Функциональные обязанности на уровне АПО.

1. Проведение комплексной оценки проблем, нужд пациента, изучение степени факторов риска и защиты, планирование социальных программ (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж), администрирование социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента;

2. Координация работы по формированию следующих целевых групп, нуждающихся в медико-социальной помощи:

- неблагополучные семьи (конфликтные, кризисные, проблемные);

- малообеспеченные и бедные семьи, безработные;

- многодетные и неполные семьи с низким уровнем прожиточного минимума (за чертой бедности);

- пожилые люди старше 70 лет и одинокие пожилые старше 60 лет, в том числе лица, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и вследствие перенесенной болезни;

- пациенты с психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированные;

- пациенты с хроническими заболеваниями, часто обращающиеся (свыше 3-х раз в месяц) за медицинской помощью к врачу ПМСП и за скорой неотложной помощью;

- юные матери, матери-одиночки, многодетные, девочки-подростки, живущие половой жизнью, женщины репродуктивного возраста, страдающие экстрагенитальными заболеваниями, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности;

- лица с девиантным поведением среди детей и подростков, а также после суицидальных попыток;

- лица, подвергающиеся бытовому насилию (дети и подростки, женщины, мужчины);

- лица с ограниченными возможностями, в том числе дети, подростки, инвалиды;

- маргинальные группы (лица, страдающие наркозависимостью, алкоголизмом, бездомные, освобожденные из мест лишения свободы и т.д.);

неблагополучные;

3. Активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами (специалистами ПМСП), психологами АПО для выявления пациентов, нуждающихся в медико-социальной помощи;

4. Организация проведения совместно с медицинскими работниками санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи (необходимости и методах контрацепции, профилактики нежелательной беременности у девочек-подростков, живущих половой жизнью, женщин репродуктивного возраста с экстрагенитальной патологией, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности);

5. Организация проведения работы по информированию населения о факторах риска, профилактике и последствиях социально значимых заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, туберкулез, злокачественные новообразования, ВИЧ/СПИД, и другие);

6. Информирование и активное участие в организации проведения скрининговых осмотров по раннему выявлению социально значимых заболеваний (участие в приглашении, в информировании о результатах осмотра);

7. Информирование медицинских и немедицинских специалистов, пациентов и членов их семей об основных нормативных документах, регулирующих права человека; представление интересов пациента, групп больных в различных инстанциях;

8. Согласование вопросов социальной защиты пациентов и членов их семей с руководителями и специалистами служб социальной защиты, органов юстиции, внутренних дел, опеки и образования; владение контактами и достоверной информацией о работе государственных, в том числе медико-социальных экспертных комиссий, медицинских организаций, центров социальной помощи, а также общественных и международных организаций по вопросам социально-психологической и правовой помощи;

9. Решение вопросов социальной поддержки пациента, в т.ч. содействие в трудоустройстве, в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в направлении на усыновление, попечение, а также в направлении на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации;

10. Участие в решении вопросов пребывания детей с ограниченными возможностями в специализированных детских садах, школах, школах-интернатах, санаториях, летних лагерях, оптимального обучения, в том числе профессионального, организации библиотечного обслуживания, медико-педагогической коррекции, обучении родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми-инвалидами, вовлечение их в общественные объединения родителей детей с аналогичными проблемами;

11. Обучение лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, основам медико-психологических и социально-правовых знаний для формирования навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

12. Содействие в создании инициативных клубов, групп поддержки самопомощи и взаимопомощи, выявление лидеров из сообщества;

13. Подготовка и обучение волонтеров оказанию медико-социально-психологической помощи тяжелобольным, одиноким престарелым, лицам с ограниченными возможностями, организация их обучения навыкам поддержки и оказания социально-психологических услуг;

14. Ведение необходимой документации по социальной работе (план работы социального работника, статистическая карта пациента, журнал регистрации индивидуальных консультаций, журнал регистрации посещений на дому, журнал регистрации групповых занятий с населением, социальный паспорт семьи с планом развития семьи, отчеты о проделанной работе.

