Упражнения для неглобального чтения

Восстановление оптико-пространственного образа буквы

Найдите букву А среди букв: О, У, И, А, Я.

Найдите букву У среди букв: Я, И, Е, У, А, О.

Найдите букву Т среди букв: С, М, Т, К, П, Л.

Сравните буквы: ПиН ПиИ МиШ ГиТ ЛиМ ШиТ

Спишите буквы: ПКВУАСТпквуаст

Перенесите элемент «о» в букве «Ь» снизу вверх. Какая получится буква? Уберите элемент из буквы Щ. Какая полу­чится буква? Добавьте элемент «о» в букву Р с другой сторо­ны. Какая получится буква? Перенесите элемент «—» в букве «П» в середину. Какая получится буква? Поверните букву «3» в другую сторону. Какая получится буква?

Напишите буквы: ТСУКВАЛМПписьменно, а затем печатным шрифтом.

Найдите заданную букву среди следующих букв (буквы алфавита в разбивку, разных цветов и шрифтов подбира­ются логопедом).

Прочитайте буквы СМТВУША*/найдите слово, которое начинается на каждую из этих букв:

машина, туфли, сани, улица, шар, автобус, вода, школа, море, ум, альбом, вальс, ухо.

ПиА ПиУ МиА МиУ ТиУ Ти А
П и 0 ПиЕ П и Я МиО МиЕ МиЯ
ТиО ТиЯ ПиЫ ПиЕ ПиЮ МиЮ
ТиЫ ТиЕ ШиУ Чи А Ф и О Ци А
ЩиУ          

Прочитайте слоги:

МА ПА СА НА ВА ЛА ТА РА СА ДА ША
ПУ СУ ТУ МУ НУ КУ ДУ ШУ ЛУ ВУ РУ
ЧУ ГУ ФУ то ВО ПО ЛО МО со КО до
ВЫ ПЫ ТЫ ЛЫ МЫ ДЫ РЫ ки ля НИ мя
РЮ дя ПЕ СЕ          

Прочитайте слоговые таблицы :

МА МЯ ПА ПЯ ТА тя ЛА ЛЯ СА ся ВА
ВЯ МО ME ПО ПЕ то ТЕ ЛО ЛЕ со КА
ВО BE МУ МЮПУ ПЮТУ ТЮ ЛУ ЛЮ СУ
СЮ ВУ ВЮ МЫ МИ ПЫ ПИ ты ТИ ЛЫ ЛИ
сы си ВЫ ВИ            

Прочитайте слова по слогам: ка-ша, со-ва, му-ка, мы-ло, лу-жа, ла-па, да-ма, пи­ла, сум-ка, вил-ка, са-хар, кни-га, лож-ка, о-бед, оч­ки, ок-но; ку-ри-ца, ма-га-зин, ка-ран-даш, мо-ло-ко, бо-ро-да, у-ли-ца

Прочитайте слоги и переставьте их так, чтобы полу­чилось слово: ша-ка, ка-сум, ва-ко-ро, жа-лу, но-ок, рек-ди-тор, ло­мы, ко-ло-мо, да-во, ка-вил, во-ро-да-ско, ку-ца-ри, хар-са, га-ма-зин, па-ла, ки-оч, ва-со, ка-му, га-кни, ла-пи

Слова с различной ритмической структурой Прочитайте слова: Кот, ток, крот, плот, стог, стон, выключатель, под­ставка, забор, разбор, подоконник, костер.

Кошка, ловить, лакать, спать, гладить, умываться, мышь, собака, убегать, догонять, стол, есть, пить, се­мья, тарелка, ложка, соль, нож, хлеб, обед, улица,

дом, автобус, автомобиль, тротуар, движение, ас­фальт, пешеход, светофор, милиция.

Города, город, машина, курица, пишет, танцует, занимается, причесывается, холодно, жарко, где, ког­да, кто, почему.

