Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

«Утверждаю»

Директор филиала А.И. Яценко

«____»_______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль: «Начальное образование», «Биология»

4 года обучения

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль: «Экономика, технология», «Информатика, математика», «Английский язык, немецкий язык», «Русский язык, литература»

5 лет обучения

Направление подготовки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль: «Психология и социальная педагогика»

5 лет обучения

Квалификация (степень) выпускника:

БАКАЛАВР

Форма бучения

ЗАОЧНАЯ

Славянск-на-Кубани

Дисциплина«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Направление подготовки:педагогическое образование

Квалификация (степень): бакалавр

Объем трудоёмкости: 2 зачетных единицы (72 часа, из них 10 часов аудиторной нагрузки, 62 часа самостоятельной работы), 1 семестр, зачет.

1. Цель дисциплины:формирование систематизированных знаний умений и навыков в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

Задачи дисциплины:

Задача курса “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” - дать студенту, будущему педагогу современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Эти сведения необходимы педагогу для того, чтобы на научной основе организовывать процесс учебно-воспитательной работы с учащимися разного возраста, активно участвовать в работе школы по охране здоровья, физическому и трудовому воспитанию.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла (3.1.4).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Анатомия, физиология и гигиена человека» школьного курса. В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.

В документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, законах об образовании Российской Федерации большое значение придается вопросам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки педагогов по курсу “Возрастная анатомия, физиология и гигиена”, требует увеличения удельного веса самостоятельной работы студентов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7)/

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;

- возрастные особенности развивающегося организма;

- особенности взаимодействия человека с окружающей средой;

- методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды;

- гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса;

- закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.

Уметь:

- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности;

- применять методы определения физического развития школьников;

- определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе;

- давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях;

- определять физическую и умственную работоспособность;

- проводить диагностику наступающего утомления;

- проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.

Владеть:

- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению;

- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;

- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;

- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);

- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).

4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 10 часов, самостоятельная работа 62 часа, 1 семестр, зачет.

Тематический план дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

№ п/п Семестр, модуль, раздел дисциплины Аудиторная работа СР Всего
Л П Контроль КСР Итого
  Раздел I  
Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. -  
Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы -  
Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы -  
Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви -  
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. -  
  Выполнение контрольной работы        
  Обязательная составляющая самостоятельной работы -
  Подготовка к зачету        
  Вариатитвная составляющая самостоятельной работы        
Контроль самостоятельной работы 2 2 - 2
  Всего по курсу

Содержание учебного материала

Содержание лекционного материала

Тема 1. Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. (2 ч)

Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.

Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.

Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.

Строение нервной системы. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой.

Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.

Связь между нейронами. Синапсы, механизм передачи возбуждения в центральной нервной системе. Нервный центр и его свойства.

Рефлекс как основа нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Иррадиация, индукция, доминанта. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей, учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы и их возрастные особенности. Вегетативная нервная система.

Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Строение и функции щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы.

Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков. Половая зрелость - физиологическая и социальная. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.

Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма.

Содержание практических и семинарских занятий

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

ПО ТЕМЕ 2. "ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ" (2 часа)

Исходные данные:

1. Атлас анатомии человека, рисунки, схемы, плакаты: «Кровеносная система человека», «Строение сердца», «Сердечно-сосудистая система», «Вены», «Фазы сокращения сердца».

2. Схемы сердечного цикла.

3. Плакат «Кровь и селезенка».

Выполнить:

1. Значение сердечно-сосудистой системы для организма человека.

2. Охарактеризуйте кровеносные сосуды.

3. Объясните особенности строения камер сердца.

4. Охарактеризуйте кровоснабжение и иннервацию сердца.

5. Что такое сердечный цикл?

6. Расскажите о венах большого круга кровообращения.

7. Опишите строение и функционирование лимфатической системы.

8. Кроветворные органы, их строение и функции?

9. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы..

Задания для самостоятельной работы.

Зарисуйте схему строения сердца, стенки артерий и вен, обозначьте их оболочки. Запишите результаты измерения артериального давления и частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке, объясните полученные результаты.

1. ской меры вводили препараты йода. С какой целью это делалось?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

ПО ТЕМЕ 4. "МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И КОЖИ. ГИГИЕНА КОЖИ РЕБЕНКА. ЛИЧАЯ ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ (2 часа)

Исходные данные:

Атлас анатомии человека, рисунки, схемы, плакаты: «Дыхательная система», «Легкие и бронхи», «Расположение бронхолегочных систем», «Гортань, трахея, бронхи», «Строение кожи человека», «Мочевыделительная система», «Почка», «Нефрон», «Строение кожи человека».