Алгоритм деятельности социального работника (со средним образованием), осуществляющего свою деятельность под руководством социального работника с высшим образованием (при наличии) и заведующего отделением профилактики и социально-психологической помощи, дополнительно к вышеперечисленнымфункциональным обязанностям социального работника с высшим образованием включают:

15. проведение общей диагностики социальной ситуации пациента на приеме, на дому (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж) и определение пакета социальных услуг, согласованного со специалистом по социальной работе в сфере здравоохранения и медицинскими работниками;

16. проведение социальных патронажей к лицам из целевых групп населения для оказания им социальных услуг, а также с целью выявления факторов риска, способствующих развитию и обострению заболеваний, управляемых на уровне ПМСП, с последующей передачей этих сведений медицинским работникам для своевременной организации и проведения лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому;

17. прохождение специальной подготовки по курсу доврачебной помощи с навыками парентеральных вмешательств (инъекции), измерение артериального давления, температуры, гигиенического массажа, смены повязок, манипуляции по профилактике пролежней и другое;

18. планирование ухода после выписки из стационара или хосписа; обучение пациентов, членов их семьи навыкам ухода, доврачебным манипуляциям; оказание помощи в решении личных проблем, связанных с болезнью, критическими периодами в его жизни;

19. участие в решении вопросов социальной поддержки пациента, опеки и попечительства (помощь в оформлении запросов, доверенностей, оформлении направления на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации);

18. содействие при необходимости в получении средств передвижения, различных видов протезирования и других технических средств реабилитации;

19. информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений;

20. ведение документации по социальной работе.

Промежуточные индикаторы оценки деятельности социального работника:

1) количество посещений к социальному работнику, в т.ч. активных и патронажных;

2) количество консультаций социального работника с другими структурами, организациями и ведомствами;

3) количество оказанных социальных услуг, в том числе по видам;

4) соотношение количества социальных услуг к числу посещений к медицинским работникам в амбулаторно-поликлинических организациях, к числу пролеченных больных в стационарных организациях;

5) количество лиц, охваченных социальным патронажем;

6) количество организованных клубов, школ, инициативных групп, волонтерских движений для целевых групп населения;

7) количество участников, лидеров и волонтеров в инициативных группах;

8) количество семей с критериями неблагополучия и лиц/семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

9) число лиц, подвергшихся бытовому насилию и жестокому обращению

10) число суицидальных попыток и завершенных суицидов среди подростков и молодежи.

Индикаторы результата деятельности социального работника:

1) снижение количества обращений в организации ПМСП лиц пожилого возраста;

2) снижение количества обращений пациентов старше 70 лет с хроническими формами заболеваний на станцию скорой и неотложной медицинской помощи в часы работы организаций ПМСП;

3) снижение уровня госпитализации пациентов старше 70 лет с хроническими формами заболеваний в круглосуточные стационары;

4) число первичных и повторных обращений к социальному работнику;

5) снижение уровня институционализации (помещение ребенка в возрасте от 0 до 3-х лет в медико-социальные учреждения – дома-интернаты, школы интернатного типа и др., дома ребенка).

Список сокращений

АРМ – автоматизированное рабочее место

МП – медицинский паспорт

КП - компьютерная программа

ККиЭМУ – контроль качества и экспертизы медицинских услуг

ЦСЗ - Центр семейного здоровья

ИБ – Инфекционная больница

ПК - Подростковый кабинет

МР - медицинский регистратор

СМК – система менеджмента качества

СП - стандарт поликлиники

ЗОЖ - здоровый образ жизни

ВОП - врач общей практики

ЦСЗ - центр семейного здоровья

ЧДД - число дыхательных движений

ЧСС - число сердечных сокращений

АД - артериальное давление

ЖФВ - женщины фертильного возраста

ФГ - флюорография

ОАК - общий анализ крови

ОАМ - общий анализ мочи

ЭГП - экстрагенитальная патология

СНД - стационар на дому

РПН - регистр прикрепленного населения

ИВБДВ - интегрированное ведение болезней детского возраста

РСП - руководитель структурного подразделения

КВН - когда вернуться немедленно

ОПО - общие признаки опасности

КЗР - кабинет здорового ребенка

ПМР - психомоторное развитие

ОРС - оральная регидратационная соль

ОКИ - острая кишечная инфекция

ОРИ -острая респираторная инфекция

ОПТ - оценочно-прогностическая таблица

НТД - нормативно-техническая документация

ПФР- поведенческие факторы риска

Наши рекомендации