Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка

Определим, что в данном пособии понимается под «речеязыковым развитием» и «когнитивными компонентами».

Речеязыковое развитие предполагает овладение ребенком языковыми средствами родной речи и умениями их применять в коммуникативном взаимодействии.

Следует оговорить, что изначально в развитии новорожденного, младенца, затем ребенка раннего возраста коммуникативное взаимодействие первично, а средства языка вторичны, поскольку они могут быть усвоены ребенком только из национальной языковой среды окружающих. Появление же слов, фраз в собственной речи позволяет ребенку активно применять их для общения с окружающими.

Согласно теории Л.С. Выготского речеязыковое и интеллектуальное развитие ребенка – это самостоятельные линии психического развития ребенка. Существуют доинтеллектуальная стадия развития речи – это гуление, лепет, слоговой лепет и доречевая стадия развития интеллекта – это предметно-действенное мышление (познание назначения окружающих предметов). В определенном моменте, а именно с появлением первых слов и фраз, интеллектуальное развитие становится речевым, а речь постепенно интеллектуализируется.

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») –способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

В младенчестве и раннем возрасте, до появления первых слов когнитивное развитие проявляется как элементарная рассудочная деятельность и вероятностное прогнозирование [28].

Элементарная рассудочная деятельность – это способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды. Наиболее ярко элементарная рассудочная деятельность в раннем возрасте проявляется в предметной деятельности и процессуальных игровых действиях.

Вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на прошлом опыте и текущей ситуации. Оно формируется у ребенка раннего возраста близкими взрослыми в организованной среде и речевой в том числе. Для формирования такого предвосхищения будущего огромное значение имеет режим семьи. Зарождение элементов прогнозирования можно наблюдать в речевой активности ребенка в процессе игровых действий.

В целом, игровые действия как более высокий уровень предметных действий, как образно отметил Л.С. Выготский, «содержат в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития» [8].

Основная задача этого блока диагностического этапа - обследование когнитивных компонентов речестановления:

· предметной деятельности ребенка;

· игровых действий;

· оречевления игровых действий.

Если предметная деятельность ребенка сформирована на достаточном для дальнейшего развития игровых действий уровне, то ребенок ловко моет руки, хорошо вытирает их, во время еды самостоятельно пользуется столовыми приборами, пьет из чашки, с помощью совочка и форм «печет куличи» в песочнице и т.п.

Достаточно важным показателем развития предметной деятельности является способ обследования незнакомых предметов. Ребёнок раннего возраста уже может обследовать предметы при помощи зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия. В случае нарушенного развития ребёнок продолжает тянуть новые предметы в рот, чтобы изучить и понять их при помощи вкусовых ощущений.

Наблюдения показывают, что такие дети неловко моют руки, не вытирают их самостоятельно, движения рук не скоординированы. Они не умеют сами чистить зубы, чаще всего просто отказываются это делать. Во время еды дети могут перекладывать ложку то в правую, то в левую руку; чаще просто сидят и ждут, когда взрослый их покормит. У них возникают сложности питья из чашки (пьют только из поильника). Очень тяжело таким детям собрать пирамидку, матрешку.

Таким образом, недостаточная сформированность предметной деятельности оказывает отрицательное воздействие на зарождение игровых действий с предметами. У ребенка не появляются или появляются с запаздыванием процессуальные игровые действия, что в дальнейшем может затормозить формирование игровой деятельности в целом.

Предметную деятельность ребенка целесообразно наблюдать в поведении ребенка в группе в различных ситуациях или в домашних условиях (таблица 4.1.), а также при выполнении специально предложенных ребенку заданий с различными предметами «Покорми куклу», «Напои куклу», «Уложи куклу спать», «Поставь машину в гараж», «Загрузи машину», «Перевези груз» (таблица 4.2.). Первоначальные сведения для выстраивания наблюдения можно почерпнуть из анкеты для воспитателей (разделы анкеты 4, 5).




Таблица 4.1. Предметная деятельность (ОА)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Моет руки Вытирает руки Сам чистит зубы Показывает, как надо чистить зубы (без зубной щётки) Ловко ест столовыми приборами (ложка, вилка) Пьет из чашки Собирает пирамидку всего
      + 1 или - 1 + 1 или - 1 + 1 или - 1 + 2 или 0 + 1 или - 2 +1 или - 2 +1 или – 1+  

Ключ к заполнению.

Положительные характеристики показателей параметра отмечаются в соответствующей колонке как +1 или +2 балла, если же ребенок выполняет данные предметные действия неловко, нескоординировано, за него это делает взрослый, то в соответствующей колонке ставится -1 или – 2 балла. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.

Положительные характеристики предметной деятельности ребенка:

- моет руки: самостоятельно без помощи взрослых намыливает и смывает мыло с рук - + 1;

- самостоятельно берет полотенце и старательно вытирает руки - + 1;

- самостоятельно чистит зубы - +1;

- показывает, как надо чистить зубы (без зубной щётки), у ребёнка сформирован символический уровень произвольного движения - +2;

- самостоятельно ест, держит ложку или в правой или в левой руке - +1;

- хорошо пьет из чашки - + 1;

- собирает пирамидку, можно без учета величины - + 1;

Отрицательные характеристики показателей:

- не моет руки самостоятельно или делает это крайне неловко (мыло выскальзывает, не умеет тереть рука об руку) - - 1;

- руки или не вытирает совсем или ждет, когда ему вытрет взрослый, иногда даже не знает, где висит его полотенце - - 1;

- чистят ребенку зубы взрослые - - 1;

- не понимает инструкцию «покажи, как ты чистишь зубы» без наличия зубной щётки – 0;

- не умеет самостоятельно есть ложкой/вилкой; без вмешательства взрослого перекладывает ложку/вилку то в правую, то в левую руку - - 2;

- все еще сосет соску или пьет из поильника - - 2;

- сам не может собрать пирамидку, не попадает на стержень - - 1;

Таким образом, по параметру «предметная деятельность» максимально возможное количество положительных баллов - +8; максимально возможное количество отрицательных баллов - -8.

