Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные) располагаются чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.

Существуют три основных типа строительства больниц: павильонный (корпусной), централизованный и смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются специализированные корпуса. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что все службы находятся в одном здании, чаще высотном, или ряд зданий соединены крытыми надземными или подземными переходами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные, кожно-венерические, родильные дома располагаются в отдельных корпусах.

Земельный участок больницы делится на три зоны: здания, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих подразделений:

- Стационар со специализированными отделениями и палатами.

- Вспомогательные отделения (рентгеновское, лабораторное, патологоанатомическое).

-- Аптека.

-- Поликлиника.

-- Пищеблок.

-- Прачечная.

-- Административные здания.

Больницы предназначены для круглосуточного лечения и ухода за пациентами с заболеваниями, соответствующими профилю больницы.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санузел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностические), ординаторскую, сестринскую, кабинет зав. отделением, старшей сестры и др.

Количество больных в палатах не должно превышать четыре человека. В палате имеются кровати (обычные или функциональные), прикроватные тумбочки, стол, вешалка, может быть умывальник и туалет. Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии одного метра между ними. Связь тяжелобольного пациента с постом медсестры осуществляется с помощью световой или звуковой сигнализации. В специализированных отделениях каждая койка оснащена централизованной подачей кислорода.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (СаНПиН N 5). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1:5-1:6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, может быть и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночником, который должен быть установлен на 30 см от пола возле двери, но может устанавливаться и возле каждой кровати (в детских стационарах светильники устанавливают над дверными проемами).

Вентиляция палат производится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 куб.м на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в палате не должна превышать 0,1%, относительная влажность воздуха должна быть 30-45%.

Температура воздуха в палатах для взрослых равна 20°, в реанимации, операционной и детском отделении - 22°С.

В отделении имеются раздаточная и столовая, где одновременно могут принимать пищу 50% пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания), сортировки грязного белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и одежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения и больницы имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет обязательный для персонала и пациентов распорядок дня, который обеспечивает больным соблюдения лечебно-охранительного режима, сон и отдых, лечебное питание, наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур.

"История сестринского дела".

Истоки милосердия и ухода за больными и ранеными

Чувство любви к ближнему во все века было прису­ще человеку. Согласно христианской религии, ближний - это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за больными. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходи­лось ухаживать за больными.

У народов Древнего мира уход за больным осуществ­ляли родственники. Специальных людей, которые посвя­щали бы себя делу ухода за больными, не было, исключе­ние составляли лишь женщины, занимающиеся оказани­ем помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Древней Греции были акушерки, которыми, по оп­ределению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беременности, наступ­ления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями. Акушерки занимались также лечением женских болез­ней и даже были свахами. Отдельную группу составля­ли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими бо­лезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состо­яли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время родов, но и уха­живали за роженицами и младенцами.

Соран Эфесский в своем трактате по гинекологии обращал внимание на то, чтобы женщины, желающие заниматься родовспомогательным искусством, были грамотны, "подвижны, приличны и имели нормальные органы чувств, были здоровы и сильны, имели длин­ные тонкие пальцы с коротко обрезанными ногтями". Если акушерки были не особенно молоды, то он реко­мендовал им "быть постоянно трезвыми, спокойными и молчаливыми, не быть суеверными, из-за корыстных целей не употреблять абортивных средств".

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в пол­ном объеме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа - апостолы - не только проповедова­ли христианское учение, но и исцеляли больных. Попе­чение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

При церквах и монастырях стали возникать богадель­ни, или "диаконии", предназначенные вначале для боль­ных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у пер­вых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

Христианская попечительность о больных со вре­мен римского императора Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, при­нимает новый вид - учреждаются общественные боль­ницы и госпитали для больных и бесприютных.

К XI веку относится создание во многих городах За­падной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухо­да за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прока­женными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отлича­лась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпи­таль, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община "елизаветинок" - из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за муж­чинами, нуждающимися в медицинской помощи. Мно­го сделала община и для больных проказой.

Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании раз­личных светских и духовных рыцарских орденов, чле­ны которых считали основной своей целью уход за боль­ными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда - лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и не­мецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.

Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятель­ницей в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятель­ность женщин этого ордена распространилась и в Ита­лию, Испанию, Францию, Англию, где ими были со­зданы монастыри.

Особенно известной стала деятельность общины "иоанниток" в Париже. В 1348 г., во время большой эпи­демии чумы, члены общины показали пример самопо­жертвования. Современники этих событий описывали такую картину: "Всеми оставленный больной лежал один со своими муками. Родные боялись приблизиться к нему, врач страшился вступать в его жилище и даже священник лишь со страхом причащал его. Со стонами, разрывавшими сердце, призывали дети родителей, отцы и матери - сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и до трупов родные прикасались лишь потому, что никто не соглашался исполнять последние желания за деньги... ничто не могло собрать родных и знакомых на обряд погребения. Трупы самых знатных и заслуженных лиц относились в могилы самыми бедными людьми, пото­му что невыразимый страх отталкивал от гроба их дру­зей и товарищей". Тем весомее выглядят многочисленные примеры самопожертвования сестер орденов при оказании помощи больным. Только в Париже за время эпидемии умерли более 500 сестер этих орденов, но эту опасную работу продолжали делать другие сестры.

Много сделали по уходу за больными и сестры ор­дена, так называемые "госпитальерки". В ведении этих сестер находились крупные госпитали - Святого Лю­довика в Париже, а также в других городах Франции. Только один Отель-Дье (дом Божий) в столице вмещал 6000 больных; сюда принимались больные с любыми заболеваниями, даже заразными.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. В этом году в г. Шатиньоне в одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое мате­риальное положение одной бедной семьи, члены кото­рой были больны. Пораженные красноречием пропо­ведника слушатели (и особенно женщины) стали помо­гать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составле­ние устава. "Милосердие к ближнему, - говорится в этом уставе, - есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им". Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходи­мую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.

В Германии общины сестер милосердия были созда­ны еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появи­лись лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за за­разными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, име­ющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии - в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.

В 1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. - на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреж­дения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин, преимуществен­но протестантских, из которых 35 находились в Герма­нии, 6 - в России, 3 -- в Швейцарии, 3 - во Фран­ции, 2 - в Голландии, 2 - в Англии и по одной общи­не в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США. К кон­цу XIX века существовало 60 общин диаконис, объеди­нявших более 8000 сестер. Их благотворительная дея­тельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подоб­ного рода общины существовали и при протестантских церквах в России - в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге, Риге, Таллинне, Хельсинки.

Начиная с середины XIX века католические монахи­ни и протестантские диаконисы оказывали медицинс­кую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой органи­зационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской вой­ны (1853-1856 гг.).

Наши рекомендации