Биологическая характеристика цвета

Физиологический механизм светочувствительности человеческого организма в настоящее время выявлен только частично. Проходя по зрительному нерву, световой луч раздваивается. Один импульс идет в отдел мозга, где непосредственно создается зрительный образ. Другой попадает в гипоталамус – важнейший отдел мозга, связанный со всем организмом, и прежде всего с нервной и эндокринной системами. Именно благодаря гипоталамусу поддерживается на определенном уровне кровяное давление и температура тела, бьется сердце, мы испытываем радость, страх, голод и т.д.

Но при этом мозг неодинаково реагирует на воздействие лучей того или иного цвета, а эндокринная система также вырабатывает определенные гормоны в соответствии с определенным цветом. За эти процессы отвечает отдел гипоталамуса, называемый эпифизом.

Именно эпифиз обладает способностью раскладывать солнечный цвет на цвета, подобно своеобразной маленькой призме, и выдает команду мозгу довести полученные цвета до каждого органа.

Если регуляция настроена на ускорение и повышение функциональной способности (эрготропная), состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного цвета. Если нервная вегетативная система настроена на замедление, успокоение и отдых (трофотропная), то ей соответствует темно-синий цвет.

Практически все болезни начинаются тогда, когда человек недополучает необходимое количество цветов солнечного спектра. Некоторые из них отсутствуют в электрическом свете, и поэтому искусственное освещение может стать источником того или иного заболевания. Например, многие современные болезни связаны с недостатком в организме синего, голубого, зеленого и фиолетового цветов, которые есть только в солнечном свете.

Люди, которые по каким-либо причинам не выходят на улицу, могут лечить себя с помощью цветных электрических лампочек. Улучшение самочувствия наступает достаточно быстро. Определить нужный цвет можно, зная, как каждый из них связан с той или иной болезнью. А именно:

§ красный – стимулирует высокую физическую активность;

§ оранжевый – работу почек, помогает при диабете;

§ желтый – нормализует работу желудочно-кишечного тракта, кровяное давление;

§ зеленый – излечивает заболевания сердечно-сосудистой и кроветворной систем;

§ голубой – помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной и костно-мышечной систем, заболеваниях горла и органов дыхания;

§ фиолетовый – способствует улучшению работы мозга, а также выработке гормона (мелатонина), омолаживающего организм и снимающего депрессию.

Психологическая характеристика цветов

Красный

Один из немногих художников, сумевших словами сформулировать, то, что выражает цвет, – Кандинский. В книге «О духовном в искусстве» он очень точно охарактеризовал красный цвет, не раскрывая при этом его психологического значения. Об оптически чистом красном цвете он сказал, что он действует «проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево».

В 1885 году Ван Гог с восхищением воскликнул: «Цвет сам по себе что-то выражает. В своей картине «Ночное кафе» я попытался выразить, что кафе является таким местом, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление. В конце концов, я попытался контрастами нежно-розового, кроваво-красного и цвета дрожжей создать все в атмосфере огненного ада, выразить мрачную притягательную силу питейного заведения».

Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а в категориях времени – современности (тогда как желтый указывает на будущее).

Красное – это полное энергии проникновение и преобразование. Это революция и переворот. Если человек предпочитает в данное время красный цвет, то он стремится к возбуждению нервной системы, энергетической подпитки для изменения существующего положения. Ему необходим внешний стимул для повышения энергопотенциала собственного организма. Но если человек в данный момент отклоняет красный цвет, как несимпатичный, то этот человек находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается или в состоянии истощения (неспособность отвечать побуждению красного цвета).

Оранжевый

Чем более в сторону желтого сдвигается красный цвет, тем сильнее возбуждение переходит в раздражение. Целенаправленная энергия оптически чистого красного цвета теряет целевую направленность и в оранжевом становится раздражающим, бесцельным, изнурительным состоянием возбуждения.

Синий

Он отражает физиологическую и психологическую потребность в покое.

Здесь уместно процитировать Гете, естествоиспытателя и поэта, так как он выразил сущность синего цвета поэтическим понятием «очаровательное ничто». Этим он объясняет, что именно представляет собой синий цвет, а выражает оптическое впечатление словами той же тональности. Вновь обратимся к Кандинскому: «Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому, и наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает элемент человеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца».

Рудольф Штайнер в «Сущности цвета» пытается свести действие желтого и синего цвета к формуле и говорит: «Желтый – излучающий, синий – поглощает, втягивает лучи в себя». Кандинский описывает то же действие: «Желтый движется из центра и почти приближается к человеку, а синий развивает концентрическое движение (как улитка, вползающая в свой домик) и удаляется от человека».

Темно-синий цвет – является цветовым выражением одной из основных потребностей человека физиологически – покоя, психологически – удовлетворения.

