 1-2 мл), затем завершить моче­испускание в унитаз; закрыть банку крышкой. Обеспечение достоверности результата исследования.
г) в условиях стационара: объяснить пациенту, где он должен оставить емкость с мочой и кому сообщить об этом. Обеспечение своевременной доставки ма­териала в лабораторию.
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимости дать ему письменную инструкцию. Контроль сформированного уровня знаний и умений.
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры. Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение.
5. Получить согласие пациента на проведение процеду­ры. Соблюдение прав пациента.
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на исследование. Обеспечение сбора материала.
7. Доставить емкость с мочой в клиническую лаборато­рию на исследование. Обеспечение условий для проведения ис­следования.
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции па­циента. Обеспечение преемственности сестрин­ского ухода.
9. Подклеить полученные результаты исследования в до­кументацию Обеспечение преемственности сестрин­ского ухода.

СБОР МОЧИ ПО ЗИМНИЦКОМУ

Цель: диагностическая.

Показания: заболевания органов мочевыделительной системы.

Оснащение: 8 чистых сухих емкостей с направлениями, 2-3 чистые сухие емкости.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре (накануне днем или вече­ром): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по ка­кому поводу, как он ее перенес. Установление контакта с пациентом.
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процеду­ры (если он с нею незнаком) и особенности подготовки: а) в амбулаторных условиях: объяснить пациенту, что для сбора мочи следует приготовить 8 основных и 1-2 до- полнительных чистых стеклянных емкостей объемом 250- 500 мл; к 8 основным прикрепить этикетки с указанием времени сбора мочи: 6-9, 9-12, 12-... и т.д., дополнительные емкости остаются без надписей. Дать направление на ис- следование, заполнив его по форме, объяснить пациенту, куда и в какое время он/семья должны принести все емко- сти с мочой и направление; б) в амбулаторных и стационарных условиях: - объяснить, что сбор мочи будет проходить сутки; водно-пищевой режим - обычный, за сутки отменяются мочегон­ные средства; - в день начала исследования, в 6 часов утра необходимо помочиться в унитаз; - далее вся моча собирается в отдельные емкости каждые три часа: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18, 18-21, 21-24, 24-3, 3-6; - объяснить, что дополнительные банки используются, если емкость основной банки недостаточна для конкретной пор­ции, в этом случае необходимо на дополнительной емкости указать соответствующий временной промежуток; - если мочи за обозначенный промежуток времени не было, то соответствующая емкость доставляется в лабораторию пустой; Психологическая подготовка к манипуля­ции. Действие мочегонных искажает истинный суточный диурез. Обильное питье влияет на показатели концентрационной функции почек.
Этапы Обоснование
в) в условиях стационара: предупредить пациента, что емкости хранятся в туалете/санитарной комнате; ночью медсестра пациента разбудит; указать место и время, куда принести емкости с мочой. Обязательное условие сбора мочи.
3. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мочи. При необходимости дать ему письменную инструкцию. Контроль сформированного уровня знаний и умений.
4. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры. Нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение.
5. Получить согласие пациента на проведение процеду­ры. Соблюдение прав пациента.
II. Выполнение процедуры (в стационаре): 6. Проконтролировать действия пациента по сбору мочи на исследование. Обеспечение сбора материала.
7. Доставить емкости с мочой в клиническую лаборато­рию на исследование. Обеспечение условий для проведения ис­следования.
III. Завершение процедуры (в стационаре): 8. Сделать запись о проведении процедуры и реакции па­циента. Обеспечение преемственности сестрин­ского ухода.
9. Подклеить полученные результаты исследования в до­кументацию Обеспечение преемственности сестрин­ского ухода.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ФИБРОЭЗОФАГОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИИ

Цель: лечебная и диагностическая. Показания: заболевания ЖКТ.

Противопоказания: язвы, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиаль­ная астма, тяжелая сердечна патология.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре (накануне вечером): 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточ­нить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому пово­ду, как он ее перенес. Установление контакта с пациентом.
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящего исследо­вания и получить его согласие на исследование. Обеспечение психологической подготов­ки к манипуляции.
3. Объяснить пациенту особенности подготовки к проце­дуре: ■ последний прием пиши не позднее 21 ч; ■ исследование проводится утром натощак; ■ во время исследования он будет лишен возможно­сти говорить и проглатывать слюну. Обеспечение достоверности результата исследования. Обеспечение возможности осмотра слизистой оболочки. В связи с введением эндоскопа и прове­дением анестезии нарушен акт глотания.
4. Предупредить пациента: ■ о месте и времени проведения исследования; ■ о необходимости снять съемные зубные протезы перед исследованием; ■ о необходимости иметь с собой полотенце (впиты­вающую салфетку). Обеспечение возможности своевременно­го проведения процедуры. Предупреждение повреждения слизистой рта протезами. Исключение дискомфорта, связанного с саливацией.
5. Проводить пациента в эндоскопический кабинет. Обеспечение своевременного проведения исследования.
После проведения исследования: 6. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции па­циента. Обеспечение преемственности сестрин­ского ухода.
7. Подклеить полученные результаты исследования в до­кументацию. Обеспечение преемственности сестрин­ского ухода.

ЗОНДОВЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ

Наши рекомендации