Выполнить:

1. Назовите основные функции дыхательной системы.

2. Расскажите о строении полости носа и гортани.

3. Расскажите о механизме звукообразования.

4. Особенности строения трахеи и бронхов.

5. Особенности строения альвеолярного дерева – легочного синуса как структурно-функциональной единицы легкого.

6. Строение и функции органов мочевыделительной системы.

7. Расскажите о дыхании в условиях повышенного и пониженного давления.

8. Каково значение мочеполового аппарата?

9. Объясните строение почек. Расскажите о нефроне – элементарной структурно-функциональной единице почек.

10. Опишите процесс образования мочи.

11. Как осуществляется регуляция мочеобразования?

12. Решение проблемных вопросов:

1). Зарисуйте строение почки, схему строения нефрона и кровообращения почки, сделайте необходимые обозначения.

2). Гигиена кожи.

3). Гигиена одежды и обуви.

4). Зарисуйте препараты, измерьте жизненную емкость легких, охарактеризуйте полученные показатели.

5). Расскажите о дыхании в условиях повышенного и пониженного давления.

6). Возрастные особенности органов дыхания.

7). Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений

6. Содержание самостоятельной работы студентов

6.1.Содержание обязательной составляющей самостоятельной работы студентов

№ п/п Тема Наименование занятий Содержание самост. работы студентов Объем часов
Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. Лекция Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастная периодизация»
Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы Практическое занятие № 1. Обсуждение теоретического материала по теме 1, 2. Решение проблемных вопросов. Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы»
Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы Лекция Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы»
Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви Практическое занятие № 2. Обсуждение теоретического материала по теме 4. Домашнее задание № 1. Составление таблицы. Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви»
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. Лекция Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные особенности половых желез. Половое созревание.»
      Выполнение контрольной работы (Д/з)
Итого обязательная СРС в семестре
Подготовка к зачету  
Всего:  

Образовательные технологии

Образовательные технологии при проведении лекций

Тема лекции Применяемые технологии Объем часов
1. Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение
2. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы Аудиовизуальная технология, интерактивное обучение* 2*
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. Аудиовизуальная технология, лекция — дискуссия с привлечением специалиста* 2*
Итого
В том числе интерактивных

Образовательные технологии при проведении практических (семинарских) занятий

№ зан Тема занятия Применяемые технологии Объем часов
1. Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы Семинар в форме круглого стола* 2*
2. Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами* 2*
Итого
В том числе интерактивных

Задания контрольной работы.

В-1

1. Закономерности роста и развития организма.

2.Морфологическое развитие органов дыхания.

3.Изобразите схему зрительного анализатора. Укажите причины близорукости и дальнозоркости а так же меры профилактики этих заболеваний.

4.Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка.

5.Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви.

6.Составьте презентацию на тему «Строение нервной системы».

В-2

1. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы.

2.Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы.

3.Заполните таблицу:

Название ЖВС Место расположения в организме Гормоны, выделяемые гиперфункция гипофункция
         

4. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза.

5. Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков.

6.Составьте презентацию на тему «Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма».

В-3

1.Морфологические особенности органов дыхания.

2.Возростные особенности выделительной системы.

3. Изобразите схему слухового анализатора. Укажите причины нарушений слуха, а так же меры профилактики этих заболеваний.

4. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.

5. Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.

6.Составьте презентацию на тему «Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития».

В-4.

1.Возрастные особенности эндокринной системы.

2. Половое созревание.

3. Заполните таблицу:

Название отдела скелета Кости, входящие в состав Функции отдела
     

4.Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы.

5. Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.

6.Составьте презентацию на тему «Железы внутренней секреции».

В-5

1.Возрастная периодизация.

2.Части скелета и их развитие.

3.Изобразите схему Рефлекторной дуги. Укажите функции нейронов, в нее входящих.

4. Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания .

5. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста.

6. Составьте презентацию на тему «Пищевые продукты, их состав, энергетическая ценность. Заболевания, вызванные неправильным питанием - рахит, экзогенно-конституционное ожирение, гиповитаминозы и авитаминозы, их профилактика».

В-6.

1. Зарисуйте строение почки. Опишите функции ее частей.

