Сердечно-лёгочная реанимация

Основные вопросы.

Учебное пособие для студентов

Казань, 2016

УДК 616:89-03

ББК 56.14:53.5

У 80

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Составители:

Зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии, медицины катастроф КГМУ

доктор медицинских наук, профессор

Баялиева АйнагульЖолдошевна

Ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии, медицины катастроф КГМУ

Устимов Дмитрий Юрьевич

Доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом критической и респираторной медицины ПетрГУ

Спасова Арина Павловна

Рецензенты:

Доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии, медицины катастроф КГМУ

кандидат медицинских наук

Шпанер Роман Яковлевич

Зав. кафедрой скорой медицинской помощи, медицины катастроф и мобилизационной подготовки специалистов здравоохранения КГМА

доктор медицинских наук, профессор

Анисимов Андрей Юрьевич

Сердечно-лёгочная реанимация. Основные вопросы: учебное пособие для врачей /А.Ж. Баялиева, Д.Ю. Устимов, А.П. Спасова – Казань: КГМУ, 2016. – 40 с.

В учебном пособии приведены основные принципы проведения сердечно-лёгочной реанимации на основании последних международных рекомендаций. Представлены и описаны основные манипуляции, позволяющие студенту освоить базовые практические навыки поддержания жизни на догоспитальном и госпитальном этапах.

Учебное пособие предназначено для студентов 3 – 6-го курсов специальностей «Лечебное дело» 31.05.01, «Педиатрия» 31.05.03, «Стоматология» 31.05.03

©Казанский государственный медицинский университет, 2016

Авторы выражают глубокую благодарность и признательность коллективу кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом критической и респираторной медицины Петрозаводского государственного университета, за предоставленные материалы для подготовки методического пособия.

Оглавление

Введение. 6

Клиническая и биологическая смерть. 7

Когда проводить СЛР. 8

Основные принципы проведения СЛР. 8

Виды прекращения кровотока и остановка кровообращения. 9

Этапы умирания. 10

Обоснование важности ранних реанимационных мероприятий. 11

Новый комплекс мероприятий рекомендованный АНА.. 12

Ключевые аспекты успешной СЛР. 13

Закрытый массаж сердца. 14

Обструкция.Методы обеспечения проходимостидыхательных путей. 16

Методы поддержания проходимости ВДП.. 17

Искусственная вентиляция легких: 24

Виды прекращения кровотока. 25

Дефибрилляция. 26

Наджелудочковыетахиаритмии, кардиоверсия. 28

Кардиостимуляция. 29

Искусственные водители ритма. 29

Электрокардиостимуляция. 29

Фармакология. 29

Алгоритм действий при различных видахостановки кровообращения. 32

Алгоритм устранения рефрактерной ФЖ... 32

Открытый (прямой) массаж сердца. 32

Условия прекращения и отказа от проведения СЛР. 33

Постреанимационная болезнь. 34

Основные задачи на начальноми последующих этапах после остановки сердца. 34

Приложения. 35

Контрольно-обучающий тест. 37

Ситуационные задачи. 40

Основная литература. 45


Список сокращений

АНД – автоматический наружный дефибриллятор

БРМ – базовые реанимационные мероприятия

ЖТ – желудочковая тахикардия

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ОК – остановка кровообращения

PPM – расширенные реанимационные мероприятия

СЛР – сердечно–легочная реанимация

ФЖ – фибрилляция желудочков

ЭМД – электромеханическая диссоциация

ЭЭГ – электроэнцефалография

Введение

Актуальность.

СЛР является одним из основных видов оказания помощи. СЛР должны выполнять не только врачи клиницисты, но и люди, которые оказались возле человека с остановкой дыхания и кровообращения. Поэтому данное учебное пособие направлено на освоение теоретического курса по оказанию СЛР. В учебном пособие описаны алгоритм и техника выполнения СЛР.

На освоение темы:

Интенсивная терапия острых нарушений кровообращения. Сердечно-легочная реанимация при остановке сердца в условиях многопрофильного стационара и приемного покоя. Интенсивная терапия и реанимация при острой дыхательной недостаточности.

Отводится часов:

Всего 28.

На лекции 4 часа.

На практические занятия 16 часов.

На самостоятельное обучение 8 часов.

При освоении темы проводится:

1. Дискуссия,

2. Индивидуальное собеседование,

3. Решение ситуационных задач,

4. Демонстрация практических навыков.

5. Реферативное сообщение.

6. Решение тестовых вопросов.

7. Отработка практических навыков СЛР на манекенах в ЦПУ.

Критерии оценивания:

1. Активное участие в дискуссии.

2. Ответы на вопросы при индивидуальном собеседовании

3. Не менее 70% правильно решенных ситуационных задач.

4. Усвоение всех практических навыков.

5. Сданное реферативное сообщение

6. Решение не менее 70% тестовых вопросов.

7. Зачет по практическим навыкам СЛР на манекенах в ЦПУ.

Профессиональные компетенции (ПК-6): способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра.

В результате освоения профессиональной компетенции (ПК-6) студент должен:

Знать: Особенности синдромов недостаточности жизненно-важных функций, свойственные всем неотложным и терминальным состояниям.

Уметь: диагностировать состояние клинической смерти; диагностировать обморок, коллапс, кому; определять показания и противопоказания к проведению реанимации;

Владеть: алгоритмом последовательного оказания лечебных мероприятий при основных неотложных остро развившихся сидромах.

Профессиональные компетенции (ПК-11): готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

В результате освоения профессиональной компетенции (ПК-11) студент должен

Знать: патофизиологические аспекты критических состояний. Особенности синдромов недостаточности жизненно-важных функций, свойственные всем неотложным и терминальным состояниям.

Принципы интенсивной терапии и реанимации при критических состояниях.

Особенности различных медикаментов и инфузионных сред, применяемых в реанимации и интенсивной терапии

Уметь: определять последовательность лечебных мероприятий в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний

Владеть: методами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний

Наши рекомендации