Характеристика отделов головного мозга

Цель работы: дать морфофункциональную характеристику отделов головного мозга; исследовать рефлекторную функцию разных отделов мозга.

1. Дайте характеристику отделов головного мозга в виде таблицы (табл. 19):

Таблица 19

Возрастные особенности          
Функции          
Структуры серого вещества          
Структуры белого вещества          
Отдел, размеры 1. Продолговатый мозг Задний мозг: 2.1.Мост 2.2. Мозжечок 3. Средний мозг 4. Промежуточный мозг 5. Большие полушария

2. Изучите проявление рефлекторной функции спинного и головного мозга человека:

Коленный рефлекс.Испытуемый садится на стул, укладывая ногу на ногу, закрывает глаза и напрягает сцепленные пальцы на уровне груди. Экспериментатор наносит короткие и четкие удары молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой. При этом наблюдается реакция разгибания голени. Центр этого рефлекса находится в III–IV-м сегментах поясничного отдела спинного мозга.

Ахиллов рефлекс.Испытуемый становится коленями на стул так, чтобы свисали ступни его ног (или в положении лежа). Экспериментатор ударяет молоточком по ахиллову сухожилию. Наблюдается сокращение икроножной мышцы и сгибание в голеностопном суставе. Центр этого рефлекса находится в I–II-м сегментах крестцового отдела спинного мозга.

Подошвенный рефлекс.На обнаженной ноге человека при штриховом раздражении подошвенной части ноги наблюдается сгибание стопы и пальцев. У здоровых детей первых месяцев жизни и у взрослых при некоторых заболеваниях ЦНС в ответ наблюдается рефлекс Бабинского – разгибание большого пальца и веерообразное расхождение остальных пальцев ноги. Центр подошвенного рефлекса находится в крестцовом отделе спинного мозга.

Локтевой рефлекс (рефлексы сгибания и разгибания в локтевом суставе). При нанесении раздражения на сухожилие трехглавой мышцы плеча происходит разгибание. Центр рефлекса – на уровне шейных сегментов спинного мозга.

Сосательный рефлекс.Наблюдается при прикосновении к губам грудного ребенка: появление ритмичных сосательных движений. Центр – в продолговатом мозге.

Зрачковый рефлекс.При освещении глаза ярким светом возникает сужение зрачка. Реакция осуществляется при участии нейронов среднего мозга.

Характеристика отделов головного мозга - student2.ru

3. Определите, схемы каких рефлексов изображены на рисунках А, Б, В? Сделайте соответствующие подписи (название рефлекса и соответствующие элементы рефлекторных дуг).

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Тестовое задание по теме «Нервная система»

Выберите один из предложенных ответов:

1. Основные клетки нервной ткани: 1) нейроглия; 2) нейроны; 3) нефроны; 4) митохондрии. 10. Какая структура отсутствует в мозжечке: 1) полушария; 2) червь; 3) ядра; 4) мост.
2. Двигательные нейроны спинного мозга расположены: 1) в передних рогах; 2) в задних рогах; 3) в боковых рогах; 4) в белом веществе. 11. Созревание промежуточного мозга заканчивается: 1) к 3 годам; 2) к 7 годам; 3) к 10 годам; 4) к 15 годам.
3. Чувствительные нейроны спинного мозга расположены: 1) в передних рогах; 2) в задних рогах; 3) в боковых рогах; 4) в спинномозговом узле. 12. Адаптацию организма к нагрузкам обеспечивает: 1) симпатический отдел ВНС; 2) парасимпатический отдел ВНС; 3) метасимпатический отдел ВНС; 4) мозжечок.
4. Нервная система развивается из: 1) эктодермы; 2) энтодермы; 3) мезодермы; 4) мезенхимы. 13. Варолиев мост относят: 1) к среднему мозгу; 2) к промежуточному мозгу; 3) к полушариям мозжечка; 4) к заднему мозгу.
5. Белое вещество мозга образовано: 1) телами нейронов; 2) аксонами нейронов; 3) оболочками мозга; 4) миелином. 14. Центр аппетита находится: 1) в среднем мозге; 2) в промежуточном мозге; 3) в полушариях мозжечка; 4) в заднем мозге.
6. Спинной мозг у новорожденного: 1) крупнее головного; 2) наиболее физиологически зрелый отдел; 3) не развит; 4) развит, но физиологически неактивен. 15. В среднем мозге отсутствуют: 1) красные ядра; 2) черная субстанция; 3) четверохолмия; 4) зубчатые ядра.
7. К промежуточному мозгу относят: 1) мост; 2) мозжечок; 3) таламус; 4) мозолистое тело. 16. В регуляции тонуса мышц участвует: 1) красные ядра; 2) черная субстанция; 3) таламус; 4) гипоталамус.
8. Дыхательный центр находится: 1) в КБП лобной доли; 2) в продолговатом мозге; 3) в среднем мозге; 4) в мозжечке. 17. У большинства людей ведущее полушарие: 1) левое; 2) правое; 3) оба полушария ведущие; 4) таламус.
9. Какой центр продолговатого мозга является незрелым у новорожденного 1) дыхательный центр; 2) сосудодвигательный; 3) вестибулярный; 4) центр глотания. 18. Ассоциативные зоны находятся в основном: 1) в КБП лобной доли; 2) в КБП затылочной доли; 3) в КБП теменной доли; 4) в КБП височной доли.