Слова с одинаковой ритмической структурой

Прочитайте слова по столбикам. Обратите внимание на схожесть звучания слов в отдельных столбиках:

рука нога пока мука века

дела была мела

кума сама

корова корона ворона мадонна

ворота работа болото забота лапа рана ванна

Таня Маня Ваня баня

валюта салюты малютка

монеты советы билеты победа заветы

кошка ложка мошка крошка мышка пышка мишка шишка сушка

молоко далеко высоко

самолет недочет вертолет

самокат дубликат

кусок разок совок глазок салат парад назад

сарафан Магадан

города борода бирюза тормоза

Карамзин магазин

петух пастух

сезон лимон бекон батон

козыри лодыри

матери дочери

трубачи

усачи

горячи

корабли помогли берегли стерегли

сахар

пахарь

знахарь

лекарь пекарь аптекарь

Слова и фразы с одинаковыми элементами

Прочитайте. Подчеркните одинаковые части слов: Образец: мячик, стульчик.

Батон баран базар багаж барон; рука река века Лука луна; ворота ворона борода города порода; боты ноты коты мосты листы; мальчик пальчик шкафчик стульчик мячик учитель мучитель повели­тель родитель канитель; горчица больница водица девица, улица; пробежал пропустил проболтал про­скакал проспал прогадал пронес; унес убежал уб­рал устал уладил; ложка чашка кружка девочка; ложки чашки кружки девочки; общество творчество упрямство.

Прочитайте фразы. Подчеркните одинаковые слова.

Дай мне руку! Дай мне пить! Дай мне есть! Дай мне книгу!

Пойдем к врачу! Пойдем в гости! Пойдем в кино! Пой­дем гулять!

Иди сюда! Иди в магазин! Иди на работу! Иди в школу!

Сядь на стул! Сядь за стол! Сядь на место! Сядь поближе!

Не надо шуметь! Не надо курить! Не надо плакать!

Я пойду гулять. Я пойду в магазин. Я пойду к другу. Я пойду на улицу. Я пойду на работу. Я пойду в лес.

Это большой дом. Это большой стол. Это большой диван. Это маленький стол. Это маленький диван.

Мой сын студент. Мой сын школьник. Мой сын заболел.

Моя дочь живет рядом. Моя дочь красивая. Моя дочь веселая.

Мой муж инженер. Мой муж рабочий. Мой муж врач.

Послоговое ритмизированное чтение

Прочитайте по слогам эти слова:

Я хо-чу во-ды. Ма-ма мо-ет Ма-шу. Ка-тя, и-ди сю­да. Ма-ша бы-ла ма-ла. Ле-на е-ла ка-шу. Маль-чик ри-су-ет дом. Де-ти со-би-ра-ют гри-бы. Де-воч-ка и-дет до-мой. Жен-щи-на по-ку-па-ет про-дук-ты. Муж-чи­на чи-та-ет га-зе-ту.

Прочитайте словосочетания по столбикам. Обрати­те внимание на их созвучность:

Род-на-я дочь Тем-на-я ночь

Боль-ша-я печь Чу-жа-я речь

Рва-ные се-ти Род-ны-е де-ти

Быст-ры-е ре-ки Тя-же-лы-е ве-ки

Труд-на-я ра-бо-та От-цов-ска-я за-бо-та

Бе-лы-е но-чи Чер-ны-е о-чи

Гро-мад-ный жук Гром-кий стук

Сплош-на-я чушь Ве-ли ка-я сушь

Боль-ша-я лень При-ят-ный день

Род-ной дом У-са-тый сом

Боль-ша-я тень Ко-ря-вый пень

Ве-ли-ка-я по-бе-да Боль-шой не-по-се-да

Тексты для чтения 1 -й степени сложности

Мама купила рыбу. Дома были Маша и Вова. Мама дала рыбу Маше и Вове. Дети ели рыбу.

Мама и Наташа гуляли в саду. В саду они увидели розы. Розы были хороши.

Дети пошли в кино. Там было много народу. Дети купили билеты и пошли в зал. Было весело. Дети были довольны.

