Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников

Данная система была разработана для подготовки к школьному обу­чению детей с задержкой психического развития 6—7 лет, однако она может быть использована и для занятий с детьми, имеющими другие отклонения в развитии. Это 15 заданий различного содержания, направ­ленных на формирование у ребенка психологической готовности к школь­ному обучению через развитие основных психических процессов: вни­мания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Количество проводимых занятий может варьироваться в зависимости от типа коррекциейного учреждения и индивидуальных особенностей детей (обычно 2 раза в неделю по 30 мин). Занятия могут проводиться с февраля по май или в течение всего учебного года.

Особенностями данной системы являются:

подача учебного материала в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста;

отличие данных заданий от системы школьных упражнений, что спо­собствует их лучшему принятию;

наличие описания по проведению каждого задания;

наличие взаимосвязи данной системы с тематическим планировани­ем (задания № 8, 9, 10, 11 можно использовать на занятиях по ФЭМП, задания № 12, 12-а, 13 — на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим).

Остановимся поподробнее на содержании рекомендуемой системы.

БЛОК 1

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие мелкой моторики рук.

Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нару­шениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а впоследствии и письмом. Данные задания адаптированы для леворуких дошкольников, а также для детей с невыраженной веду­щей рукой. Варианты заданий, помеченные звездочкой, не рекоменду­ются для умственно отсталых дошкольников. Не следует давать этот ма­териал на начальном этапе коррекционной работы детям, страдающим ДЦП, так как отсутствие положительных результатов при выполнении упражнений в силу вполне объективных причин (парезы, параличи, син-кинезии, гиперкинезы и т.д.) может привести к снижению мотивации деятельности и отказу в дальнейшем выполнять подобные задания.

БЛОК 2

Цели: 1) развитие внимания; 2) развитие зрительной памяти.

Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процес­се деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У де­тей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций. Особенно часто синдром дефицита внимания встречается у детей с ЗПР. Задания № 6, 7, 7-а направлены на повышение продуктивности запоминания и улучшение зрительной памяти. Целесообразно начинать психокоррекционную работу с детьми, страдающими ДЦП, именно с этих заданий, так как они не требуют участия пальцев и кистей рук.

БЛОКЗ

Цель: развитие восприятия.

Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы. В связи с этим были разра­ботаны задания № 8, 9, 10, 11, направленные на формирование у ре­бенка умений оперировать сенсорными эталонами.

БЛОК 4

Цели: 1) развитие основных мыслительных операций — анализа, син­теза; 2) развитие умений сравнивать и обобщать.

К 6 —7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между со­бой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него долж­ны быть сформированы простейшие обобщения: «овощи», «фрукты», «дикие животные», «домашние животные», «транспорт», «мебель» и др. У аномальных детей данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения (умственно отста­лые, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями зрения). Необходимо отметить тот факт, что педагогически запущенные дети,

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru имеющие первично сохранный интеллект, также не владеют этими уме­ниями. Поэтому нами были разработаны задания № 12, 12-а, 13, 14, 15, позволяющие развивать данные операции.

В заключение следует отметить, что упражнения первых двух блоков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями. Задания, представленные в двух последних, — только психологами и дефектологами.

Задание 1.Продолжи узор.

Рис. 1

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие мелкой моторики рук.

Педагог предлагает детям продолжить узор (рис. 1). Он обращает их внимание на то, что между фигурами имеется расстояние: «Посмотрите, между фигурами пропущена клеточка». Если дети испытывают трудности при выполнении данного задания, то рекомендуется сначала поставить точки по контуру фигуры, а затем их соединять.

В свободных ячейках педагог показывает детям образец.

Задание 2а. Нарисуй точки, как показано на рисунке.

---------------------- 11------------------------------

II---- II---- 1!---------- |i---- 11---- 1|---- II

----------- >------------------------------------------------------- II------------

.1--------------------- II--------- II---------- II---------- I-------------------- 1>

---------------------- II---------- 1 i--------- 1 I--------- II------------------------

----------------------- i I-------------------- I----------------------------------

---------------------- 1 I--------- <1---------- 1 I--------- 1 I-----------------------

Рис. 2а



Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Задание 26.Нарисуй точки, как показано на рисунке. (Разрабо­тано для леворуких детей.)

