Формирование двусоставного простого предложения

Методические указания. На начальных этапах становления речи при ее общем недоразвитии первостепенное значение приобретает обучение детей установлению связи между предметом и его дей­ствием. Поэтому необходимо научить детей составлять предложения из двух слов, в которых существительное-подлежащее стоит в именительном падеже единственного числа, а глагол-сказуемое употребляется в 3-м лице единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени. Рекомендуется предварительно повторить глаголы повелительного наклонения 2-го лица единст­венного числа. Затем к основе глагола «наращивать» звук т, на­пример: спи — спит, сиди — сидит.

Если ребенок упорно опускает в глаголах конечный звук т, логопед четко выделяет голосом этот звук в своем вопросе: «Что

делает?»

Во всех словах .дети должны сохранять интонационно-ритми­ческий слоговой рисунок. Если трехсложная структура слов не­доступна ребенку, можно ограничиться двусложной. Допустимы различные нарушения звукопроизношения.

Задание 19. Научить детей отвечать на вопросы, поставленные к неслож­ным сюжетным картинкам: «Кто (что) это?», «Что (он, она) делает?»

Примерный лексический материал

Папа — сидит, идет, стоит. Девочка — шьет, прыгает, пла­чет, читает. Мама — шьет, варит, гладит, пишет, читает. Бабушка — шьет, вяжет, ест. Дедушка — спит, лежит, читает. Мальчик — пашет, читает, рисует, бежит, плывет. Собака — спит, сидит, лежит, бежит, лает, кусает, прыгает. Кошка — ест, спит. Птичка — прыгает, летает. Самолет — летит, гудит. Машина — едет, гудит, стоит.

Игровой прием к заданию

Лото «Кто быстрее принесет картинку». На маленьком столе разложены карточки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Четко произ­носит, какую кому принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и от­носят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы: «Кто это или что это?», «Что он (она) делает?»

Задание 20, Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям.

Идет кто? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка,

снег, дождь)

Стоит кто? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка,

петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка)

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, папа, Тата, кошка) Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь) Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака) Спит к т о? (мама, девочка, бабушка, собака, кошка) Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик, лошадь, собака,

кошка, карандаш, книга, тетрадь, ложка, вилка)

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье) Лежит что? кто? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса,

самолет, ракета)

Едет кто? что? (велосипедист, мотоциклист, машина, поезд,

автобус, трамвай, троллейбус) .

Читает кто? (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик)

Фрагмент одного занятия

На картинке нарисована читающая женщина; логопед просит ребенка отобрать из разложенных перед ним предметных картинок (на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, маль­чик) того, кто еще может (умеет) читать. Таким образом, дети отбирают соответствующие предметные картинки по названному действию.

Игровые приемы к заданию

1. Логопед называет предложение, например: «Собака рисует» — просит детей исправить ошибку.

2. Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит,

3. Посмотреть на улицу и сказать, кто идет, кто (что) едет, а кто бежит.

Задание 21. Научить детей употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Примерный лексический материал

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, оде­вается, раздевается, обувается, умывается, вытирается, причесы­вается.

Задание 22. Предложить детям назвать и сравнить пары сюжетных карти­нок, на которых одно и то же действие совершается одним и несколькими лицами.

Мальчик идет. — Мальчики идут.

Мальчик бежит. — Мальчики бегут.

Девочка стоит. — Девочки стоят.

Мальчик спит. — Дети спят.

Девочка поет. — Дети поют.

Человек стоит на мосту, — Люди стоят на мосту. И т. д.

Замечание к проведению занятия

Занятие можно проводить или по демонстрируемым действиям или по картинкам с изображением этих действий. Необходимо добиться, чтобы дети различали вопросы что делает? и что делают? и давали ответы по поставленным вопросам.

Задание 23. Сопоставить две грамматические формы одних и тех же глаго­лов; повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявитель­ного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Фрагмент одного занятия

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребенку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». В тот момент, когда команда выполняется ребенком, ведущий или кто-либо из детей констатирует действие, которое свершается по отданной команде.

Например:

Повеление Вова, спи

Констатация Вова спит

Задание 24. Научить детей договаривать слова, словосочетания в разучи-заемых стихотворениях.

Примерная сложность стихотворных текстов (подчеркнутые ;лова дети самостоятельно проговаривают, можно вносить любые вменения).

ДОЖДИК Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

(А. Барто)

ДЕД МОРОЗ

Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам елочку принес^ А на ней фонарики, Золотые шарики.

(Т. Волгина)

БЕЛЫЕ ГУСИ Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: га! га! га! (М. Клокова)

ПТИЧКА

Села птичка на окошко.

«Посиди у нас немножко! Посиди, не улетай! Улетела. Аи!»

(А. Барто)

солнышко

Светит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

(А. Варто) (Л. Б ар то)

ЖУЧКА

Бот собачка Жучка, Хвостик закорючкой, Зубы острые (ай-ай)! Шерстка пестрая. Гав! Гав!

(С. Федорченко) Формирование слоговой структуры слов

Методические указания. На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного от­ношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и деление слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов в проговариваемом слове ритмично сочетается с одновременными движениями вниз — вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде отдельных листков бумаги (карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать», «разложить по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, которая лежала слева). Проговаривая слово по слогам: ма-ши-на, логопед одно­временно отхлопывает ладонью по разложенным листкам бумаги каждый слог слова так, чтобы каждый слог слова приходился на отдельную карточку. Затем логопед показывает, как можно «про­стучать» другие слова: со-ба-ка, ло-па-та и т. д., а потом обращает внимание ребенка, что есть слова короткие: мак (один удар ла­донью на один слог), дом, кот.

Далее логопед предлагает ребенку, наблюдая, как взрослый отхлопывает каждый слог слова на отдельном листе бумаги, от­ветить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются односложные слова типа: дом, мак, кот, суп и т. д. — и трех-, четырехсложные: машина, лопата, собака, пароход и др.

Логопед учит ребенка по слогам произносить слово, сочетая ритм слова с ритмичными движениями руки. (Если у ребенка вы-

раженная леворукость, то не следует настаивать на том, чтобы он отхлопывал количество слогов правой рукой.) Таким образом, проговаривая слово по слогам, дети отстукивают по разложенным перед ним листкам бумаги каждый слог слова.

Задание 25, Научить детей делить на слоги слова, состоящие из двух оди­наковых слогов:

па-па ма-ма

Та-та ба-ба

Задание 26. Научить детей делить. На слоги слова, состоящие из двух от­крытых слогов:

Ка-тя Ма-ня му-ха у-ши зу-бы
О-л я Ни-на ры-ба но-ты о-сы
Ва-ля То-ля ли-са ко-зы  
На-та Ко-л я бо-ты ру-ки  

Задание 27. Уметь разделить на слоги слова, состоящие из трех открытых Слогов1.

ма-ши-на со-ба-ка

ло-па-та па-на-ма

ма-ли-на ка-ли-на

ко-ле-но по-ле-но

Задание 28. Научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки: мак, дом, кот, суп, рот, нос, зуб.

Наши рекомендации