Генная инженерия. Биотехнология.
Вопросы для устного опроса:
1. Модификации. R-S-диссоциации.
2. Понятие о бактериоцинах.
3. Генетика вирусов.
4. Применение генетических методов в диагностике инфекционных болезней: полимеразная цепная реакция, рестрикционный анализ, метод молекулярной гибридизации.
5. Биотехнология. Генетическая инженерия.
Программа лабораторного занятия:
1. Учесть результаты опыта по определению колициногенностибактерий.
1. Изучить явление диссоциацииу возбудителя дизентерии.
2. Ознакомиться с механизмом полимеразной цепной реакции.
3. Изучить механизм рестрикционного анализа и метода молекулярной гибридизации.
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.
4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.
5. Лекционный материал.
Занятие № 14 (общий курс)
Тема: Учение об инфекции. Возбудители инфекций и их свойства.
Вопросы для устного опроса:
1. Определение, условия возникновения инфекции и пути передачи возбудителя.
2. Формы инфекции и их характеристика.
3. Периоды инфекционной болезни.
4. Патогенность, вирулентность и токсичность микроорганизмов.
5. Факторы вирулентности микробов.
6. Характеристика бактериальных токсинов.
7. Генетический контроль вирулентности и токсинообразования.
8. Инфекционные свойства вирусов и особенности вирусных инфекций.
9. Эволюция микробного паразитизма и происхождение патогенных микроорганизмов..
10.Экспериментальное заражение животных: как подготовить животное к заражению? Как произвести заражение подкожно, внутрибрюшинно, внутримышечно, интраназально?
11. Бактериологическое исследование трупа белых мышей: как произвести посев крови из сердца? Как приготовить мазок-отпечаток?
Программа лабораторного занятия:
1. Просмотр учебного фильма «Экспериментальное заражение и вскрытие животных».
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.
4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.
5. Лекционный материал.
Занятие № 15 (общий курс)
Тема: Антибиотики и химиотерапевтические препараты.
Вопросы для устного опроса:
1. Антибиотики, классификации, способы применения, получение.
2. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.
3. Химиотерапевтические препараты и механизмы их действия.
4. Проблемы химиотерапии вирусных инфекций.
5. Лекарственная устойчивость микробов, пути ее распространения, способы преодоления.
Программа лабораторного занятия:
1. Познакомиться с опытом определения чувствительности бактерий к антибиотикам методом дисков.
2. Учесть результаты опыта по определению минимальной ингибирующей концентрации пенициллина на бактериальные культуры методом серийных разведений.
3. Изучить иллюстративный материал «Антибиотики и механизм их действия».
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.
4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.
5. Лекционный материал.
Занятие № 16 (общий курс)
Иммунобиологические препараты: вакцины, сыворотки.
Итоговое занятие по разделам «Классификация и строение вирусов», «Бактериофаг», «Генетика микроорганизмов»,"Инфекция" , «Антибиотики, химиотерапевтические препараты» и "Иммунобиологические препараты".
Вопросы для устного опроса:
1. Вакцины.
2. Сыворотки.
3. Диагностические препараты
4. Список вопросов к итоговому занятию №3.
Программа занятия:
- Изучить образцы вакцин, сывороток, диагностических препаратов и бактериальных аллергенов.
- Решение ситуационных задач.
Литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008. – 704 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Л.Б. Борисов – М.: МИА, 2002. – 735 с.
3. Л.Б. Борисов с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993. – 240 с.
4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984. – 256 с.
5. Лекционный материал.
Список вопросов к итоговому занятию №3 по разделам
«Классификация и строение вирусов», «Бактериофаг», «Генетика микроорганизмов», "Инфекция" и "Иммунобиологические препараты".
1. Классификация и строение вирусов.
2. Химический состав вирионов. Репродукция вирусов. Продуктивная инфекция. Интегративная инфекция.
3. Методы культивирования вирусов. Изучение цитопатогенного действия вируса.
4. Бактериофаг, его основные свойства. Взаимодействие фага с клеткой.
5. Получение бактериофагов.
6. Определение активности бактериофагов.
7. Применение бактериофагов.
8. Прионы, строение и свойства.
9. Организация генетического материала у бактерий. Генотип. Фенотип. Генетические карты бактерий.
10. Внехромосомные факторы наследственности: плазмиды, транспозоны, IS- последовательности.
11. Мутации. Мутагены. Репарации.
12. Генетические рекомбинации: конъюгация, трансформация, трансдукция.
13. Модификации. R-S-диссоциации.
14. Понятие о бактериоцинах.
15. Генетика вирусов.
16. Применение генетических методов в диагностике инфекционных болезней: полимеразная цепная реакция, рестрикционный анализ, метод молекулярной гибридизации.
17. Биотехнология. Генетическая инженерия.
18. Определение, условия возникновения инфекции и пути передачи возбудителя.
19. Формы инфекции и их характеристика.
20. Периоды инфекционной болезни.
21. Патогенность, вирулентность и токсичность микроорганизмов.
22. Факторы вирулентности микробов.
23. Характеристика бактериальных токсинов.
24. Генетический контроль вирулентности и токсинообразования.
25. Инфекционные свойства вирусов и особенности вирусных инфекций.
26. Эволюция микробного паразитизма и происхождение патогенных микроорганизмов..
27.Экспериментальное заражение животных: как подготовить животное к заражению? Как произвести заражение подкожно, внутрибрюшинно, внутримышечно, интраназально?
28. Бактериологическое исследование трупа белых мышей: как произвести посев крови из сердца? Как приготовить мазок-отпечаток?
29. Вакцины: классификация, применение, достижения вакцинации.
30. Сыворотки и иммуноглобулины.
31. Диагностические препараты: диагностикумы, сыворотки, аллергены.
32. Важнейшие группы химиотерапевтических препаратов и механизмы их действия.
33. Антибиотики: классификация, применение, достижения антибиотикотерапии.
34. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.
35. Проблемы химиотерапии вирусных инфекций.
36. Лекарственная устойчивость микробов, пути ее распространения, способы преодоления.