---------------------------------- 1»—.------------------------------------------

■ I—1>—1>------------------------------- 1*—i—i— >

----------- ip------------------------------------------------------ 1-------------

IP-------------------- il---------- li---------- li---------- ip-------------------- ir

i i : i: i;

---------- ,,--- ,---- ,---- ,-----------

Рис. 26

Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) разви­тие внимания.

Данное задание состоит из пяти упражнений, которые постепенно усложняются; упражнение, помеченное звездочкой, не обязательно для выполнения. Инструкция педагога: «Посмотри внимательно на образец (рис. 2а). Нарисуй точки точно в таком порядке, как на рисунке. Рисуй с правой стороны».


Задание 3. Помоги Незнайке найти шляпу.

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис.3

Цель: развитие зрительно-двигательного восприятия.

Педагог предлагает детям помочь Незнайке, который заблудился в лабиринте (рис. 3). Лучше, если при выполнении этого задания дети бу­дут использовать яркий фломастер.

Задание 4.Соедини точки.

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис.4

Цель: развитие точных и плавных движений кисти руки (рис. 4).

Педагог предлагает детям аккуратно соединить точки и раскрасить получившиеся картинки. При закрашивании карандаш или фломастер не должен заходить за линию контура.

Задание 5а. Соедини точки по образцу.


Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru


Рис. 5а

Задание 56.Соедини точки по образцу. (Разработано для лево-руких детей.)


Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru


Рис. 56

Цель: формирование точности и плавности движений руки при про­ведении прямых и зигзагообразных линий.

При выполнении этих заданий (рис. 5 а, б) дети не должны пользо­ваться линейкой и другими вспомогательными инструментами. При же­лании педагог может познакомить детей с названиями линий.

Задание 6а.Зачеркни Задание 66.Зачеркни

звездочки. сердечки.


о * о о
о # d о ъ d
о о * d о о
d о о d о
d о о d # *
о о я о
d # о d # о
о о d * о о
о d о о d *
# d о d * о
о # о о
о # d о * d
о о # d о о
* d о о d о

<? О о * о
d -fr <? О d # о
о О d о о
о d о О d *
# # d о о d
о # о о
о # d О # d
о о # d о о
* d О о d о
О # d о d ^
о О * о
d £ о d * о
О о d * о о
О d О О d #

Рис. 6а Рис. 66

Цель: развитие внимания.

Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки (рис. 6а). Время выполнения 2 мин. По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга. Если они нашли незачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку. Педагог должен обязательно похвалить тех детей, которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил незачеркну-тыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что в сле­дующий раз (рис. 66) все выполнят это задание хорошо. При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции пе­дагога.


Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Задание 7а. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.

Рис.7в

Задание 76. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.

         
  @ т, И;:.: >..... '  
  и _  

Рис. 75

Цель: развитие внимания.

Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картинок (рис. 1а и 75) и рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недо­стающие детали.

Ответ: Кактус, хвост, узор на горшочке (рис. Та).

Ответ: Цифра 8, часовая стрелка, маятник (рис. 76).

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru Задание 8а.Заскрась только те фигуры (справа), которые ты видишь на елочке.

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 8я

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. Ы


Задание 86.Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей со сходящимся косоглазием.)

Задание 8в.Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано ля детей с расходящимся косоглазием.)

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 8в

Цели: 1) закрепление умения узнавать геометрические фигуры(звез­ду, круг, треугольник, прямоугольник; 2) развитие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Что ты видишь на картинке слева? (Елку с игрушками, звезду и т.д.)

Назови геометрические фигуры, из которых состоит елка. (Тре­угольники, прямоугольник, круги, звездочка.)

Посмотри внимательно на геометрические фигуры справа. Раскрась только те, из которых состоит елка.

Ответ: Звезда, прямоугольник, круг, треугольник.


Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 9а

Задание 9а.Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки.

Задание 96.Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрел­ки. (Разработано для детей с интеллектуальной недостаточностью.)

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 96

Цель: формирование у ребенка умения находить сенсорные эталоны по образцу.

Дети работают самостоятельно. После выполнения этого задания пе­дагог обязательно должен спросить у ребенка, почему он выбрал тот или иной домик для поросенка (руководствуется тем, что шапочки у поросят и крыши домиков должны быть одинаковы по форме).

wt» .энЧ

Задание 10.Подбери снеговикам головные уборы. В пустых квад­ратиках поставь номера (рис. 10).


Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru



Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru


Рис. 10

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «величина».

Вопросы к ребенку:

Чем отличаются снеговики друг от друга? (Размером, величиной; один больше, другой меньше и т.д.)

Чем отличаются шапочки? (Ответ такой же.)

Как ты думаешь, можно ли надеть самую большую шапочку на само­го маленького снеговика? (Нет, потому что она будет ему велика.)

Наденет ли самый большой снеговик самую маленькую шапочку? (Тоже нет, потому что она ему будет мала.)

Ответ: 3, 1, 2.

ЛП

Задание 11.Соедини похожие фигуры стрелками. Закрась са­мый большой квадрат и самый маленький треугольник (рис. 11).

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 11

Цели: 1) продолжать знакомить детей с понятиями «самый большой», «самый маленький»; 2) закрепить умение узнавать основные геометри­ческие формы; 3) закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги.

Перед выполнением задания можно еще раз повторить правила ори­ентировки на листе бумаги.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на картинке. (Круги, квадраты, треугольники.)

Чем отличаются треугольники? (Размером: один большой — другой маленький.); Аналогично разбирается пара квадратов.

Где находится самый большой квадрат? (В правом верхнем углу.)

Где находится самый маленький треугольник? (В левом нижнем углу.)

После объяснения педагога дети раскрашивают фигуры. Педагог мо­жет усложнить задание, указав цвет, которым дети будут закрашивать.

Задание 12а.Зачеркни лишнее (рис. 12а). Объясни свой выбор.

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 12а

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать такие понятия, как «овощи», «фрукты».

Педагог просит детей назвать то, что они видят на картинке, а затем зачеркнуть лишнее.

Ответ: Лишняя — морковь (так как все остальное — фрукты).

Задание 126.Зачеркни лишнее (рис. 126). Объясни свой выбор.

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 126 Ответ: лишние — бананы (так как все остальное — овощи).

Задание 13.Раскрась лишнее животное (рис. 13).

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Рис. 13

Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать понятия «дикие животные», «домашние животные».

Педагог просит детей назвать животных, которых они видят на кар­тинке, определить среди них лишнее и объяснить, почему они так ре­шили.

Ответ: Лишнее животное — лось (так как все остальные животные домашние).

Задание 14а.Дорисуй в пустых квадратах нужные фигуры (рис. 14а).


Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru

Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников - student2.ru


Рис. 14а

Задание 146.Дорисуй нужную фигуру (рис. 146).

7? * ©
© 7? tt
ъ   ^7

Рис. 145

Цели: 1) развитие мыслительных операций (анализ и синтез); 2) раз­витие внимания.

Вопросы и задания ребенку:

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь в первом ряду. (Сердце, звезда, круг.)

Назови геометрические фигуры, которые ты видишь во втором ряду. (Аналогичный ответ.)

Внимательно посмотри на третий ряд и скажи, какой фигуры не хва­тает в этом ряду? (Круга.)

Задание 15. Вставь нужную картинку (рис. 15). Впустой клеточке напиши номер.

ш

а> ». * *

Рис. 15

Цель: развитие умений сравнивать, находить общее и отличное, ус­танавливать связи между предметами.

Педагог предлагает детям сравнить яблоки, которые расположены по горизонтали (нижнее яблоко можно закрыть).

— Чем отличаются эти яблоки? (Ничем, они одинаковые).

Затем дети сравнивают яблоки, расположенные по вертикали (пра­вое закрывается), выясняют, что они тоже абсолютно одинаковые.

— Какое яблоко из четырех, расположенных внизу и имеющих номе­
ра, мы нарисуем в пустой клеточке (педагог просит назвать номер этого
яблока)?

Ответ: Яблоко под номером 2.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Психологические «заповеди» будущего педагога............................................ 3

Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических

работников к коррекционно-образовательной деятельности . 4

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль

науки и практики....................................................................................... 7

1.2. Основные направления (разделы) специальной психологии .... 11

1.3. Современные представления о нормальном

и отклоняющемся развитии................................................................... 13

1.4. Факторы психического развития человека....................................... 15

1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)............................. 29

1.6. Общие закономерности отклоняющегося развития ....................... 37

Приложение к разделу 1................................................................................ 44

Наши рекомендации