Лабораторная работа № 3

Зрительный анализатор

Цель работы: изучить строение зрительного анализатора человека; исследовать остроту зрения.

Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, муляжи, скелет, влажный препарат, таблица Сивцева, указка, метровая линейка.

Ход работы

1. Дайте определение:

Анализатор – это

2. Перечислите отделы анализатора и укажите их значение.

Название отдела Что входит в состав отдела Значение
       
       
       

3. Изучите структуру глаза – периферического отдела зрительного анализатора. Дополните схему составными элементами.

Глаз

       
  Характеристика отделов головного мозга - student2.ru   Характеристика отделов головного мозга - student2.ru

Характеристика отделов головного мозга - student2.ru Характеристика отделов головного мозга - student2.ru Вспомогательный аппарат Глазное яблоко

Оболочки Ядро

4. Перечислите светопреломляющие среды глаза, укажите особенности их строения:

1). __________________________________________________________________________

2). ___________________________________________________________________________

3).___________________________________________________________________________

4).___________________________________________________________________________

5. Какое изображение предмета вследствие преломления световых лучей получается на сетчатке?

____________________________________________________________________________

6. Изучите строение глазного яблока человека. Сделайте подписи к рис. 5:

Характеристика отделов головного мозга - student2.ru 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18.
Рис. 5.Строение глазного яблока

7. Изучите строение рецепторного аппарата сетчатки. Сделайте подписи к рисунку 6, дорисуйте недостающий слой клеток сетчатки. Укажите направление потока света.

  Характеристика отделов головного мозга - student2.ru     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Пигментный слой клеток  
Рис. 6. Строение сетчатки.

8. Дайте характеристику фоторецепторов:

Таблица 20

Признак сравнения Палочки Колбочки
Численность    
Пигмент    
Место наибольшей концентрации    
Разновидности    
Значение    

9. Изучите схему проводящих путей зрительного анализатора (рис. 7).

Характеристика отделов головного мозга - student2.ru Соотнесите с цифрами на рисунке следующие структуры: сетчатка – ….; зрительный нерв –….; зрительная хиазма –…; зрительный тракт – …; латеральное коленчатое тело метаталамуса – ….; зрительная лучистость – …..; высший центр зрительного анализатора (зрительная кора) – ….   В каком участке КБП находится зрительная кора? ________________________________ ________________________________
Рис. 7.Схема проводящих путей зрительного анализатора

10. Укажите особенности формы близорукого и дальнозоркого глазного яблока.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы основные причины близорукости?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие меры профилактики близорукости вам известны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Определите остроту зрения.

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для исследования остроты зрения используют таблицы, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков – оптотипов (буквы, цифры, крючки, полосы, рисунки, незамкнутые кольца Ландольта). Таблица рассчитана на исследование с расстояния в 5 м. Цифры, расположенные справа от каждой строки, обозначают расстояние, с которого нормальный глаз различает оптотипы данной строки. Цифры, расположенные слева от каждого ряда, обозначают величину остроты зрения – визус (V), которая рассчитывается по формуле V=d/D, где V – острота зрения, d – расстояние испытуемого от таблицы, D – расстояние, с которого нормальный глаз должен различать оптотип данного ряда. Для нормального глаза острота зрения равна 1 (хорошо читаются буквы 3-ей снизу строки).

