ПОТРЕБНОСТИ в общении (как причина общения)
Потребность в безопасности –проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Опасность – если каждый раз после такого общения снижение напряженности происходит эффективно, то может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно.
Потребность в устранении одиночества –стремление контактировать с себе подобными ради самого процесса общения. Свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, страдающим от вынужденного одиночества. Им обязательно требуется лидер.
Потребность в познании –человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать способности другого человека. Партнер рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации (Лектор – удовлетворение этой потребности).
Потребность быть индивидуальностью –проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности. Стремление увидеть себя в общении с другими как единственное в своем роде для них существо.
Потребность в престиже –стремление получить признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. В случае отсутствия признания – огорчение и агрессия. Находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно.
Потребность в подчинении –принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь. Общение двух ведомых затруднено - непродуктивность деятельности.
Потребность в заботе о другом –помочь в чем-то и испытать от этого удовлетворение. Отказ партнера может быть воспринят как его нежелание идти на контакт, завышенная самооценка и т.д.
ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
Конвенциальный (деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций.
Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчиненности. Правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются на публику.
Манипулятивный стиль -это вид деструктивного поведения в обществе, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.
Актуализированный стиль демонстрирует мотивированные, прочувствованные доводы поведения. Человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме, такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конструктивного поведения человека.
Или такая классификация:
Стили общения:
· Авторитарный
· Уступки
· Компромисса
· Сотрудничества
· Избегания
КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации.
ТИПЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:
1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка.
- фонетическое непонимание – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов.
- семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.
- стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает.
- логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.
АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).
2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция).
3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения).