Изучение микросоциальных условий развития ребенка

Пусковым элементом всякого психического и речевого развития, является зарождение интенции общения, т.е. смутного, неосознаваемого желания вступать в процесс коммуникации. Важной составляющей развития малыша становится появление у него собственного желания общаться. Такое желание заложено в родовую память новорожденного только как потенциальная возможность. Будет ли реализована данная ребенку потенциальная возможность или нет, зависит от его ближайшего взрослого окружения. В частности от умения родителей эмоционально насыщенно общаться с новорожденным, затем и с малышом.

Поэтому важной частью диагностики становится изучение ближайшего социального окружения, формирующего эмоциональную и психоречевую сферы ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка раннего возраста включает в себя семью, педагогов и детей, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. В речевой среде семьи закладываются основные коммуникативные и языковые компетенции.

Среди микросоциальных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка раннего возраста, можно выделить следующие:

· структура семьи (нуклеарная (Ссылка внизу страницы семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)) или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

· материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень дохода, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

· краткая характеристика родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами;

· речевая среда.[5]

Последние исследования выявили, что в основном на развитие речи ребенка раннего возраста влияет мать [26]. Материнское поведение, во всем многообразии его проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша.

Специфика речевого общения взрослых с маленькими детьми подчеркивается в многочисленных исследованиях в психолингвистике, педагогике, антропологии и логопедии.

Специфические формы речи, обращенной к ребенку, отражают следующие термины: инпут, baby talk, mother’s-, father’s-, parental speech, caretaker speech, nursery language; child-directed speech, infant-directed speech. [20]. В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Эта речь обладает рядом особенностей: использование нераспространенных предложений; частые повторы, сопровождаемые перестановкой членов предложения; отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов; большая часть слов относится к разряду ономатопей; богатая интонационная окраска; ситуативность речи; коррекция (шлифовка) речи ребенка [27].

Первые языковые средства ребёнок принимает из той речевой среды, в которой находится. Мы можем увидеть понимание языковых средств в эмоциональном реагировании ребёнка в общении со взрослыми.

Таким образом, основные задачи данного этапа обследования:

· изучение условий семейного воспитания;

· изучение потребности общения с близким взрослым;

· изучение естественной языковой среды;

· исследование эмоционального реагирования ребенка.

Методы изучения:

· анкетирование родителей (приложение 1.1);

· анкетирование воспитателей групп (приложение 1.2, разделы анкеты для воспитателей 1,2,3,8,9,10,11);

· наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером (таблица 2.);

· наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях (таблица 2.1.1);

· наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе (таблица 2.1.2.).

Таблицы включены основные параметры позволяют зафиксировать положительные (+1 или +2) и отрицательные (-1или -2) характеристики семейного окружения, естественной речевой среды и эмоционального реагирования ребенка.

Условия воспитания ребенка

Таблица 2.1. Стимуляция потребности общения близким взрослым М

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования   Чтение детской литературы дома Стимуляция речевого развития взрослым Всего
каждый день несколько раз в неделю редко оречевление совместных действий учат имитировать речевые звуки в игровой форме просят повторить или сказать  
заняты взрослые ребенок отказывается слушать  
      +2 +1 -1 -2 +2 или -2 +1 или -1 +1 или -1  
                       

Ключ к заполнению таблицы

Чтение детской литературы дома:

- читают каждый день – +2;

- читают несколько раз в неделю – +1;

- читают редко: заняты взрослые – 1 балл; ребёнок отказывается слушать – 2 балла.

Стимуляция речевого развития взрослыми:

- оречевление совместных действий – +1;

- учат имитировать речевые звуки в игровой форме - +1

- просят повторить, сказать – +1.

Таким образом, по показателю «стимуляция общения близким взрослым» суммируются все баллы ребенка, по таблицам 2.2, 2.3 и 2.4.

Максимально возможное количество положительных баллов у ребенка по данному показателю - +7, максимально возможное количество отрицательных баллов - - 7.

Таблица 2.1.1. Общение родителей с ребенком (M1)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Общение родителей с ребенком утром при расставании Общение с ребенком при встрече Всего
помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят оставляют ребенка и сразу же уходят помогают ребенку одеться самому интересуются у педагога, как прошел день быстро одевают и забирают не интересуются, как прошел день  
      +2 - 2 - 1 +2 +2 -2 -1  

Ключ к заполнению таблицы

Общение родителей с ребенком утром при расставании:

- помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1.

- раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2;

- оставляют ребенка и сразу уходят - -1;

Последние два варианта опосредовано свидетельствуют об элементах гиперопеки (сами все делают за ребёнка потому, что так быстрее и удобнее для взрослых) или занятости родителей и отсутствии времени на стимуляцию потребности общения или о непонимании родителями необходимости стимулировать потребность общения в деловом сотрудничестве с ребенком.

Общение с ребенком при встрече вечером:

- помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2;

- интересуются у педагога, как прошел день – +2;

- быстро одевают и забирают - -2;

- не испытывают интереса - -1.

Последние два варианта могут опосредовано свидетельствовать о занятости родителей или об отсутствии понимания необходимости стимулировать потребность общения через деловое сотрудничество с ребенком.

По этому показателю максимальное количество баллов для одного ребенка – +6, минимальное - -6.

Таблица 2.1.2. Общение ребенка с родителями (М2)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Общение ребенка с родителями утром при расставании Общение ребенка с родителями при встрече Всего
целует родителя и машет рукой «до свидания» поплачет и успокаивается никак не реагирует на расставание истерически рыдает и держит за ноги радуется, «отвечает» на вопросы родителя радуется, инициирует беседу получает конфетку (или что-нибудь другое) и дает возможность себя одеть не испытывает никаких эмоций не хочет идти из группы  
      +2 +1 -2 -1 +2 +2 -2 -2 -1  
                           

Ключ к заполнению таблицы

Наши рекомендации