Развитие монастырских больниц.
С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина, а вместе с ней и монастырские больницы. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали "всем приходящим безмездное врачевание". Позднее больницы были устроены в Новгороде, Смоленске, Львове и других городах земли Русской.
Широкой известностью и всенародной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево-Печерской лавре — первом русском монастыре. Основан он был в первой половине XI в. в окрестностях Киева и свое название получил от пещер (древнрусск. - печеры), в которых первоначально селились монахи.
Со всей Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные заразными, нервными, психическими и другими заболеваниями, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.
Монахи считали врачевание больных делом их подвижнического долга и усердно направляли свои заботы на призрение заболевших под сенью монастырской обители. "Киево-Печерский патерик" сообщает о нескольких монахах-подвижниках, прославившихся своим врачебным искусством.
Первым среди них упоминается "пречудный лечец Антоний" (XI в.), практиковавший раньше в Афонском монастыре и в других греческих колониях, где и усвоил начатки врачебного знания. Он лично ухаживал за больными, которых лечил, сам подавал им исцелявшее их "зелье".
Вторым хроника отмечает "преподобного Алимпия" (XI в.). Он излечивал мазью прокаженных, которых не могли вылечить "волхвы и неверные люди".
Третьим и особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры назван "преподобный Агапит" (умер в 1095 г.) — ближайший ученик Антония. Он бесплатно лечил и обитателей монастыря и мирян, сам ухаживал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого — черниговского князя Владимира Всеволодовича который впоследствии стал киевским князем (1113-1125) и известен как Владимир Мономах. Потеряв надежду на исцеление, князь Владимир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выходивший за пределы монастыря и лечивший только на территории обители, наотрез отказался посетить князя и послал ему своего "зелья", от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя и передал ему богатые дары, но Агапит попросил передать дорогие княжеские подарки неимущим людям. "И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали
Таким образом, "Киево-Печерский патерик" содержит первые конкретные сведения доврачебной этике на Руси в XI-XII вв.: лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. В этот период русской истории лечцы-монахи пользовались большим уважением. Многие из них впоследствии были канонизированы православной церковью.
4. Народное врачевание по традициям языческих верований.
В крещеной Руси "ведовство" и "волхование" были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления. Служители христианской религии верили в силу языческих культов и языческого врачевания и считали врачевателей-язычников служителями дьявола. В результате христианство вступило в борьбу с языческим врачеванием; волхвов и кудесников преследовали за "зелейничество" и "ведовство", вплоть до сожжения на костре. Так было в Новгороде в 1227 г., когда духовенство предало огню четырех волхвов.
И все же врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монополией. Уже при князе Ярославе Владимировиче на Руси существовали вольные врачи и вольная врачебная практика — т.е. светская медицина. В отличие от "безмездной" церковной медицины, она была "возмездной" (т.е. платной). В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные. Так, в Киеве в XI-XII вв. практиковал лечец-армянин, имя которого нам неизвесто. Лечец— армянин умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; к нему обращались князья Всеволод и Владимир (Мономах).
В Чернигове при дворе князя Николая Давидовича (XII в.) служил "зело искусный" врачеватель Петр, по прозвищу Сириянин (т.е. сириец).
Древнерусские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода текстов с греческого и латыни монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания.
В XI в. одной из самых популярных книг был "Изборник", переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. по заказу сына Ярослава Мудрого — великого князя киевского Святослава Ярославича (по другой версии — Изяслава Ярославича). "Изборник" состоит из фрагментов библейских книг и сочинений авторитетнейших византийских богословов и проповедников (начиная с Василия Великого) по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения.
Основной целью русского перевода "Изборников" было связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В то же время, по ходу изложения в них описаны и некоторые болезни, представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы о питании (например, "силы в овощи велики", или "питье безмерное" само по себе "бешенство есть") и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.
В «Изборнике" говорится и о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели "разрезать ткани", ампутировать конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация) и лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и точила врачебные. Вместе с тем, в "Изборнике" приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.
В древнерусской литературе XII в. имеются также сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.