Шеллинг в своей книге «Философия искусства» имеет в виду только синие символы, когда пишет: «Тишина, состояние, свойственное красоте, как покой свойственен спящему морю». Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовые ощущения синего цвета – сладость (поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее); чувственное восприятие – нежность, а его орган – кожа. Определенные аллергические воспаления кожи могут быть связаны с утратой нежности, любви и с нарушением семейных отношений.

Темно-синий цвет насыщен и выражает удовлетворение и исполнение. Это исполнение идеала единения.

Люди, отвергающие синий цвет, как несимпатичный избегают ослабляющего напряжение покоя, так как считают, что не могут позволить себе отдых без отказа от чего-то важного. Такие люди испытывают страх перед тем, что состояние покоя может вызвать депрессию, которой они стремятся избежать. Для таких людей синий цвет представляет опасность, так как выражаемая этим цветом потребность в связи, основанной на доверии, не удовлетворена, идея всеединства не может быть реализована. Существующие человеческие связи отвергаются, как несоответствующие ожидаемому идеалу, и воспринимаются как скучные и парализующие, так как имеющиеся контакты обременяют и угнетают человека, он расценивает их как зависимость и пытается избежать этой зависимости.

Светло-синий (голубой) цвет

Светло-синий цвет – это цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не принимает обязательств. Этот цвет и есть то «очаровательное ничто», о котором говорит Гете.

Фиолетовый цвет

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоевыванию – успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование.

Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви.

Красный путь – мужской, патриархальный.

Синий путь – женский, матриархальный.

Синий и красный сливаются в фиолетовый. Этот цвет не так просто понять.

Готфрид Хаунд в своей диссертации «Цветовая символика в сакральном искусстве» пишет: «В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну… ». Как в средневековой живописи по стеклу, так и в сохранившемся до сегодняшних дней римско-католическом церковном культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержанность. Но гомосексуалисты, которые в своем большинстве предпочитают фиолетовый цвет, часто возводят эротику в культ и не являются ни умеренно-воздержанными, ни склонными к смирению и раскаянию.

Николай Кузанский, который сам носил перстень с фиолетовым камнем, который как кардинал стоял выше половых связей, который в своем произведении «Сознательное незнание», создал для фиолетового цвета утвердившееся понятие «Cointidentia oppasitorum», что означает уничтожение, или гармония противоречий.

Кузанский различал 4 ступени познания. Наивысшая, которая содержит в себе все предшествующие – это «мистическое созерцание». В этом единстве сливаются даже созерцающий субъект и созерцаемый объект, извечное противоречие переживания и мышления. Этим последним слиянием и уничтожением всех противоречий и противоположностей, этим мистическим союзом является фиолетовый цвет.

Всевозможные оттенки фиолетового цвета, выражающие глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл – чувственное отождествление. В таком состоянии находятся будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное, божественное.

Если человек отдает предпочтение сейчас фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать «захватывающий интерес» и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно иное значение, если вторым любимым цветом является возбуждающий красный, а не сентиментальный, спокойный синий. Фиолетовый с красным выдают повышенную эротическую возбудимость, тогда как фиолетовый с синим, свидетельствует о «захватывающем интересе» ко всем возможным проявлениям нежной чуткости.

В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет не является симпатичным, особенно интеллектуалами и людьми искусства. Напротив, на Востоке, среди негров Африки и индейцев Бразилии предпочитают фиолетовый цвет.

Человек, отвергающий фиолетовый цвет боится из-за склонности к чувствительности и эротике потерять свою независимость и поступиться своим чувственным эгоцентрическим «я». Эти люди стремятся рационально контролировать свою чувственность и критически решать, гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном обязательстве откровенность и искренность и оправдан ли риск. В современной культуре фиолетовый цвет – чувственное отождествление не находит широкого распространения. Сердечную общность вытесняют притязания на влияние и стремление к превосходству во всех формах снобизма и соперничества. Восторженное самопожертвование заменяется принципом целесообразности и надежности. Эстетическое переживание часто заменяют простым подражанием моде.

Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый: гармония противоречий.

Зеленый цвет

Кандинский превосходно охарактеризовал зеленый цвет и достаточно полно объяснил его психологическую особенность: «Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это зеленый цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные силы, которые могут вновь активироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером». Далее Кандинский замечает: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет. Он неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент.

Чистый зеленый цвет стремится к самоутверждению. Он абсолютно консервативен. Люди, предпочитающие чисто зеленый цвет, стремятся благодаря твердости приобрести манеру уверенно держаться. Они стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Они уверены в признательности окружающими, но в действительности выглядят обывателями.

Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как настойчивость и выдержка. С другой стороны, люди экстравагантные и эксцентричные, а так же стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Они надеются добиться успеха без настойчивого труда благодаря своей «гениальности» или, по крайней мере, «личной индивидуальности».

Наши рекомендации