Ход работы: Таблицу Сивцева повесить на хорошо освещенной стене. Испытуемого усадить на стул на расстоянии 5 м от таблицы, закрыть специальным щитком глаз. Экспериментатор указкой показывает испытуемому буквы и просит их называть. Определение начинают с верхней строчки, опускаясь вниз, находят самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит и правильно называет в течение 2–3 с. Против строки прочитать соответствующий ей визус. Затем определить остроту зрения другого глаза. Результаты испытуемых занести в таблицу 21 и проанализировать распространенность сниженной остроты зрения (V<1).

Таблица 21

Протокол оценки остроты зрения

Фамилия, имя V лев. глаза V прав. глаза Вывод о состоянии зрения
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Вывод: ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

12. Ознакомьтесь по учебнику с нормами освещенности рабочего места при проведении обучения в классах и школьных кабинетах. Выпишите нормативные величины естественного и искусственного освещения.

Естественное освещение Искусственное освещение
   

Как влияет на зрение недостаточное освещение?____________________________________

______________________________________________________________________________

Как влияет избыточное освещение?_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Ознакомьтесь с Рекомендуемым комплексом упражнений гимнастики для глаз (см Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10. Почему применение такого комплекса препятствует развитию близорукости ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Самостоятельная работа № 4.

Анализаторы

Цель работы: дать характеристику анализаторов человека.

1. Опишите возрастные особенности и строение анализаторов: название и местоположение рецепторов, название нервов проводящих путей и местоположение подкорковых центров, положение корковых центров.

Таблица 22

Общая характеристика анализаторов

Возрастные особенности              
Высший центр (в КБП какой доли)              
Проводниковый отдел, подкорковые центры              
Периферический отдел (рецепторы)              
Анализатор Слуховой Вестибулярный Вкусовой Обонятельный Кожный Двигательный Висцеральный

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Тестовое задание по теме «Анализаторы»

Выберите один из предложенных ответов:

1. Какого отдела нет в анализаторе: 1) периферический; 2) проводниковый; 3) анализирующий; 4) высший (центральный) 10. Какова функция колбочек: 1) рецепторы цветного зрения; 2) рецепторы черно-белого зрения; 3) рецепторы сумеречного зрения; 4) рецепторы объемного зрения
2. Основная функция рецепторов: 1) восприятие раздражителя; 2) проведение импульса; 3) формирование ощущения; 4) задержка импульса 11. Рецепторы слуха расположены: 1) в барабанной перепонке; 2) в улитке; 3) в ушной раковине; 4) на слуховых косточках
3. В высшем отделе анализатора происходит: 1) восприятие раздражителя; 2) проведение импульса; 3) формирование ощущения; 4) задержка импульса 12. Подкорковый центр слуха расположен 1) в мозжечке; 2) в промежуточном мозге; 3) в продолговатом мозге; 4) в гипоталамусе
4. Высший центр анализатора расположен: 1) в органах чувств; 2) в подкорковых центрах; 3) в базальных ядрах ; 4) в КБП 13. Евстахиева труба соединяет: 1) в наружное и внутреннее ухо; 2) среднее и наружное ухо; 3) носоглотку с улиткой; 4) носоглотку и среднее ухо
5. Ведущий анализатор человека: 1) зрительный; 2) слуховой; 3) обонятельный; 4) вестибулярный 14. Наибольшая острота слуха развивается: 1) к 3 годам; 2) к 7 годам; 3) к 10 годам; 4) к 15–18 годам
6. Острота зрения новорожденного по сравнению со взрослым: 1) выше; 2) ниже; 3) такая же; 4) отсутствует 15. Рецепторы вестибулярного анализатора находятся: 1) в полукружных каналах; 2) в мышцах; 3) в костях; 4) в заднем мозге
7. При рассмотрении близких предметов: 1) хрусталик уплощается; 2) хрусталик утолщается; 3) хрусталик не изменяется; 4) хрусталик теряет форму 16. Рецепторы вестибулярного анализатора находятся: 1) в полукружных каналах; 2) в мышцах; 3) в костях; 4) в заднем мозге
8. При близорукости: 1) глазное яблоко удлиняется; 2) глазное яблоко уплощается; 3) утолщается роговица 4) расширяется зрачок. 17. Дети лучше слышат: 1) высокие звуки; 2) низкие звуки; 3) высокочастотные звуки; 4) шепотную речь
9. Подкорковый центр зрения находится: 1) в мосте; 2) в мозжечке; 3) в промежуточном мозге; 4) в продолговатом мозге 18. Слуховая зона находится: 1) в КБП лобной доли; 2) в КБП затылочной доли; 3) в КБП теменной доли; 4) в КБП височной доли

Лабораторная работа № 4

Высшая нервная деятельность

Цель работы:изучить особенности условно-рефлекторной деятельности мозга; овладеть методикой выработки и торможения условного рефлекса.

Оборудование: учебные таблицы, осветитель, экран, секундомер.

Ход работы

1. Выявите различия между условными и безусловными рефлексами. Заполните таблицу 23.

Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии подкорковых центров ЦНС.

Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между центрами восприятия условного и безусловного раздражителей.

Таблица 23

Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов

Признаки сравнения Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Передача по наследству    
Видовая специфичность    
Вид раздражителя    
Центры рефлексов (отделы мозга)    
Длительность существования рефлекторной дуги    
Значение    

2. Изучите механизм выработки условного слюноотделительного рефлекса на свет (рис. 8). Какие стадии обозначены буквами? Сделайте подписи к структурам, обозначенным цифрами на схеме.

Определите, где возникает временная связь при выработке условного рефлекса? __________________________________________________

Почему эту связь назвали временной? ______________________________________

_____________________________________________________________________________

Какой раздражитель в данном опыте – безусловный? _________________________

Какой раздражитель – условный? _________________________________________

Характеристика отделов головного мозга - student2.ru А –     Б –     В –     Г –     1.   2.   3.   4.   5.   6.   7.   8.  
Рис. 8. Выработка условного рефлекса (по И.П. Павлову)

3. Ознакомьтесь с правилами выработки условных рефлексов (вырабатывается на базе безусловных рефлексов или условных низших порядков):

1) необходимо наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который будет условным, и безусловного, вызывающего какой-либо безусловный рефлекс;

2) условный раздражитель (свет, звук и т. п.) должен предшествовать безусловному и некоторое время сопровождать действие последнего;

3) условный раздражитель должен быть средним по силе;

4) не должно быть посторонних раздражителей;

5) КБП должна быть в активном состоянии;

6) условный рефлекс вырабатывается быстрее при наличии мотивации

7) повторность.

4. Ознакомьтесь с видами торможения условно-рефлекторных реакций. Впишите в табл. 24 биологическое значение каждого.

Таблица 24

Вид торможения Причины Биологическое значение
1. Безусловное: 1.1 Запредельное   Сильный или длительный раздражитель  
1.2 Индукционное Новый раздражитель    
2. Условное: 2.1 Угасательное   Отсутствие применения или подкрепления  
2.2 Дифференцировочное Сходные по параметрам раздражители  
2.3 Запаздывательное Отставание во времени подкрепления  
2.4 Условный тормоз Наличие запретительного сигнала  

5. Выполните практическую работу «Выработка и торможение условного вегетативного зрачкового рефлекса человека».

Ход работы: В работе принимают участие одновременно все студенты группы: одна половина – исследуемые, а другая – экспериментаторы. Экспериментаторам нужно проверить у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонков и приступить к выработке условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок. Для этого при включении сигнала исследуемые закрывают глаз на 10–20 с плотным темным листом бумаги, а при выключении сигнала – открывают его. Каждый экспериментатор наблюдает, как на свету происходит постепенное сужение зрачка у исследуемого. Если звонок предъявлять 10 раз в сочетании с затемнением, то на 11-й раз только включение звонка без затемнения глаза вызовет условно-рефлекторное расширение зрачка.

Для демонстрации явления угасания рефлекса возобновить действие сигнала, но без затемнения глаза бумагой. У исследуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число неподкреплений условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения.

Результаты исследования:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Самостоятельная работа № 5.

Наши рекомендации