Моя жена работает на часовом заводе. Она дела­ет часы. В цехе чисто и тихо. Все работают в белых халатах. Жена любит свою работу.

Наступила ночь. На небе показалась луна. Стояла тишина. Природа уснула. Люди тоже легли спать. До утра будет полная тишина.

Иван Иванович родился в Москве. В Москве он окончил школу. Потом Иван Иванович переехал в Ле­нинград. Там он учился в институте и работал. Недав­но он вернулся в Москву.

Мой сын инженер. Он работает далеко на Севере. Там очень холодно, но зато там у него друзья с теп­лой душой. Они мододые, смелые и веселые.

Тексты с преобладанием глагольной лексики

Наступаетлето. Приходитвремя отпусков. Люди летятна самолетах, едутна поездах, идутпешком. Они хотятхорошо отдохнуть: купаться, загорать, собиратьгрибы. Вечером отдыхающие танцуют, хо­дятв кино, театр. Кто хорошо отдыхает,тот потом лучше работает. Не забывайтеоб этом.

Всем надо двигаться.Некоторые ходятпешком, другие ездятна велосипедах, третьи играютв спортив­ные игры. Без движений человек может заболеть, по­явитсяодышка, начнут болетьсуставы ног и рук. За­ботьтесьо своем здоровье! Будьтеподвижны!

Если Вы захотите приготовитьборщ, надо взятьмясо, залитьего водой и поставитьна огонь. Затем нужно нарезатьовощи и, потушивих на сковороде, опуститьв бульон. Варить20 мин, и борщ готов.

Он много работает, творит, мечтает, сочиняет.Мой сосед ест, гуляет, спит, отдыхает, болтает.Мой друг бегает, прыгает, играетв футбол, поет, танцует, плавает.Мой брат занимается, читает, думает, изоб­ретает.Моя жена шьет, готовитобед, убираеткварти­ру, воспитываетдетей. Мой муж работает, ходитв ма­газин, помогаетпо хозяйству, воспитываетдетей.

Былобы замечательно, если бы люди никогда не ссорилисьдруг с другом. Каждый бы уступалдруго­му, былвежлив, приветлив. А ведь это так нетрудно! Нужно только думатьо том, что от тебя самого зави­ситтвое собственное спокойствие, твоих родных и

близких. Будьтевсегда внимательны, вежливы, при­ветливы, и Вас все будут любить.

Мечтать, думать, творить— высшее счастье. В книге В. Каверина «Два капитана» естьзамечательные слова: «Боротьсяи искать, найтии не сдаваться!».Так должен поступатькаждый настоящий человек.

Тексты с преобладанием предметной лексики

Солнце. Море. Пляж. На горизонтебелый па­роход.Красиво! Настроениепрекрасное. Как хоро­ша жизнь!

Я очень люблю лето: лес, грибы, купанье. Про­гулки в поля.Там золотоспелых колосьев.Легкий ветерок.Неоглядные близкие сердцу просторы.Все это — наша Родина!

Наша семья:я, жена, дети.Я — шофер. Про­фессияотличная: дорога, колеса, скорость.Моя жена — врач. Борьбаза жизнь больного. Деньи ночь.Без снаи отдыха.Это благородно. Мой сын — студент.Его задача — учеба. Лекции, конспекты, занятия.Вечером — кино, театр, танцы. Молодежь!Без весельянельзя! Дочь — школьница.У нее боль­шие способностик литературе. Книги— ее глав­ное увлечение.Заветная мечта— стать журналист­кой.Что ж, желание— великая вещь!В нашей се­мье — закон:взаимная помощь, дружба, уважение.Это главное для семьи!

Я люблю овощи, фрукты, мясо, молоко, мака­роны, конфеты.Мой друглюбит кино, театр, музы­ку, литературу, живопись.Мой отецлюбит тишину, лес, поля, реку, рассветы, закаты, цветы.Мой сынлюбит город, шум, веселье, праздники, танцы.Я люблю мать, отца, детей, жену (мужа), Родину.

Наши рекомендации