2.Морфологическое развитие органов дыхания.

3.Изобразите схему строения органа зрения. Укажите причины близорукости и дальнозоркости а так же меры профилактики этих заболеваний.

4. Организация питания учащихся в школах и ПТУ, во время сельскохозяйственных работ, экскурсий и туристических походов. Калорийность горячих завтраков и обедов. Питьевой режим в учебно-воспитательных учреждениях. Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений, меры первой помощи при их возникновении.

5. Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в обмене веществ. Основные этапы обмена веществ в организме.

6. Составьте презентацию на тему «Возрастные особенности выделительной системы».

В-7.

1. Зарисуйте строение сердца. Сравните строение вен и артерий.

2.Опишите части скелета и их развитие.

3.Изобразите схему строения органа слуха. Укажите причины нарушений слуха, а так же меры профилактики этих заболеваний.

4. Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Учет типов высшей нервной деятельности при осуществлении идивидуального подхода к учащимся.

5. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.

6. Составьте презентацию на тему «Время появления условных рефлексов на речевые раздражители, скорость их образования. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи».

В-8.

1. Возрастная периодизация.

2.Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы.

3. Опишите путь, который пройдет яд от укуса змеи, введенный в правую руку, прежде чем достигнет сердечной мышцы.

4.Постнатальное развитие органов дыхания. Носоглотка. Хоаны, соединяющие полость носа с полостью рта. Поэтапное развитие нижней части носоглотки (глотки). Заболевания верхних дыхательных путей у детей. Гортань. Голосовые связки. Половые различия в развитии гортани. Трахея.

5. Учение А.А.Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом.

6. Составьте презентацию на тему «Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение (индукционное, запредельное) и особенности его проявления у школьников».

В-9.

1. Возрастные особенности движения крови по сосудам .

2.Зарисуйте строение кожи. Опишите функции ее частей.

3.Заполните таблицу:

Название ЖВС Место расположения в организме Гормоны, выделяемые гиперфункция гипофункция
         

4. Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка. Нейрофизиологические основы поведения человека.

5. Лимфатическая система почечных лоханок. Функции почек. Мочеиспускание и его механизм. Непроизвольное недержание мочи – энурез. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви.

6. Составьте презентацию на тему «Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений, меры первой помощи при их возникновении».

В-10

1. Морфологическое развитие органов дыхания .

2.Опишите строение сердца, механизм автоматии сердечной мышцы.

3.Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену левой руки, прежде чем достигнет продолговатого мозга.

4. Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в обмене веществ. Основные этапы обмена веществ в организме.

5.Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания. Кратность и регулярность приема пищи.

6. Составьте презентацию на тему «Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа».

Литература:

1. Педагогика и методика дошкольного образования / А. О. Дробинская, науч. ред.- док. психол. наук Е.О. Смирнова; Министерство образования РФ. - М.: Владос, 2003. - 400 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00957-5 : 127-38

2. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет / И. М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). - ISBN 978-5-86775

По темам 2, 3, 4, 5, 6 (см. Приложение 1)

(Примеры)

№ п.п. Тестовый вопрос Варианты ответов    
   
Указать один правильный ответ:Нервная регуляция функций осуществляется с помощью А) механических раздражений Б) гормонов В) ферментов Г) электрических импульсов    
Указать один правильный ответ:Нервные центры, отвечающие за осуществление ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, локализованы в А) среднем мозге Б) мосте В) мозжечке Г) промежуточном мозге    
Указать один правильный ответ:К эндокринным железам относятся А) слюнные железы Б) потовые железы В) гипофиз Г) молочные железы    
Указать один правильный ответ:Формирование свода стопы заканчивается А) в подростковом возрасте Б) когда ребенок начинает ходить В) к моменту рождения Г) к 3 - 5 годам    
Указать один правильный ответ:К основным группам скелетных мышц относятся мышцы А) плеча Б) туловища В) голени Г) груди    

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Дошкольное педагогика и психология»; «Педагогика и методика дошкольного образования» / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.
  2. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012

Дополнительная литература

  1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов / Ю.А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение,1978.
  3. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. / Н.И. Ореимова. - М.: Академия, 2000.
  4. Сапин. М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учебное пособие для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005.
  5. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - 5-е изд., перераб. - М. : Академия, 2005.
  6. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Акадения, 2003.

в) Интернет-ресурсы

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

«Утверждаю»

Директор филиала А.И. Яценко

«____»_______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации