Работа 5. Определение митотического коэффициента
На микропрепарате корешка лука посчитайте число делящихся и общее число клеток в поле зрения (около 1000 клеток). Определите митотический коэффициент, полученный результат внесите в таблицу.
МК = | Число митозов Число просмотренных клеток | × 1000 |
МК выражается в промилле (‰).
Общее число клеток | Делящиеся клетки | МК (‰) |
Работа 6.Мейоз. Редукционное деление
Дайте характеристику каждой фазы первого деления мейоза.
Первое деление мейоза | Характеристика |
Профаза I | |
Метафаза I | |
Анафаза I | |
Телофаза I |
Подпись преподавателя __________________
Дата ____________
Модуль Основы общей и медицинской генетики
Тема. Закономерности моногенного наследования признаков.
Полигенное наследование
Работа 1. Вероятность проявления признака у потомков в зависимости от генотипов родителей при моногенном наследовании
Вычислите вероятность проявления признаков у потомков родителей с указанными генотипами, заполните таблицу.
Генотипы родителей | Тип наследования | |||
аутосомно-доминатный | аутосомно-рецессивный | |||
Генотипы больных потомков, % | Генотипы здоровых потомков, % | Генотипы больных потомков, % | Генотипы здоровых потомков, % | |
АА, Аа | аа | аа | АА, Аа | |
АА х АА | ||||
АА х Аа | ||||
АА х аа | ||||
Аа х Аа | ||||
Аа х аа | ||||
аа х аа |
Работа 2. Решение задач на моногенное наследование
Познакомьтесь с правилами решения задач на примере задачи №1(Биология. Руководство к практическим занятиям. Раздел 2. Тема 2.1).
Для решения необходимо правильно записать условия задачи и схему скрещивания с использованием генетической символики.
Признак: | Определяющий ген: |
парагемофилия нормальная свёртываемость крови | - а - А |
Первый родитель страдает парагемофилией, признак рецессивный аутосомный, следовательно его генотип – (aa). Второй родитель здоров. Его мать страдала парагемофилией, генотип матери – (аа). Следовательно генотип второго родителя гетерозиготный (Aa), рецессивный ген (а) он получил от своей матери.
Составляем схему скрещивания, используя генетическую символику:
Р | ♀аа | х | ♂Аа | |
G | a | A ; a | ||
F1 | Aa | aa | ||
нормальная свёртываемость крови | парагемофилия | |||
Вероятность рождения | 50% | 50% |
Решите самостоятельно задачи(Биология. Руководство к практическим занятиям. Раздел 2. Тема 2.1), указанные преподавателем:
№№ ______________________.
Задача № | Задача № |
Задача № | Задача № | |||
Задача № | Задача № | |||
Задача № | Задача № | |||
Работа 3. Расщепление признаков у гибридов второго поколения
Заполните решетку Пеннета, укажите возможные комбинации генов потомков и полученное расщепление.
P AaBb x AaBb
G | AB | Ab | aB | ab | |
AB | |||||
Ab | |||||
aB | |||||
ab |
Расщепление ______________________________________________
Работа 4. Решение задач на дигибридное скрещивание
Познакомьтесь с правилами решения задач на примере задачи №24 (Биология. Руководство к практическим занятиям. Раздел 2. Тема 2.1).
Для решения необходимо правильно записать условия задачи и схему скрещивания с использованием генетической символики.
Признак: Определяющий ген:
полидактилия- А
нормальная кисть - а
отсутствие малых коренных зубов - B
нормальные зубы- b
Определяем генотипы родителей. Первый родитель имеет полидактилию, доминантный ген которой он получил только от одного своего родителя, его генотип - (Аа). Первый родитель имеет нормальные зубы, этот признак рецессивный аутосомный, его генотип по второму признаку - (bb). Второй родитель имеет нормальную кисть, его генотип по первому гену - (аа). Второй родитель страдает патологией зубов, доминантный аутосомный ген патологии (В) он получил от одного своего родителя, значит по этому гену он гетерозиготен - (Вb).
Составляем схему скрещивания, используя генетическую символику:
Р | ♀Aаbb х | ♂aаBb | ||||||
G | Ab; ab | aB ; ab | ||||||
F1 | AaBb aaBb | Aabb aabb | ||||||
полидактилия, патология зубов | нормальная кисть, патология зубов | полидактилия, нормальное развитие зубов | нормальная кисть, нормальное развитие зубов | |||||
Вероятность рождения | 25% | 25% | 25% | 25% | ||||
Решите самостоятельно задачи(Биология. Руководство к практическим занятиям. Раздел 2. Тема 2.1), указанные преподавателем:
№№ ________________________.
Задача №
Задача №
Задача №
Тема. Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом
Наследование
Работа 1. Особенности расщепления при независимом и сцепленном
Наследовании
Определите тип наследования по результатам дигибридного скрещивания. Заполните таблицу.
№ | Генотипы родителей | Гаметы | Расщепление в потомстве | Тип наследования |
I | 1. AaBb 2. aabb | AB, Ab, aB, ab ab | AaBb 25% Aabb 25% aaBb 25% aabb 25% | |
II | 1. AaBb 2. aabb | AB, Ab, aB, ab ab | AaBb 40 % Aabb 10% aaBb 10% aabb 40% | |
III | 1. AaBb 2. aabb | AB, ab ab | AaBb 50% aabb 50% | |
I V | 1. AaBb 2. AaBb | AB, Ab, aB, ab AB, Ab, aB, ab | AaBb 9/16 Aabb 3/16 aaBb 3/16 aabb 1/16 |