Таблица 4.2. Игровые действия (GA)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Процессуальные игровые действия Процессуальная игра с элементами замысла   Сюжетно-отобразительная игра   Использование предметов-заменителей Неадекватные действия с игрушкой Манипуляции с предметами Игровые действия соответствуют предложенному сюжету Некоторые действия ребенка не соответствуют сюжету игры Отказ выполнять задания Всего
      +1 +1 +2 +2 -2 -1 +1 -2 -1  

Ключ к заполнению.

Положительные характеристики показателей параметра «игровые действия» оцениваются в +1 балл, отрицательные – в – 1 балл. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.

Положительные характеристики игровых действий ребенка:

- процессуальные игровые действия (ребенку важен сам процесс выполнения, без завершения: водит утюгом по гладильной доске, водит туда-сюда машинку и т.п.) +1 балл;

- процессуальные игровые действия с элементами замысла (процесс завершается: машина едет в гараж и там останавливается, кладет салфетку на гладильную доску и водит утюгом, потом складывает салфетку или кладёт её на стол и т.п.) +1 балл;

- сюжетно-отобразительные игровые действия (строит гараж, прежде чем поставить туда машину; варит суп, прежде чем покормить куклу и т.п.) +2 балл;

- игровые действия соответствуют сюжету игры (организованные задания-игры выполняет) +1 балл;

- использование предметов-заменителей (ребенок использует брусок как сотовый телефон: нажимает кнопки, подносит к уху и т.п.) +2 балл.

Отрицательные характеристики игровых действий ребенка:

- неадекватные действия с игрушкой (игровые действия ребенка не соответствуют функциональным назначениям игрушки) -1 балл;

- манипуляции с предметами (возьмет в руки игрушку/предмет и тут же поставит, чтобы взять следующую) – 2 балла;

- игровые действия не соответствуют сюжету игры (кормит из чашки, поит из тарелки, не использует столовые приборы) – 2 балла;

- отказывается выполнять задания-игры – 1 балл.

Таким образом, максимально возможное количество положительных баллов по параметру «игровые действия» для одного ребенка - + 7. Максимально возможное количество отрицательных баллов - - 6.

В раннем возрасте процессуальные игровые действия развиваются от овладения действий с предметами к подражательным действия и, наконец, к сюжетно-отобразительным игровым действиям.

Оречевление ребенком собственных игровых действий – это основа вероятностного предвосхищения.

Отсутствие сопровождения речью собственных игровых действий имеет разную причинность: родители в семье мало говорят и делают домашние дела молча; взрослые дома с ребенком не играют и, следовательно, нет игрового диалога для подражания; у ребенка снижен уровень подражательной деятельности. Речь ребёнка еще не «созрела» настолько, чтобы он мог ею свободно пользоваться. Как результат – отсутствие оречевления собственных игровых действий. В дальнейшем это может отрицательно сказаться на регуляции и планировании собственного поведения и внутреннего программирования высказывания.

Для правильной оценки данного показателя на первоначальном этапе анализируется раздел 7 анкеты для воспитателей (приложение 1.1.).

Основной метод обследования в данном блоке – наблюдение за речевым поведением ребёнка в спонтанных и организованных игровых действиях (таблица 4.3.).

Для того, чтобы дифференцировать возможную причинность молчаливой игры ребенка, предлагается использовать задание-игру «Позвони маме». Основная задача данной игры – выявить потенциал появления языковых средств общения в собственном репертуаре ребенка. Взрослый предлагает ребенку телефон и обращается с просьбой: «Позвони маме». Дети, у которых первые слова вот-вот появятся, поднимая трубку, начинают «говорить», т.е. инициируют диалог с предполагаемым взрослым: «Але. Але. Мама, ди» А вот дети, еще неготовые к вербализации общения, молчат и ждут, когда к ним начнут обращаться.

Таблица 4.3. Оречевление игровых действий (SGA)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Оречевляет свои игровые действия Инициирует «разговор» по телефону Сопровождает свои игровые действия постоянными фонациями Редкие фонационные возгласы эмоционального характера Ждет молча обращения к себе по телефону Играет молча Всего
      +2 +1 +1 - 1 - 2 -1  

Ключ к заполнению.

Положительные характеристики показателей параметра «оречевление игровых действий» оцениваются в +1 балл или +2 балла, отрицательные – в – 1 балл или в – 2 балла. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.

Положительные характеристики оречевления игровых действий ребенка:

- оречевляет свои игровые действия +2;

- инициирует «разговор» по телефону +1;

- сопровождает свои игровые действия постоянными фонациями + 1.

Отрицательные характеристики оречевления игровых действий ребенка:

- редкие фонационные возгласы эмоционального характера - 1;

- ждет молча обращения к себе по телефону - 2;

- играет молча -1.

Таким образом, максимально возможное количество положительных баллов по параметру «оречевление игровых действий» для одного ребенка - +4. Максимально возможное количество отрицательных баллов - - 4.


Наши рекомендации